МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
9-й класс
Анализ стилистической структуры
и средств выразительности
публицистического текста
Прочитайте внимательно текст и выполните
задания после него.
Что такое культура? Зачем она нужна? Что такое
культура как система ценностей? Какова цель того
широкого образования, которое всегда было у нас в
традиции? Ведь ни для кого не секрет, что наша
система образования при всех пороках одна из
лучших, если не лучшая в мире.
Я все время повторяю, что феномен «русских
мозгов» не этнобиологический, что своим
существованием он обязан еще и вот этой широкой
гуманитарной основе нашего образования,
повторяю знаменитые слова Эйнштейна, что
Достоевский дает ему больше, чем математика.
Недавно кто-то – не помню кто – сказал: не будь
у нас преподавания литературы, не было бы ни
ракет, ни Королева, ни многого другого.
Я убежден, что русская литература, русская
культура поддержали нас в войну: «Жди меня»
Симонова, «В землянке» Суркова, тот же «Теркин…».
А Седьмая симфония Шостаковича – она же помогла
выстоять Ленинграду!
(В.Непомнящий)
(130 слов)
А1. Определите тему и стиль текста. Свое мнение
обоснуйте.
А2. Объясните расстановку знаков препинания во
втором абзаце.
А3. Какие стилистические конструкции
преимущественно использованы в тексте?
А4. Приведите примеры общественно-политической
лексики. Для чего ее использует автор?
А5. Приведите примеры эмоциональной,
экспрессивной и оценочной лексики. Для чего ее
использует автор?
А6. Укажите предложения, в которых однородные
члены выполняют функцию изобразительных
средств.
А7. Каково значение слова гуманитарная
(предложение 6)?
а) Человеческая; б) человечная; в) обращенная к
человеческой личности; г) относящаяся к изучению
культуры и истории народов.
А8. Из предложений первого абзаца выпишите
слово, имеющее значение «обычай, установившийся
порядок в поведении и быту».
А9. В каких предложениях выражается авторская
позиция?
А10. К одной ли части речи относится слово что
в 1-м и в 5-м предложениях? Укажите часть речи.
А11. Укажите номер предложения с однородным
подчинением придаточных.
А12. Из второго абзаца выпишите все местоимения
и укажите их разряд.
А13. Напишите рассуждение по данному тексту.
Н.А. ЗАЙЦЕВА,
пос. Жуково,
Смоленская обл. |