ТЕСТЫ
Тестирование по теме «Деепричастие»
Разнообразные формы контроля за уровнем знаний, умений и навыков школьников позволяют определить эффективность методики обучения, целесообразность применения тех или иных приемов, правильность подбора дидактического материала для коррекции знаний каждого ученика. Чтобы проверить, насколько прочно и осознанно усвоены основные понятия, изученные на уроке, я прошу учеников воспроизвести правила и определения. Ученики называют все признаки понятия, выделяют среди них существенные и несущественные, называют ключевые слова, иллюстрируют правила и определения своими примерами и выполняют практические задания, основанные на данных теоретических знаниях. Использование тестов наряду с традиционными видами контроля обеспечивает объективность контроля знаний, умений и навыков учащихся, массовость и одновременность осуществления контроля, а также его точность, оперативность и своевременность; – позволяет снизить трудоемкость работы учителя по отслеживанию, накоплению и систематизации статистических данных о достижениях каждого ученика; – позволяет эффективно прогнозировать и планировать учебную деятельность по предмету, своевременно выявлять ее приоритетные направления; – помогает осуществить индивидуальный подход к обучению; – помогает ученикам развивать навык самоконтроля, определить программу действий по совершенствованию знаний и умений. Понятно, что опросить на уроке всех не представляется возможным, поэтому я готовлю тесты, а к их проверке привлекаю учеников. Желающих выступить в роли учителя много, но это право заслуживают лучше. Тесты использую готовые, а также составляю сама и привлекаю учеников на этапе завершающего изучения тем. По форме я использую различные тесты: 1) вставить слово или словосочетание в истинное утверждение, чтобы сделать его полным и завершенным, – это «компенсирующие» тесты; 2) тесты альтернативные, когда из трех вариантов ответов надо выбрать один, который кажется ученику верным; 3) третья группа тестов направлена на выяснение умений применять знания при решении той или иной лингвистической задачи.
I. ТЕСТ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ПРАВИЛ ПО ТЕМЕ «ДЕЕПРИЧАСТИЕ» 1-й вариант 1. Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает _________, объединяет признаки _______ и _______ и показывает _______, _______, _______ совершается действие, названное глаголом. 2. Деепричастие отвечает на вопросы: _______, _______, _______, _______, _______ . 3. В деепричастии объединяются значения двух частей речи – _______ и _______. 4. Общее грамматическое значение деепричастий – _______. 5. Деепричастие в предложении является _______________. 6. Назовите признаки глагола у деепричастий: _______, _______, _______. 7. Деепричастие с зависимыми словами называется _______. 8. Где может стоять деепричастный оборот в предложении? 9. Деепричастия несовершенного вида образуются от основы глагола _______ времени с помощью суффиксов _______. 10. Не с деепричастиями пишется _______ . 2-й вариант 1. Деепричастие – ______________ часть речи, которая обозначает ____________, объединяет признаки глагола и наречия и показывает, ___________, показывает ___________, _______, ___________ совершается действие, названное ___________. 2. Морфологические признаки деепричастия – ___________. 3. Деепричастия образуются при помощи суффиксов –___________. 4. Синтаксическая роль деепричастий в предложении – ___________. 5. Общее грамматическое значение деепричастий – ___________. 6. Назовите признаки наречия у деепричастий:___________ и ___________. 7. Деепричастным оборотом называется ______________________. 8. Деепричастный оборот может стоять в ________________. 9. Деепричастия совершенного вида образуются от основы ___________ с помощью суффиксов ___________. 10. Назовите глаголы, от которых деепричастия не образуются. II. АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ТЕСТ ДЛЯ ПРОВЕРКИ
ЗНАНИЙ 1. Деепричастие – это 1) самостоятельная часть речи; 2) служебная часть речи. 2. Деепричастие обозначает: 1) признак предмета по действию; 2) добавочное действие; 3) действие предмета. 3. В деепричастии объединяются значения двух частей речи: 1) глагола и прилагательного; 2) глагола и наречия; 3) глагола и причастия. 4. Деепричастия образуются при помощи суффиксов: 1) -а, -я, -вши, -ши; 2) -ущ (-ющ), -ащ (-ящ); 3) -ова, -ева, -ыва, -ива. 5. Синтаксическая роль деепричастия в предложении: 1) сказуемое; 2) определение; 3) обстоятельство. III. ТЕСТЫ НА УЗНАВАНИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЯ «Узнавание в лицо» Задание 1. Укажите буквы, которые стоят за деепричастиями в каждом из предложений. 1. И отец и сын, вместо приветствия (а) после давней отлучки, начали садить (б) тумаки и в бока, и в поясницу, и в грудь, то отступая (в) и оглядываясь, то вновь наступая (г). 2. И старый Бульба мало-помалу горячился (а), горячился, наконец, встал (б) из-за стола и, приосанившись (в), топнул ногой. 3. Бедная старушка, привыкшая (а) уже к таким поступкам своего мужа, печально (б) глядела (в), сидя (г) на лавке. 4. Она не смела ничего говорить (а); но, услыша (б) о таком страшном для нее решении, она не смогла (в) удержаться (г) от слез. 5. Мать обняла (а) их, вынула (б) две небольшие иконы, надела (в) им, рыдая (г), на шею. (Н.В. Гоголь. Тарас Бульба) Ответы: 1 – в, г; 2 – в; 3 – г; 4 – б; 5 – г. Задание 2. К этому тесту возвращаюсь еще раз после изучения темы «Деепричастия совершенного вида»: 1-й вариант – укажите деепричастия совершенного вида; 2-й вариант – укажите деепричастия несовершенного вида. Ответы: 1-й вариант – 2-е и 4-е предложения; 2-й вариант – 1-, 3-, 5-е предложения. Задание 3. После изучения темы «Деепричастный оборот» провожу сначала тест на узнавание. Выпишите из предложений глаголы-сказуемые и относящиеся к ним деепричастия с зависимыми словами. 1) Молодые казаки ехали смутно и удерживали слезы, боясь отца своего. 2) Кучер, опасаясь разделки, ударил по лошадям. 3) Он (Андрий) глядел на нее, совсем потерявшись, рассеянно обтирая с лица своего грязь, которою еще больше замазывался. 4) Он хотел было узнать от дворни, которая кучею стояла за воротами, окруживши игравшего молодого бандуриста. 5) Но дворня подняла смех, увидевши его запачканную рожу, и не удостоила его ответом. (Н.В. Гоголь. Тарас Бульба) Задание 4. Выполните тест, проверяющий отличие причастия с суффиксом -вш- от деепричастия с суффиксом -вши-. 1-й вариант – укажите номера предложений с причастным оборотом; 2-й вариант – укажите номера предложений с деепричастным оборотом. 1) Ночь подобралась незаметно, окутавши землю темной вуалью. 2) Сумрак, окутавший землю, скрыл разрушения. 3) Врач, склонившись над солдатом, осматривал рану. 4) Врачи, склонившиеся над операционным столом, были сосредоточенны. 5) Птенец, запутавшийся в высокой траве, не мог оттуда выбраться. 6) Запутавшись в высокой траве, я потерял тропинку. 7) Шахматист, сделав неудачный ход, сдался. 8) Шахматист, сделавший неудачный ход, сдался. 9) Шофер, услышавший сигнал, свернул в сторону. 10) Путники, отдохнув в лесу, отправились дальше. Ответ: 1-й вариант – 2, 4, 5, 8, 9; 2-й вариант – 1, 3, 6, 7, 10. Задание 5. Одной из распространенных ошибок, связанных с изучением темы, является неправильное употребление деепричастных оборотов в устной и письменной речи. После разъяснения, как следует строить предложения с причастным оборотом, предлагаю следующий тест. Укажите номера предложений, где допущены ошибки.
1) Мальчик долго лежал в темноте, прижавшись к подушке, и старался заснуть. 2) Привыкнув к тяжким крестьянским работам, обязанности дворника казались Герасиму шуткой. 3) Включив радио, раздались звуки музыки. 4) Птицы, обрадовавшись солнцу, запели на все голоса. 5) Изучая повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», у нас возник вопрос, почему братья оказались в противоборствующих станах. 6) Темная летняя ночь, вздрагивая, потухла далеко впереди. 7) Люблю дорожкою лесною, не зная сам куда, брести. 8) Поднимаясь по лестнице, мне навстречу попался взволнованный сосед. 9) Осенью березки сбросили листву, покрыв золотым ковром всю землю. Ответы: 2, 3, 8. После самопроверки предлагаю учащимся исправить ошибки в указанных предложениях. IV. ТЕСТЫ НА ЗАПОМИНАНИЕ СЛОВАРНЫХ СЛОВ Задание 1. Соотнесите словарное слово и его лексическое значение. Задание 2. После запоминания написания словарных слов и их лексических значений проводится еще раз проверка написания слов в виде теста «Проверь себя».
После повторения изученного по теме «Деепричастие» провожу итоговый тест из учебного пособия «Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку» (М.: ТЦ «Сфера», 1997. С. 80). Учащимся, удовлетворительно усвоившим тему, предлагается 1-й вариант, хорошо успевающим – 2-й вариант, вариант 3 – повышенной трудности. Также проверяю фактические знания теоретических понятий по теме в виде теста «Лови ошибку». Согласны ли вы с утверждением: 1. Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие, объединяет признаки глагола и прилагательного и показывает, каким образом, почему совершается действие. (Нет.) 2. Как и глагол, деепричастие обозначает действие и, подобно наречию, называет признак действия. (Да.) 3. Деепричастия образуются при помощи суффиксов -а, -я, -ащ-, -ящ-, -вши, -ши. (Нет.) 4. Деепричастия могут быть возвратными и невозвратными, действительными и страдательными. (Нет.) 5. В предложении деепричастие зависит от глагола-сказуемого и является обстоятельством. (Да.) 6. Деепричастный оборот может стоять только после глагола-сказуемого. (Нет.) 7. Деепричастия несовершенного вида образуются от глаголов настоящего времени с помощью суффиксов -а, -я. (Да.) 8. Деепричастие в предложении может быть обстоятельством и сказуемым. (Нет.) 9. Деепричастие может изменяться по лицам и числам. 10. От этих глаголов нельзя образовать деепричастия: жечь, куснуть, вязать. (Да.) В.И. МАКАРЕВИЧ, |