Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №15/2008

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

 

5-й класс

Рассказы и сказки Эдуарда Шима

Эдуард Юрьевич Шим – современный писатель, автор многих книг для детей. Среди них наиболее известны: «След на воде», «Ливень», «Капель», «Лесные разговоры», «Мальчик в лесу», «Кто что умеет», «Жук на ниточке», «Деревянная книга», «Не кончаются заботы», «Неслышные голоса» и др. Писатель помогает увидеть и разгадать загадки природы, знакомит с интересными людьми, их судьбами, характерами, делами; рассказывает о сложных и хитрых секретах мастерства, о тех, кто умелыми руками помогает украшению родной земли. У него самого умелые руки: он и писатель, и садовник, и столяр-краснодеревщик, и токарь, и слесарь. И каждая книга его – это гимн природе, труду.

Тексты цитируются по книге:

Эд. Шим. Рассказы и сказки о природе. М.: Стрекоза-пресс, 2007.

ИЗЛОЖЕНИЕ

Жук на ниточке

1. Слово учителя об Эд. Шиме.

2. Чтение текста.

Майские жуки обгрызают листочки на деревьях. А личинки майских жуков, жирные гусеницы такие, обгрызают у деревьев корни.

В общем, вредят как могут.

Мы этих майских жуков ловим хитрым способом.

Рано утречком, пока еще прохладно, жуки не летают. Сидят на молоденьких березках, оцепенели.

Тряхнешь деревцо – и жуки вниз посыплются, только собирай.

Вот мы их собираем в ведро, а один мальчишка взял жука и привязал на ниточку. Поиграть захотел.

Жук согрелся, ожил, попробовал взлететь, а ниточка не пускает.

Крутится жук на ниточке. Мы хохочем, нам весело.

Вдруг дедушка как крикнет:

– Сейчас же бросьте! Нашли забаву!

Мальчишка, который жука привязал, даже обиделся.

– Это же вредитель, – говорит.

– Знаю, что вредитель!

– Чего же вам жалко?

– Мне, – отвечает дедушка, – тебя жалко!

– Меня?!

– Тебя. Хоть ты не жук, а человек.

– Чего же меня жалеть, если я человек?

– А разве будет хороший человек кого-нибудь мучить для забавы? Даже таких вот жуков. Даже вредителей!

(149 слов)

3. Беседа о прочитанном.

Определим стиль речи, тип речи, тему, идею. (Стиль: художественный; тип: повествование с элементами рассуждения; тема: майский жук; идея: нельзя мучить живых существ ради забавы.)

4. Составление плана текста.

1. Вредители.

2. Как мы ловили жуков.

3. Жук на ниточке.

4. Спор с дедушкой.

5. Чтение текста, выполнение изложения.

 

СИНТАКСИС

ОБРАЩЕНИЕ

Цветы и солнышко

– Шиповник просыпаться пора! Уже четыре часа утра, уже светло кругом, уже ранняя птица носок прочищает!

– Я проснулся Солнышко.

– Цикорий открой голубые глазки! Уже шесть часов утра, уже туман растаял, уже люди на работу спешат!

– Открываю, открываю.

– Кульбаба разверни золотые корзиночки! Уже восемь часов утра, уже роса высохла, уже ребятишки на улицу выбежали!

– Ладно, еще минуточку – разверну...

– Козлобородник довольно спать! Уже десять часов, уже дневная жара настает, уже все лентяи глаза продрали!

– Ао-о-у... Ну тебя Солнце! Дай еще часок подремать!

Задание 1. Выпишите из текста предложения с обращениями, расставьте в них знаки препинания.

Задание 2. Что вы знаете об этих растениях? Узнайте в этимологическом словаре о происхождении названий этих цветов. Найдите фотографии этих цветов и нарисуйте их сами. Подготовьте небольшие тексты о цветах, используя разные стили речи: художественный, научный, деловой.

ДИАЛОГ

Чем плавунец дышит?

Ай, Жук-Плавунец помер! Глядите – вниз головой по воде плавает! Один хвостик малюсенький наружу! Ничего я не помер. А зачем же ты вниз головой повесился? Я подышать вылез. Подыш-а-ать?! Чем же ты дышишь-то? А что наружу выставил, тем и дышу. Вот так!

Соловей и вороненок

Карр! Куда ты, пигалица серая, мелкая да писклявая, лезешь? Ступай прочь! Почему? В этих кустах Соловушко живет – золотой носок, серебряное горлышко. Тебе ли ровня? А ты его видел? Не привелось еще, но говорят – так хорош, так пригож! Хоть бы одним глазком глянуть... Так глянь. Я и есть Соловушко!

Задание. Определите, сколько героев принимают участие в разговоре. Запишите тексты в виде диалога. Прочитайте выразительно тексты.


ОБРАЗЦЫ

Чем плавунец дышит?

– Ай, Жук-Плавунец помер! Глядите – вниз головой по воде плавает! Один хвостик малюсенький наружу!

– Ничего я не помер.

– А зачем же ты вниз головой повесился?

– Я подышать вылез.

– Подыш-а-ать?! Чем же ты дышишь-то?

– А что наружу выставил, тем и дышу. Вот так!

Соловей и вороненок

– Карр! Куда ты, пигалица серая, мелкая да писклявая, лезешь? Ступай прочь!

– Почему?

– В этих кустах Соловушко живет – золотой носок, серебряное горлышко. Тебе ли ровня?

– А ты его видел?

– Не привелось еще, но говорят – так хорош, так пригож! Хоть бы одним глазком глянуть...

– Так глянь. Я и есть Соловушко!

 

МОРФЕМИКА

Горе горькое

Ходит бабушка в огороде, печалится:

– Опять огурцам горе горькое...

– Почему, бабушка?

– Ночь холодная была.

– Ну и что?

– А огурец тепло любит, он нежный. Ему вредят холода.

– Да вон, – говорю, – какие листья здоровенные! Как лопухи. И вон огурчики висят. Ничего им не сделалось.

– Нет, сделалось.

– Да что же им сделалось?

– Горе.

– Бабушка, ну объясни ты, пожалуйста, русским языком: какое горе им сделалось?

– Сейчас объясню.

Сорвала бабушка огурец и мне протягивает. Огурец как огурец. Зеленый, с пупырышками. Аппетитный...

Надкусил я его – и сморщился. Тьфу ты! Хуже всякого лекарства!

– Ну, разобрал, какое горе у огурцов?

– Горькое, бабушка, горькое!

Задание. Как вы думаете: являются слова горе и горький однокоренными? Узнайте в этимологическом словаре о происхождении этих слов.

Зачем большая голова?

Волчонок вылез из темного логова, уселся посреди полянки, лапы растопырил. Жмурится.

Увидали его птицы с деревьев.

– Ой, – кричат, – какой головастый!

– Ой, какой смешной да нескладный!

– Зачем тебе голова большущая? Носить тяжело!

– Братцы, не мешайте головастику! Он думает!

– О чем задумался, Волчище?

Почесался Волчонок задней лапой.

– Еще чего, – говорит. – Охота была думать...

– Братцы, – кричат птицы, – он свою голову про запас носит! Хочет всех умнее вырасти!

– Волчище, ты скоро поумнеешь?

– Когда за ум возьмешься?

– Будет у нас в лесу мудрый Волк! Правда, лобастик?

Почесался Волчонок другой лапой.

– Подите вы, – говорит, – со своей мудростью...

– Братцы, – кричат птицы, – а может, для красоты такая голова? Для особенной волчьей красы?

– А может, для крепости? Чем больше да толще, тем крепче?

– А может, в большой голове большой голос помещается?

– Голос-то, чай, в горле! А голова для чего?

Спорят птицы, трещат, пересмеиваются.

А Волчонок поглядел на них да как зевне-ет!

В полголовы пасть открылась. А в пасти – зубки беленькие, зубки, зубки... Хоть малы, да уже видно, какими вырастут.

– Понятно? – Волчонок говорит.

И пасть со стуком закрыл.

Задание. Кто самый внимательный? Выпишите из текста все группы однокоренных слов, разберите слова по составу.

Ответ.

1. Волчонок, волчище, волк, волчьей.

2. Головастый, голова, головастик, полголовы.

3. Думает, задумался.

4. Ум, умнее, поумнеешь.

5. Мудрый, мудростью.

6. Красы, красоты.

7. Крепче, крепости.

8. Большой, большущая, больше.

9. Смешной, пересмеиваются.

10. Открылась, закрыл.

С.И. ЖУРАВЛЕВА,
дер. Ивановская,
Селивановский р-н,
Владимирская обл.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru