ТЕСТ. ТЕСТ. ТЕСТ
Стартовый контроль
знаний, умений и навыков по русскому языку
Продолжение. См. № 15/2008
8-й КЛАСС
ЧАСТЬ 1
Выполните задания А1–А19.
А1. В каком слове верно выделена буква,
обозначающая ударный гласный звук?
1) ЛгАла;
2) клАла;
3) пролИла;
4) порвАла.
А2. Найдите предложение с ошибками,
вызванными незнанием лексического значения
слова.
1) Побывать на вернисаже картин известного
художника.
2) Сегодня в театре аншлаг.
3) Наш сосед – абонемент городской телефонной
сети.
4) Состоялось открытие монумента в честь
Бородинского сражения.
А3. В каком слове пишется и?
1) В прославивш_м автора романе;
2) с сильно бьющ_мся сердцем;
3) в побледневш_м небе;
4) на качающ_мся пароме.
А4. В каком слове пишется буква я?
1) Пол_щие дачники;
2) недорого сто_щие книги;
3) бре_щий полет;
4) леч_щий врач
А5. На месте каких цифр необходимы запятые?
Решив это (1) Маша (2) ожидающая его в
переполненной комнате (3) не обращая ни на кого
внимания (4) молча пошла по лестнице (5) ведущей
наверх (6) и не спеша открыла дверь.
1) 1, 2, 3, 4, 5; 2) 1, 2, 3, 5, 6; 3) 1, 2, 3, 4, 5, 6; 4) 2, 3, 5, 6.
А6. Укажите грамматически правильное
продолжение предложения Читая текст учебника,
1) не отвлекайтесь;
2) каждая фраза должна обдумываться;
3) необходим словарь;
4) это займет не меньше часа.
А7. Укажите предложение, в котором границы
(вертикали) причастного оборота определены
неправильно (запятые не проставлены).
1) Гигантские самосвалы | несущие на горбу гору
каменных глыб | осторожно въезжали на мост.
2) Собранная с деревьев листва | закружилась в
вихре и стала подниматься кверху.
3) Высокое летнее небо | наполненное солнечным
блеском | сквозило голубизной.
4) Ветер перелистывает книгу | забытую на столе.
А8. В каком предложении не нужно ставить
тире?
1) Геология это наука о строении, составе,
истории земной коры.
2) Лень и трусость самые дурные пороки.
3) Льды как льды, пустыни как пустыни.
4) У войны короткий путь, у любви далекий.
А9. В каком словосочетании не
пишется слитно?
1) (Не)проснувшийся город;
2) (не)заживающая долго рана;
3) работа (не)проделана;
4) (не)смыкая глаз.
А10. В каком слове на месте пропуска пишется и?
1) Раста_вший снег;
2) застав_вший отступить;
3) разве_ли сомнения;
4) ла_л на незнакомца.
А11. В каком слове на месте пропуска пишется о?
1) Свернуть направ_;
2) глядеть искос_;
3) наесться досыт_;
4) отмыть добел_.
А12. В каком слове на месте пропуска пишется
буква н?
1) На улице безветре_о;
2) поступать ветре_о;
3) студентка сосредоточе_а и внимательна;
4) не раз чита_ая книга.
А13. Укажите ошибку в определении части речи,
которая ведет к неверному написанию слова.
Ни перед кем не побоялась бы она обнаружить
свои мысли, и никакая сила не могла бы ее
заставить молчать.
1) Ни перед кем – частица ни с
местоимением;
2) не побоялась – частица не с
глаголом;
3) никакая – местоимение с частицей ни;
4) не могла бы – частица бы.
А14. В каком предложении есть пунктуационная
ошибка?
1) Артем нажимал на подвешенный к перекладине
рычаг, раздувавший кожаные мехи.
2) Волчиха неслась мимо Василия слева направо, и
он видел ее ощеренную пасть, свешенный набок
язык, белые клыки.
3) Дорожки сада были усыпаны крупным гравием
хрустевшим под ногами, а с боков обставлены
большими розовыми раковинами.
4) Взбаламученная вода плескалась, набегая на
истоптанный за ночь песок.
А15. В какой строке допущена ошибка в
употреблении падежной формы?
1) Согласно приказу;
2) оплатив проезд;
3) отличать плохое от хорошего;
4) благодаря хорошего расписания.
А16. В каком слове на месте пропуска пишется и?
1) В течени_ пятнадцати минут;
2) напиток наподоби_ кофе;
3) в следстви_ вмешался прокурор;
4) впоследстви_ я узнал.
А17. В каком предложении выделенное
слово – предлог?
1) (В)следствии по этому делу были допущены
ошибки.
2) (На)счет в банке поступили новые средства.
3) (В)следствие включились новые люди.
4) (В)течение месяца мы завершили работу.
А18. В каком предложении частица,
заключенная в скобки, пишется слитно?
1) Вслед за другими мы то(же) пошли в музей.
2) Ничто не изменилось: так(же) бежала река,
так(же) шумел лес.
3) Я хочу жить так(же), как и ты.
4) Это было то(же) здание.
А19. В каком предложении на месте пропуска
пишется буква е?
1) Н_ перед кем не побоялась бы она обнаружить
свои мысли.
2) Каждый раз н_ могу н_ удивляться!
3) Сколько н_ звал, он не оглянулся.
Прочитайте текст и выполните задания В1–В6,
С1.
(1) Почему телевизор частично заменяет сейчас
книгу? (2) Да потому, что телевизор заставляет вас
не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть
поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас
отвлекает от забот, он вам диктует – как смотреть
и что смотреть. (3) Но постарайтесь выбирать книгу
по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на
свете тоже, сядьте с книгой поудобнее, и вы
поймете, что есть много книг, без которых нельзя
жить, которые важнее и интереснее, чем многие
передачи. (4) Я не говорю: перестаньте смотреть
телевизор. (5) Но я говорю: смотрите с выбором. (6)
Тратьте свое время на то, что достойно этой траты.
(7) Читайте же больше и читайте с величайшим
выбором. (8) Определите сами свой выбор,
сообразуясь с тем, какую роль приобрела
выбранная вами книга в истории человеческой
культуры, чтобы стать классикой. (9) Это значит,
что в ней что-то существенное есть. (10) А может
быть, это существенное для культуры человечества
окажется существенным и для вас?
(Д.С. Лихачев. Письма о добром и
прекрасном)
ЧАСТЬ 2
В1. Определите часть речи слова поудобнее
в предложении 2.
В2. Выпишите из текста деепричастия.
В3. Из предложений 4–8 выпишите частицу(ы).
В4. Из 1-го предложения выпишите слово,
образованное суффиксальным способом.
В5. Из 8-го предложения выпишите слово(а), в
котором(ых) букв меньше, чем звуков.
В6. Из 3-го предложения выпишите союзы.
ЧАСТЬ 3
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из
проблем, поставленных автором текста.
Сформулируйте позицию автора. Напишите,
согласны или не согласны вы с точкой зрения
автора. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте.
9-й КЛАСС
ЧАСТЬ 1
Выполните задания А1–А19.
А1. В каком слове верно обозначен ударный
гласный?
1) ЭкспЕрт;
2) кОклюш;
3) дремотА;
4) катАлог.
А2. Укажите фразеологизм со значением
«большое количество чего-либо».
1) Между двух огней;
2) ни два ни полтора;
3) как звезд на небе;
4) лежать мертвым грузом.
Укажите слово с суффиксом -ок-.
1) Срок;
2) стожок;
3) клок;
4) ток.
А4. В каком предложении слова одеть –
надеть употреблены неверно?
1) Мама песню напевала, одевала дочку.
2) Девочка надевала белую сорочку.
3) В такой бесконечный дождь нужно одеть
резиновые сапоги.
4) Одень, обуй и накорми его.
А5. В какой строке на месте пропуска пишется
буква а?
1) К_рикатура, погл_щать, вопл_тить,
тр_нслировать;
2) благосл_влять, спарт_киада, об_гащать, р_сток;
3) декл_рация, предпол_гать, п_норама, огл_-шать;
4) уд_литься, об_няние, выр_щенный, прик_-сновение.
А6. В каком слове на месте пропуска пишется
буква е?
1) Он дыш_т;
2) он распил_т;
3) он тон_т;
4) он слыш_т.
А7. В каком слове на месте пропуска пишется
буква и?
1) Учиться в лице_;
2) бежать по дорожк_;
3) жить в Кита_;
4) находиться в здани_.
А8. В каком слове на месте пропуска пишется ё?
1) Сокращ_нный;
2) борщ_вый;
3) горяч_;
4) шапч_нка.
А9. В каком слове на месте пропуска пишется
буква и?
1) Посе_в;
2) запомн_вший;
3) стел_щийся;
4) вер_щий.
А10. В каком слове на месте пропуска пишется ь?
1) Свеж_;
2) замуж_;
3) стрич_ся;
4) из-за рощ_.
А11. В каком слове на месте пропуска в
приставке пишется и?
1) Пр_следовать;
2) пр_ходить;
3) пр_забавный;
4) пр_рвать.
А12. В каком слове на месте пропуска пишется нн?
1) Уставле_а вазами;
2) писа_ая красавица;
3) слушал сосредоточе_о;
4) услыша_ы всеми.
А13. В каком словосочетании не
пишется слитно?
1) Ничего (не)соображая;
2) дорога (не)освещена;
3) (не)законченная работа;
4) поступил (не)по-товарищески.
А14. На месте каких цифр пишется буква и?
Он терпеть н_(1) может щегольства: носит всегда
свитку черного домашнего сукна, и н_(2)кто
н_(3)когда н_(4)видал его в другом костюме.
1) 1, 2, 4; 2) 2; 3) 3, 4; 4) 2, 3.
А15. Укажите неопределенно-личное
предложение.
1) Уже совсем стемнело.
2) В дверь постучались.
3) Люблю грозу в начале мая.
4) В избе жарко натоплено.
А16. В какой строке дано правильное
объяснение пунктуации предложения?
Сквозь серый камень вода сочилась(,) и было
душно в ущелье темном. (М.Горький)
1) В этом предложении есть однородные члены,
соединенные союзом и, запятая перед ним
не ставится;
2) это предложение сложное (сложносочиненное),
перед и запятая ставится;
3) в этом предложении однородные члены
соединены союзом и, перед и
запятая ставится;
4) это предложение сложносочиненное, запятая
перед и не ставится.
А17. В какой строке правильно указано, чем
осложнено предложение?
Лебедь красиво подплыл, вышел на берег,
встряхнулся и, тяжело переваливаясь на своих
кривых черных ногах, направился к избушке.
1) Однородными членами;
2) однородными членами и обособленным
обстоятельством;
3) однородными членами и обособленным
определением;
4) уточняющими членами предложения.
А18. В каком предложении необходимо
обособить деепричастный оборот?
1) Он бежал сломя голову.
2) Нельзя сидеть сложа руки.
3) И ушла Лиса несолоно хлебавши.
4) Зайцы спасаясь от путников путали следы.
А19. Укажите предложение, которое осложнено
обособленным приложением (знаки не расставлены).
1) Здесь под Воронежем было много таких трав и
цветов.
2) Птицы по-видимому зябли на снегу и поэтому
сбились в одну кучу.
3) Иллюминатор согласно боевой обстановке был
тщательно занавешен.
4) Андрей Иванович Дубов лесовод и селекционер
попал в писательский дом отдыха случайно.
Прочитайте текст и выполните задания В1–В6,
С.
(1) Возникновению географии как определенной
области знаний предшествовал длительный процесс
развития человеческого мышления. (2) Истоки
географической науки можно обнаружить даже в
первобытном обществе. (3) Дело в том, что
способность мыслить пространственно,
«географически» (в отличие от способности
мыслить во времени), связанная с необходимостью
ориентироваться на местности, относится к числу
основных способностей человека… (4) Даже на заре
своей истории люди всегда что-то знали о той
местности, в которой жили. (5) Они знали, где
находится лес, кустарник или луг, знали, чем
богаты леса и много ли рыбы в реках, знали, как
пройти из одного селения в другое, и отчетливо
представляли себе, какая погода преобладает в
летние сезоны и какая в зимние… (6) Древнейшие
народы могли ничего не знать – и не знали! – о
собственной истории, но они знали свои владения,
потому что без этих знаний не смогли бы выжить.
(7) Следовательно, у всех народов даже на самых
ранних ступенях общественного развития имелись
зачатки географических знаний, имелись
отчетливые представления об окружающем
пространстве.
(Из журнала «Вокруг света»)
ЧАСТЬ 2
В1. Из 4-го предложения выпишите слова, в
которых не совпадает количество букв и звуков.
В2. Из группы предложений под номерами 1–4
выберите номер безличного предложения.
В3. Из группы предложений под номерами 4–7
выберите номер предложения с вводным словом.
В4. Укажите тип связи в словосочетании можно
обнаружить во 2-м предложении.
В5. Каким членом предложения является слово мыслить
из 3-го предложения?
В6. Из предложений 4–5 выпишите частицы.
(Ответы на задания части А и В даны на стр. 26)
ЧАСТЬ 3
С. Что изучает география? Когда возникла
география? Нужна ли эта наука сегодня? Напишите
сочинение-рассуждение.
|
Карта XVI в. Герардуса Меркатора
|
Номер
задания |
5-й
класс |
6-й
класс |
7-й
класс |
8-й
класс |
9-й
класс |
А1 |
4 |
1 |
1 |
2 |
1 |
А2 |
2 |
3 |
4 |
3 |
3 |
А3 |
2 |
4 |
3 |
2 |
2 |
А4 |
4 |
2 |
3 |
2 |
3 |
А5 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
А6 |
1 |
4 |
1 |
1 |
3 |
А7 |
1 |
3 |
1 |
2 |
4 |
А8 |
2 |
3 |
4 |
3 |
1 |
А9 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
А10 |
1 |
2, 3 |
4 |
2 |
3 |
А11 |
1 |
4 |
2 |
1 |
2 |
А12 |
4 |
2 |
3 |
2 |
3 |
А13 |
3 |
3 |
1 |
3 |
3 |
А14 |
1 |
2 |
3 |
3 |
4 |
А15 |
4 |
3 |
2 |
4 |
2 |
А16 |
2 |
3 |
4 |
4 |
2 |
А17 |
4 |
2 |
4 |
4 |
2 |
А18 |
4 |
2 |
2 |
1 |
4 |
А19 |
2 |
3 |
1 |
2 |
4 |
В1 |
летние |
гроздь |
одесскую |
наречие |
своей, местности |
В2 |
превосходных |
слетаться |
розовеющий |
не торопясь, сообразуясь |
(2) |
В3 |
говорить,
свалилась |
видим |
приобретал |
не, же |
(7) |
В4 |
ворчат |
картину, виноград |
улицы |
частично |
примыкание |
В5 |
3 |
2 |
краткое прилагательное |
какую,
выбранная |
несогласованное определение |
В6 |
2 |
2 |
3 |
но, и, что, |
даже, ли |
Л.В. НИКОНОВА,
г. Москва
|