МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ
Семь доброжелательных уроков
|
Приставка | Корень | Суффикс | Окончание |
Про- Во- У- Со- Пере- Пред- За- |
-двиг- -лез- -кол- -пол- -свет- -крош- -пис- |
-оньк- -к- -онок- -и- -ин- -ущ- -ыва- |
-а -ой -ые -ут -ть -е -ая |
Количество примеров можно продолжать, но это не нужно, так как нам достаточно и этих. Ученики должны увидеть, что именно эти части, комбинируясь по-разному, могут «сложиться» в огромное число русских слов. И мы, зная это, чувствуем себя увереннее в нашем «лесу», так как (вот чудо!) части слов остаются почти всегда неизменными!
Приставки, например, всегда пишутся только в том виде, в каком они находятся в «конструкторе». Если ты знаешь, что перед тобой именно корень, ты легко сможешь его проверить, подбирая родственные слова. У окончаний свои правила, и их легко применить, если уверен, что перед тобой именно окончание. Вот почему так важно видеть состав слова, когда пишешь его: это сразу дает тебе шанс успокоиться и вспомнить нужные правила. Поэтому на первом уроке выполним следующие упражнения:
№ 1
Попробуйте составить как можно больше слов, используя таблицу-«конструктор». Помните, что в русских словах не обязательно должны быть все части слова, а также что очень много существует слов с двумя и более приставками и суффиксами и даже двумя корнями!
№ 2
Разберите по составу слова:
припадать, мясной, тропинка, заплатить, наколоть, сосновый, насадить, повалиться, ворсистый, сломать, заглянуть, облениться, трепетать, цветок.
Помните, что у глаголов -ть – это всегда окончание, перед которым обычно стоит какой-то суффикс!
№ 3
Угадайте слово:
1) Приставка как в слове развлечение, корень как в слове заряд, суффикс как в слове ножка, а окончание как у слова подушка.
2) Приставка как в слове берлога, корень как в слове подбодрить, суффикс как в слове юность, а окончание как в слове ушел.
3) Корень как в слове редкий, приставка как вторая приставка в слове препроводить, суффикс как последний суффикс в слове по-товарищески, а окончание – как у глагола в неопределенной форме.
№ 4
Составьте для одноклассника задачу, подобную той, которую выполняли в упражнении № 3.
Итак, если знаешь секрет о существовании «конструктора» в русском языке, если «узнаешь» части «конструктора» в слове, то даже самое длинное и сложное на первый взгляд слово станет старым знакомым, и его так легко написать грамотно! Поэтому для тренировки начиная с сегодняшнего дня обязательно каждое написанное вами слово разбирайте по составу (устно или письменно), и тогда очень скоро трудных слов не останется!
УРОК 2
«Зри в корень!»
Представьте себе красивый цветок. Все знают, из каких частей он состоит: цветы, листья, стебель и корень. Без какой из этих частей цветок и никакое другое растение на земле существовать не могут? Без цветов, листьев и даже без стебля растения живут, но вот без корня – нет. Так и человек без «корней», то есть семьи, родовой памяти, не выживет в мире, будучи совершенно одиноким.
Слова как люди. В словах также главной частью является именно корень, так как он содержит в себе главное, что есть в слове, – его лексическое значение, а также может рассказать историю слова, историю его «семьи» и многое другое. Поэтому прав был Козьма Прутков, воззвавший к нам, в том числе и к школьникам: «Зри в корень!». Если научиться видеть корень в каждом слове, то абсолютно все слова можно написать грамотно, потому что, видя корень, одновременно человек видит и приставку, и суффикс, и окончание, следовательно, быстрее и правильнее сможет применить правила правописания и для этих частей слова.
О корне следует знать, что многие корни нам известны: они хранятся в нашей памяти незаметно для нас. Поэтому, услышав или прочитав только корень слова, а не все слово, можно догадаться, какое слово имеется в виду. Пусть эта мысль поможет ученикам смело и уверенно находить корень в любом слове.
№ 1
«Узнайте» слово по его корню:
-двиг-, -мол-, -молв-, -прощ-, -трав-, -кол-, -род-, -свещ-, -черств-, -един-.
Не забывайте, что в русском языке существуют и так называемые омонимичные корни, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение (ср. трава и отравить). Также следует помнить и о явлении чередования гласных и согласных в корне (ср. свет и освещение). Данные слова являются однокоренными, несмотря на разницу в написании и произношении, так как имеют одно и то же лексическое значение.
№ 2
Найдите корни в приведенных ниже словах, подберите однокоренные слова, доказывая правильность выбора гласной в корне:
ощипать, грошовый, увязать, обнажить, поглотить, выпекать, трясина, наслаждение, заграждение, голодание, покаяние, нагревание, топтать, угнетение, упрощенно, размягчить, смирение, растрепать, щебетание.
№ 3
Вставьте пропущенные буквы, доказывая свою точку зрения:
зал_зать на дерево – зал_зать рану, зап_вать куплет – зап_вать лекарство, ударились оз_мь – созревает оз_мь, пол_скать белье – пол_скать котенка, посв_тить фонариком – посв_тить жизнь науке, сп_шите видеть – сп_шите данные, ч_стота посещений – ч_стота помещений, ум_лять о помощи – ум_лять, прик_снуться – прик_саться, прик_сновение, к_сательная; предл_жить – предл_гать; распол_житься – распол_гать; покл_ниться – кл_няться, накл_ниться, покл_н, раскл_няться; тв_рение – тв_рчество – тв_рь, заг_релый – заг_р, уг_релый, уг_р, разг_реться – г_реть – г_рь; пл_вец – пл_вать, пл_вчиха, пл_вучесть, попл_вок; з_рька – з_ря – з_рница, з_ренька – оз_рять – оз_-ренный – оз_рение; р_стить – р_сли, выр_стить – выр_сли – выр_сший – выр_щивать – зар_стать, пор_сль – зар_сли; ур_вень – ур_внение, ср_внять – ср_внивать, ур_внять – выр_внять – пор_вняться, р_весник; пром_кать – м_кать, обм_кнуть – пром_кнуть – пром_кательный – вым_кнуть; вск_чить – ск_кать, подск_кать – выск_чить.
№ 4
Вставьте пропущенные буквы и объясните свой выбор:
бл_стать красотой, нач_нать работу, бл_стеть на солнце, зам_реть от счастья, зам_рать от страха, соб_рательный образ, бл_стящий оратор, изб_рательная кампания, предл_гать помощь, накл_нить голову, зар_внять канаву, выр_стить цветы, первое скл_нение, земная р_внина, далекая з_рница, раст_рание красок, соч_тание теории с практикой, проск_кать на лошади, проск_чить мимо, обм_кнуть вареник в сметану, вым_кнуть под дождем, покл_ниться солнцу, отр_слевое производство, выск_кивать на ходу, заносчивый выск_чка, заск_чить на минуту, рассч_тывать на помощь, производить расч_т.
№ 5
Распределите слова в таблице, вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор:
Слова с безударными проверяемыми гласными в корне | Слова с чередованием гласных в корне |
Зам_реть от восторга, отп_рать замок, упл_тнить книги, зам_рать от восхищения, усл_жнить решение, обл_котиться в задумчивости, отд_литься от дома, приб_ру в квартире, пост_лить постель, пос_деть на крыльце, изл_гать мысли вслух, к_саться темы, жадно погл_щать, отк_заться от услуг, скл_ниться над ручьем, несг_раемый шкаф, заг_рать у моря, посв_тить фонариком, об_жать ребенка, выпл_вка чугуна, хороший пл_вец, угр_жать расправой, об_жать полгорода, обувь пром_кает, (придавать) значение, пос_деть на лужайке – пос_деть от горя, цветы стали ув_дать – надеялся ув_дать чудо, прим_рять костюм – прим_рять спорщиков, шумят и пенятся в_лы – устало брели в_лы, детишки были очень м_лы – приходилось стоять на м_лу, прор_дили морковь на грядке – зар_дили пушки, нак_лить железо докрасна – нак_лоть сосновых дровишек.
Итак, обещаем себе, что всегда будем видеть в слове его главнейшую часть – корень, и тогда слово станет нам понятным и нестрашным. Лишь поняв слово, мы сможем его написать грамотно, слово, как человек, отплатит нам благодарностью за то, что мы всмотрелись в него и попытались понять его «душу».
Однако некоторые слова являют в языке свою «строптивость» и не желают подчиняться общему правилу одинакового написания всех родственных (однокоренных) слов. Это слова, которые несут в себе корни с чередованием.
У этих корней свои правила, и проверять их ударением нельзя!!! Просто необходимо запомнить правила написания этих слов «с характером», потому что встречаются в текстах диктантов они очень часто. Так что хочешь не хочешь, а запоминай.
Выбор гласных в корнях с чередованием зависит от нескольких условий (см. таблицу).
От суффикса после корня |
От согласной в корне |
От ударения | От лексического значения |
1) -лага-, -лож- (прилагательное,
положить). Исключение полог; 2) -дира-, -дер- (выдирать, выдернуть), -бира-, -бер- (выбирать, выберу), -блиста-, -блест-, (блистать, блестеть), -пира-, -пер- (запирать, отпереть), -жига-, -жег- (обжигать, выжечь), -мира-, -мер- (только в значении «умирать, замирать»), -стила-, -стел- (расстилать, постелить), -тира-, -тер- (вытирать, вытер), -чита-, -чет- (отчитать, вычет). Исключения: сочетать, сочетание; 3) а(я) – им(ин)а заниматься, поднимать, начинающий, обсчитаться, пересчитанный; 4) -каса-, -кос- (касательная, коснуться) |
1) -раст-, -ращ-, -рос-
(растение, выращенный, росли). Исключения: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, выросток, отрасль; 2) -скак-, -скоч- (скакать, выскочить). Исключения: скачок, скачу |
1) -гар-, -гор- (загар,
гореть). Исключения: выгарки, и'згарь, пригарь; 2) -зор-, -зар- (зо'ри, заря). Исключение зорева'ть; 3) -клон- пишется без ударения, под ударением пишем то, что слышим (кла'няться, покло'н, поклонился); 4) -твор- пишется без ударения, под ударением пишем то, что слышим (творе'ние, тва'рь). Исключение у'тварь |
1) -мак- (на краткое
время погрузить в жидкость), -мок-
(пропитаться жидкостью): обмакнуть
печенье в чай – промочить ноги; 2) -равн- (равенство, сравнение одного с другим), -ровн- (ровный): сравнивать две прямые – выровнять грядку; 3) -плав-, – плов-, |
№ 6
Вставьте пропущенные буквы в данных словах:
подр_внять кусты, совершить ск_чок, зар_сти травой, в_сеть за окном, ум_лять значение, пор_с-ло мхом, запл_тить по счету.
УРОК 3
Не приставайте к приставке!
Итак, если хорошо умеешь видеть корень в слове и даже уже знаешь, что с ним следует делать, то можешь быть твердо уверен в том, где искать приставку. Она находится прямо перед корнем.
И слишком уж приставать к приставке действительно не стоит, потому что большинство русских приставок пишутся всегда одинаково. Например, все русские люди знают, что никогда нельзя написать пашел, потому что здесь приставка по-.
(Прим. ред.: Приставка па- тоже существует в русском языке: паводок, падчерица и др.)
Однако есть ряд приставок, которые этому правилу не подчиняются. Это
приставки на -З и -С
При написании слов с такими приставками (без(с)-, воз(с)-, из(с)-, низ(с)-, раз(с)-, роз(с)-, чрез(с)-) важно помнить, что «характер» этих приставок мягкий и уступчивый. Они совершенно не могут «настоять на своем», и каждый корень, к которому они «пристают», начинает влиять на них и диктовать им свои правила. Если корень начинается со звонкой согласной, то и наши приставки начинают в угоду ему звучать сильнее, то есть у них на конце возникает звонкая согласная з. А если согласная рядом с приставкой глухая, то и приставка в угоду ей тут же «оглохнет», то есть будет писаться с с. Например, распечатать – размягчить. Одна и та же приставка поменяла согласную на конце, подстраиваясь к согласной в корне.
Все, казалось бы, очень просто, но что делать, если вы забыли, какие согласные являются глухими, а какие – звонкими? Есть хороший способ это узнать тут же, используя лишь то, что у вас под рукой. Для этого положите ладонь на горло. Теперь у вас под рукой находятся ваши собственные голосовые связки. Если помнить, что глухие и звонкие согласные отличаются друг от друга наличием голоса, то определить разряд звука ничего не стоит. В звонких согласных присутствуют шум и голос, а в глухих – только шум. Поэтому при произнесении звонкого согласного вы ощутите под рукой колебание голосовых связок, а при произнесении глухого согласного не ощутите ровным счетом ничего. Попробуйте! Однако надо помнить, что согласный звук должен быть произнесен кратко и четко – [г], а не [гэ]: это – название буквы.
Теперь все просто. Если возникли проблемы с написанием з и с в приставке, не надо паниковать. Если после приставки стоит звонкая согласная – з, а если глухая – с. А если забыли, где какая, руку на горло, тихонько произнесли – и все понятно! Потренируемся.
№ 1
Вставьте пропущенные буквы, выделяя приставки и корни:
ра_шуметься вс_рьез, бе_звездное небо, в_гляд и_подлобья, бе_корыстный поступок, бе_грешный человек, бе_жизненное тело, бе_ц_ремонное пов_дение, ни_шая порода, бе_зубый рот, бе_сильный в_дох, ра_п_ковать вещи, бе_численные злопыхатели, руководство ра_щедрилось, глупые ра_суждения, ра_путать узел, ра_чистить п_ляну, бе_брежное море.
№ 2
Попробуйте подобрать «подходящие» корни к приставкам:
рас____________, раз______________,
ис_____________, из_______________,
бес____________, без______________,
вс_____________, вз_______________.
№ 3
Подумайте, почему в словах сделать и спеть приставка одинаковая независимо от следующей за ней согласной.
Приставки з-в русском языке нет, так что, какая бы согласная ни стояла после приставки с-, ее нельзя написать иначе!
№ 4
Почему в таком случае в словах здесь, здание, здоровье, не видно ни зги, пишется з?
В данных словах приставки нет вообще, а з является частью корня.
Приставки пре- и при-
также не подчиняются общему правилу написания русских приставок, так как выбор гласной в них целиком и полностью зависит от лексического значения.
При- | Пре- |
1) Близость к чему-либо (приморский); 2) приближение, присоединение (приехать, пришить); 3) неполнота действия (прикрыть); 4) доведение действия до конца (пристукнуть); 5) совершение действия в чьих-либо интересах (припрятать) |
1) Значение приставки равно
значению слова очень (премудрый); 2) значение приставки равно значению пере- (прекратить) |
№ 5
Вставьте пропущенные буквы, выделяя приставки и корни и объясняя их написание:
пр_краснодушный м_чтатель, пр_ручить д_карку, пр_вокзальная площ_дь, пр_открывать завесу, пр_образованный край, пр_общаться к культуре, пр_секать попытки, пр_противный ра_говор, пр_открывать гл_зок, пр_бить доску, пр_усадебный участок, пр_ст_гнуть зн_чок, пр_гладить вихры.
№ 6
Объясняя лексическое значение данных слов, вставьте пропущенные буквы и объясните свой выбор:
пр_бывать в город – пр_бывать в неволе, пр_-данья ст_рины глубокой – пр_дать форму шара, пр_дать свою м_чту – пр_дать блеск поверхности, пр_емник традиций – радиопр_емник, пр_зирать негодяя – пр_зреть бе_домных детей, пр_тв_рить планы в жизнь – пр_тв_рить дверь, камень пр_ткновения – пр_ткнуться в уголок, пр_ходящий момент – пр_ходящая няня, пр_терпеть л_шения – пр_терпеться к боли, пр_дел мечтаний – пр_дел в храме, пр_подать урок – пр_п_дать к источнику, пр_кл_нить ветки – пр_клонить колени, пр_светлый образ – пр_скорбный факт, пр_емлемый вариант – пр_емственность поколений.
Нужно помнить, что в русском языке существует ряд слов с приставками пре- и при-, которые являются словарными и вроде бы на первый взгляд не подчиняются вышеизложенному правилу. Однако это только на первый взгляд. Всмотритесь в эти слова. В приставках этих слов присутствуют те же значения, что и в других. Например,
преодолеть – значит пережить; пренебречь – переступить через этот факт или предмет; преобразовать, превратить – переделать; претендовать – перепрыгивая через всех вокруг; президент, президиум – те, что перед всеми, на виду; презирать – не иметь возможности перетерпеть что-то или кого-то;
привлечь – присоединить к себе, приобрести – присоединить новую вещь к уже принадлежащим тебе; причудливый – близкий к чуду и так далее.
Стоит запомнить те слова, в которых приставки нет: привет, пример, природа, приказ, приключение, прибор и так далее. Кстати, не выделяется приставка и в словах презирать, президент, пренебрегать.
Итак, никогда не забывайте о том, что главная часть слова – все-таки корень, и если вы видите корень в слове, то автоматически видите и приставку, а зная правила написания приставок, легко сможете ее написать без ошибки!
УРОК 4
Не шипите и не цыкайте!
Когда орфографические правила уже не кажутся бессмысленной и сложной игрой, когда ученик научился думать над словом, видеть его строение, он легко воспримет следующее правило о написании гласных после шипящих и ц.
Шипящие – естественно, те, что шипят, то есть ш, щ, ч, ж. Эти согласные встречаются в русских словах очень часто, и трудно сказать, какая гласная пишется после них – о или ё. Поэтому следующую небольшую таблицу нужно запомнить очень твердо, потому что она обязательно понадобится. В этом правиле все зависит от того, где находится интересующая нас гласная – в корне, в суффиксе или окончании. Выяснив это, ничего не стоит найти правильный ответ.
В корне | В суффиксе или окончании |
Ищи «проверочное» слово
– такое слово, в котором на месте неясной гласной
будет стоять е. Если такое слово есть –
пиши ё, если нет – о. Например: жёлтый – желтеть; жёлудь – много желудей; жокей – ???; шорты – ??? Запомните: сущ. ожог руки. Но глагол ожёг руку е = ё |
Все зависит от ударения: под ударением о, без ударения – е. Например, мечом, но много хорошего. Это правило не работает только для глаголов, причастий и отглагольных форм. В них независимо от ударения всегда пишется ё. Например, испечём, испечённый, ночёвка (от глагола ночевать) |
№ 1
Продолжите таблицу примерами этого упражнения, определяя местонахождение гласной после шипящей и объясняя условия ее выбора.
Коробч_нка, береж_т, ч_рный, реш_тка, туш_-ный, казач_к, холщ_вый, к_рч_вка, ж_рдочка, кош_лка, сгущ_нка, лапш_й, собач_нка, сеч_т, печ_ный, беч_вка, ра_ч_ска, ш_пот, выточ_нный, п_рч_ный, ореш_к, овраж_к, руч_нка, разм_ж_вка, обн_ж_нный, щ_голь, уч_ба, ш_лковый, заворо-ж_нный, башм_ч_к, зайч_нок, горош_к, т_лч_ный, пш_нный, прож_ванный, стереж_т, чуж_й, сверч_к, моч_ный, ч_порный, обж_ра, ш_рох, ч_каться, старич_к, трещ_тка, ч_рточка, сж_ванный, друж_к, парч_вый.
№ 2
Вставьте пропущенные буквы, объясняя свой выбор:
ш_пот ночи, т_ж_лая сумка, ч_порный человек, покрыться румянц_м, ж_сткие условия, старый ч_лн, лесные ш_рохи, трещ_тка сторожа, ож_г л_ца, реше_тка сада, трудолюбивые пч_лы, укрыться пл_щ_м, мраморный ц_коль, городские трущ_бы, ж_лтые листья, б_ч_нок с водой, спорить горяч_, ш_в разош_лся, идти вдоль ш_ссе, подж_г сарая, вощ_ная бумага, гр_ш_вая опера.
Правописание гласных после ц также зависит от их положения в слове:
и | ы |
1) Всегда пишется в корне:
циклон, циновка; 2) в словах, оканчивающихся на -ция: овация, милиция |
1) В корне слов-исключений.
Их четыре: Цыган вошел на цыпочках,
сказал цыпленку: «Цыц!»; 2) в суффиксах и окончаниях: сестрицын, огурцы |
№ 3
Продолжите таблицу следующими примерами, объясняя свой выбор гласной:
дикц_я, ц_рк, ц_ганский, ц_пленок, смуглолиц_й, ц_вилизац_я, ц_ркуль, ц_клевать, ц_клоп, ц_ркуляр, ц_стерна, ц_ферблат, ц_трусовый, ц_низм, ц_анистый, ц_гейковый, Цариц_но, волчиц_н, скв_рц_ пр_л_тели, спиц_ мелькают, огурц_ выр_сли, пылают з_рниц_, ц_клон, иниц_алы, иниц_ативный, панц_рь, принц_пиальный, пац_-физм, пац_енты.
УРОК 5
«Не-не-не, только не это правило!»
Правило о слитном и раздельном написании не с разными частями речи, конечно, сложное. Изучается оно в течение нескольких лет и полностью сбивает с толку учеников. Но если это правило представить в виде стройной таблицы, то даже слабые ученики перестанут паниковать перед словом с не, потому что будут точно знать, как следует рассуждать, чтобы не сделать ошибку.
Итак, первым делом в этом правиле надо запомнить, что при встрече со словом с не нужно, чтобы в голове ученика появилось слово это. Написание таких слов полностью зависит от части речи, поэтому сначала выясняем, что это за часть речи. Далее работаем по таблице, используя предложенный алгоритм.
Если это – существительное, прилагательное или наречие на -о, -е, пройдем 3 ступеньки: | Если это – причастие,
пройдем 4 ступеньки: |
1. Убрать не.
Если убрать нельзя, то пишем слитно (неряха,
небрежный, нелепо). Если убрать не
можно, то идем на 2-ю ступеньку. 2. Есть ли рядом со словом противопоставление с союзом а или слова далеко не, вовсе не, совсем не, отнюдь не? Если есть, пишем раздельно (не дерево, а куст; совсем не красивый; вовсе не высоко). Если таких слов или противопоставления нет, то идем на 3-ю ступеньку. |
|
3. Найти синоним без не (объяснить данное слово по-другому). Если это возможно, то пишем слитно (неправда – ложь). Если синонима нет, то пишем раздельно (не красное платье). | 3. Найти зависимое слово (есть
ли в предложении причастный оборот?). Если есть,
то пишем раздельно (не распечатанное никем
письмо). Если нет, идем на 4-ю ступеньку. 4. Это – краткое причастие? Если да, то пишем раздельно (не выкрашен), если нет, то слитно (невысказанный). |
Если это – глагол или деепричастие, |
|
пишем раздельно (не ходил, не глядя). Исключения составляют лишь те глаголы и деепричастия, которые никогда не пишутся раздельно с не (невзлюбить, недоумевая). | |
Если это – отрицательное или неопределенное местоимение или наречие, |
|
то нужно помнить, что такие слова пишутся или в 1, или в 3 слова (никто, ни у кого). 3 слова может быть лишь у тех местоимений, которые употреблены с предлогом. В 2 слова наречия и местоимения не могут быть написаны! Не пишем под ударением (несколько), а ни – без ударения (нигде). Чтобы не ошибиться, переместите ударение и почувствуйте разницу (никто' – не'кто, нигде' – не'где). |
Если вам попалось слово такой части речи, которой нет в таблице, или наречие не на -о, -е, или прилагательное или наречие в какой-либо степени сравнения, то смело пишите не раздельно (не первый раз – прил., не всегда – наречие на -а, не лучше – наречие в степени сравнения и т.д.).
Таблица заполняется постепенно, но важно сразу же приучать учеников работать по данному алгоритму, не пропуская на первых порах ни одного шага. В 8–9-х классах таблица должна уже быть в памяти школьников. Но это сложное правило требует постоянного повторения и тренировки.
Итак, потренируемся.
Определите часть речи и раскройте скобки в словах:
(не)лепый поступок, (не)читал книгу, сказал (не)правду, (не)было намерений, (не)кого спросить, (не)годующий взгляд, (не)обладающий тактом, (не)под силу человеку, (не)преложное правило, (не)истовство атеиста, (не)дальновидный человек, вечером (не)куда пойти, (не)зачем расстраиваться, (не)кошенный косцами луг, (не)заселенные дома, (не)дающий ответа, перейти (не)глубокую, но широкую реку, (не)смотря на (не)погоду, (не)порочная душа, (не)опознанный объект.
УРОК 6
Уе и иа
Самые «трудные» части речи – глагол и причастие. Самое «трудное» при изучении глагола – определить его спряжение. Еще «труднее» – понять, зачем это делать. Но если изложить тему «Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени» при помощи следующего алгоритма, то ясности, надеемся, станет больше.
Все глаголы бывают 1-го или 2-го спряжения.
Ко 2-му спряжению относятся все глаголы на -ить, 7 глаголов на -еть и 4 глагола на -ать.
Глаголы на -еть запоминаем так: берем одного ученика и «ставим» его перед классом, произнося при этом: «Вы можете его видеть, он тоже может на вас смотреть. Я начинаю его вертеть, он начинает меня за это ненавидеть, но будет терпеть, так как от меня вынужден зависеть. Хотя, конечно, этим я смогла его обидеть». (Все перечисленные действия выполняем с учеником.)
Глаголы на -ать запоминаем при помощи «романтической» истории: «Я должна тебя гнать, но мне хочется тебя держать, потому что я не могу дышать, если не имею возможности тебя слышать».
К 1-му спряжению относятся глаголы брить, стелить и все остальные (на -еть, -ать, -оть, -уть, -ыть, -чь и т.д. и т.п.).
А дальше надо понять, что 1-е и 2-е спряжения получили свои «номера» не просто так. Потому что 1-е спряжение почему первое? Потому что у него в карманах много уе и оно может позволить себе купить много хороших и нужных вещей: новые книги, компьютер, путешествия, подарки для мамы, да мало ли что еще. А 2-е спряжение потому только второе, что оно иа: упрямое, как осел, не хочет учиться и поэтому всегда стоит на одном месте. Все, правило вы запомнили, осталось уточнить подробности по таблице.
1-е спряжение – уе | 2-е спряжение – иа |
Окончания глаголов: в ед
ч.: -ем, -ешь, -ете, -ет; во множ. ч.: -ут-, -ют-. Суффиксы действит. прич.: -ущ-. -ющ-; страдат. прич.: -ем-, -ом- |
Окончания глаголов: в ед
ч.: -им, -ишь, -ите,-ит; во множ. ч.: -ат-, -ят-. Суффиксы действит. прич.: -ащ-, -ящ-; страдат. прич.: -им- |
Закрепим полученные знания, выполнив следующие упражнения.
№ 1
Определите спряжение следующих глаголов:
напоминает, плавает, смотрите, разорять, продвигается, забирается.
№ 2
Вставьте пропущенные буквы в следующие слова:
темне_т, зна_щий, раздвига_мый, нащупыва_м, следу_щий, продвига_мся, лета_щий, колебл_мый, колебл_щийся, исчеза_щий, рассчитыва_т, раду_щийся, пил_щие, кол_щие, невид_мый, начина_щий, извеща_щий, устанавлива_мый.
№ 3
Образуйте возможные формы причастий настоящего времени глаголов из № 1 и проверьте по таблице правописание суффиксов.
УРОК 7
Отчаянно туманно
Много проблем доставляет ученикам и учителям правило, объясняющее написание н и нн. Оно изучается в течение двух лет (6-й и 7-й классы), но запоминается, к сожалению, далеко не всеми. Предлагаем объединить правило написания н и нн в прилагательных и причастиях в одну таблицу и изучать это правило по ней. Ясности в этом тумане станет больше.
Прежде всего нужно запомнить, что н и нн вызывают сложность только в двух частях речи – прилагательном и причастии. От части речи зависит, какой выбрать алгоритм рассуждения, поэтому, как и в правиле о не, первым делом надо добиться того, чтобы при виде слова с н или нн у ученика в голове возникало слово это.
Если это – полное или краткое прилагательное, то | Если это – полное причастие, то |
1) выделим корень; 2) выделим суффикс. Если суффикс напоминает китайские слова Заметьте: серебряной медали у него нет.) Если суффикс напоминает колокольный звон |
1) определим его вид. Если
вид совершенный, то нн. Если
несовершенный, идем на 2-ю ступеньку; 2) есть ли у причастия зависимые слова (причастный оборот)? Если да, то нн; 3) причастия на -ованный, -еванный всегда пишутся с нн. 4) Краткие причастия всегда с н |
Если перед вами оказалось не прилагательное и не причастие, а решить, н или нн, необходимо, посмотрите, от какого слова образовалось ваше. Вы удивитесь, но образовалось оно или от прилагательного, или от причастия. Осталось только выяснить, сколько н в этом слове, и вы справились с задачей. Потренируемся.
№ 1
Образуйте от данных существительных прилагательные с н или нн:
утка, гость, барабан, стекло, солома, лекарство, клюква, весна, лед, конь, время, олово, камень, дерево, ветер, осень, змея, серебро.
№ 2
Образуйте от данных глаголов страдательные причастия прошедшего времени с н или нн:
варить, сварить, жарить, ранить, изранить, ломать, поломать, фаршировать, линовать, ковать, подковать, рвать, золотить, посеребрить, мостить, вымостить, сказать, печь, желать.
№ 3
Вставьте в данные слова н или нн:
пчели_ый, багря_ый, ваго_ый, варе_ый, серебря_ый, ветре_ый, барха_ый, жаре_ый, пече_ый на углях, моще_ый, изране_ый, бритве_ый, груже_ый хлебом, варе_ый в котелке, вытка_ый, масл_ый блин, заброше_ы, полотня_ый, повере_ый в делах, суже_ые кровеносные сосуды, Гости_ый Двор, студентка рассея_а, собрание прошло организова_о, глядеть испуга_о, каша сваре_а.
Семь уроков по орфографии позади, и можно надеяться, что ученик уже не так боится заниматься своим родным языком. На наш взгляд, главное – «убрать» страх ученика перед предметом, и тогда многие проблемы решить будет значительно легче. Поэтому желаем всем веселых и доброжелательных уроков и благодарных учеников.
М.С. ГАРЯЕВА,
г. Братск,
Иркутская обл.
Примечание редакции. Работа М.С. Гаряевой – удачная попытка в игровой форме помочь детям разобраться в трудностях русского правописания. Главная мысль автора: ребенок должен хорошо представлять морфемный состав слова, чтобы избежать ошибок. Естественно, для того чтобы отработать все сложности, автору приходится упрощать картину русской морфемики.