ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
С.В. АНДРЕЕВА,
канд. фил. наук, доцент ЦДП ТРТУ,
г. Таганрог
Грамматические нормы современного
русского языка
Анализ типичных ошибок, допускаемых учащимися
в процессе выполнения тестов ЕГЭ по русскому
языку, показывает, что одним из наиболее слабых
мест является выполнение заданий, связанных со
знанием грамматических норм русского языка.
В настоящей статье хотелось бы обратить
внимание на типовые задания, которые чаще всего
встречаются в тестах ЕГЭ.
Так, согласно спецификации экзаменационной
работы 2006 года знание учащимися
грамматических норм проверяется в трех заданиях:
А4 – морфологические нормы;
А5 – синтаксические нормы (построение
предложений с деепричастным оборотом);
А6 – синтаксические нормы (нормы
согласования, управления; построение
сложноподчиненных предложений и т.п.).
Рассмотрим подробнее типы ошибок,
встречающихся в этих заданиях.
А4. Образование форм слов различных
частей речи
1. Образование форм числительных.
Прежде всего необходимо обратить внимание на
собирательные числительные (двое, трое,
четверо, пятеро, шестеро, семеро), которые
употребляются только в следующих случаях:
!!! Ни в коем случае их НЕЛЬЗЯ употреблять с
существительными, обозначающими лиц женского
пола (двое подруг, трое сестер).
С существительными дети, люди, а
также с существительными, обозначающими
названия детёнышей животных (четверо
детей, семеро козлят, трое зайчат).
!!! Ни в коем случае их НЕЛЬЗЯ употреблять с
существительными, обозначающими взрослых особей
животных (двое волков, трое медведей).
С существительными, имеющими форму только
множественного числа и обозначающими названия
парных или составных предметов (двое саней,
четверо ворот, семеро суток).
Числительное оба (обоих, обоим,
обоими) употребляется только с
существительными мужского рода (оба брата, на
обоих столах), а числительное обе (обеих,
обеим, обеими) – только с существительными
женского рода (обе сестры, по обеим сторонам).
Кроме этого, в задании А4 часто встречаются
словосочетания с ошибками в употреблении
падежных форм целых и дробных числительных.
Чтобы видеть подобные ошибки, важно помнить, что:
У сложных числительных при
склонении изменяются обе части (пятьюстами
(т.п.), семьюдесятью (т.п), о восьмистах (п.п.),
шестисот (р.п.).
При склонении составных
числительных изменяется каждое слово (двум
тысячам пятистам семидесяти трем (д.п.), тремя
тысячами шестьюстами восьмьюдесятью девятью
(т.п).
Числительные сорок, девяносто, сто при
склонении имеют лишь две формы: и.п. и в.п. – сорок,
девяносто, сто, остальные падежи – сорока,
девяноста, ста.
При склонении дробных числительных
изменяются все слова, при этом числитель
изменяется как соответствующее целое число, а
знаменатель – как прилагательное во
множественном числе (двух (каких?) третьих; трем
(каким?) седьмым).
Числительные полтора (ж.р. – полторы) и
полтораста в именительном и винительном
падежах имеют указанную форму, а во всех
остальных падежах – форму полутора и полутораста
(полторы недели (и.п.), полутора недель (р.п.),
полтораста километров (и.п.), полутораста
километрами (т.п.).
2. Образование форм различных степеней
сравнения прилагательных.
Очень часто в задании А4 встречаются примеры, в
которых допущены ошибки в образовании степеней
сравнения прилагательных. Чтобы научиться их
видеть, необходимо помнить следующее:
!!! НЕЛЬЗЯ ни в коем случае смешивать простую и
составную формы степеней сравнения!!!
Так, к примеру, рассмотрим образование степеней
сравнения прилагательного красивый:
Грубой ошибкой будет следующее
формообразование: более красивее, самый
красивейший.
3. Образование форм глагола.
Анализ тестов ЕГЭ показывает, что в плане
образования форм глагола важно обращать
внимание на следующие моменты:
!!! Формы повелительного наклонения этих
глаголов необходимо ЗАПОМНИТЬ!!!
Глагол класть употребляется только
без приставки, однокоренные с ним глаголы с
корнем -лож- – только с приставкой (положить,
выложить, переложить и др.).
4. Образование форм деепричастий.
При обнаружении ошибок, связанных с формой
деепричастий, необходимо помнить, что:
деепричастия несовершенного вида
образуются от основы инфинитивов
несовершенного вида с помощью суффиксов -а,
-я (читать – читая, решать – решая);
деепричастия совершенного вида
образуются от основы инфинитивов
совершенного вида с помощью суффиксов -в,
-вши (прочитать – прочитав, решить – решив);
НО: иногда деепричастия совершенного
вида образуются от основы будущего
времени с помощью суффиксов -а, -я (прочтут
– прочтя, найдут – найдя).
5. Образование форм местоимений.
Если в задании А4 встречаются примеры, в которых
есть местоимения, то важно обращать внимание на
такой момент:
!!! Грубой ошибкой считается прибавление к нему
падежного окончания прилагательного (ихний,
ихняя)!!!
6. Образование форм существительных.
Что касается образования форм имен
существительных, то этот момент является одним
из самых сложных. Это связано с тем, что нет
каких-либо определенных правил для запоминания
написаний окончаний существительных и.п. мн. ч. (директор
– директора; бухгалтер – бухгалтеры) и р.п. мн.
ч. (мандарины – мандаринов, партизаны –
партизан; вафля – вафель, ружье – ружей, басня –
басен).
Но, несмотря на это, есть некоторые моменты, на
которые, на наш взгляд, стоит обратить внимание:
существительные, обозначающие название
овощей и фруктов, в основном в форме р.п. мн. ч.
имеют окончание -ов (томатов,
апельсинов). НО: яблок;
существительные, обозначающие название
национальностей, в основном в форме р.п. мн. ч.
имеют нулевое окончание (армян, башкир, грузин,
осетин, туркмен, молдаван). НО: монголов,
якутов, таджиков и некоторые др.;
существительные, обозначающие название
парных предметов, в основном в форме р.п. мн.
ч. имеют нулевое окончание (ботинок, бот, брюк,
погон, шорт, эполет). НО: носков, гольфов,
клипсов;
существительные ж. р. на -ня в
форме р.п. мн. ч. имеют нулевое окончание (пустыня
– пустынь, голубятня – голубятен, монахиня –
монахинь, басня – басен);
существительные ср. р. на -ье в
большинстве своем в форме р.п. мн. ч. имеют
окончание -ий (селенье – селений, побережье
– побережий, раздумье – раздумий). НО: платьев,
устьев и некоторые другие;
в некоторых случаях окончания
существительных в и.п. ед. ч. служат для
разграничения лексического значения слов (политические
лагери – туристические лагеря, рыцарские ордены
– нагрудные ордена, пропуски уроков –
предъявить пропуска).
Знание всех вышеописанных грамматических норм
русского языка и типов ошибок, связанных с их
нарушением, необходимо для успешного выполнения
задания А4 ЕГЭ-2006.
А5. Построение предложений с
деепричастным оборотом
Выбирая правильное продолжение предложения,
начинающегося с деепричастного оборота, следует
учитывать, что действие, о котором идет речь в
обороте, является добавочным по отношению к
основному действию, речь о котором идет в
сказуемом. Следовательно, как основное, так и
добавочное действие должно выполняться одним и
тем же лицом. Поэтому прежде всего очень важно
обращать внимание на наличие подлежащего
(существительного или местоимения в и.п). Но еще
раз подчеркиваем: субъект, названный в
подлежащем, должен выполнять оба действия.
Сравним два предложения:
1. Выбирая стиль одежды, подчеркивается
индивидуальность.
2. Выбирая стиль одежды, я всегда советуюсь с
подругой.
В обоих предложениях есть подлежащее. Но при
этом в 1-м предложении подлежащее индивидуальность
не может выполнять действие, о котором идет
речь в деепричастном обороте (индивидуальность
не может выбирать стиль одежды).
Следовательно, в этом предложении содержится
грамматическая ошибка.
Во 2-м предложении подлежащее я выполняет и
основное действие, заключенное в сказуемом советуюсь,
и добавочное, заключенное в деепричастии выбирая.
Значит, это предложение не содержит
грамматической ошибки.
Важно также обращать внимание на то, что
субъект, выполняющий оба действия, может быть
формально не выражен. Речь в данном случае идет
об определенно-личных и неопределенно-личных
предложениях.
!!! Этот подразумеваемый субъект должен
выполнять оба действия!!!
Сказуемое в таких предложениях может быть
выражено глаголом в одной из трех форм.
в форме повелительного наклонения (Приехав
в Москву, обязательно сходите на Красную
площадь);
в форме инфинитива в значении повелительного
наклонения (Приехав в Москву, нужно сходить
на Красную площадь);
в форме 1-го или 2-го лица изъявительного
наклонения (Приезжая в Москву, обязательно идем
на Красную площадь). Подлежащее мы легко
восстанавливается и относится как к сказуемому,
так и к деепричастию.
Таким образом, все вышесказанное можно
представить в виде следующей таблицы:
А6. Нарушение синтаксических норм
при построении различных предложений
1. Построение предложений с однородными
членами.
Чаще всего в задании А6 встречаются следующие
типы предложений с однородными членами, в
которых могут быть допущены грамматические
ошибки:
В таких предложениях очень важно обращать
внимание на то, могут ли оба этих слова управлять
тем падежом, в котором стоит зависимое слово.
Рассмотрим на примере:
Сказуемые придумал и восхищается имеют
одно зависимое слово теорией, которое стоит в
т.п. Но глагол придумал не может управлять т.п.
(придумал (кем? чем?)…) – следовательно,
данное предложение построено неверно.
Правильный вариант:
Предложения, в которых однородные
члены связаны двойными союзами: не только…,
но и…; если не…, то… и др. В таких предложениях
нужно обращать внимание на два момента:
– Части двойного союза должны соединять
непосредственно однородные члены.
Ср.: Можно утверждать, что настроение было не
только главным для создателя стихотворения, но
и для его читателей. – Можно
утверждать, что настроение было главным не
только для создателя стихотворения, но и для
его читателей.
В первом предложении союз соединяет слова не
только главным..., но и для читателей, а
они не являются однородными членами предложения.
Следовательно, этот вариант является ошибочным.
Верным является второе предложение, так как союз
в нем соединяет однородные дополнения: не
только для создателя..., но и для читателей.
– Части двойного союза являются постоянными,
их нельзя заменять другими словами. Так,
ошибочным будет предложение Можно утверждать,
что настроение было главным не только для
создателя стихотворения, а также для его
читателей, так как союза не только.., а также... нет.
Предложения с обобщающим словом при
однородных членах. Необходимо учитывать, что
все однородные члены должны стоять в том же
падеже, в котором стоит обобщающее слово.
Рассмотрим предложение Жизнь крестьян
изображена в произведениях русских классиков:
Гоголь, Тургенев, Толстой.
В данном предложении обобщающее слово русских
классиков стоит в форме р.п., а все однородные
члены: Гоголь, Тургенев, Толстой – в форме и.п.
Следовательно, данное предложение построено
неверно. Правильный вариант: Жизнь крестьян
изображена в произведениях русских классиков:
Гоголя, Тургенева, Толстого.
Следующие грамматические ошибки встречаются
реже в тестах ЕГЭ, но на них тоже следует обратить
внимание.
Толпы людей были повсюду: на улицах,
площадях, скверах.
Перед словом скверах необходимо добавить
предлог в, так как это слово не употребляется
с предлогом на. Правильный вариант: Толпы
людей были повсюду: на улицах, площадях, в
скверах.
В пакете лежали апельсины, сок, бананы,
фрукты.
Апельсины и бананы являются видовыми
понятиями по отношению к слову фрукты,
следовательно, не могут стоять с ним в одном ряду
однородных членов. Правильный вариант: В пакете
лежали сок и фрукты: бананы, апельсины.
Провожающие шли с сумками и печальными
лицами.
Навстречу двигались жители села, мужчины,
дети.
Мужчины и дети также являются жителями
села.
2. Употребление имен собственных в предложении.
Если в предложении содержится имя собственное,
заключенное в кавычки и являющееся названием
чего-либо (газеты, журнала, книги), то необходимо
обратить внимание на наличие перед ним имени
нарицательного, относящегося к этому имени
собственному. Если такое нарицательное
существительное стоит перед собственным, то
изменяется только оно, а имя собственное всегда
стоит в и.п. Если же нарицательное
существительное отсутствует, то изменяется (по
необходимости) имя собственное. Сравним три
предложения:
1) В картине (п.п.) «Спящий пастушок» (и.п.)
Венецианову удалось передать всю прелесть
неяркой русской природы.
2) В «Спящем пастушке» (п.п.) Венецианову
удалось передать всю прелесть неяркой русской
природы.
3) В картине (п.п.) «Спящем пастушке» (п.п.)
Венецианову удалось передать всю прелесть
неяркой русской природы.
Первые два предложения построены
грамматически верно, в третьем содержится
грамматическая ошибка, так как при наличии имени
нарицательного собственное должно стоять в и.п.
(см. предложение 1).
3. Построение предложений с причастным
оборотом.
В предложениях, содержащих причастный оборот,
необходимо обращать внимание на следующие
моменты:
Образ поэта-пророка, созданные
Пушкиным, определял и его собственную жизнь.
Определяемое слово образ стоит в и.п., ед.
ч., м. р., а причастие созданные – в и.п., мн.
ч. Следовательно, данное предложение построено
грамматически неверно. Правильный вариант: Образ
поэта-пророка, созданный Пушкиным, определял
и его собственную жизнь.
Мне было поручено уничтожить засевшего
снайпера на дереве.
Определяемое слово снайпера разрывает в
данном предложении причастный оборот засевшего
на дереве, следовательно, в этом предложении
содержится грамматическая ошибка. Правильные
варианты: Мне было поручено уничтожить снайпера,
засевшего на дереве. Мне было поручено
уничтожить засевшего на дереве снайпера.
В данном предложении определяемым является
слово сына, а не лицо, следовательно,
верный вариант:
4. Построение сложноподчиненных предложений.
Чаще всего грамматические ошибки в
сложноподчиненных предложениях могут быть
допущены в следующих случаях:
Предложения, в которых придаточная
часть присоединяется с помощью союзного слова кто.
Обычно такие предложения начинаются со слов: все,
кто…, те, кто…, тот, кто…, никто из тех, кто… и
т.п.
Важно помнить, что местоимение кто
употребляется только с глаголами в форме ед. ч.
При этом также необходимо обращать внимание на
единство грамматических форм подлежащего и
сказуемого в главной части предложения.
Данное предложение построено грамматически
верно. Ошибочными были бы следующие варианты
такого предложения:
В письме говорилось, что в город едет ревизор,
которым управляет Сквозник-Дмухановский.
При таком построении предложения неясно, к
какому из слов относится придаточная часть которым
управляет Сквозник-Дмухановский. Правильный
вариант: В письме говорилось, что в город, которым
управляет Сквозник-Дмухановский, едет ревизор.
В комедии «Ревизор» развертывается конфликт,
которым ведут герои.
Правильный вариант: В комедии «Ревизор»
развертывается конфликт (какой?), который ведут
герои.
Я пил кофе, (приготовленный барменом) и (в
который добавили виски).
В подобных предложениях причастный оборот
следует ставить перед определяемым словом.
Правильный вариант: Я пил (приготовленный
барменом) кофе, (в который добавили виски).
5. Трудные случаи управления.
Трудных случаев управления в русском языке
большое количество, поэтому осветить их все в
рамках данной статьи, конечно, невозможно.
Существуют целые словари, касающиеся данного
вопроса, например, Розенталь Д.Э. Управление в
русском языке: Словарь-справочник. 2-е изд., испр. и
доп. М.: Книга, 1986. 304 с. Но тем не менее хотелось бы
остановиться на тех примерах, которые нам
кажутся важными, так как именно в них чаще всего
допускаются ошибки.
Довольно часто в тестах ЕГЭ встречаются
предложения, в которых грамматические ошибки
допущены в падежной форме существительного или
местоимения, стоящего после предлога. Так,
наиболее распространенными являются следующие
случаи:
В значении «после чего-либо» предлог по
управляет п.п., то есть то слово, которое стоит
после предлога, необходимо поставить в п.п. (по
приезде в Москву = после приезда в Москву; по
истечении срока = после истечения срока и
т.п).
По прибытии домой (= после прибытия домой)
он чувствовал себя плохо.
Предлог благодаря управляет д.п.
Он многого достиг в жизни (благодаря чему?)
благодаря этому влиянию.
Предлог согласно также управляет д.п.
Предоставьте Сергеевой отпуск (согласно
чему?) согласно личному заявлению.
Рассмотренные выше случаи чаще всего
встречаются в тестах ЕГЭ. Но мы приведем еще
несколько примеров предложного управления.
Кроме неправильного употребления слов с
предлогами, трудности вызывает и построение
беспредложных конструкций. Рассмотрим некоторые
из них.
6. Построение предложений с косвенной
речью.
Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов
пишет, что «печально я гляжу на наше
поколенье».
Правильные варианты: Осуждая своих
современников, М.Ю. Лермонтов пишет: «Печально
я гляжу на наше поколенье». Осуждая своих
современников, М.Ю. Лермонтов пишет о том, что
он печально смотрит на свое поколенье.
Я не заметил, что находится ли он в
комнате.
Правильный вариант: Я не заметил, находится ли
он в комнате.
Неверный вариант: Как сказал А.П. Чехов: «В
человеке должно быть все прекрасно».
Правильный вариант: Как сказал А.П. Чехов,
«в человеке должно быть все прекрасно».
Неверный вариант: Сенат же постановил, что «Челобитчик
лишился сына по тому одному, что положился на
уверение ответчика сделать его сына
счастливым…».
Правильный вариант: Сенат же постановил, что «челобитчик
лишился сына по тому одному, что положился на
уверение ответчика сделать его сына
счастливым…».
Итак, мы рассмотрели наиболее типичные случаи
нарушения грамматических норм, которые
встречались в тестах ЕГЭ. Знание этих норм
поможет успешно справиться как минимум с тремя,
на наш взгляд, сложными заданиями теста ЕГЭ.
|