УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ
Не всегда увлекательными кажутся детям
наши задания, даже творческие. Но можно
рассказать, какие сверхзадачи ставил перед
собой, например, Сергей Довлатов, может быть, для
многих любимейший из современных писателей, – и
пригласить последовать его примеру. Очень
полезно для развития речи.
Наденьте творческие вериги
(по примеру Довлатова)
Довлатов
21 июня <1986>
Дорогой Наум!
Огромное спасибо за стансы. Если уж ты
такой благородный, что предлагаешь что-то
переделать и даже написать заново, то разреши
изложить тебе довольно сумасшедшую просьбу. Для
этого сначала я должен раскрыть тебе страшную
тайну. Вернее, поделиться литературным секретом.
Только не думай, что я помешался.
Дело в том, что у меня есть такая как бы
теория. Я считаю, что каждый прозаик должен
надевать какие-то творческие вериги, вводить в
свое письмо какой-то дисциплинирующий момент. В
поэзии роль таких вериг играет рифма + размер. Это
дисциплинирующее начало уберегает поэтов от
многословия и пустоты. У прозы таких рамок нет,
их, мне кажется, надо вводить искусственно.
Особенно тем, у кого нет от природы железного
отборочного механизма, какой был у Зощенко.
Известно, что знаменитый французский писатель
Жорж Перек в течение десяти лет не употреблял в
своей прозе букву е, самую популярную во
французском алфавите. Что касается меня, то вот
уже лет шесть я пишу таким образом, что все слова
во фразе начинаются у меня на разные буквы. Даже
предлоги не повторяются. Даже в цитатах я избегаю
двух слов на одну букву в одной фразе. Например, в
«Заповеднике» я цитирую Пушкина: «К нему не
зарастет народная тропа...». Меня не устраивали нему
и народная. И я пошел на то, чтобы поставить:
«К нему не зарастет священная тропа...». А
затем сделал сноску: «Искаженная цитата. У
Пушкина – народная тропа». С <...> не
пришлось смириться, ничего не смог придумать.
Короче, для меня это стало психозом.
Вот раскрой мои три-четыре последние книжки и
убедись.
(Из книги: «Сквозь джунгли безумной
жизни: письма родным и знакомым».)
|