ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ
Подробное изложение в 9-м классеНет ничего прекрасней кустов шиповника! Помните ли вы их, милый читатель? Мой вопрос не слишком невежлив; ведь верно же, что многие и многие проходят мимо множества чудесных вещей, стоящих или двигающихся по пути. Мимо деревьев, кустов, птиц, детских личиков, провожающих нас взглядом где-то на пороге, у ворот... Красная узкая птичка вертится во все стороны на ветке – видим ли мы ее? Утка опрокидывается головой вперед в воду – замечаем ли мы, как юмористично и обаятельно это движение, хохочем ли мы, оглядываемся ли, чтобы посмотреть, что с уткой? Ее нет! Где она! Она плывет под водой… Подождите, она сейчас вынырнет! Вынырнула, отшвырнув движением головы такую горсть сверкающих капель, что даже трудно подыскать для них метафору. Постойте-ка, постойте-ка, она, вынырнув, делает такие движения головой, чтобы стряхнуть воду, что кажется: утирается после купания всем небом! Как редко мы останавливаем внимание на мире! Вот я и позволяю себе потому напомнить читателю о том, как красив шиповник. В тот день он показался и мне особенно красивым. Может быть, потому, что я несколько лет не встречал его на своем пути! Ю. Олеша 1. Прослушайте текст – отрывок из книги Ю. Олеши «Ни дня без строчки». Знакомы ли вы с творчеством этого писателя? (Детские и юношеские годы Олеши (1899–1960) прошли в Одессе, где началась его литературная деятельность. С 1922 жил в Москве, работал в железнодорожной газете «Гудок», где почти каждый день появлялись его стихотворные фельетоны, выходившие под псевдонимом Зубило. В 1927-м был опубликован роман «Зависть», в 1928-м вышла в свет яркая и увлекательная сказка-повесть «Три толстяка». Э.Казакевич, большой друг Олеши, писал: «Олеша – один из тех писателей, которые не написали ни единого слова фальши. У него оказалось достаточно силы характера, чтобы не писать то, чего он не хотел». Ю. Олеша написал воспоминания о современниках (В.Маяковском, А.Толстом, Ильфе и др.), этюды о русских и зарубежных писателях, чье творчество особенно ценил (Стендале, А. Чехове, Марке Твене и др.). 2. Определите тему текста. (Красота вокруг нас.) 3. Какова его основная мысль? (Учитесь наблюдать, замечать красоту.) 4. Какими признаками текста обладает данный отрывок? (Информативность, членимость, связность, целостность, завершенность.) 5. Определите тип текста. (Рассуждение с элементами описания.) 6. Выделите тезис, аргументы, вывод. 7. Уместны ли повторы, встречающиеся в тексте? 8. Найдите ключевые слова текста. (Прекрасней, замечаем, оглядываемся, посмотреть, постойте-ка, останавливаем внимание, красивый.) 9. Какую функцию художественного стиля реализует Олеша в данном тексте? (Воздействие на читателя.) 10. Какие особенности художественного стиля вы нашли в тексте? (Выражено авторское отношение к поставленной проблеме, даются запоминающиеся описания, эмоциональный тон рассуждения – наличие вопросов, восклицаний. Текст написан в форме диалога писателя с читателем.) 11. Озаглавьте текст. 12. Напишите подробное изложение. Выскажите свое отношение к проблеме, которой посвящен текст. Д.А. ХАУСТОВА, |