Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №17/2006

Я ИДУ НА УРОК

О.В. ПРЯДИЛЬНИКОВА,
преподаватель русского языка и литературы,
ПУ-44, г. Уфа


Критерии правильной речи.
Нормы произношения и ударения

11-й класс

Орфоэпический практикум

(2 часа)

Цели урока для преподавателя:

  • привлечь внимание учащихся к литературной (нормированной) речи;

  • применить практические знания по русской орфоэпии.

Цели урока для учащихся:

  • рассмотреть критерии правильной речи, на орфоэпическом практикуме проверить себя: правильно ли я говорю? Следить за правильностью своей речи.

Задачи:

  • на примере домашних сочинений, написанных (после беседы по стилистике) в различных жанрах – эссе, памфлет, трактат, зарисовка – закрепить понятие о публицистическом стиле;

  • продолжить работу по совершенствованию публичной речи учащихся;

  • использовать фрагменты домашних сочинений как естественный переход к теме урока;

  • развивать умение понимать и толковать новые слова, опираясь на контекст высказываний;

  • вырабатывать сознательный и осторожный подход к оценке спорных явлений современной речи;

  • провести контрольную письменную работу по теме урока.

Методика:

  • проблемно-поисковый;

  • подготовленные учащиеся, посещающие факультатив по практической стилистике;

  • осуществляют вместе с преподавателем контроль практических знаний других учащихся;

  • часть информационного материала по теме урока излагается в сочинениях учащихся.

ХОД УРОКА

ЭТАП 1

Лексическая работа

Алгоритм работы.

1. Запишите тему урока и эпиграф.
2. Внимательно выслушайте сообщения товарищей и преподавателя.

Памятка № 1 (на доске)

Определите сферу употребления лексики.

Постарайтесь понять лексическое значение записанных на доске слов и словосочетаний из высказываний на уроке.

Нормированная речь; языковая система; толковый словарь Ожегова; пуритане и новаторы; фразеологизм; орфоэпия; дилетант; толерантность; тенденция развития; акцент; закон сингармонизма; регрессивное и прогрессивное движение ударения.

Статья опубликована при поддержке проекта "Жилой комплекс Новые водники", представляющего готовые новостройки в Долгопрудном. Если Вы хотите жить недалеко от Москвы, иметь жилье, на уступающее по своим характеристикам столичному, однако существенно более привлекательное по цене, иметь рядом с домом все необходимое для удобной и комфортной жизни – детские сады и школы, поликлиники и магазины, оздоровительные, торгово-развлекательные и спортивные центры, удобные паркинги и автостоянки, живописные парки и зоны отдыха, тогда Жилой комплекс "Новые водники" – это то, что Вы ищете. С подробной информацией о жилом комплексе и предлагаемых объектах недвижимости можно ознакомиться на сайте московские-водники.рф.

Работа по стилистике

Алгоритм работы.

Дайте оценку сочинений, пользуясь следующими критериями:

1) соответствие теме и жанру;
2) отсутствие речевых ошибок;
3) соблюдение особенностей публицистического стиля;
4) грамотное и выразительное прочтение;
5) обращение автора к слушателям.

Памятка № 2 (на доске)

Задание. По перечисленным характеристикам (параметрам) определите жанр сочинения. Всегда ли могут быть определены жанровые границы?

1. Вступительное слово преподавателя.

Что такое нормированный язык? Это язык науки и культуры, публицистики, делопроизводства, язык СМИ (радио, телевидения, газет), язык повседневного общения культурных людей.

Послушайте домашние сочинения, написанные в различных жанрах. Все работы посвящены предмету нашего разговора – культуре речи.

2. Проверка домашнего задания. (См. Приложение 2).

3. Прослушав сочинения и аннотации, попытайтесь ответить на вопросы.

  • Получилось ли эссе? Сумел ли автор поделиться своими размышлениями о правильной русской речи?

  • Обращается ли автор к слушателю, поднимает ли актуальные проблемы?

  • Почему вы считаете, что в памфлете мало задора, полемичности?

  • Какое сочинение подводит нас к сути темы сегодняшнего урока?

  • За строчками каких сочинений мы чувствуем научную речь учебников-помощников?

  • Все ли сочинения «выдержаны» в жанре публицистики?

  • В какой аннотации характеристика словаря сочетается с элементами его оценки?

  • Какие приемы используют составители аннотаций для того, чтобы, характеризуя словарь, заинтересовать им читателя?

ЭТАП 2

Критерии правильной речи

Преподаватель. Последнее сочинение-трактат подводит нас к теме урока «Определение критериев правильной речи». Хочу заметить, что и сто лет назад газеты писали о (постоянно!) растущей и вопиющей безграмотности школьников и о скорой гибели литературного языка.
Предмет нашего разговора – нормы произношения и ударения. Система разнообразных языковых норм правильно ориентирует говорящего, поддерживает, сохраняет культуру нашей речи.
В настоящее время самым авторитетным является Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы под ред. Р.И. Аванесова.
В словаре «вариативность рассматривается как закономерное явление литературного языка», «словарь стремится отразить» варианты норм произношения.
Вашему вниманию хочу предложить также новый словарь: Резниченко И.Л. Словарь ударений русского языка.
Прочитайте аннотации к этим орфоэпическим словарям. (Читает Маргарита Абдрафикова)

Вопросы

  • Что может являться критерием правильной речи? Ее соответствие нормам правильного ударения и произношения, указанным в словарях?

  • Чужой авторитет? Ваша интуиция? Чувство вкуса? «Все» так говорят?

  • Ответы на проблемные вопросы подводят нас к выполнению заданий следующего этапа урока.

ЭТАП 3

 Исследовательская работа

1. Материал для наблюдения.

(Предложил Евгений Чернышев)

Какие отступления от нормативного произношения вы бы отметили в следующих словах?

Транвай;
пондравиться;
наркомания;
сестрам;
банты.

Какие типичные ошибки возможны в произношении того же человека, если он будет говорить следующие слова («звездочками * отмечены «ошибкоопасные» места):

1) по*скользнулся;
2) на*смехаться;
3) инци*дент;
4) компроме*тировать;
5) дерма*тин;
6) преце*дент;
7) флюорограф*ия;
8) брать*ям;
9) шарфы*.

Ответ:

1–2 – может появиться лишнее д как в слове пондравиться:

3–6 – может появиться лишнее н;

7–9 – неправильное ударение.

2. Работа с учебником: § 11, п. 5 и 8, с. 40–42.

Пункт 5. Сочетание чн, как правило, произносится в соответствии с написанием, например: античный, вечный, дачный, качнуть, Млечный Путь, ночной, отлично, порочный, прочный, точный и др.
Однако в некоторых словах сочетание букв чн произносится не так, как пишется, а по-другому – [шн], например: конечно, скучно, нарочно, яичница, пустячный, скворечник, прачечная, Саввична, Никитична, Фоминична и др.
В некоторых словах допускается двоякое произношение, т.е. и [чн], и [шн], например: булочная, сливочный, яичный, гречневый.

Справка

В конце XIX – начале XX в. многие слова произносились с [шн], а не с [чн]. Произношение [шн] стало одним из признаков старой московской орфоэпической нормы. В Словаре Ушакова, отразившем в основном московское произношение, рекомендуется говорить: було[шн]ая, беспроволо[шн]ый, бутыло[шн]ый, взято[шн]ик, войло[шн]ый. Сегодня в Словаре под ред. Р.И. Аванесова такое произношение характеризуется как устаревшее, его относят к просторечию.

Пункт 8. Во многих заимствованных словах после согласных пишется е, а произносятся согласные твердо, например: ателье [тэ], партер [тэ], резюме [мэ], стенд [тэ], шедевр [дэ], интеграл [тэ], тент [тэ], темпы [тэ]. Но в целом ряде заимствованных слов согласные перед е произносятся мягко, например: академия, декада, демагог, демон, музей, фанера, шинель, термин.

Пункт 11. Выясняем наиболее трудные случаи ударения. Записываем эти слова на доске.

Памятка № 3. Проверьте себя! Прочитайте следующие слова вслух, поставьте правильное ударение.

осведомиться
принудить
усугубить

Памятка № 4. Проверьте себя! Прочитайте следующие слова вслух, поставьте правильное ударение.

В словаре И.Л. Резниченко предлагается следующий порядок, облегчающий запоминание правильного варианта.

приговор – договор
мусоропровод – водопровод
ревень – щавель – кисель
каталог – некролог
квартал – отчёт
бронировать – резервировать
бронировать – полировать
обезуметь – помешаться
благовест – колокол
банты – ленты – шарфы
включит – облегчит – звучит

Орфоэпический практикум

Билет 1

Розовые банты красивее белых. Я балую своих детей. Мы вам позвоним. Подписан коллективный договор. Мы хотим купить товар оптом на оптовом рынке. Будем работать с каталогом. Когда наконец включат свет? Сосредоточение войск противника. Сливовое варенье. Жевать жвачку.

Билет 2

Купила в бутике мягкий пуловер. Договор заключат в начале будущего квартала и позвонят нам. Всю броню уже продали. Пусть будет по-вашему, вы правы. Вы любите суп со щавелем? «Мещанин во дворянстве» – пьеса Мольера. Крестный ход – торжественное шествие вокруг храма. Полиграфия.

Билет 3

Какие красивые жалюзи! Ты сам откупориваешь банку огурцов? Уже откупорил. Я сварила борщ со свеклой. Свекла очень полезна. Где у вас мусоропровод? Ревень и щавель хороши в пирогах. Люблю кисель из ревеня, а суп из щавеля. У меня новая пиала.

Билет 4

Я забронировал билеты. Пригубить вино. Победитель уехал без приза. Нам было завидно и обидно. Это был ресторанный завсегдатай. Нет одной двери. Шишки кедровые, еловые, сосновые. Дергать за косу, таскать за косы. У обеих сестер шарфы цвета электрик. У меня нет туфель.

Билет 5

Нас уведомят о начале заседания. Пиши долг на двери – получать будешь в Твери. Вы мне перезвоните. Форзац учебника. Характерный почерк. Штемпели на конвертах. В нашем подъезде покрасили лифты. Сотрудника решили премировать и командировать за рубеж. Это мой названый брат.

Билет 6

На кафедре много профессоров. Кто позавидует их судьбам? Судьбы девушек сложились незавидно. Включить электропривод. Учился в церковно-приходской школе. Создан прецедент. Бронированные автомобили. Ваша опека меня раздражает. Я чуть не поскользнулся. Мы тоже включимся в работу. Такой избалованный ребенок.

Билет 7

У каждой двери лежит коврик. Я живу в престижном квартале. Производство каучука. Нет инженеров, одни только слесари и токари. Наши предки добывали огонь с помощью кремня. Сейчас же выйди из Сети! Получили дивиденды. Он решил баллотироваться в депутаты. На машинах бывает броня, а на билеты – броня.

Билет 8

Напечатали некролог. Наше ходатайство опять отклонено. Когда он наконец позвонит? Получено экспертное заключение. Представьте отчет за истекший квартал. Как облегчить существование пенсионеров? Взять в долг у Любови Никитичны. Он сфотографировался анфас (без предлога в!) и в профиль. Предприятию требуются бухгалтеры и шоферы.

Билет 9

Снег валит с самого утра. Он пришел взбешенный, возмущенный и раздраженный. На работу приняли двух бухгалтеров. Это не кожа, а дерматин. Эти жалюзи красивее прежних. Он приехал из аэропорта. Ветеринария и животноводство. Предвосхитить события. Съешь-ка кусочек торта. Купите недвижимость.

Билет 10

Церковная лексика. Тайна исповедания. Какого вы вероисповедания? Крестный ход на Пасху. Иконопись Андрея Рублева в Третьяковской галерее. Последовать советам духовника. Догмат веры. Алексий Второй – Патриарх Московский и всея Руси. Крестное знамение. Христианин по убеждению. Послушник – будущий монах. Еретик – богоотступник. «Апокалипсис» – одна из книг Нового Завета.

Билет 11

Купить кетчуп и йогурт. Социальное обеспечение. Булгаков работал госпитальным врачом. «Благовест» – название телевизионного канала. Одна простыня, две простыни, много простыней и много простынь. Домовая кухня. Домовый комитет. Лекция должна была начаться за полчаса до обеда, а началась много позже.

Билет 12

Меня никто не принудит делать эту работу. Необходимо пройти флюорографию. Вкусные гренки. Меня поразила холодность встречи. Реле времени. Украинский борщ. Вам будет завидно. Запломбированный зуб. Созвонимся завтра. Кухонное полотенце. Проверить по словарю Ожегова. Я хожу в туфлях на высоких каблуках.

Билет 13

За печкой живет домовой. Новая шинель. Локомотивное депо станции Дема. Строгий приговор. Развитое общество. Зеленая хвоя. Хлеб может заплесневеть. Моющие средства. Неврологический диспансер. Зубчатый кремень. «Житие протопопа Аввакума». Этот поэт – полная бездарь.

Билет 14

Кто включит свет? У меня кружится голова. Августовский вечер. Августовская конференция. Обратитесь к людям. Центнер зерна. До школы пять километров. Мы удим рыбу. Необъяснимое явление, просто феномен. Так повелось издревле. Ломота во всем теле. Логовище лесного зверя. Завяжите банты. Коклюш – детская болезнь.

Билет 15

Кто звонит? Смертельный недуг. Повесть Толстого «Отрочество». Надеть новый пуловер. Надевать все белое. Сливовое варенье. Выставка картин недавно умершего художника. Возбуждено уголовное дело. Мускулистые парни. Бензопровод, нефтепровод, газопровод. Экипировать лыжников. Обезуметь от радости.

Ключи к билетам

Билет 1

Розовые банты красивее белых. Я балую своих детей. Мы вам позвоним. Подписан коллективный договор. Мы хотим купить товар оптом на оптовом рынке. Будем работать с каталогом. Когда наконец включат свет? Сосредоточение войск противника. Сливовое варенье. Жевать жвачку [жв] не [жэв].

Билет 2

Купила в бутике мягкий пуловер. Договор заключат в начале будущего квартала и позвонят нам. Всю броню уже продали. Пусть будет по-вашему, вы правы. Вы любите суп со щавелём? «Мещанин во дворянстве» – пьеса Мольера. Крестный ход – торжественное шествие вокруг храма. Полиграфия.

Билет 3

Какие красивые жалюзи! Ты сам откупориваешь банку огурцов? Уже откупорил. Я сварила борщ со свёклой. Свёкла очень полезна. Где у вас мусоропровод? Ревень и щавель хороши в пирогах. Люблю кисель из ревеня, а суп из щавеля. У меня новая пиала1.

Билет 4

Я забронировал билеты. Пригубить вино. Победитель уехал без приза. Нам было завидно и обидно. Это был ресторанный завсегдатай. Нет одной двери. Шишки кедровые, еловые, сосновые. Дергать за косу, таскать за косы. У обеих сестер шарфы цвета электрик. У меня нет туфель.

Билет 5

Нас уведомят о начале заседания. Пиши долг на двери – получать будешь в Твери. Вы мне перезвоните. Форзац учебника. Характерный почерк. Штемпели на конвертах. В нашем подъезде покрасили лифты. Сотрудника решили премировать и командировать за рубеж. Это мой названый брат.

Билет 6

На кафедре много профессоров. Кто позавидует их судьбам. Судьбы девушек сложились незавидно. Включить электропривод. Учился в церковно-приходской школе. Создан прецедент. Бронированные автомобили. Ваша опека (не опёка!) меня раздражает. Я чуть не поскользнулся. Мы тоже включимся в работу. Такой избалованный ребенок.

Билет 7

У каждой двери лежит коврик. Я живу в престижном квартале. Производство каучука. Нет инженеров, одни только слесари и токари. Наши предки добывали огонь с помощью кремня. Сейчас же выйди из Сети! Получили дивиденды. Он решил баллотироваться в депутаты. На машинах бывает броня, а на билеты – броня.

Билет 8

Напечатали некролог. Наше ходатайство опять отклонено. Когда он наконец позвонит? Получено экспертное заключение. Представьте отчет за истекший (не истёкший!) квартал. Как облегчить существование пенсионеров? Взять в долг у Любови Никитичны [шн]. Он сфотографировался анфас (без предлога в!) и в профиль. Предприятию требуются бухгалтеры и шофёры.

Билет 9

Снег валит с самого утра. Он пришел взбешённый, возмущённый и раздражённый. На работу приняли двух бухгалтеров. Это не кожа, а дерматин. Эти жалюзи красивее прежних. Он приехал из аэропорта. Ветеринария и животноводство. Предвосхитить события. Съешь-ка кусочек торта. Купите недвижимость.

Билет 10

Церковная лексика. Тайна исповедания. Какого вы вероисповедания? Крестный ход на Пасху (не крёстный). Иконопись Третьяковской галереи. Последовать советам духовника. Догмат веры. Алексий Второй – Патриарх Московский и всея Руси. Крестное знамение. Христианин по убеждению. Послушник – будущий монах. Еретик – богоотступник. «Апокалипсис» – одна из книг Нового Завета.

Билет 11

Купить кетчуп и йогурт. Социальное обеспечение. Булгаков работал госпитальным врачом. «Благовест» – название телевизионного канала. Одна простыня, две простыни, много простыней и много простынь. Домовая кухня. Домовый комитет. Лекция должна была начаться за полчаса до обеда, а началась много позже.

Билет 12

Меня никто не принудит делать эту работу. Необходимо пройти флюорографию. Вкусные гренки. Меня поразила холодность встречи. Реле [рэ] времени. Украинский борщ. Вам будет завидно. Запломбированный зуб. Созвонимся завтра. Кухонное полотенце. Проверить по словарю Ожегова. Я хожу в туфлях на высоких каблуках.

Билет 13

За печкой живет домовой. Новая шинель [н’э]. Локомотивное депо ([дэ] и [д’э]) станции Дема. Строгий приговор. Развитое общество. Зеленая хвоя. Хлеб может заплесневеть. Моющие средства. Неврологический диспансер. Зубчатый кремень. «Житие [йэ] протопопа Аввакума». Этот поэт – полная бездарь.

Билет 14

Кто включит свет? У меня кружится голова. Августовский вечер. Августовская2 конференция. Обратитесь к людям. Центнер зерна. До школы пять километров. Мы удим рыбу. Необъяснимое явление, просто феномен. Так повелось издревле. Ломота во всем теле. Логовище лесного зверя. Завяжите банты. Коклюш – детская болезнь.

Билет 15

Кто звонит? Смертельный недуг. Повесть Толстого «Отрочество». Надеть новый пуловер. Надевать все белое. Сливовое варенье. Выставка картин недавно умершего художника. Возбуждено уголовное дело. Мускулистые парни. Бензопровод, нефтепровод, газопровод. Экипировать лыжников. Обезуметь от радости.

ЭТАП 5

Итоги орфоэпического практикума

1. Анализ типичных ошибок проводит консультант № 1.
2. Консультант № 2 объявляет оценки за практикум.
3. Напоминаем оценки за сочинения.

ЭТАП 6

Подведение итогов урока

Сочинение-трактат на тему «Будем толерантны» читает у доски подготовленная ученица – Анастасия Козлова.

ЭТАП 7

Письменная работа

Задание 1. Выберите правильный вариант ударения. Запишите.

1. Квартал – квартал, столяр – столяр, статуя – статуя, буржуазия – буржуазия, верба – верба.
2. Баловать – баловать, коклюш – коклюш, договор – договор, цемент – цемент, тесно – тесно.
3. Премировать – премировать, диспансер – диспансер, созыв – созыв, начавший – начавший, эксперт – эксперт.
4. Гнала – гнала, яслей – яслей, шарфы – шарфы, загнутый – загнутый, арахис – арахис, жалюзи – жалюзи.
5. Черпать – черпать, некролог – некролог, пуловер – пуловер, фарфор – фарфор, танцовщик – танцовщик.

Задание 2. Расставьте ударения в следующих словах. Запишите.

1. Каталог, еретик, средства, откупоривать, мусоропровод, обеспечение.
2. Крапива, взяла, апостроф, втридорога, банты, две простыни.
3. Корысть, из аэропорта, гладильный, духовник, закупорить, дремота.
4. Кладовая, созвонимся, принявший, сливовый, аристократия, гербы.
5. Кухонный, включишь, два волка, заплесневеть, украинский, кремень.

Задание 3. Определите, в каких словах ударение падает на первый слог. Выпишите эти слова.

1. Агент, тигровый, вкрапить, партнер, цепочка, шкафы.
2. Завидно, генезис, обувной, центнер, понять, шофер.
3. Оптовый, холодность, начата, названый (брат), зубчатый.
4. Передана, поутру, отчество, ремень, средства, таможня.
5. Плесневеть, гражданство, продав, исконный, загнутый.

Задание 4. Определите, в каких словах ударение падает на последний слог. Выпишите эти слова.

1. Начала, анатом, арбуз, хозяева, свекла, мельком.
2. Красивее, озорничать, (две) доски, опоясать, прибыл.
3. Проданы, атлет, недуг, триптих, упрочение.
4. Озлобить, каучук, черкать, спала, туфля, склады.
5. Оговорено, исчерпать, псевдоним, намерение, (много) окон.

Задание 5. Определите, в каких словах ударение падает на второй слог. Выпишите эти слова.

1. Неприязнь, снята, сумерничать, квартал, наперегонки.
2. Принудить, глиняный, иконопись, щавель, голень.
3. Искра, мизерный, засуха, кедровый, осведомиться.
4. Намерение, маркетинг, балованный, ободрить, прядильный.
5. Ходатайство, диспансер, мозаичный, облегчить, брюшко.

Ключи к заданиям 1–5

Задание 1. Выберите правильный вариант ударения. Запишите.

1. Квартал – квартал, столяр – столяр, статуя – статуя, буржуазия – буржуазия, верба – верба.
2. Баловать – баловать, коклюш – коклюш, договор – договор, цемент – цемент, тесно – тесно.
3. Премировать – премировать, диспансер – диспансер, созыв – созыв, начавший – начавший, эксперт – эксперт.
4. Гнала – гнала, яслей – яслей, шарфы – шарфы, загнутый – загнутый, арахис – арахис, жалюзи – жалюзи.
5. Черпать – черпать, некролог – некролог, пуловер – пуловер, фарфор – фарфор, танцовщик – танцовщик.

Задание 2. Расставьте ударения в следующих словах. Запишите.

1. Каталог, еретик, средства, откупоривать, мусоропровод, обеспечение.
2. Крапива, взяла, апостроф, втридорога, банты, две простыни.
3. Корысть, из аэропорта, гладильный, духовник, закупорить, дремота.
4. Кладовая, созвонимся, принявший, сливовый, аристократия, гербы.
5. Кухонный, включишь, два волка, заплесневеть, украинский, кремень.

Задание 3. Определите, в каких словах ударение падает на первый слог. Выпишите эти слова.

1. Агент, тигровый, вкрапить, партнер, цепочка, шкафы.
2. Завидно, генезис, обувной, центнер, понять, шофер.
3. Оптовый, холодность, начата, названый (брат), зубчатый.
4. Передана, поутру, отчество, ремень, средства, таможня.
5. Плесневеть, гражданство, продав, исконный, загнутый.

Задание 4. Определите, в каких словах ударение падает на последний слог. Выпишите эти слова.

1. Начала, анатом, арбуз, хозяева, свекла, мельком.
2. Красивее, озорничать, (две) доски, опоясать, прибыл.
3. Проданы, атлет, недуг, триптих, упрочение.
4. Озлобить, каучук, спала, туфля, склады.
5. Оговорено, исчерпать, псевдоним, намерение, (много) окон.

Задание 5. Определите, в каких словах ударение падает на второй слог. Выпишите эти слова.

1. Неприязнь, снята, сумерничать, квартал, наперегонки.
2. Принудить, глиняный, иконопись, щавель, голень.
3. Искра, мизерный*, засуха, кедровый, осведомиться.
4. Намерение, маркетинг*, балованный, ободрить, прядильный.
5. Ходатайство, диспансер, мозаичный, облегчить, брюшко.3

Приложение 1

ТЕСТ ПО ОРФОЭПИИ4

Вариант I

1. Проверьте, совпадает ли место ударения в каждой группе слов. Если есть лишнее слово, то укажите его и букву столбика:

а) бензопровод;
трубопровод;
нефтепровод;
путепровод;

б) гусляр;
маляр;

в) диалог;
монолог;
астролог;

г) ремень;
ревень;

д) документ;
инструмент;
цемент.

Ответ: в, астролог.

2. Укажите столбик с правильным ударением:

а) арахис;
догмат;
коклюш;
щавель;
пасквиль;
квартал;

б) арахис;
догмат;
коклюш;
щавель;
пасквиль;
квартал.

Ответ: а.

3. Укажите столбик, в котором все слова с правильным ударением на первом слоге:

а) банты;
втридорога;
торты;
гербы;
кремень;

б) вкрапить;
генезис;
центнер;
бармен;
досыта;

в) эксперт;
цыган;
приговор;
фортель;
оптовый.

Ответ: б.

4. В каких столбиках ударение падает на последний слог?

а) начала;
арбуз;
хозяева;
красивее;
алкоголь;

б) щеколда;
курага;
дремота;
камбала;
зевота;

в) щегольски;
оговорено
псевдоним;
каучук;
нарост;

г) арест;
диспансер;
договор;
инсульт;
звонит.

Ответ: в и г.

5. Расположите столбики по порядку с правильным ударением на первом слоге, на втором слоге, на третьем слоге:

а) донага;
обувщик;
бюрократия;
договор;

б) мастерски;
наискось;
горлице;
нанял;

в) донельзя;
наотмашь;
завидно;
квартал.

Ответ: б, в, а.

Вариант II

1. Проверьте, совпадает ли место ударения в каждой группе слов. Если есть лишнее слово, то укажите его и букву столбика:

а) водопровод;
газопровод;
мусоропровод;
воздухопровод;

б) столяр;
дояр;

в) аналог;
каталог;
некролог;

г) щавель;
кисель;

д) доцент;
процент;
сегмент.

Ответ: в, аналог.

2. Укажите столбик с правильным ударением:

а) еретик;
украинский;
отрочество;
фетиш;
ходатайство;
принудить;

б) еретик;
украинский;
отрочество;
фетиш;
ходатайство;
принудить.

Ответ: а.

3. Укажите столбик, в котором все слова с правильным ударением на первом слоге:

а) каучук;
кухонный;
плесневеть;
недуг;
брюшко;

б) колледж;
туфля;
свекла;
благовест;
знамение;

в) мышление;
огниво;
корысть;
досуг;
роженица.

Ответ: б.

4. В каких столбиках ударение падает на последний слог?

а) триптих;
свекла;
квартал;
взапуски;

б) партер;
туфля;
дефис;
астролог;

в) алфавит;
немота;
тошнота;
аноним;
христианин;

г) включит;
слепень;
эксперт;
визирь.

Ответ: в и г.

5. Расположите столбики по порядку с правильным ударением на первом слоге, на втором слоге, на третьем слоге:

а) мельком;
гусеница;
исстари;
досыта;

б) часовщик;
диспансер;
облегчить;
жалюзи;

в) отчасти;
назло;
оптовый;
издревле.

Ответ: а, в, б.

Приложение 2

Ксения Дегтярева

Почему мы так говорим, Или напоминание об Эллочке Людоедке

(Памфлет)

Филателисты собирают марки, филуменисты – спичечные коробки, сигиллатисты – рисунки на почтовых конвертах... А я собираю речевые ошибки и хочу познакомить вас с некоторыми экспонатами моей коллекции.
Включила радио. Слушаю, как объявляют: Фольк[л’о]рные5 ансамбли. Такая режущая слух ошибка! Фольклор [англ. folk lore] – народное творчество.
Кстати, фразеологизм – режет слух, а не режет уши, как частенько говорят!
Подошла к телевизору. Серьезный мужчина с ученым видом говорит: оптовые цены, каталоги, продана. Так разве правильно?
Тороплюсь на электричку. Читаю на вокзале объявление: «Покупайте билеты согласно указанной цены». Купила билет, согласно (чему?) указанной цене, захожу в электричку. Слышу, как в вагоне девушки моего возраста обсуждают свои дела, готовятся к какому-то ко[л’о]квиуму*. У них так принято произносить слово коллоквиум? Наверное, девушки учатся в педучилище. Едва успеваю записывать: технические средства, каникулов, много делов, соревнование за лучшую успеваемость (соревноваться можно с кем-то и в чем-то).
Девчонки оживленно беседуют, молодежный сленг удачно и точно вписывается в диалог. Меня это не напрягает, молодежи такая речь к лицу. Смешно, когда вот так говорят взрослые. Но что я слышу?! Ихний?! Какое отношение это словообразование имеет к местоимению их? Неужели никто никогда не сказал девушке, как правильно?! Ведь она искренне считает, что все говорят: «Я прочитала ихнюю книжку!».
Хороша речь будущих учителей! Возможно ли это? Нужно срочно объявлять войну безграмотной речи, как после революции была объявлена война неграмотности!

Ксения Мячина

Все мы владеем речью...

(Эссе)

Кому-то ничего не стоит произнести яркий экспромт или написать блестящую, убедительную статью, а кто-то, спотыкаясь на каждом слове, с превеликим трудом произнесет пару сложных предложений.
Кто бы спорил – хорошая речь никому еще не помешала. Хорошо должны говорить преподаватель, адвокат, парламентарий, журналист, диктор... Грамотная, правильная речь – это уважение говорящего к слушателям.
Прислушиваясь к ораторским упражнениям Жириновского, я не особенно огорчаюсь, ведь это часть его политического имиджа рубахи-парня. А вот когда в речи уважаемых мною людей проскальзывают речевые огрехи, то становится как-то неудобно за них.
Речь на радио и телевидении перестала быть образцовой. Здесь нет вины дикторов и журналистов: живая разговорная речь теперь потоком льется в прямом эфире. Чаще всего ошибаются в склонении сложных числительных, в ударении и в глагольном управлении...
Почему мы так плохо говорим? А кого беспокоит грамотная речь? Главное, чтобы понятно было!
Не знаю, хорошо ли будет, если особыми декретами запретить неправильную речь, штрафовать издателей за ошибки, не выпускать без корректуры в прямой эфир ни одного высказывания... А что будет чувствовать свободная личность в тисках цензуры и прочих репрессивных мер?
Раньше я не особенно задумывалась о том, как говорю. Посмотрела однажды старый фильм «Доживем до понедельника». В.Тихонов в роли учителя словно меня поправлял с экрана. Надо же! Стыдно-то как говорить неправильно!
Хорошо бы всем образованным людям сдавать экзамен по культуре речи. Сдает же во Франции любой чиновник, претендующий на должность, экзамен на знание французского языка, а президент страны даже проходит тестирование публично...
Все мы владеем речью. Хотелось бы говорить получше...

Марина Рузанова

Стыд безграмотности, или Кто виноват в том...

(Очерк-зарисовка)

Почему один человек, почти ничего не читающий, пишет и говорит правильно, а другой, влюбленный в литературу, не способен написать страницу без пунктуационных, стилистических, речевых, орфографических ошибок и прочих безобразий?
Почему?
Может быть, в этом виновата никуда не годная речь в семье или друзья говорят неправильно?
Возможно, в чем-то и школа виновата... Реалистичнее же всего ответ, что виновата генетика, педагоги и, конечно, в большей мере сам человек, не стремящийся говорить и писать правильно.

Нужно уяснить себе, что ошибки в речи сродни уличению во лжи и в мелком воровстве, они рождают стыд безграмотности. Вы не согласны со мной?

Анастасия Козлова

Будем толерантны

(Трактат)

Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю.

(А. Пушкин)

Я не люблю, когда говорят слишком правильно. Верно подмечено, что по подчеркнуто правильной речи узнают иностранцев да преподавателей. Все остальные люди почти всегда отклоняются от нормы.
Конечно, нельзя совершенно игнорировать речевые нормы. От языковой дисциплины никуда не уйдешь, но ничего страшного не происходит, если пожилой человек говорит неправильно. Может быть, тридцать лет назад его произношение было вполне допустимым. Во времена Чехова, например, говорили вместо нет сапогнет сапогов. Цветаева и Ахматова писали в дому, сейчас говорят в доме.
Иногда даже образованные люди произносят согласные мягко или твердо, отступая от нормы, «окают» или «акают». Это не ошибки, а фонетические особенности речи, обусловленные местным произношением. И избавиться от этих особенностей чрезвычайно сложно, почти невозможно.
Что нам остается делать? Быть толерантными по отношению к чужой речи. Мы не ученые-лингвисты, но и не самоуверенные дилетанты.
Мы не будем ругать себя и других за ошибки, а будем хвалить себя за то, что их преодолеваем.

Азамат Абдрохманов

Трудности преодолимы

(Этюд)

Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой,
Забыв родной язык, я онемею,
Утратив русский, стану я глухой.

(Т. Заумакулова)

Мой родной язык – башкирский. В школе я изучал русский язык два урока в неделю, по-русски мы говорили на уроках русской литературы, а все остальные предметы изучались на башкирском языке.
Дома мы говорили на родном языке, но так как я учился в школе хорошо и привык читать больше по-русски, то моя письменная речь лучше, чем устная.
Не ошибаюсь в употреблении грамматических форм и в согласовании слов. А вот произношение! Труднее всего мне даются слова с шипящими. Знаю, что ч и ш не во всех случаях звучат мягко, но все равно произношу их чаще всего мягче, чем положено. А как коварен звук [ш’]!
Вот список самых зловредных слов: чай, щука, счастье, чемодан, щавель, счетчик, чесотка, щетка...
В башкирском все согласные в слове либо твердые, либо мягкие – действует закон сингармонизма.
И еще. В словах период, парабола получается звук, похожий на о и у. Раньше я даже писал: периут.
Особого внимания требует выделение ударных в словах. У нас гласные более закрытые, а ударные и безударные мало различаются, сила и длительность их тоже почти одинаковы.
Артикуляция, когда говоришь на родном языке, переносится на русское произношение – отсюда акцент. Говорят, что у меня акцент почти не заметен, но все же можно предположить, что русский язык мне не родной.
Но зато я никогда не скажу звонит, ложит, включит, речь моя не засорена просторечиями – ведь русскому языку меня учили в школе, где я слышал только грамотную речь. Прошло полгода, как я «погрузился в новую языковую среду», значения многих слов мне только открываются, о многом в языке я узнаю впервые. Думаю, что сумею преодолеть все трудности на пути усвоения правильной русской речи.

Екатерина Поливина

Реформаторы и консерваторы. Кого слушать?

(Трактат)

Во все времена находились сторонники языкового обновления, даже реформ языка, а с другой стороны – консерваторы – хранители чистоты и правильности традиционных речевых норм.
Спор между ними – это непреходящий спор, чем-то похожий на вечную проблему «отцов и детей».
Исторически сложилось, что перемещение ударения с последнего слога на начало или ближе к началу слова – это регрессивное движение, а прогрессивное движение – это перемещение ударения с первого слога на конец или ближе к концу слова.
Примеры регрессивного движения:

торт – торты;
бант – банты;
слива – сливовый.

Примеры прогрессивного движения:

зеркало – зеркальный (было зеркальный);
вишня – вишнёвый (было вишневый);
звон – звонит.

Новаторы давным-давно бы пришли к унификации (единообразию) речи, ударение бы переместилось на конец слова.
Не дают им «разгуляться» консерваторы – хранители языковых традиций.
Что же нам делать? Проверять свою речь по словарям ударений, прислушиваться к культурной речи. А самое главное – следить за тенденциями развития языка и постоянно совершенствовать свою речевую грамотность, тогда литературный язык будет вашим верным другом.

Литература

1. Борунова С.Н., Воронцова В.Л., Еськова Н.А. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р.И. Аванесова. М.: Русский язык, 1997.

2. Резниченко И.Л. Словарь ударений русского языка. М.: АСТ-Пресс книга, 2004. 944 с.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 5700 сл. Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. Изд. 20-е. М.: Русский язык, 1989. 750 с.

4. Саяхова  Л.А., Галлямова Н.Ш. Русский язык: учебник для школ гуманитарного профиля с обучением на тюркских языках / Под ред. проф. Л.Г. Саяховой. СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2002, упр. 7, с. 12–14; упр. 32, с. 68;

5. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах // В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. М.: Просвещение, 2000, 311–12, с. 40–45, упр. 53.


1 Допускается два ударения.

2 Допускается два ударения.

3 В словах со звездочкой допускается два ударения – на первом и втором слоге.

4 Орфоэпический тест (рассчитан на 10 минут) проводится в конце учебного года.

5 Современные словари в словах фольклор и коллоквиум допускают двоякое произношение.

 

Рейтинг@Mail.ru