Я ИДУ НА УРОК
5-й класс
Выражают ли звуки смысл?
Цели: выяснить, выражают ли звуки смысл; как с помощью звука можно достигнуть выразительности, изобразительности речи; какова звуковая организация стихотворения; научить использовать свои знания на практике. Учитель. Как вы думаете: имеют ли смысл звуки? (Ответ детей однозначен: имеют.) Ребята, как бы с вами заговорила корова? А собака? Овечка? Утка? Верно, а французская утка бы вам сказала: «куэн-куэн». «Мак-мак» – так слышится румынам; «раб-раб-раб», – выговаривают утки у датчан. А мы сможем понять, что говорят нам утки на своем языке? Нет? А почему? Ведь их слова тоже состоят из звуков, как и человеческие слова? (Теперь мнения ребят разошлись.) Хорошо, предлагаю я, поговорим на языке животных. (Подготовленная инсценировка стихотворения Е.Тараховской «Где овечка без хвоста?».) У пастушка Вани пропала овечка без хвоста, и он пошел ее искать.
Повстречался пес зубастый
Повстречался с ним козленок
Повстречался конь ретивый,
– Почему животные не смогли помочь Ване? – Что это за слова: му, гав, бя, ги? Делаем вывод: звукоподражательные слова не имеют смысла, хотя состоят из звуков. – Мышка «пи-пи» – она пищит. Медведь «р-р-р» – он рычит. Дяденька «хр-хр-хр» – он храпит. Лист «шр-шр-шр» – он шуршит. Посмотрите: что же получается? Мы пытаемся с помощью сочетания звуков передать действия животных, людей, предметов. Какой волшебной силой обладают звуки! Что же они еще умеют? – А задумывались ли вы, почему лилию называют лилией, а не репьем? А почему? – Почему мартовский цветок назван мимозой? А злой старик – хрычом? Что это, случайность? Нет, не случайность, во всем «виноваты» звуки! – Какой звук вам кажется шире – [и] или [о]? – Какой звук больше нравится – [д] или [ф]? Есть в звуках что-то такое, что заставляет нас считать, что [а] приятнее [x]; [д] приятнее [ф]; [о] светлее, чем [ы]; [р] быстрее, чем [ш]; [л] мягче, чем [б]. – Это разве важно? Оказывается, важно! В этом скрыта тайна слова! Уже древние греки заметили, что есть звуки – быстрые; – тонкие; – громадные; – округлые... И в словах, обозначающих признаки предмета (громадные, быстрые), присутствуют соответствующие звуки. Эксперимент № 1 У меня картинки с изображением фантастических существ. Одно существо добродушное, толстенькое, другое – угловатое, злое. Задание. Угадайте: какое из существ названо Мамлыней, а какое – Жаваругой? Почему? Звуки [м], [л], [н] вызывают приятные ассоциации; [ж], [р], [г] – страшные. Сравните: ущур и лимень. Какое нравится больше и почему?
Эксперимент № 2 Две куклы-матрешки. Они сестрички. Одна – больше, другая – меньше. Одну зовут И, другую – А? Отгадайте, какую матрешку зовут И.
Эксперимент № 3 «Выбираем имя ребенку» Наши имена тоже состоят из звуков. Прислушаемся к ним. Какие ассоциации у вас рождают имена Никита, Ваня, Настя, Алеша, Екатерина, Александр? – Почему уходят имена Фекла, Федот, Марфа, Глафира, Феофан? – Почему распространены имена Людмила, Ирина, Лилия, Юлия, Андрей? – Почему родители не дают девочке имя Харита (по-гречески «прелесть»)? – Почему изначально мужские имена Инна, Римма перешли в женские? Вывод: звуки сами по себе не имеют смысла, но способствуют созданию определенных эмоций, ощущений. Свойства звуков выражать нежные чувства или, наоборот, грубые хорошо известны поэтам. Как они используются в поэзии?
Поэты тщательно работают над звуковой организацией текста. При помощи звуков поэты достигают предельной выразительности, для них очень важна каждая гласная и согласная. Помните, когда Гвидон (у А.С. Пушкина) превращается в комара, про него говорится:
– Что мы слышим?
Эксперимент № 4 Прислушайтесь к пушкинским словам об осени. Какие звуки чаще всего повторяются?
(А.С. Пушкин. Евгений Онегин) [С-с-с-с-ш-с]. Звукопись создается свистящими и шипящими глухими согласными – шелест опадающих листьев.
(А.Барто. Игра в слова)
(А.С. Пушкин. Полтава) [Р-р-ж-кр-ж-гр-рж-рт] – звуки боя. Это напор, энергия, ожесточение сражения – [р]. [Ш] – звук летящего снаряда. [Гр] – грохот. [Р, ж] – режет ухо, ранит слух, эти звуки негармоничны, как сама война.
(А.С. Пушкин. Прозаик и поэт) [У-у-у] – полет стрелы.
(М.Ю. Лермонтов. Русалка) [Пл] – плыла, доплеснуть, [г-л] – голубой, [лн] – волны, [уо] – полной луной (образ полной луны).
(Ф.Тютчев. Весенняя гроза) [Гр] – мы слышим звуки грома.
Эксперимент № 5 Перед вами два описания речи героев из повести М.Горького «Детство». – Какой вам видится героиня? «Она говориЛа Ласково, весеЛо, скЛадно. Говорит, точно поет, и чем дАльше, тем склАдней звучАт словА». – А герой? «...он гоВорил со Всеми насмешливо, обиДно, поДзаДоРивая и стаРаясь РассеРДить Всякого». Вывод: определенный подбор звуков способствует созданию выразительной картины в художественном произведении.
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА Пытаемся самостоятельно придумать фразы, в которых звук способствовал бы изобразительности при передаче явления:
– Но не всякая звукопись может породить красивые стихи, у Незнайки это не получалось.
Однажды Незнайка пришел к Цветику и сказал: – Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу быть поэтом. – ...Ты знаешь, что такое рифма? – Рифма? Нет, не знаю. – Рифма – это когда два слова оканчиваются одинаково, – объяснил Цветик. – Например: утка – шутка, коржик – моржик. Понял? – Понял. – Ну, скажи рифму на слово палка. – Селедка, – ответил Незнайка. – Какая это рифма: палка – селедка? Никакой рифмы нет в этих словах. – Почему нет? Они ведь оканчиваются одинаково. – Этого мало,– сказал Цветик. – Надо, чтобы слова были похожи, так, чтобы получилось складно. Вот послушай: палка – галка, печка – свечка, книжка – шишка. – Какую особенность вы заметили в этих словах? В них повторяются (совпадают) одни и те же звуки. Именно звуки, а не буквы. Вслушайтесь: полеТ – завоД [т – т]; роД – роТ [т – т]; луГ – луК [к – к].
ПОИГРАЕМ В СТИХИ – Попробуем придумать к словам свою рифму так, чтобы они складно зазвучали: задача – удача – иначе – дача... стрекоза – глаза – гроза – слеза... апрель – капель – свирель – трель... – А теперь попробуем подобрать нужное слово:
– Дополните стихотворение по первым двум строчкам, развив предложенную поэтом ситуацию, соблюдая логику сюжета и заданную стихотворную форму.
Вывод: для создания рифмы важно, чтобы звуки в конце строки совпадали. Вы видите, насколько кропотлива и непроста подобная работа, поэтому учитесь ценить каждое слово.
Литература 1. А.Т. Арсирий. Занимательные материалы по русскому языку. М.: Просвещение, 1995. 2. И.И. Постникова, И.М. Подгаецкая. Фонетика – это интересно. М.: Просвещение, 1992. 3. Уроки развития речи: Дидактические материалы для учащихся по программе «Речь». 5-й класс / Под ред. Г.И. Канакиной, Г.В. Пранцовой. М.: Владос, 1999. Е.В. ЛОБКОВА, |