Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №15/2008

УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ

 

5-й класс

 

Вот-вот начнется новый учебный год, а с ним обычные наши заботы. Заранее мы заготавливаем материал для первых уроков. Редакция благодарит всех откликнувшихся на наш призыв и приславших свои разработки. Вы, наши замечательные читатели и авторы, прислали даже материалы для подготовки к ЕГЭ аж в 5-м классе! Что делать, ЕГЭ так ЕГЭ, это ведь всего лишь форма контроля. Главное, чтобы не заменить невзначай изучение русского языка натаскиванием в течение многих лет к этому самому ЕГЭ.
Поэтому-то мы с удовольствием печатаем игровые, слегка развлекательные уроки и упражнения. С них и начнем очередной, пока еще каникулярный номер.

 

Игровые элементы на уроках русского языка

«Любишь ли ты играть?» – спросите об этом любого ребенка, и вы увидите, как в ответ загорятся его глаза, как каким-то внутренним светом озарится все лицо его так, что слова будут уже лишними.

Да, да, да, конечно же! Очень!

И озорные вихры, и смешные косички, и бантики, и чернильные пальчики – все вдруг потянется к вам всем существом своим с единым вопросом: «А во что мы сегодня будем играть?».

И ты уже чувствуешь себя чуть-чуть волшебницей, почти что сказочной феей, сумевшей одним только словом заставить замереть, широко распахнув глаза, сразу двадцать пять Машенек и Артемчиков, Алиночек и Сашенек.

Ты уводишь их за собой в тот волшебный мир, где им все понятно и интересно, в волшебный мир игры...

* * *

Для ребенка многогранное сияние мира, его каноны и противоречия открываются через игру. И роль игры в жизни юного существа трудно переоценить. Игра – закон жизни ребенка. И, работая с детьми, нельзя не играть с ними.

Я активно использую на уроках дидактические игры, в том числе и компьютерные, игровые элементы вношу в каждый урок. Это помогает сделать процесс обучения не только занимательным, но и более эффективным. Ведь игра преобразует внутренний мир ребенка: заставляет его сконцентрировать внимание, мобилизовать силу воли и интеллект. Азарт, который сопутствует каждой игре, становится мощным стимулятором деятельности.

Мною создан авторский сборник дидактических игр по русскому языку для учащихся 5–11-х классов, куда вошли более ста оригинальных игр, с помощью которых легко учатся даже самые трудные правила, отрабатываются навыки орфографии и пунктуации, нормы стилистики и культуры речи.

По форме это самые разнообразные игры: игры с мячом и со скакалкой, считалочки, игры хороводные, ролевые, подвижные, интеллектуальные игры «Лабиринт», «Эрудит», «Умники и умницы» и другие.

Приведу пример некоторых из них, самых простых. Вэти игры можно играть не только на уроке, но и на перемене, после уроков, даже во дворе с друзьями. Они могут сопровождаться музыкой, движением, что способствует быстрому запоминанию материала. Эти игры может проводить не только учитель, но и любимые сказочные герои.

Игра-считалочка «Слово пол- и слово полу-»

Цель этой игры – закрепить навык дефисного и слитного написания корней пол- и полу-.

Обычно ее проводит наш любимый гость Алеша Почемучкин. Это может быть и кукла, и нарисованный на слайде герой (кстати, рисуем вместе с детьми!). Читаем хором со слайда. Если выделенное слово следует писать через дефис – встаем; слитно – сидим.

Жила веселая семья: три забияки-воробья.
На тротуаре всей семьей они ведут смертельный бой:
У воробья-соседа отбили (пол)обеда,
А у синицы-крошки украли (пол)лепешки,
У строгой утки-мамы стащили (пол)банана, (пол)яблока, (пол)груши,
У мышки – (пол)ватрушки
Отбили – и взлетели подсчитывать потери.
Отец чирикает: «Добро! Мы, воробьи, упрямы –
У сына выдрали перо и (пол)хвоста у мамы.
Взгляните: на кого же они теперь похожи!».
Смеялось долго (пол)Москвы, как «похудели» их хвосты.

Игра «Грамматическое лото»

Цель: с помощью этой игры можно отлично отработать, к примеру, навык слитного, дефисного и раздельного написания наречий, а можно поработать и со словарными словами.

Для ее проведения следует приготовить карточки из плотного картона (играть будем часто, сначала на уроке, а потом можно и на переменках без учителя) размером 15x30 вот такого типа:

Еле(еле) (за)границу (в)плотную чуть(чуть)
(до)тла (на)изусть (по)турецки как(никак)
(с)боку(на)бок (на)лету точь(в)точь где(либо)

Одновременно с этим готовятся фишки с правильными ответами:

Еле-еле   За границу   Вплотную   Чуть-чуть

Внимание: количество карточек должно быть равно количеству игроков, а количество фишек – количеству слов. Водящий вынимает фишки из коробки и называет слово. Тот игрок, у которого на карточке это слово, должен сказать, как оно пишется. За верный ответ – фишка.

Игра «Угадай слово»

Эта игра очень хорошо отрабатывает навык морфемного разбора слов. «Изюминка» в том, что задание учитель готовит только на начальном этапе, а потом это с успехом будут делать сами дети. Им доставит массу удовольствий возможность озадачить соседей по парте, будьте уверены. И еще одно замечание: на первом этапе задание должно читаться с доски, а на последующих уроках воспринимается на слух. Итак, к нам на урок пришел Антоша Незнайкин. Его первый вопрос:

«Какое слово я загадал?

– В нем такое же окончание, как в слове конь;

– в нем такая же приставка, как в слове заблудился;

– в нем такие же суффиксы, как в слове читала;

– в нем такой же корень, как в слове перебежчик».

Считалочка «Частицы»

Обязательно поможет выучить все частицы на пятерку. Ведь это так просто! Нужно только... поиграть:

Бы, ли, же,
Неужели, разве, не,
Ишь, лишь, бишь,
Пусть, да, вишь,

Даже, именно,
Как ни,
Вот, вон, раз
И просто ни.

Все частицы
Повтори,
В центр круга
Выходи!

Советы мудрого Грамматика

Очень полезно запомнить несколько советов того, кто никогда не ошибается:

Парашют, жюри, брошюра –
Интересные слова:
Буква ю в них подружилась
С буквой ж и буквой ш.

И еще:

Орфограмму «Гласный в корне»
Твердо все должны мы знать,
А для этого, запомни,
Слово надо проверять.

Например, вода и воды
И еще родня и роды.
Города проверим город,
Холода
проверим холод.

Ну а если не проверить
Гласный в корне: календарь
Ветеран, герой, сиянье –
Загляни тогда в словарь!

И еще на всякий случай:

Выучи стихотворение,
Повторяй его всегда:
Зорька – о под ударением –
Безударная – заря,

А еще полезно помнить
Безударный корень -гор-:
Догорает солнца лучик,
Разгорается костер.

Букву а пишите смело
Вы в ударном корне -гар-:
Гарью пахнет, а на пляже
Замечательный загар!

Игра-хоровод «Фразеологизмы»

Дети встают в круг, в центре – ведущий с мячом. Идут по кругу, напевая:

Хороводы мы водили, фразеологизмы повторили...

Ведущий:

Надо вспомнить нам сейчас
Оборот со словом глаз.

Хоровод останавливается. Ведущий бросает мяч поочередно игрокам, а те как можно быстрее возвращают его, называя при этом фразеологизмы со словом глаз: глаз не сомкнул, с глазу на глаз и т.п. Замешкался – выходи из игры!

А хоровод идет в обратную сторону:

Хороводы мы водили, фразеологизмы повторили...

Ведущий:

Стойте! Следующий вопрос:
Оборот со словом нос.

Игра продолжается по этому же сценарию и с другими словами.

Ролевая игра «Магазин»

Цель этой игры: закрепить навык правильного употребления имен существительных в форме родительного падежа множественного числа. Заранее готовим «карточки-ценники»:

Апельсины
(5 кг)
Макароны
(5 кг)
Яблоки
(3 кг)
Мандарины
(2 кг)
Лимоны
(2 кг)
Бананы
(2 кг)
Помидоры
(3 кг)
Носки
(2 пары)
Чулки
(1 пара)
Блюдца
(6 шт.)
Полотенца
(6 шт.)
Простыни
(3 шт.)

«Покупатель» должен попросить «продавца» продать ему товар в указанном на ценнике количестве, например: «Дайте мне, пожалуйста, пять килограммов макарон и три килограмма помидоров!». За это он получает жетон. Ценники следует периодически обновлять!

 

Игра «Вопросы обстоятельства запомнить нужно всем!»

Эту игру-считалочку лучше всего выполнять со скакалкой.

Где? Куда? Откуда? Когда?
Сколько? Как? Почему?
и Зачем?
Вопросы обстоятельства
Запомнить нужно всем!

Ее же удобно использовать для запоминания наречий, только следует заменить третью строку на «Вопросы для наречия...»

А вот вариант для запоминания вопросительных и относительных местоимений:

Где? Куда? Откуда? Когда?
Сколько? Как? Почему? и Зачем?

Добавим: Кто? и Что?
Какой? Который? Чей?

Игра «Подбери себе пару»

Класс делится на две команды по 12 человек. Каждый участник получает закрытую карточку.

Карточки первой команды:

Аква- Поли- Псевдо- Био-
Экс- Вице- Терра- Кардио-
Контр- Аэро- Фило- Гео-

Карточки второй команды:

Водо- Много- Лже- Жизне-
Бывший Зам- Земле- Сердце
Против Воздушно- Люблю Земле-

Дети встают в два круга, образуя «карусель», и движутся по кругу сначала медленно, а потом все быстрее:

Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,
А потом, потом, потом все бегом, бегом,бегом.
Тише, тише, тише, тише, карусель остановите!
Раз и два, раз и два. Вот и кончилась игра.
В центр круга выходи, себе пару подбери!

По команде дети раскрывают свои карточки и начинают искать себе пару в противоположной группе. Проигравшие пары выбывают из игры. Карточки обновляются, и начинается второй тур игры.

Игра «Знаешь ли ты русские пословицы и поговорки?»

К ребятам в гости пришел Незнайка. Он, как всегда, все перепутал. На этот раз ему нужно помочь «восстановить» пословицы и поговорки.

На чужой сторонушке рад своей соседушке. (На чужой сторонушке рад своей воронушке.)

Ученье – свет, а неученье – позор. (Ученье – свет, а неученье – тьма.)

Сытый голодного не накормит. (Сытый голодного не разумеет.)

Язык до Москвы доведет. (Язык до Киева доведет.)

У семи нянюшек дитя без игрушек. (У семи нянюшек дитя без глазу.)

Рука руку держит. (Рука руку моет.)

Следует не только дать верный вариант, но и разъяснить Незнайке смысл пословицы.

В пятом классе начинается знакомство учащихся со средствами художественной изобразительности. Чтобы лучше запомнить литературные тропы, можно прислушаться к советам наших друзей из книжек:

О метафоре:

Называя месяц лампою,
Называя голос арфою,
Мы совсем не ошибаемся,
А используем метафору.

Об эпитете:

Взор пылающий, томный рассвет,
Робкий ветер
– здесь каждый увидит:
Применил ты, почти как поэт,
Троп, который зовется эпитет.

О сравнении:

Как, словно, будто, точно –
Мы сравниваем всех:
Вот месяц, как подковка,
Задачка, как орех,
Как лента,
вьется речка,
Шоссе, как серпантин,
Горячий, точно печка,
И мягкий, как ватин.

О метонимии:

Выпил чашечку, скушал тарелочку,
Вымыл с «Кометом» чешский хрусталь,
Вынул Пушкина, взял Достоевского –

И немного при этом устал.
Ты по смежности вместо имени
Называешь другие слова –
Просто это была метонимия,
Метонимия
это была.

Т.М. МИХАЙЛОВА,
г. Старая Русса,
Новгородская обл.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru