ЯЗЫК И ОБЩЕСТВО
Открытка в контексте
повседневной культуры
Феномен
повседневности не может быть описан полно и
изучен исчерпывающе без учета малого по
размерам, но не по своему значению текста, каким
является открытка, в последнее время все
более привлекающая внимание не только страстных
собирателей – филокартистов, но и
исследователей современной массовой культуры
семиотики коммуникации.
История открытки убеждает в том, что,
изобретенная для экономности почтовых
сообщений, она очень скоро усложняет свою
семиотическую природу, обретя наряду со
словесной стороной визуальную, и оказывается на
перекрестке самых актуальных тенденций
искусства рубежа веков, политики и идеологии (это
убедительно показано для социокультурных
ситуаций довоенной Польши и Советского Союза
после Отечественной войны).
Эволюция открытки как формы письменной
коммуникации определяется не только
возможностями техники (печать, фотография,
тиражирование), но и направлениями, в которых
развиваются элитарная эстетика, поэтическое
творчество, эпистолярная культура и языковой
вкус эпохи. История открытки позволяет увидеть и
то, как утонченная эстетика модернизма,
тиражируясь, превращается в китч и оказывается в
одном ряду с другими предметами «мещанского
быта», как, например, фарфоровые слоники или
лебеди на ковриках. Китчевость открытки
зафиксирована в русском языке семантикой
прилагательного открыточный, которое
толкуется в словарях как «подчеркнуто красивый,
избитый, трафаретный, слащаво-приторный» и
иллюстрируется примерами типа «он был красив той
открыточной красотой, что нравится большинству
женщин».
Культура
открытки оказывается связанной с праздничной
культурой, культурой путешествий, культурой
чувств и другими составляющими культуры
повседневности, а также идеологией, определяющей
политическую культуру общества. Все это делает
открытку важным историческим свидетельством,
как только между ее получением и изучением
возникает ощутимая историческая дистанция.
Сегодня такими историческими свидетельствами
становятся советские открытки (так, в январе
2005 г. в Детском музейном центре Великого
Новгорода открылась выставка «Три щита»,
посвященная русской воинской славе, самые
многочисленные ее экспонаты – открытки из
собрания Детского музея открытки в Гатчине,
руководитель – В.П. Третьяков). Существование
школьного музея открытки представляется фактом
весьма показательным и отрадным.
Жанровый репертуар открытки соотносим с
репертуаром жанров обыденного общения, но не
повторяет его полностью, а отбирает наиболее
значимые, подлежащие письменной «открыточной»
фиксации. Основные жанры, освоенные открыткой, –
напоминание, приветствие, поздравление,
сообщение об интересном факте. Отсюда
разновидности открыток: видовая для приветов
из своего города или путешествия; поздравительная
со своим набором праздников; просветительская,
воспроизводящая произведения искусства, а
также изображения, связанные с историческими
событиями, предметами и персонами. В последние
годы открытка осваивает пространства бытового
юмора, соотносясь с жанром шутки, часто
оказываясь на грани вульгарности (открытка-прикол).
Отбор жанров для открытки специфичен для
страны и эпохи. Так, в современной польской
повседневной культуре есть открытки для благодарности
и извинения, у нас же если кто и захочет
поблагодарить или извиниться с помощью открытки,
то ему придется поискать какую-то нейтральную,
без специальной надписи. Иначе говоря,
использовать открытку для выражения
благодарности или извинения – индивидуальный
речевой поступок.
Современная открытка отошла почти от всех
заданных ей почтовым союзом свойств –
открытости и стандартного размера,
разграниченности визуального и вербального
начал по разным сторонам листа, но сохранила одно
качество – миниатюризации: она представляет
собой эпистолу в миниатюре, живописное полотно в
миниатюре, плакат в миниатюре, город в миниатюре.
Именно это ее качество делает открытку
артефактом и культурным фактом личной сферы
человека, интимного пространства его общения с
другими и большой культурой. Наибольшую
выразительность и ценность в этом отношении
приобретают открытки, не тиражированные, а
приготовленные отправителем для единственного
адресата в одном экземпляре. Но и отпечатанная
открытка несет в себе печать единственности,
поскольку отправитель выбирает ее из множества,
думая об адресате, и создает собственноручно
текст, предназначенный только адресату.
Возможно, именно это свойство «выводит»
открыточную коммуникацию в поэтический текст,
что иллюстрируют стихотворения И.Бродского
«Открытка из города К.», «Открытка из Лиссабона»
и «Ниоткуда с любовью», которые были
проанализированы в этом аспекте.
Симптоматично, что открытка как вид послания
очень быстро появилась и в Интернете.
Современные технологии позволяют к ее словесной
и визуальной сторонам прибавить звуковую, а
изображение заставить двигаться (открыточная
анимация?). Выходит, открытка как форма общения
«переросла» рамки почты и вошла в современную
коммуникативную культуру, что делает ее
рассмотрение актуальным не только в
ретроспективе, но и в перспективе изучения
культуры повседневности.
Т.В. ШМЕЛЕВА,
г. Новгород |