РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Суеверия или народные обычаи?
Комплексная работа с текстом
в старших классах
При подготовке к экзаменам, работая над частью
С ЕГЭ, учителя используют тексты, предложенные в
официально рекомендованных тренировочных
материалах и демонстрационных вариантах. Темы
для сочинений предлагались разные: и
нравственно-патриотические, и
социально-политические, и об отношении к
экологии и искусству, даже философские. Оказалось,
что такое разнообразие тем для сочинений пошло
на пользу ученикам. Многие из тех, кто раньше не
мог понять смысла даже несложного содержания,
тренируясь, пользуясь планом работы с текстом,
научились извлекать нужную информацию и
отвечать на поставленные вопросы.
Однако некоторые этапы работы по-прежнему
представляют трудности для учеников. Это
касается прежде всего примеров, или, точнее,
аргументов, которые должны привести пишущие в
подтверждение своей точки зрения. Здесь детям,
во-первых, не хватает умения обобщить или даже
просто осознать свой личный, имеющийся у каждого
жизненный опыт. А во-вторых, многие теперешние
старшеклассники настолько поверхностно изучают
художественную литературу, что не могут
воспользоваться примерами из нее (хотя, скажем, в
«Войне и мире» Л.Н. Толстого они могли бы
почерпнуть аргументы буквально для любого
тезиса). Видимо, такую работу – привлечение в
качестве примеров (аргументов) фактов из
собственной жизни и использование литературных
реалий и ассоциаций – нужно проводить с
учениками специально, посвящая этому отдельное
время.
Какие тексты лучше использовать для этой цели?
Конечно, фрагменты из художественной литературы,
изучаемой по школьной программе, и, кроме того,
полезны будут тексты с подробным описанием
публицистического или научного стиля. Детям
обычно бывает трудно найти золотую середину: они
либо предаются абстрактным размышлениям, либо
тонут в описании деталей.
Публикуя материал хорошо известного нашим
читателям учителя-методиста Н.М. Рухленко, мы
советуем совместить в работе старшеклассников
выполнение заданий по подробному анализу текста
с самостоятельным исследованием проблемы и
обобщением полученных знаний. Предложим,
например, ученикам после выполнения заданий
ответить в сочинении на такой вопрос: «Чем
отличаются суеверия от народных обычаев?». |
Прочитайте текст и выполните задания.
Говорят, мой дом – моя крепость. Даже если и не
крепость, то самое надежное место. С домом
связана вся жизнь человека. Без дома трудно
представить себе любого из нас. Именно поэтому в
народе с древних времен существует немало
правил, обрядов и поверий, связанных с жилищем.
В старину, прежде чем строить дом, долго и
тщательно выбирали место для него. Чтобы
определить качество грунта, в нескольких местах,
а то и сплошь на землю клали дубовую кору. На
четвертый день кору поднимали и смотрели, что под
нею. Обнаруживали паука или муравья – считали
это место лихим, находили червяков – можно
строить дом.
Прибегали и к гаданию на трех хлебах. Если все
три брошенных из-за пазухи куска лягут на землю
вверх коркой, то место хорошее, если вниз, то надо
искать другое место для постройки.
Приступая к возведению дома, приносили жертву:
под фундаментом оставляли лошадиный череп, затем
резали петуха, который почитался не только как
один из символов плодородия, но и как сила,
отпугивающая злых духов (этот обычай ведет свое
начало еще с языческих времен). Остриженные
волосы и ногти считались достаточной жертвой
домовому, переносимому с собою, когда переходили
из старого дома в новый.
По завершении строительства назначали
новоселье. Этот обряд еще называли входины,
влазины.
Без священника переход во вновь построенный
дом не мыслился. Освящение жилища проводилось
торжественно. Священник читал молитвы «О
жительстве в новом доме» и «О доме, стужаемом от
злых духов». Затем в дом приглашались
родственники и знакомые.
Одним из самых живучих оказался и поныне
сохранившийся обычай первым впускать в дом кота.
В дом старались не входить до тех пор, пока кот не
выберет место и не ляжет. Это место замечали и
впоследствии там ставили колыбель. Может быть,
поэтому и остался в колыбельных образ кота,
прочно связанный со здоровьем ребенка. Как много
колыбельных русский народ посвятил коту! В одной
из них поется:
Приди, котик, ночевать,
Приди Санюшку качать.
Я тебе за то, коту,
За работу заплачу:
Красну шапочку сошью.
Все, приглашенные на новоселье, приходили с
хлебом и солью как символами благополучия и
обилия. Те, кто верил в колдовство, приносили с
собой черного петуха. Когда пиршественный стол
был готов, на него водружали принесенный хлеб и
ставили в солонках соль. Хлеба должно было быть
вдоволь. Пол устилали травой.
Защищая дом от нечистой силы, над окнами и на
дверях вырезали кресты, подвешивали пучки
зверобоя, который, по поверью, отнимает злую силу
у недоброжелателей.
Наиболее почитаемым местом в доме является
красный угол. У него есть и другие названия:
старший, передний, образной, святой. В красном
углу помещали иконы и стол. А.Топорков пишет:
«Стол, стоящий в красном углу, составлял
неотъемлемую принадлежность дома». При продаже
дома стол обязательно передавали новому
владельцу.
Такие свойства стола, как его неподвижность и
неотделимость от жилища, используются в
нескольких обрядах. Так, в некоторых местностях
купленных кур вертели вокруг ножки стола,
приговаривая: «Как стол от избы не отходит, так бы
и вы, куры, от двора не отходили!». Передвижение
стола становилось возможным только при
совершении обряда, например, свадьбы, похорон.
В народе стол уподобляется церковному
престолу. Формулы «стол – это престол» и «стол –
это престол Божий» известны у всех восточных
славян. Широко распространены и предписания типа
«Стол – то же, что в алтаре престол, а потому и
сидеть за столом, и вести себя нужно так, как в
церкви». Не разрешалось помещать на столе
посторонние предметы, так как это – место самого
Бога. У восточных и западных славян на столе
постоянно находился хлеб, что как бы превращало
стол в престол: «Хлеб на стол, так и стол –
престол, а хлеба ни куска, так и стол – доска».
Постоянное пребывание хлеба на столе должно было
обеспечить достаток и благополучие в доме. Не
разрешалось стучать по столу, ибо стол – это
ладонь Бога или Богоматери, протянутая людям. Во
время обеда и ужина крестьяне старались подольше
посидеть за столом, потому что, по их мнению,
сколько за столом просидишь, столько в Царстве
Небесном пробудешь.
Стол, как мы уже отметили, немыслим без хлеба. А
почему, приветствуя гостей, новобрачных,
подносят не просто хлеб, а хлеб и соль? Почему
хлеба-соли желают при трапезе? В чем магическое
значение этих слов для народа? Не случайно ведь и
по сей день бытует слово хлебосольство, то
есть открытое гостеприимство, радушие. Соль,
считали, защищает от злых сил и духов. Если
человек угостился предложенным хлебом-солью –
значит, он не замышляет ничего плохого. Если же
кто-то отказывается отведать хлеба-соли, он тем
самым наносит хозяину большое оскорбление.
И к хлебу-соли, и к столу наши предки всегда
относились с особым почтением, даже, можно
сказать, богобоязненно.
(По И.Панкееву)
1. Подготовьтесь к выразительному чтению
текста. Определите, где нужны логические
ударения, паузы. Выберите нужный тон, темп чтения.
2. Докажите, что это текст, определите его тему,
озаглавьте. Выпишите ключевые слова (или
словосочетания), которые отражают тему текста.
3. Составьте план текста.
4. Определите роль первого предложения.
5. Какие языковые средства используются для
связи между предложениями в этом тексте? Какой
способ связи между предложениями в этом тексте?
6. Объясните лексическое значение слов жертва,
старина, крепость, колыбель, колыбельная,
трапеза, магический.
7. Подберите однокоренные слова к словам дом,
хлеб, соль.
8. Составьте словосочетания, иллюстрирующие
различные лексические значения слова дом.
9. Вспомните фразеологизмы со словом дом.
10. Какие пословицы о доме вы знаете?
11. Найдите в тексте несколько многозначных
слов. Докажите, что эти слова многозначные. В
каких значениях они употреблены?
12. Приведите примеры слов, употребленных в
переносном значении.
13. Подберите синонимы к словам говорят,
старина, лихой, торжественно, достаток.
14. Встречаются ли в тексте фразеологизмы?
Укажите их.
15. Составьте словарные статьи о словах хлеб и
соль (для толкового словаря).
16. Проанализируйте синтаксис и пунктуацию
данного текста.
17. Составьте схемы 3–4 сложных предложений.
18. Какие виды осложнений имеются в данном
тексте?
19. Есть ли в тексте односоставные предложения?
Приведите примеры.
20. Подготовьтесь к словарному диктанту.
Связа_а с домом, существует (не)мало правил,
выб_рали место, в (не)скольких местах, сплош_,
подн_мали, пр(и,е)бегали, броше_ые (из)за пазухи,
пр_ступая к возв_дению, лошади_ый череп, поч_тался
как один из символов, остриже_ые ногти, свяще_ик,
родстве_ики, (не)выб_рет, (в)последстви_ там
ставили, ч_рного петуха, уст_лали травой,
пр_глаш_нные на нов_селье, защ_щая дом от
(не)чистой силы, подвеш_вали пучки зверобоя,
(не)отъемл_мая принадлежность, в (не)которых
мес_ностях, купле_ых кур, посторо_ие пр_дметы,
пр(и,е)вращать, постоя_ое пр_бывание хлеба на
столе, прос_дишь за столом, пр_ветствуя гостей,
гостепр_имство, (не)замышляет (н_)чего плохого,
кто(то) отказ_вается, большое оск_рбление,
относились (бого)боязне_о.
21. Произведите следующие разборы:
лексический – дом, крепость (1-е
предложение);
фонетический – жизнь, существует;
словообразовательный – новоселье, освящение,
новобрачных;
морфемный – поверий, приступая, возведению,
сохранившийся, плодородие, богобоязненно,
оскорбление;
синтаксический – см. выделенное предложение;
морфологический – отпугивающая, времен.
22. Ответьте (устно) на следующие вопросы:
а) Как в старину выбирали место для
строительства дома?
б) С какой целью, когда начинали строить дом,
резали петуха?
в) Как в народе называли новоселье?
г) Почему первым в дом впускали кота?
д) Что и почему приносили на новоселье
приглашенные?
е) С какой целью в доме подвешивали пучки
зверобоя?
ж) Какие названия существуют в народе для
красного угла? Что вы о нем узнали из текста?
з) Что нового из текста вы узнали о столе?
и) Какие запреты у русского народа были связаны
со столом?
к) Почему, приветствуя гостей, подносят не
просто хлеб, а хлеб-соль?
23. Подробно перескажите текст.
24. Вспомните колыбельные песни про кота.
25. Напишите сочинение-миниатюру «Мой
дом – моя крепость».
26. Побеседуйте со старожилами села, запишите
приметы, связанные с домом.
Н.М. РУХЛЕНКО,
г.Белгород |