Я ИДУ НА УРОК
5-й классИгровой урок по словообразованию
|
Количество суффиксов (в сумме) |
Цветовое обозначение |
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
|
7 |
|
9. Упражнение на разбор слова из учебника – 432 (у доски).
Задание
Мы с вами вспомнили основные морфемы, а теперь потренируемся в разборе слова по составу.
10. Индивидуальные задания – игры (по количеству детей в классе).
Слово учителя
Сейчас вы получите индивидуальные задания. Внимательно прочитайте задание, выполните его и подготовьте для класса небольшое сообщение по своему заданию с 2–3 примерами. Вы получите оценку не только за то, что справились с заданием, но и за презентацию своей работы. Учитываются доступность сообщения, правильное построение монолога, удачные примеры.
1) «Портной» (словообразовательная цепочка).
Как портной отрезал куски ткани, чтобы получить под конец «выкройку»? (Восстановите словообразовательную цепочку.)
Безукоризненно – ______________ = ____________ = __________ = корить.
2) «Кроссворд» (правописание приставок 2-й группы – на -з(-с)).
1) Кощей...
2) Отсутствие сна.
3) Отсутствие страха.
4) Суп с солеными огурцами.
5) Бунт.
6) Отсутствие силы.
7) Восход солнца.
8) Ростки помидоров или огурцов, предназначенные для пересадки из теплицы в открытый грунт.
9) Большое количество жемчуга или других драгоценных камней.
10) Небольшое повествование.
Ключ
3) «Третий лишний» (различие омонимичных суффиксов).
Какое слово лишнее в каждой группе? Объясните графически.
1) льдинка; бусинка; пылинка. |
2) горошинка; виноградинка; снежинка. |
4) «Угадай-ка».
Угадайте, какое слово спряталось.
1) У него приставка, как у слова переждать;
2) у него корень, как у слова раздумье;
3) у него два суффикса: первый, – как у слова брать, второй – суффикс, образующий прошедшее время глагола;
4) окончание, как у слова сын.
5) Шарада.
Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Вместе все – стоит теперь в журнале.
6) Моделирование.
Разберите слово подорожник по составу.
Подберите слово с таким же корнем ________.
Подберите слово с такой же приставкой _____ .
Подберите слово с таким же суффиксом _______ .
Подберите слово с таким же окончанием ______ .
7) «Золушка».
Разберите слова в «две корзины»: в одну – где -ок- входит в состав корня, в другую – где -ок- – суффикс.
Совок, лесок, сынок, песок, чулок, клубок, носок, коробок, колобок, дружок, снежок.
8) Формы слова и однокоренные слова.
Прочитайте стихотворение Агнии Барто «Два снежка». Выпишите из него в одну колонку разные формы слова, а в другую – однокоренные слова.
9) «Биржа труда».
Представьте себе, что вы менеджер на бирже труда. Составьте список необходимых профессий, в которых был бы суффикс -чик- или -щик-.
10) «Лес корней».
Как вы думаете: перед вами – однокоренные слова? Сгруппируйте однокоренные слова. По какому принципу вы это сделали?
Купить, покупка, выкупаюсь, купаться, купание, купля, купель, купальня, скупка, покупка.
11) «Толкователь».
Каким бывает замок: а) висящий; б) висячий; в) весящий; г) свисающий?
С остальными словами составьте словосочетания.
12) «Настоящий лингвист».
Докажите, что перед вами омофоны: посв[и]тить, пол[а]скать, ст[а]рожил.
К каждому слову подберите однокоренное – проверочное.
13) «Продавец билетов».
Вы продавец билетов автобуса, в котором имеют право «ехать» только слова с нулевым окончанием. Подчеркните ваших «пассажиров»: кино, храм, дом, торт, свеж, хаки, беж, кофе, такси, ткач, зазеленел, взялся, край, дочь, мест, вверх, хорошо, эскимо, пальто, крыш.
14) «Объявлен розыск».
Прочитайте стихотворение Агнии Барто «Я с ней дружу». Найдите и выпишите из него существительные с суффиксами. Обозначьте суффиксы.
15) Схема.
Среди перечисленных слов найдите те, которые подходят к схеме: .
Словарь, фонарь, аптекарь, букварь, пекарь, государь, лекарь, сударь, зажарь.
16) «Страшный омоним».
С помощью какого суффикса ноги и ножи превращаются в «страшный» омоним? Какое значение у этого суффикса?
17) «Верю – не верю».
Два ученика заспорили, какое написание верно: подделка или поделка, поддержать или подержать, свистнуть или свиснуть. А как думаете вы? Разрешите их спор.
18) Загадка.
Отгадайте загадку. Выпишите слова с нулевым окончанием.
Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям – друг.
(Дятел)
19) Загадка.
Отгадайте загадку. Найдите и выделите все суффиксы в существительных.
Скинули с Егорушки
Золотые перышки.
Заставил Егорушка
Слезы лить без горюшка.
(Лук)
20) «Родственники».
Запишите 6–8 слов с безударным гласным в корне слова, для которых бы слово дом было проверочным.
21) «Продавец мороженого».
Представьте себе, что вы – продавец мороженого. Вам надо написать ценники с указанием названия мороженого. Придумайте как можно больше таких названий, чтобы было сочетание букв чн (например, земляничное). Выделите в этих словах суффиксы.
«В поход».
Рассмотрите картинку. Что вы видите на ней? Подберите к слову шли такие приставочные глаголы, чтобы можно было описать передвижение героев от одного дома до другого.
22) «В гостях у Дюймовочки».
Перед вами – домик Дюймовочки. Она была очень маленькой, поэтому и в доме у нее все маленькое. Запишите, какие вы видите предметы в этом домике. Не забудьте об уменьшительно-ласкательных суффиксах.
23) «Колокольчик».
Вы держите в руках колокольчик, на стенках которого перечислены звонкие согласные звуки. На концах бантика вам надо вписать приставки, написание которых зависит от этих звуков. Подберите примеры.
24) «Штопальщик».
«Одежда» слов поизносилась и «протерлась» в некоторых местах. «Заштопайте» дырки (вставьте пропущенные буквы). В каких морфемах (частях слов) вы вставляли буквы? Обозначьте их.
Бе_звучный, бе_шумный, на_пилить, (з,с)_бить, пров_дник, подв_дник, л_сник, л_сица, доверч_-вый, завистл_вый, карман_ый, осен_ий.
Если время остается, можно обменяться заданиями с другом и решить еще одну задачу. Затем можно проверить работу друг у друга.
11. Итог занятия.
1) Что вы делали на уроке?
2) Что нового узнали?
3) Что было интересным? неинтересным? сложным? легко выполнимым?
4) Проанализировав сегодня работу на уроке, подумайте: что еще вам надо повторить, подучить, над чем еще следует поработать?
12. Домашнее задание: повторите схему разбора, упр. 434 (разбор слов по составу).
(Задания даны по учебнику Т.Ладыженской «Русский язык. 5-й класс». М.: Просвещение, 2006.)
Вопросы для любознательных
1) Почему оба разбора слова розовый верны:
а) роз-ов-ый; б) розов-ый?
2) Почему оба разбора слова бабка верны:
а) баб-к-а; б) бабк-а?
3) Знаете ли вы, как в нашем языке появились слова окно, весна, волна?
Связано ли их появление со словами око, светить, валить (с ног)?
4) Найдите корень в слове вспоминать:
а) -мин-; б) -помин-; в) -м-.
5) Как связаны слова создать и здание со словом глина?
С.М. ВОВК,
пос. Софрино,
Московская обл.