Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №13/2008

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ

 

Как контролировать и оценивать работу учащихся при подготовке к экзамену?

Педагогическое сообщество все еще волнует вопрос: нужен ли Единый государственный экзамен?

Можно говорить и о достоинствах, и о недостатках тестовой формы проверки знаний, но широкий охват школ в регионах страны данной формой выпускных и вступительных экзаменов ставит школу перед необходимостью подготовить учеников к ЕГЭ дидактически, методологически и психологически.

Дидактическая подготовка предполагает:

1) Обеспечение качественного преподавания предмета на протяжении всех лет обучения ученика в школе.

2) Создание определенных условий для серьезной подготовки школьников к сдаче экзамена в форме единого тестирования, которую учитель осуществляет в течение всего учебного года.

Формы ее могут быть различны. В обычную стратегию занятий могут входить:

регулярные «тестовые разминки» в начале занятий;

тестовые разминки в начале занятия, которые будут перекликаться с последующим материалом урока;

домашние задания в форме различных видов тестирования;

диагностическое тестирование, которому может отводиться как фрагмент урока, так и целый урок;

контрольно-обучающее тестирование;

контрольное тестирование.

Традиционная схема классического урока предполагает обобщение, закрепление и проверку уровня усвоения учениками изученного теоретического материала и практических умений по теме. Именно на завершающем этапе урока, когда в течение короткого времени оперативно проверяются знания и умения, удобно использовать тестирование. Причем необходимо разрабатывать как письменную, так и устную тестовую часть.

3) Особое внимание к содержанию тестовых заданий, использованию тестов, различных по уровню сложности и характеру (как контрольных, так и обучающих):

относительно простые тесты, успешное решение которых зависит от памяти учащихся;

тесты, проверяющие не только память, но и способности, выявляющие школьников с высокими знаниями и высокой сформированностью умений;

тесты с «изюминкой» – «с ложными (якобы правильными) ответами, которые могут озадачить сомневающегося учащегося, стимулировать его мыслительную деятельность» (В.П. Крючков) и к тому же вызвать интерес к работе, самому процессу тестирования;

тесты, помогающие выявить, насколько знания и умения связаны в сознании учащегося в стройную систему, без чего нельзя справиться с другими видами заданий: написать хорошее сочинение, реферат, логически обосновать собственное мнение; тесты, выявляющие способности к ассоциативному, творческому мышлению;

тесты, в которых количество ответов, удовлетворяющих заявленному условию, непредсказуемо (при этом ученики должны учитывать, что всегда найдется хотя бы один ответ, и не бывает так, чтобы заявленному условию удовлетворяли все варианты).

Хорошо бы создать и постоянно пополнять «копилку» тестовых заданий, разных по форме и степени сложности, в том числе иметь тестовые задания, составленные «по мотивам» вступительных экзаменов в различные вузы; составить каталог тестов.

4) Грамотную мотивацию – краеугольный камень любого задания ЕГЭ. Необходимо постоянно обучать детей начиная с 5-го класса и даже с начальной школы, объяснять свое решение при выполнении любого вида тестового задания. Вдумчивое выполнение любого задания сократит количество ошибок.

Организация контрольно-оценочной
деятельности учащихся

Методологический аспект предполагает разработку эффективной системы приемов обучения. Большое значение при подготовке к ЕГЭ имеет продуманная организация контрольно-оценочной деятельности учащихся.

Эта методика начинает «работать» с 5-го класса. Ученики под руководством учителя заводят специальные тетради «Моя подготовка к ЕГЭ. Контроль знаний, умений, навыков». В ней фиксируется уровень теоретической осведомленности учащихся по различным разделам курса, их практические умения и навыки.

При подготовке к ЕГЭ необходимо помочь детям осознать практическую ценность тех теоретических сведений, которые приходится изучать, а впоследствии повторять и углублять для свободного владения навыками различных видов анализа слов (фонетического, орфоэпического, лексического, морфемного, словообразовательного, морфологического), словосочетаний, предложений, текстов.

Оформление тетради. Первая половина тетради – это большая таблица. Первая колонка в таблице называется «Раздел науки о языке», в ней перечисляются основные разделы лингвистики, изучаемые в курсе школьной программы. Вторая, «Зачет», фиксирует теоретическую подготовку ученика (+; –). Следующая,. 3-я колонка называет учебные действия, которыми необходимо овладеть.

Пример заполнения 3-й колонки в 9-м классе по теме «Сложноподчиненное предложение»

Учебные действия

1. Определите главную и придаточную части.

2. Определите, к чему относится придаточная часть: ко всей главной части? к слову главной части? к словосочетанию?

3. Определите средство связи: союз или союзное слово?

4. Определите тип сложноподчиненного предложения по значению придаточной части.

5. Определите вид связи в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными.

6. Определите роль сложноподчиненных предложений в тексте.

4-я и 5-я колонки: «Умею», «Не умею».

6-я колонка: рекомендации учителя.

7-я колонка: повторная работа.

В конце изучения каждой темы на уроке даются диагностические задания, проверяющие, освоено ли каждое учебное действие в отдельности. Диагностические задания могут быть представлены как в форме текста, так и в форме традиционной карточки.

Приводим пример такой карточки к теме «Сложноподчиненные предложения»: на одной стороне карточки даны разрозненные примеры СПП с разными видами придаточных, а на другой – связный текст задания к нему.

Задания к теме «Сложноподчиненные предложения»:

1) прочитайте текст и выпишите сложноподчиненные предложения с одной придаточной частью, определите границы простых частей, расставьте знаки препинания; подчеркните грамматические основы;

2) определите, как связаны между собой части в выписанных СПП; союзы обведите кружком, укажите синтаксическую роль союзных слов;

3) назовите главный опознавательный признак, по которому мы определяем значение придаточной части; определите тип придаточных частей по значению;

4) покажите графически, что поясняет придаточная часть (все главное предложение; слово в главном предложении; словосочетание в главном предложении);

5) определите, какие виды СПП не представлены в вашей работе и найдите их среди группы разрозненных предложений (см. оборотную сторону карточки), обоснуйте свое мнение;

6) перечитайте текст, с которым вы работаете, найдите в нем СПП с несколькими придаточными, начертите их схемы и определите вид подчинительной связи (однородное, параллельное, последовательное);

7) какова роль сложноподчиненных предложений в тексте?

Выполнение каждого задания учитель оценивает отдельно. После выполнения работ ученики заполняют колонки «Умею», «Не умею», вносят оценки (их всего две – «5» и «0») за выполнение каждой отдельной операции.

Оценки за каждое задание диагностической работы фиксируются только в личных тетрадях «Моя подготовка к егэ. Контроль знаний, умений, навыков», так как это оценивание жесткое: за безошибочную работу ученик получает 5 баллов, при наличии ошибок – 0 баллов. Дети к этому времени уже знают о подобной жесткой системе оценивания в ведущих вузах страны, знают, какой уровень грамотности и какая степень уверенности в собственных силах потребуются им при поступлении в серьезный гуманитарный вуз. В журнал выставляется только отличная оценка тем учащимся, у которых все виды учебных действий по изученной теме оценены на 5 баллов.

Во время проверки работ выявляются типичные ошибки, обнаруживаются пробелы в знаниях. Следующий этап – работа по теории и практике этих пробелов. В колонку таблицы «Рекомендации учителя» ученикам, не справившимся с тем или иным заданием диагностической работы, учитель записывает параграфы и страницы учебника, теоретический материал которых необходимо повторить и сдать, получив зачет. Кроме того, записываются номера упражнений для отработки практических учебных действий по теме.

Следующие 1–2 урока отводятся анализу проверочной работы и подготовке к контрольной работе по изученной теме. На этих занятиях ученики, у которых все виды учебной деятельности оценены на «5», закрепляют свои умения в работе с другими заданиями по теме, более сложными (задания предлагаются учителем), или выполняют задания творческого характера. Или сами составляют диагностические тесты, определив предварительно круг ключевых слов, микротем изученного раздела, круг ключевых вопросов, цель своей работы (какие учебные действия будет проверять составленный ими тест). Такая работа способствует более глубокому закреплению знаний и умений учеников, повышению их способности ориентироваться в теме, основных ее вопросах.

С учащимися, у которых диагностическое тестирование выявило зоны неуверенного знания, проводится на этих занятиях повторная проработка соответствующей темы (теоретическая и практическая). Учитель заранее готовит для каждого ученика индивидуальный пакет заданий. Примерная схема работы: зачет по теории, выполнение практических упражнений, проверка, индивидуальная работа над ошибками, повторная практическая часть, индивидуальная работа над ошибками; составление собственных тематических заданий; повторная диагностическая работа. (При необходимости возможны и дополнительные занятия.) Результаты повторного зачета и повторного диагностического тестирования учитель заносит в последнюю колонку таблицы «Повторная работа», которая внутри разделена дополнительно на две части: «теоретическую (зачет)», «практическую (диагностическое повторение)». На следующем уроке учащиеся выполняют контрольную работу по изученной теме (контрольное тестирование).

Вторая половина тетради оформляется так: это таблица, которая показывает результаты контрольных работ, свидетельствует о степени обученности учащихся, их подготовке к егэ. Данные, записанные в таблицу, помогут скорректировать работу на следующих уроках.

Вторая колонка таблицы, естественно, заполняется не всегда.

Такая организация работы наглядно показывает, где у ученика возникает трудность. В дальнейшем под руководством учителя он выполняет дополнительные задания по соответствующим разделам курса.

Тетрадь «Моя подготовка к егэ...» лучше заводить общую, «толстую», а не обычную, тоненькую, тогда ученик имеет возможность весь год заниматься своими темами, вопросами, видеть результаты своей работы. По этой тетради и ученик, и учитель, и родители могут проследить, как ученик поработал, есть ли у него успехи.

Число Вариант № задания Результат
(баллы)
Оценка Ошибки Рекомендация
учителя

задания
тип
задания
               

Новый этап подготовки к ЕГЭ. 10–11-е классы. В старших классах теоретический материал обобщается, объединяется в блоки. Системно повторяются, углубляются вопросы фонетики, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, культуры речи, синтаксиса, пунктуации. Основная схема подготовки к егэ методом контрольно-оценочной деятельности остается неизменной. Необходимые дополнения:

1) специальная тетрадь «Помощница», в которой разъясняются некоторые сложные вопросы теории языка и обобщаются самые необходимые материалы по разделам лингвистики в схемах, таблицах, блоках;

2) новые наименования разделов таблиц в тетради «Моя подготовка к егэ. Контроль знаний, умений, навыков»;

3) новая картотека, копилка тестовых заданий.

Например, раздел «Орфография» представлен в тетради «Моя подготовка...» такими темами, которые мы прорабатываем:

1) правописание корней;

2) употребление ь и ъ знаков;

3) правописание личных окончаний и суффиксов глаголов, причастий, деепричастий;

4) правописание падежных окончаний;

5) правописание слов с приставками;

6) правописание суффиксов;

7) употребление гласных букв о – е (ё) после шипящих и ц;

8) слитные, раздельные, дефисные написания;

9) правописание слов с орфограммами в разных морфемах;

10) задания, проверяющие владение теоретическими основами орфографии.

На что еще стоит обратить внимание? На отработку заданий со сложными примерами, факультативными случаями, исключениями из правил;

на изучение особенностей написания части С. Необходимо регулярно выполнять пробные работы, выносить эту часть егэ на контрольную проверку, разрабатывать упражнения творческого характера, которые будут готовить учеников именно к выполнению задания части С; познакомить детей с принципами оценивания задания части С, проводить тщательную работу над ошибками.

Безусловно, нужно использовать тесты в течение всех лет школьного обучения. Но мы всегда помним, что тесты – не самоцель. Задача учителя – дать глубокие, прочные теоретические знания, сформировать необходимые учебные действия, научить учеников учиться, а не заниматься лишь натаскиванием на тестирование. Критически мыслящий ученик с багажом глубоких, прочных знаний и хорошо сформированных умений справится с любыми экзаменационными испытаниями.

Психологическая и педагогическая поддержка. Необходимо с самого начала дать всю нужную информацию о егэ, создать в ученической среде и у родителей положительный психологический настрой; объяснять детям важность приобретения знаний для дальнейшей жизни. Не будем игнорировать, тем более поддерживать, саморазрушающие мысли учеников («у меня все равно не получится»; «я все равно не смогу выучить, решить...»). Создаваемая учителем ситуация успеха помогает снизить тревожность детей и напряжение, будет поддерживать в них веру в собственные силы и способности.

Л.А. АКСЕНОВА,
с. Чечеры,
Чаплыгинский р-н,
Липецкая обл.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru