Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №12/2008

ОЛИМПИАДА

 

XVIII РОССИЙСКАЯ
ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

(г. Кисловодск, 2008 г.)

9-й класс

I ТУР

ЧАСТЬ 1

1. Что имел в виду известный лингвист Р.Ф. Брандт (1853–1920), когда писал: «Образуйте от множины леса' однинный творительный»? Выполните это задание языковеда. Аргументируйте свой ответ.

Ответ.

Должна быть образована форма ле'сом, а не лесо'й.

Пара терминов множина и восстанавливаемое по аналогии однина означают ‘множественное число’ и ‘единственное число’. Относительные прилагательные, образованные от них при помощи стандартного суффикса -н-, множинный и однинный означают ‘относящийся к множественному числу’ и ‘относящийся к единственному числу’.

Понимание термина множина позволяет снять совпадение форм разных слов, правильно выбрать грамматическое значение формы леса' – им. пад. мн. ч., а не им. пад. ед. ч. Это позволяет далее правильно понять лексическое значение формы леса' – мн. ч. от лес, а не единственное число со значением ‘леска удочки’. На последнем шаге выполняется грамматическое задание, ответ на которое – твор. пад. ед. ч. лесом (а не лесо'й).

Оценка.

За правильный выбор формы лесом – 1 балл.

За объяснение значения и способа образования пар множина – однина, множинный – однинный – 3 балла.

За указание на совпадение форм разных слов: леса – это не ед. ч. ‘леска удочки’, а мн. ч. от лес – 3 балла.

Итого – 7 баллов.

2. Исправьте орфографические ошибки в тех словах, в которых они допущены. Объясните, какими причинами обусловлены неверные написания.

Слово Исправленный вариант Комментарий
спортакиада    
друшлаг    
грейпфрукт    
проволка    
нервопатолог    
полувер    
подшибник    
компрометировать    

Ответ.

спортакиада спартакиада Неверная ассоциация со словом спорт; ложная этимология, неверное проверочное слово
друшлаг дуршлаг Перестановка букв в целях облегчения произношения
грейпфрукт грейпфрут Неверная ассоциация со словом фрукт, утрата согласного из группы
проволка проволока Редукция и выпадение заударного неконечного гласного
нервопатолог невропатолог Перестановка согласных, неверная ассоциация со словом нерв, ложная этимология
полувер пуловер Перестановка гласных, неверная ассоциация с русским формантом полу-
подшибник подшипник Потеря связи с мотивирующим шип, ложная ассоциация с корнем -шиб-
компрометировать компрометировать Записано верно

Оценка.

За правильное написание слова – по 1 баллу (по 0,5 балла за каждое правильное написание слова и по 0,5 балла – за комментарий).

Итого – 8 баллов.

3. «Переведите» с диалектного на русский литературный язык слова: капость, намастырь, намысто, берда, лопено. Объясните, чем отличается диалектное слово от его литературного эквивалента.

Ответ.

В русских диалектах наблюдается искажение исконной формы слова вследствие перестановки звуков: ведмедь вместо медведь, камлык вместо калмык и т.п. Капость – пакость, намастырь – монастырь, намысто – монисто, берда – бедро, лопено – полено.

Оценка.

За каждое правильно установленное соответствие – по 1 баллу (всего 5 баллов). За формулировку фонетической закономерности (перестановка звуков в слове) – 1 балл.

Дополнительные наблюдения морфологических особенностей (род слова берда) – 1 балл.

Дополнительные наблюдения фонетических особенностей (аканье, отвередение согласных) – 1 балл.

Итого – 8 баллов.

4. Произведите морфемный анализ слова изощрённый с современной и исторической точек зрения. Мотивируйте свой ответ.

Ответ.

а) Изощр-ённ-ый;

б) из-ощр-ённ-ый; корень -ощр- связан чередованием с корнем остр-; изощрённый – прич. от гл. изострить.

Оценка.

За синхронный морфемный анализ – 2 балла.

За диахронный морфемный анализ – 3 балла (при наличии полного комментария).

Дополнительный 1 балл за комментарий к историческому чередованию -щр-//-стр-.

Итого – 6 баллов.

5. Что общего и различного в словах перебранка и самобранка?

Ответ.

Общими являются морфологические признаки: оба слова – 1) существительные, 2) ж.р., 3) ед. ч., 4) и.п.

Различными являются словообразовательные признаки:

слово перебранка образовано префиксально-суффиксальным способом от глагола бранить(ся): пере-бран-к-а; ср.: брань, оборона (возможен другой вариант ответа: суффиксальный способ при производящем глаголе перебраниваться);

слово самобранка образовано способом сложения основ с суффиксацией: сам-о-бр-а-н-к-а; ср. брать – беру – собирать, убран, собран.

Дополнительный балл, если будет указано древнее специальное значение слова брать ‘работать узорную ткань, вышивать’, откуда выражение браная скатерь ‘узорная скатерть’ и слово брань ‘узорная ткань’.

Оценка.

За указание общих морфологических признаков (1) существительные, 2) ж.р., 3) ед. ч., 4) и.п.) – 1 балл.

За указание различий:

в лексическом значении (дефиниция, ограниченность сочетаемости, абстрактное – конкретное) – 2 балла;

в словообразовании – 2 балла (по 1 баллу за полный словообразовательный анализ каждого слова).

Дополнительный 1 балл за указание на различие в значении суффикса -к(а).

Дополнительные 3 балла за указание на древнее значение глагола брать – ‘ткать’.

Итого – 9 баллов.

6. А. Вставьте пропущенные буквы в словах и объясните правописание следующих слов.

Слово Комментарий
руба_ка  
упря_ка  
бродя_ка  
дворня_ка  
фура_ка  
деревя_ка  
морда_ка  
коня_ка  

Б. Написание следующих слов еще не устоялось в русском языке. Объясните, какую букву нужно писать в этих словах, по вашему мнению.

скромня_ка  
стройня_ка  
симпатя_ка  

Ответ.

 

Слово

Комментарий

рубаш-к-а рубах-а + -к(а) х//ш; истор.: рубаха от рубить + -ах(а)
у-пряж-к-а у-пряжь + -к(а); ср.: за-пряг-а-ть ж//г
брод-яж-к-а брод-яг-а + к(а) брод-ить + -яг(а)
двор-н-яж-к-а
(А.Н. Тихонов)
двор-н-яг-а + -к(а) двор-н-я двор
(А.Н. Тихонов)
фураж-к-а фр. fourrage «корм для животных»; букв.: «головной убор, который надевается при заготовке фуража»; можно проверить этимологически родственными словами фураж, фуражный
дерев-яшк-а дерев-о + -яшк(а)
морд-ашк-а морд-а + -ашк(а)
кон-яшк-а конь + -яшк(а)

 

Слово Комментарий
скромн-яшк-а скромн-ый + -яшк(а)
стройн-яшк-а стройн-ый + -яшк(а)
симпат-яшк-а симпат-(и)я + -яшк(а)

В этих словах следует писать букву ш, т.к. этот согласный входит в состав суффикса -ашк- (ср. коняшка, деревяшка), а не -аг-/-аж- (ср. бродяга бродяжка).

Оценка.

За правильное написание каждого слова из списка А – по 0,5 балла (в сумме – 4 балла), за каждое слово из списка Б – 2 балла (6 баллов).

Итого – 10 баллов.

7. По сообщению историка С.М. Соловьева, в 1705 г. инспектор Московской ратуши Курбатов получил следующее поручение:

Что обозначает выделенное слово в данном фрагменте? Какие еще значения этого слова вы знаете? Как образовано это слово?

Ответ.

Слово околичности употреблено здесь в прямом значении ‘окрестности’. Это значение фиксируется в Сл. РЯ XVIII века. Правда, уже в XVIII в. оно стало редким и периферийным, поскольку существует много разнообразных синонимов (окрестности, округа, соседство и др.). Прямое пространственное значение мотивирует производное значение ‘не прямой, кружной путь’ (Сл. РЯ XVIII в.), образовавшееся путем метонимического переноса. Оно, в свою очередь, дает метафорический перенос ‘подробность, деталь, сопутствующее обстоятельство какого-л. дела’ с оттенком ‘косвенное указание, намек на кого-, что-л., иносказание’ (Сл. РЯ XVIII в.). Именно эти метафорические употребления прочно закрепились в современной речи.

Особенно ярко переносное метафорическое значение чувствуется в устойчивом выражении «без околичностей» – ‘прямо, без обиняков’ (говорить). Свободное употребление существительного ныне является редкостью: «Устар. То, что в речи, рассказе является отклонением от сути дела, не раскрывает прямо или скрывает суть дела (ненужные подробности, косвенные, сторонние намеки и т.п.)» (МАС-1). Тем не менее в хорошей литературе находится множество контекстов (удивиться таким околичностям – у С.Аксакова, со множеством околичностей – у И.Гончарова и др. (по МАС-1). В XVIII в. это слово употреблялось и в расширительном значении ‘обстоятельство, событие, факт’ (Сл. РЯ XVIII в.).

Оценка.

За определение правильного значения слова околичности по контексту – 2 балла.

За указание на выражение без околичностей, его характеристику – 3 балла.

За словообразовательный комментарий к слову околичности – 3 балла.

Итого – 8 баллов.

8. Какая реалия растительного мира в русских народных говорах названа каждой группой синонимов? Мотивируйте свой ответ.

а) Поганица, пустушка, дурняшка, собачьи губы, поганые губы;

б) пустодуй, вшивик, проходная трава;

в) путик, топтун, гармошка, тропинник;

г) пороховица, порховка, пылевик.

Ответ.

а) Несъедобный гриб (поганка);

б) одуванчик;

в) подорожник;

г) гриб-дождевик.

Оценка.

За определение правильного значения каждого ряда слов – 2 балла (1 балл – название, 1 балл – обоснование и объяснение).

Итого – 8 баллов.

9. В отрывке из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Осень» расставьте запятые всеми возможными способами. Объясните каждый из вариантов.

Листья в поле пожелтели
И кружатся и летят
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.

Ответ.

1. Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят,
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.

(Вариант М.Лермонтова)

2. Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят,
Лишь в бору, поникши, ели
Зелень мрачную хранят.

В первом случае поникши – усеченное прилагательное, происходящее от причастия поникший.

Во втором случае обособлено одиночное деепричастие поникши.

Оценка.

За правильную расстановку запятых в первых двух строчках – 1 балл.

За указание каждого (из двух) правильного варианта расстановки запятых и объяснения – по 1 баллу (всего – 2 балла).

Дополнительные 2 балла за обоснование второго варианта и определение краткой (усеченной) формы прилагательного – 2 балла.

Итого – 5 баллов.

10. Назовите падежи, с которыми употребляется предлог по. Какими членами предложения могут быть эти предложно-падежные сочетания, какие оттенки грамматического значения они могут передавать? Покажите на примерах.

Ответ.

Дательный – в знач. дополнения (скучать по дому); дополнения и определения (тоска по детям); обстоятельства причины (явиться по вызову), цели (вызов по делу), меры (совпадать по параметрам, взяли по яблоку), времени (не спать по ночам), места (идти по дороге); обстоятельства и определения (движение по дороге); определения (ателье по прокату); сказуемого (движение – по расписанию); подлежащего (всем досталось по шоколадке).

Винительный – в знач. дополнения и обстоятельства цели (идти по ягоды); определения, дополнения и обстоятельства цели (походы по грибы); обстоятельства времени (действителен по январь), меры (по колено); сказуемого (грязь – по колено).

Предложный – в знач. дополнения (скучать по сыне); дополнения и определения (тоска по родине – так по АГ-80, по МАС-1 тосковать по + д.п., следовательно, и тоска по кому, а не по ком, хотя ср. почем фунт лиха: видимо, в этих конструкциях происходит переосмысление пр. падежа в дат.); обстоятельства времени (напишу по приезде); сказуемого (тоска – по родине).

Оценка.

За правильное указание на три падежа – по 1 баллу (всего 3 балла).

За указание для каждого падежа отдельно типичных членов предложения (4 балла за разные виды обстоятельств, 2 балла за виды дополнений).

Дополнительные 2 балла за обоснование второго варианта и определение краткой (усеченной) формы прилагательного – 2 балла.

За иллюстративные примеры – 2 балла.

Итого – 11 баллов.

9-й класс

II ТУР

ЧАСТЬ 2

1. Переведите фрагмент древнерусского текста и сделайте лексический комментарий к выделенным словам. Определите падеж слова конь во всех четырех случаях его употребления. Попробуйте объяснить, почему в древнерусском тексте везде представлена одна и та же форма.

2. Сравните ряды новых иноязычных слов, представленных в современных толковых словарях актуальной русской лексики:

а) CD (от англ. Compact Disk), CD-диск, СД, СД-диск (все слова обозначают компакт-диск);

б) CD-ROM (от англ. CD и ROM – REAL ONLY MEMORY), сидиром, сидишник (все слова обозначают компакт-диск, допускающий только чтение записанной на него информации).

Какой из указанных рядов в большей мере соответствует действующим в русском языке закономерностям освоения новых иноязычных слов? Чем можно объяснить некоторые отступления от таких закономерностей? Свой ответ обоснуйте, используя другие примеры вхождения в русский язык новых иноязычных слов.

10-й класс

I ТУР

ЧАСТЬ 1

1. В данной таблице некоторые слова записаны неверно. Запишите их в исправленном виде. Какие из данных в таблице слов являются заимствованными?

Слово Исправленный
вариант
Заимствованное
или нет
протвень    
друшлак    
варежка    
грейфрукт    
проволка    
невропатолог    
полувер    
дерматин    
битон    
компрометировать    

Ответ.

Слово Исправленный вариант Заимствованное или нет
протвень противень От нем. Bratpfanne
друшлак дуршлаг Нем. durchschlagen
варежка варежка  
грейфрукт грейпфрут Англ. grape + fruit
проволка проволока  
невропатолог невропатолог Гр. neuron жила, нерв и гр. pathos страдание, logos слово
полувер пуловер Англ. pull over
дерматин дерматин Гр. derma (dermatos) кожа, греч. dermatinos – кожаный
битон бетон, бидон От нем. Beton или фр. be' ton, от фр. bidon
компрометировать компрометировать Фр. compromettre

Оценка.

За каждый правильный ответ – по 0,5 балла. Итого – 10 баллов.

2. В известной песне Вадима Козина «Магаданские бульвары» есть такие слова:

Вы слышали, конечно, Ив Монтана
«Парижские бульвары», гимн любви,
А я влюблен в бульвары Магадана
И, может быть, сильней, чем он в свои...
Эх, если я когда-нибудь увижу
Булонский лес, Монмартр и Нотр-Дам,
Большой привет рабочему Парижу
Я от бульваров наших передам.

Как произносится сочетание тр в выделенных словах? Чем, кроме стихотворного размера, обусловлено такое произношение? Какое из данных слов и при каком условии обычно произносится иначе?

Ответ.

В русском языке сонорные согласные (чаще всего плавные [р] и [л]) в определенных позициях могут образовывать слог (обычно за счет вставки редуцированного гласного перед соответствующим сонорным). Образование такого слога возможно в том случае, если сонорный находится между согласными (сентябрьский) или после согласного перед паузой (рубль, метр и т.п.). Гораздо реже в этих позициях наблюдается произношение без дополнительного слога; в таком случае сонорный согласный оглушается и становится шумным (песнь). В тех позициях, где оглушение сонорного невозможно (например, перед звонким согласным), образование дополнительного слога обязательно (метрдотель, джентльмен).

1) В слове Нотр-Дам сочетание тр образует дополнительный слог, так как сонорный [р] находится в окружении согласных, второй из которых звонкий; а в слове Монмартр дополнительный слог не образуется, так как после [р] находится гласный [ы], произносящийся на месте буквы и следующего слова.

2) В изолированном произнесении в слове Монмартр обычно образуется дополнительный слог.

Оценка.

1) 3 балла за правильный ответ, 4 балла за объяснение;

2) 1 балл;

Итого – 8 баллов.

3. Сделайте морфемный анализ выделенных слов и определите их значение во фрагменте из русского духовного стиха:

Кто будет кривдой жить,
Тот отчаянный от Бога,
А кто будет правдой жить,
Тот причаянный ко Господу.

Ответ.

1. От-чаj-а-нн-ый, при-чаj-а-нн-ый. Слова отчаянный, причаянный имеют корень -чаj- со значением ‘ждать, желать’; ср.: нечаянный ‘неожиданный’.

2. По происхождению эти слова являются страдательными причастиями, следовательно, в словосочетании отчаянный от Бога слово отчаянный значит ‘нежеланный, неугодный’, ‘отвергнутый’; в словосочетании причаянный ко Господу слово причаянный значит ‘желанный, угодный’.

Оценка.

1. 2 балла (по 1 баллу за каждый правильный морфемный разбор);

2. 3 балла; 1 балл добавляется за глубину ответа.

Итого – 6 баллов.

4. Имена собственные в лингвистике называются онимами. Определите значение данных терминов; приведите родственные им слова и соответствующие примеры.

Слово Значение Родственные
слова
Примеры онимов
хрононимы      
ойконимы      
урбанонимы      
агионимы      
кинонимы      

Ответ:

Хрононимы [< гр. chronos время] – имена собственные точек и отрезков времени (календарных дат, периодов, эпох и др.).

Однокоренные слова: хронограф, хроника, хронометр, хронический.

Примеры: мезозойская эра, Ренессанс, Петровская эпоха, Серебряный век, Новый год, Покров, Великий пост, Святки, День независимости.

 

Ойконимы [< гр. oikeo населяю; oikos жилище] – имена собственные населенных мест (городов, сел, деревень), разновидность топонимов.

Однокоренные слова: ойкумена (экумена).

Примеры: город Москва, поселок Советский, село Покровское, деревня Уткино.

 

Урбанонимы [< лат. urbanus городской] – имена собственные городских объектов (улиц, площадей, скверов, городских микрорайонов, памятников и достопримечательностей).

Однокоренные слова: урбанизм, урбанистический, урбанизация.

Примеры: пр-т Мира, ул. Северная, Арбат, ВДНХ, Парк Победы, памятник Пушкину, Софийская горка, Каменный мост, Дом купца Самарина.

 

Агионимы [< гр. hagios святой] – имена святых, почитаемых Церковью.

Однокоренные слова: агиография, агиографический.

Примеры: святой преподобный Сергий Радонежский, святой чудотворец Николай Мирликийский, Николай Чудотворец, Илья-пророк, Георгий Победоносец и др.

 

Кинонимы [< гр. kyon (kinos) собака] – клички собак.

Однокоренные слова: кинология, кинолог.

Примеры: Полкан, Моська, Трезор, Барбос, Дружок и др.

 

Комментарии.

Задание проверяет словарный запас, знание книжной лексики иноязычного происхождения, умение строить лингвистические аналогии, подбирать примеры языковых единиц, соответствующих заданному условию. Его выполнение не требует знакомства с узкоспециальной лингвистической терминологией.

Предложенные в задании термины применяются в такой области языкознания, как ономастика [< onomastike techne – искусство давать имена] . Становление ономастики как самостоятельной научной дисциплины сопровождалось активным терминотворчеством, которое нередко опережало потребности самой науки, делая терминосистему непоследовательной, иногда избыточной. В русской ономастике пик терминотворчества пришелся на 70–80-е годы ХХ века. Однако в широкое научное употребление вошли только специальные слова, называющие основные разряды имен собственных (антропонимы, зоонимы, топонимы, гидронимы, микротопонимы, астронимы, хрононимы, фитонимы и др.). Большинство же новых терминов имеет ограниченную сферу применения: агоронимы (названия площадей и земельных участков), хоронимы (имена объектов ландшафта, гор, холмов, низин, оврагов), дримонимы (имена лесных массивов), дромонимы (имена дорог, путей сообщения), хрематонимы (имена артефактов), эргонимы (имена предприятий, организаций, учреждений, магазинов и т.п.), теонимы (имена богов), экклезионимы (имена храмов), товаронимы (названия торговых марок, товарные знаки), документонимы (имена документов, актов, законов), фалеронимы (имена орденов, медалей, знаков отличия), различные названия вымышленных объектов (мифонимы, демононимы, гипотезионимы, фиктонимы) и т.д. (А.В. Суперанская. Общая теория имени собственного). В основном это исследования, решающие частные вопросы ономастики. Термины отражают классификацию имен собственных по типу называемого объекта. Стихийное развитие ономастики привело к тому, что для одних имен объектов закрепились специальные обозначения (например, внутри гидронимов выделились лимнонимы ‘названия озер’, внутри зоонимовкинонимы ‘клички собак’, гиппонимы ‘клички лошадей’), а для других – нет. Предпринимались попытки восполнить лакуны терминосистемы (Н.В. Подольская. Словарь русской ономастической терминологии), предлагались созданные по одной модели новые термины (пелагонимы – имена морей, гелонимы – имена болот, потамонимы – имена рек, спелеонимы – имена подземных рек, астионимы – имена городов, хорионимы – имена сельских поселений и др.), многие из которых так и не стали употребительными.

Включенные в задание слова в полной мере соответствуют характеристике научных терминов, дававшейся в русской философии языка: «слова, созданные по аптекарскому рецепту» и противостоящие собственно именам. Для правильного выполнения задания следует раскрыть этот общий «рецепт».

Все рассматриваемые термины построены по одной модели. Они образованы путем композиции греческих и латинских корней. Вторая, общая для всех терминов, часть (гр. onyma имя) относит слова к названиям имен собственных. Первая часть называет или характеризует тип объекта.

Наиболее прозрачную этимологию имеет термин хрононим, он и должен послужить ключом к разгадке этих слов.

Оценка.

За каждый правильный ответ – по 0,5 балла; 0,5 балла добавляется за глубину ответа.

Итого – 8 баллов.

5. 1) Напишите, какому современному термину соответствуют слова из «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля: однословы, сословы, тождесловы, одноречия, равноречия.

2) Приведите современные тождесловы к предлагавшимся В.И. Далем «коренным русским словам»:

а) пиши мне по насылке nickname@mail.ru;

б) мироколица расстилается по всей земле, окружая ее;

в) купец на покое живет настами, ростами с истинника своего.

Ответ.

1) Все эти слова соответствуют современному термину синонимы.

2) Современные тождесловы (синонимы) к предлагавшимся В.И. Далем «коренным русским словам»:
а) насылка – адрес, б) мироколица – атмосфера, в) насто – процент, истинник – капитал. Значение определяется по контексту.

Оценка.

1. 1 балл; 2. 4 балла; 2 балла добавляется за глубину ответа.

Итого – 7 баллов.

6. Найдите словосочетания, в которых прилагательные темный и светлый употребляются как антонимы. Отдельно выпишите сочетания, не входящие в пары.

Темные глаза, темная полоса жизни, темный смысл, темное население, темные делишки, светлые волосы, светлый ум, светлое будущее, светлая личность, светлый месяц, светлый ручей.

Ответ.

1. Темные глаза (‘по цвету близкие черному, не светлые’) – светлые волосы (‘не темного цвета’).

2. Темная полоса жизни (‘тяжелая, мрачная, безрадостная’) – светлое будущее (‘радостное, ничем не омраченное, счастливое’).

3. Темный смысл (‘неясный, смутный, непонятный’) – светлый ум (‘ясный, логичный’).

4. Темные делишки (‘непорядочные, неблаговидные, сомнительные, низкие’) – светлая личность (‘обладающая высокими моральными качествами, благородная, возвышенная’).

Вне антонимических пар:

светлый месяц (‘излучающий яркий свет’; антоним тусклый);

темное население (‘необразованное, невежественное’; антонимы образованный, просвещенный, культурный);

светлый ручей (‘прозрачный, чистый’; антоним мутный).

Комментарии.

Задание проверяет языковое чутье и навыки работы с многозначными словами. Участникам олимпиады предлагается сопоставить переносные употребления многозначных прилагательных темный и светлый, обозначающих различные качественные характеристики предметов, связанные с концептами «свет» и «тьма».

Для решения поставленной задачи следует отталкиваться прежде всего от значения прилагательного, а не словосочетания в целом. Поэтому сознательно для анализа предлагаются не противоположные по смыслу словосочетания, а контексты, в которых прилагательные темный, светлый выражают противоположные значения.

Выполнение задания затрудняет фразеологическая связанность отдельных значений (темный смысл, светлое будущее – при ненормативности сочетаний светлый смысл, темное будущее). Для сопоставления подобраны словосочетания, демонстрирующие значения средствами минимального контекста. Не все возможные сочетания удовлетворяют этому условию, например, в разных контекстах сочетание темный человек может реализовать значения: ‘смуглый’, ‘невежественный’, ‘подозрительный, вызывающий недоверие’, ‘ничем не знаменитый, безвестный’, ‘слепой, незрячий’ и др.; темная мысль ‘мрачная, безрадостная, печальная’, ‘неясно осознаваемая, смутная’, ‘непорядочная’ и др.

Оценка.

За каждый правильный ответ – 1 балл. 2 балла добавляется за глубину ответа.

Итого – 9 баллов.

7. В чем заключается смысловое различие между двумя употреблениями церковнославянского глагола пожрети в следующих контекстах?

Ответ.

1. В первом случае глагол пожрети употреблен в значении ‘приносить в жертву’: Наши чувст ва чистыми представим Христу и, как Его друзья, ради Него принесем в жертву души наши. Ср. слова жрец, жертва.

2. Во втором случае глагол пожрети употреблен в значении ‘поглотить’.

Оценка.

1. 4 балла; 2. 2 балла.

Итого – 6 баллов.

8. Какая грамматическая особенность наблюдается в предложении Ляле и Ване читают Жюль Верна (К.Чуковский)? Опишите данное речевое явление и объясните его причины. Найдите такое же явление в тексте задания № 2.

Ответ.

У существительных, обозначающих иноязычные имя и фамилию, может утрачиваться словоизменение у первого компонента (у имени). Такое явление чаще всего наблюдается, если оба слова в исходной форме односложные; тогда имя и фамилия воспринимаются как единое слово и первое слово теряет флексию.

Оценка.

За первую часть ответа – 4 балла; за вторую – 2 балла.

Итого – 6 баллов.

9. Может ли слово полтора сочетаться с существительным сутки? Дайте мотивированный ответ.

Ответ.

Слово полтора в и.п. управляет формой р.п. ед. ч. существительного, но существительное сутки формы ед. ч. не имеет, однако семантических ограничений сочетаемости этих двух слов нет. В косвенных падежах не существует формальных ограничений: полутора суток, полутора суткам и пр. В и.п. противоречие разрешается употреблением описательного оборота около полутора суток, или 36 часов.

Ответ.

За первую часть ответа – 4 балла; за вторую – 2 балла.

Итого – 6 баллов.

10. Определите способы образования слов:

Пиарщик, супердержава, интернет-магазин, отсканировать, мобильник, исходящие (о телефонных звонках).

Ответ.

Пиарщик – суффиксальный;

супердержава – префиксальный;

интернет-магазин – способ сложения (образовано составное слово);

отсканировать – префиксальный;

мобильник – суффиксальный способ и способ универбации (стяжение словосочетания в одно слово);

исходящие – субстантивация.

Оценка.

За каждый правильный ответ – 1 балл; 2 балла добавляется за глубину ответа.

11. Определите грамматическое своеобразие диалектной конструкции в предложении:

Ле'тось у их было поже'ненось, а топе'рь уже гляжу – и разойдёнось...

Ответ.

Первая особенность оборота состоит в том, что субъект действия обязательно выражается здесь предложно-падежной формой «у + р.п.» – у их. Вторая особенность этой конструкции заключается в том, что страдательное причастие образуется здесь от непереходного глагола, поэтому, по сути, здесь имеет место не страдательный, а действительный залог.

Оценка.

За 1-ю часть ответа – 3 балла; за 2-ю – 5 баллов.

Итого – 8 баллов.

ЧАСТЬ 2

1. Переведите фрагмент древнерусского текста и сделайте лексический комментарий к выделенным словам.

2. Напишите небольшое сочинение на одну из двух предложенных тем.

А. Как вы понимаете высказывание К.П. Победоносцева? Напишите комментарий в форме эссе.

«Всякий, кто хочет, первый встречный, может стать органом этой власти, и притом вполне безответственным, как никакая иная власть в мире. Никто не выбирает его и никто не утверждает. Можно ли представить себе деспотизм более насильственный, более безответственный, чем дес потизм печатного слова?»

Б. Как вы понимаете высказывание К.С. Аксакова? Напишите комментарий в форме эссе.

«Природа, при всем разнообразии своих звуков, не в силах была достигнуть до буквы, только в устах человека могущей образоваться. Неорганический и органический звуки случаются рядом в природе; их иногда слышишь, быстро следующих один за другим, – но без слияния между собою в одно целое. – Буквы в природе нет».

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru