РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Классный час: Как мы говорим?(О речи школьников)
Улетело сказанное слово, <...> А ведь надо просто научиться Пусть слова бегут вперед игриво, <...> Этими стихами, которые мне передал мой ученик из 6-го класса Александр Еремин, я открываю тему «Как мы говорим? Что мы говорим?». Слово – великая сила, словом можно обидеть, даже ранить сильнее, чем оружием, словом можно поддержать и утешить в трудную минуту, словом можно развеять грусть и рассмешить. Научившись владеть словом, можно стать интересным собеседником. Пытается ли кто-нибудь из нас анализировать свою речь? Вряд ли, а зря. В обычном разговоре между собой большинство не следит за правильностью своей речи. Часто мы не можем грамотно выстроить предложения, так, чтобы создался текст; кому-то стоит большого труда произнести несколько фраз, чтобы они звучали культурно, интересно и правильно. Складывается такое впечатление, что запас слов у нынешней молодежи год от года уменьшается. Зато повсеместно получил распространение уличный сленг. Редко когда услышишь разговор без употребления жаргона, а то и откровенно бранных слов. Это вошло в привычку, никто не обращает внимания на такие мелочи. Скорее вызовет удивление речь, в которой не будет жаргонных слов. Подростки и молодежь очень мало читают, их полностью захватили телевизор, компьютер. А то, что они хорошо знают, – тексты популярной музыки – представляет в большинстве своем набор однотипных клише, бессмысленный повтор банальных фраз. Чего ждать от детей, если и политики не умеют грамотно говорить. Иной раз невозможно понять, что хочет сказать представитель власти. К сожалению, даже не все телевизионные каналы могут похвастать образцовой, грамотной речью своих ведущих. С экрана телевизора стало модным «быть ближе к народу», употреблять ненормативную лексику или, что вообще недопустимо, – мат. Двигаясь такими темпами, наше поколение скоро успешно трансформирует язык Пушкина, Толстого, Достоевского в язык симпсонов, шреков и т.п. Понятно, что каждый молодой человек хочет выглядеть взрослее, самостоятельнее. Но как этого добиться? Употребляя «взрослые» словечки, такие молодые люди думают, что этап взросления наступит быстрее. И, чтобы не быть белой вороной среди своих сверстников, разговаривают на примитивном и грубом языке. Отрицательным в этом явлении считаю то, что со временем такая речь войдет в привычку и молодые люди забудут красоту русской речи, о которой так много говорили и писали известные классики. При попытке описать что-то, поразившее их своей красотой или необычностью, они ловят себя на том, что им не хватает слов, не хватает умения правильно использовать те слова, которые они знают. А ведь с помощью речи можно выразить буквально все: и чувства, и красоту окружающего мира, и свои фантазии. Наш язык – это огромное богатство, доступное всем, но есть слова и слова. Если разобраться, можно убедиться в том, что жаргонные слова оскорбительны по своей сути. Мы говорим: чумовой парень, когда имеем в виду интересного, ведущего за собой, активного юношу. Но если задуматься об этимологии этого слова, придется сделать вывод, что такой парень веселится и развлекается всеми доступными способами только потому, что он смертельно болен и может умереть в любой момент. Очень часто употребляется слово прикольно. Мы думаем, что появлению этого слова мы обязаны наркоманам: уколоться – получить наслаждение, смешно, интересно; оно произошло от жарг. прикалываться – шутить. Мы хорошо отдохнули, оторвались по полной. Почему оторвались? Так расслабились, что отстали от друзей и заблудились? Ложка – это, оказывается, весло. Стрёмно – слово, которое по логике должно означать неудержимое стремление вперед, скорость, но оно означает действие, которое делать стыдно или не хочется. Почему родители – это шнурки, которые путаются под ногами? Ведь это все напускная бравада, вряд ли кто-нибудь из этих больших детей реально представляет свою жизнь без тепла материнской любви, без отцовской заботы и помощи. И все равно это не мешает им называть их предки, родоки, кости, паханы. Все эти слова указывают на то, что они не уважают своих родителей, безосновательно противопоставляют себя им. Как это ни странно звучит, но умение грамотно общаться, воздействовать словом на человека взяли на вооружение разного рода мошенники. Вот уж кто мастерски владеет словом, умеет разговаривать и убеждать, доказывать свою правоту. Преступники сделали это умение важнейшим элементом своей профессии, они не устают совершенствоваться, постоянно учатся и оттачивают свое мастерство. Мошенники и проходимцы понимают, как важно владеть хорошей речью, чего, к сожалению, не скажешь о современной молодежи. Общение между людьми – это прежде всего обмен информацией. Мы сообщаем друг другу какие-либо новости, делимся своими мыслями, проблемами, спорим. Часто в спорах нам не хватает слов для убедительного аргументирования, мы мучительно пытаемся подобрать слова для доказательства своей правоты, но... Как же часто возникает это пресловутое «но». А как трудно бывает написать сочинение: не хватает не только словарного запаса и умения связно и последовательно излагать свои мысли, не хватает элементарного умения писать без ошибок. Каким убогим получается конечный результат у многих ребят. Жаргонные словечки и выражения молодежь использует в различных сферах и для обозначения различных характеристик. Я привожу лишь несколько нелитературных слов, постоянно употребляемых школьниками. Но эти «более мягкие» слова употребляют все. Ребятам, которые хорошо учатся, дают кличку ботаник. Непонятно, почему именно ботаник, а не физик или химик? Большинство ребят пытаются выделиться из общей массы не культурой и уровнем образования, а грубостью и мнимой «крутизной». Крутой – это тоже сленг, причем это слово повторяется постоянно, но ведь подразумевается, что крутой – это человек, который может что-то такое, чего не могут другие, что он добился определенного превосходства. Молодежи всегда свойствен максимализм, сейчас он проявляется в отношении к способу общения: все так говорят, так принято говорить и все. Сейчас принято и даже модно, к сожалению, не обогащать свою речь, а засорять ее появляющимися новыми жаргонными словами. Нельзя требовать от всех, да и невозможно добиться, чтобы все изъяснялись исключительно на литературном языке, ведь сленг не может исчезнуть из нашей речи в одночасье. Тем более что устная речь подразумевает не слишком жесткое следование правилам русского языка, в отличие от письменной. Да, мыслить и говорить одновременно трудно, но нельзя паузы заполнять частицами и просторечными словами. Разумеется, во время разговора не полезешь в словарь, но нужно контролировать свою речь, слушать себя во время разговора, говорить не торопясь. Невозможно без владения правильной речью описать красоту природы. Попробуйте описать закат с помощью сленга. Не получится. Только владея литературной лексикой, можно назвать краски и оттенки природы, звуки музыки. Мы можем и должны использовать в полной мере богатство, разнообразие и выразительные средства русского языка. Только тогда мы сможем считать себя культурными людьми. Ведь важнейшим качеством личности современного человека является не доскональное знание современного сленга, а разносторонняя образованность и общая культура, умение правильно вести себя в различных ситуациях и умение поддерживать беседу – как неформальную, так и официальную.
А.Ю. БАГРАМЯН, |