УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ
5-й класс
Игровые элементы на уроках русского языка«Любишь ли ты играть?» – спросите об этом любого ребенка, и вы увидите, как в ответ загорятся его глаза, как каким-то внутренним светом озарится все лицо его так, что слова будут уже лишними. Да, да, да, конечно же! Очень! И озорные вихры, и смешные косички, и бантики, и чернильные пальчики – все вдруг потянется к вам всем существом своим с единым вопросом: «А во что мы сегодня будем играть?». И ты уже чувствуешь себя чуть-чуть волшебницей, почти что сказочной феей, сумевшей одним только словом заставить замереть, широко распахнув глаза, сразу двадцать пять Машенек и Артемчиков, Алиночек и Сашенек. Ты уводишь их за собой в тот волшебный мир, где им все понятно и интересно, в волшебный мир игры... * * * Для ребенка многогранное сияние мира, его каноны и противоречия открываются через игру. И роль игры в жизни юного существа трудно переоценить. Игра – закон жизни ребенка. И, работая с детьми, нельзя не играть с ними. Я активно использую на уроках дидактические игры, в том числе и компьютерные, игровые элементы вношу в каждый урок. Это помогает сделать процесс обучения не только занимательным, но и более эффективным. Ведь игра преобразует внутренний мир ребенка: заставляет его сконцентрировать внимание, мобилизовать силу воли и интеллект. Азарт, который сопутствует каждой игре, становится мощным стимулятором деятельности. Мною создан авторский сборник дидактических игр по русскому языку для учащихся 5–11-х классов, куда вошли более ста оригинальных игр, с помощью которых легко учатся даже самые трудные правила, отрабатываются навыки орфографии и пунктуации, нормы стилистики и культуры речи. По форме это самые разнообразные игры: игры с мячом и со скакалкой, считалочки, игры хороводные, ролевые, подвижные, интеллектуальные игры «Лабиринт», «Эрудит», «Умники и умницы» и другие. Приведу пример некоторых из них, самых простых. Вэти игры можно играть не только на уроке, но и на перемене, после уроков, даже во дворе с друзьями. Они могут сопровождаться музыкой, движением, что способствует быстрому запоминанию материала. Эти игры может проводить не только учитель, но и любимые сказочные герои. Игра-считалочка «Слово пол- и слово полу-» Цель этой игры – закрепить навык дефисного и слитного написания корней пол- и полу-. Обычно ее проводит наш любимый гость Алеша Почемучкин. Это может быть и кукла, и нарисованный на слайде герой (кстати, рисуем вместе с детьми!). Читаем хором со слайда. Если выделенное слово следует писать через дефис – встаем; слитно – сидим.
Игра «Грамматическое лото» Цель: с помощью этой игры можно отлично отработать, к примеру, навык слитного, дефисного и раздельного написания наречий, а можно поработать и со словарными словами. Для ее проведения следует приготовить карточки из плотного картона (играть будем часто, сначала на уроке, а потом можно и на переменках без учителя) размером 15x30 вот такого типа:
Одновременно с этим готовятся фишки с правильными ответами:
Внимание: количество карточек должно быть равно количеству игроков, а количество фишек – количеству слов. Водящий вынимает фишки из коробки и называет слово. Тот игрок, у которого на карточке это слово, должен сказать, как оно пишется. За верный ответ – фишка. Игра «Угадай слово» Эта игра очень хорошо отрабатывает навык морфемного разбора слов. «Изюминка» в том, что задание учитель готовит только на начальном этапе, а потом это с успехом будут делать сами дети. Им доставит массу удовольствий возможность озадачить соседей по парте, будьте уверены. И еще одно замечание: на первом этапе задание должно читаться с доски, а на последующих уроках воспринимается на слух. Итак, к нам на урок пришел Антоша Незнайкин. Его первый вопрос: «Какое слово я загадал? – В нем такое же окончание, как в слове конь; – в нем такая же приставка, как в слове заблудился; – в нем такие же суффиксы, как в слове читала; – в нем такой же корень, как в слове перебежчик». Считалочка «Частицы» Обязательно поможет выучить все частицы на пятерку. Ведь это так просто! Нужно только... поиграть:
Советы мудрого Грамматика Очень полезно запомнить несколько советов того, кто никогда не ошибается:
И еще:
И еще на всякий случай:
Игра-хоровод «Фразеологизмы» Дети встают в круг, в центре – ведущий с мячом. Идут по кругу, напевая: Хороводы мы водили, фразеологизмы повторили... Ведущий:
Хоровод останавливается. Ведущий бросает мяч поочередно игрокам, а те как можно быстрее возвращают его, называя при этом фразеологизмы со словом глаз: глаз не сомкнул, с глазу на глаз и т.п. Замешкался – выходи из игры! А хоровод идет в обратную сторону: Хороводы мы водили, фразеологизмы повторили... Ведущий:
Игра продолжается по этому же сценарию и с другими словами. Ролевая игра «Магазин» Цель этой игры: закрепить навык правильного употребления имен существительных в форме родительного падежа множественного числа. Заранее готовим «карточки-ценники»:
«Покупатель» должен попросить «продавца» продать ему товар в указанном на ценнике количестве, например: «Дайте мне, пожалуйста, пять килограммов макарон и три килограмма помидоров!». За это он получает жетон. Ценники следует периодически обновлять!
Игра «Вопросы обстоятельства запомнить нужно всем!» Эту игру-считалочку лучше всего выполнять со скакалкой.
Ее же удобно использовать для запоминания наречий, только следует заменить третью строку на «Вопросы для наречия...» А вот вариант для запоминания вопросительных и относительных местоимений:
Игра «Подбери себе пару» Класс делится на две команды по 12 человек. Каждый участник получает закрытую карточку. Карточки первой команды:
Карточки второй команды:
Дети встают в два круга, образуя «карусель», и движутся по кругу сначала медленно, а потом все быстрее:
По команде дети раскрывают свои карточки и начинают искать себе пару в противоположной группе. Проигравшие пары выбывают из игры. Карточки обновляются, и начинается второй тур игры. Игра «Знаешь ли ты русские пословицы и поговорки?» К ребятам в гости пришел Незнайка. Он, как всегда, все перепутал. На этот раз ему нужно помочь «восстановить» пословицы и поговорки. На чужой сторонушке рад своей соседушке. (На чужой сторонушке рад своей воронушке.) Ученье – свет, а неученье – позор. (Ученье – свет, а неученье – тьма.) Сытый голодного не накормит. (Сытый голодного не разумеет.) Язык до Москвы доведет. (Язык до Киева доведет.) У семи нянюшек дитя без игрушек. (У семи нянюшек дитя без глазу.) Рука руку держит. (Рука руку моет.) Следует не только дать верный вариант, но и разъяснить Незнайке смысл пословицы. В пятом классе начинается знакомство учащихся со средствами художественной изобразительности. Чтобы лучше запомнить литературные тропы, можно прислушаться к советам наших друзей из книжек: О метафоре:
Об эпитете:
О сравнении:
О метонимии:
Т.М. МИХАЙЛОВА, |