Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №20/2008

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ

 

Пишет вам учитель из г. Дубна Московской области Охлопкова Марина Юрьевна. Посылаю материалы, которыми активно пользуюсь на уроках. Сейчас очень много разнообразных дидактических пособий. Но для своих учеников я обычно подбираю и придумываю упражнения и задания сама. Так, для учеников 8-х и 9-х классов я составила «Рабочие тетради по русскому языку». Каждый ученик в начале года получает такую тетрадь и работает в ней на уроке и дома. Посылаю вам отрывок из тетради для 8-го класса, посвященный теме «Обособление определений и приложений», и отрывок из тетради для 9-го класса, посвященный теме «Сложноподчиненное предложение». Сразу оговорюсь, что в тетрадь наряду с представленными входят и другие упражнения и тесты, но я их здесь не привожу, потому что они взяты из различных пособий.

Хотелось бы в связи с этим получить ответ от грамотных методистов на вопрос: правильно ли я делаю? Обычно в учебниках типы придаточных изучаются последовательно: сначала придаточные определительные, потом изъяснительные, потом различные типы обстоятельственных. И, по моим наблюдениям, к концу изучения у ребенка в голове получается каша. А не лучше ли сразу дать общую картину типов придаточных? Я обычно провожу параллель между второстепенными членами предложения и типами придаточных. И ученики тогда легко запоминают сложный материал. Помимо обычных упражнений, мы выполняем большое количество тренировочных тестов, т.е. когда ребенок выполняет тест, учитель (или кто-то из учеников) говорит правильные ответы, и ученик может проверить, насколько он усвоил материал. Причем каждый тест обязательно комментируется, чтобы учащийся мог разобраться в своих ошибках.

Еще предлагаю упражнения и тесты по теме «Вводные слова», но это уже не школьный уровень. По крайней мере я эти тесты использовала не на уроке в школе, а на подготовительных курсах для абитуриентов. Как правило, учащиеся испытывают трудности не в том, чтобы «увидеть» вводное слово или словосочетание, а в том, чтобы отличить его от омонимичного члена предложения. Представленные упражнения как раз на это и рассчитаны. Тему отрабатываем опять же на тренировочных тестах. А затем выполняем контрольное упражнение, в которое включены предложения, включающие различные случаи постановки знаков препинания при вводных словах.

При составлении тестов и упражнений были использованы следующие пособия:

1. Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2001.

2. Космарская И.В., Руденко А.К. Русский язык. Синтаксис и пунктуация в тестах. 8–11-е классы. И.: Аквариум, 1998.

3. Розенталь Д.Э. Словарь по пунктуации: Словарь-справочник. М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1997.

4. Руденко А.К., Соколова Н.В. Русский язык. Тесты для старшеклассников и абитуриентов. Учебное пособие. М.: Издательский отдел УНЦ ДО, 2003.

 

Тема: «Сложноподчиненное предложение»

Упражнение 1. Найдите сложноподчиненное предложение.

А) 1. Я собралась встать, как вдруг глаза мои остановились на неподвижном человеческом образе.

2. Я вгляделся: то была молодая красивая девушка.

3. Она сидела в двадцати шагах от меня, задумчиво потупив голову и уронив руки себе на колени.

4. Левый, дальний берег по-прежнему тонул во тьме, и тьма рисовала там огромные нелепые фигуры.

Б) 1. Ветер стих, ночные поднебесные страсти улеглись, сквозь тучи пробивался солнечный свет.

2. Он вспомнил ночное событие, но вспомнил без страха, как нечто произошедшее в свой черед.

3. В прежние годы у обрывистого края оврага, где вырос микрорайон, соорудили спортивный трамплин.

4. Она открыла дверь и, пройдя мимо, вошла во вторую комнату.

Упражнение 2. Поставьте вопрос к придаточному предложению.

что?

Образец: Слышу, (за стеной как будто песню поют).

1. А позвольте спросить, (с кем имею честь говорить)?

2. (Едва небо успело тронуться бледным предвестием зари), он уже разбудил меня.

3. (Кому много дано), с того много и спросится.

4. (Лишь только он затих), якут схватил меня за руки и потащил вверх.

5. Мы хотели понять (как он дошел до этого).

6. Не знаю, (зачтут ли мне этот год).

Упражнение 3. В каждом предложении найдите главную и придаточную части. Подчеркните в них главные члены. Расставьте знаки препинания.

1. Мать начала сомневаться не вредно ли будет мне это чтение.

2. Едва мы встали утром я вышел к морю.

3. Но вот почувствовала она как кто-то берет ее за руку.

4. Сколько они ни принесли апельсинов мы все купили.

5. Ему почудилось будто блеснуло в замке узенькое окошко.

6. По мере того как бричка приближалась к крыльцу глаза его делались веселее.

Упражнение 4. Укажите, в каком(их) предложении(ях) неправильно выделена придаточная часть.

1. Я не сразу сообразил, что произошло.

2. Смогу ли я тебе помочь – не знаю.

3. Что он говорит, не слышно за дальностью расстояния.

4. Кто много читает, тот много и знает.

5. Ручей, вдоль которого они продвигались, принимал в себя все новые родники.

6. Яблони пропали, потому что мыши объели всю кору.

7. Хозяйка спросила, действительно ли мы уезжаем.

8. Не дождавшись, пока отопрут, он перемахнул через забор.

9. Когда она возвращалась домой, то думала о предстоящем разговоре.

10. Чего я жду, не знаю сам.

Упражнение 5. Союз или союзное слово?

Образец выполнения: Мы были предупреждены, что (союз) нас встретят вопросами.

Что (мест.) делать в сложившейся ситуации, совершенно непонятно.

1. Сообщение, что (_____) пришло последним, было самым важным.

2. Сообщение о том, что (_____) произошло на острове, потрясло всех.

3. Что (_____) написано пером, то не вырубишь топором.

4. То сердце не научится любить, которое (_____) устало ненавидеть.

5. Мысль, что (_____) мы обмануты, была невыносима.

6. Мысль о том, что (_____) пора экзаменов приближается, не давала мне покоя.

7. Мысль, что (_____) ты высказал вчера, очень интересна.

8. Сообщение, что (_____) скоро приезжает брат, обрадовало всех домашних.

Упражнение 6. Союз или союзное слово?

1. Мы знаем, как (_____) на горизонте показалась белая точка теплохода.

2. Наставник сказал ученику, как (_____) крепится деталь на станке.

3. Ученые наблюдают, как (_____) пчелы и другие насекомые опыляют цветы.

4. Здоровье человека зависит от того, как (_____) он выполняет требования физической культуры.

5. Никогда не забывай, как (_____) много зависит от правильного распределения времени.

Упражнение 7. Укажите в скобках после выделенных союзных слов подходящее по смыслу сущ. (с предлогом или без предлога). Подчеркните члены предложения.

1. Рекорд дальности полета установила модель, что (______) была выполнена юн_ыми техниками нашей школы.

2. Дом украшала веранда, что (_____) прот_нулась (в)доль всего первого этажа.

3. Я очень интересовался плетением, о чем (_____) (в)первые узнал из телепередачи.

4. Мне очень хотелось побывать в Петербурге, откуда (_____) только что приехал мой отец.

5. К стволу дерева был пр_слонен велосипед, на котором (_____) пр_ехал агроном.

Упражнение 8. Обозначьте графически границы предложений, входящих в состав сложного; укажите союзы и союзные слова, подчеркните союзные слова как члены предложения.

мест.

Образец: [Дом, (что стоит на горе), виден издалека.]

1. Справа он видел большую поляну на которой стоял кряжистый дуб.

2. Там откуда я родом моя фамилия встречается очень часто.

3. Воздух был свеж хотя солнце только что село.

4. Если жизнь тебя обманет не печалься.

5. В доме куда мы случайно попали шел ремонт.

Учимся расставлять знаки препинания
в сложноподчиненном предложении.

Упражнение 9. Подчеркните грамматические основы, расставьте знаки препинания.

А) Сложноподчиненное предложение с придаточным предложением – косвенным вопросом.

1. Он не знает достанется ли ему лучшая доля. 2. Она следила за нами точно хотела узнать что мы намерены делать. 3. Чего я жду не знаю сам. 4. Он спросил не будет ли приказаний и исчез. 5. Я не могу сказать нравилось ли нам ходить босиком.

Б) Сложноподчиненное предложение с придаточными частями, относящимися к причастию или деепричастию.

1. Я лежал на кровати слушая как барабанит дождь. 2. Утром еще солнце не успело подняться мы покинули поселок. 3. Наученный горьким опытом я понял что тропа эта зверовая и свернул с нее. 4. Тропинка поднимается в скалы где смотрятся в небо красные сосны и падает в моховые болота. 5. Я взбежал по лестнице которая вела в светлицу и вошел в комнату.

В) Однородные члены в сложноподчиненном предложении.

1. Дрожащим голосом она объявила что ужинать ей не хочется и стала прощаться с родителями.

2. Он вовремя успевает наклонить голову чтобы не разбить ее о перекладину и вихрем влетает на черный двор.

3. Она сделала мне знак рукой чтобы я подождал и вышла.

4. Я смотрю вдаль где видны силуэты судов и вижу миллионы огней.

5. Он смотрел в окошко и когда коляска уехала обратился к жене с восклицанием.

6. Я не знал куда ступить и в незнакомой толпе остался совершенно один.

Упражнение 10. Расставьте знаки препинания. Объясните графически.

Определите, какой частью речи являются выделенные слова.

Типы связи придаточных предложений
в составе сложного предложения

Упражнение 11. Предложения с последовательным подчинением придаточных. Подчеркните главные члены, задайте вопросы к придаточным частям.

Образец. Он чувствовал, (что побледнел), (когда перешел через порог гостиной).

1. Я открыл глаза тогда, (когда услышал), (что до берега недалеко).

2. Я всегда знал, (что он ветреный человек), (на которого нельзя надеяться).

3. Она гонит от себя впечатления этой сцены, (потому что чувствует), (что готова расплакаться).

4. Послы сказали, (что возьмут с условием), (если и он примет ответный подарок).

Упражнение 12. Определите границы придаточных частей скобками, расставьте знаки препинания.

Образец: Мне показалось, (что один из них поклонился нам), (когда мы поравнялись с ними).

1. Я полагаю что все короли хотят чтобы мы приняли турецкую веру.

2. За нами долго следила японская джонка чтобы посмотреть куда мы направимся.

3. Нехорошо что у вас все больные такой крепкий табак курят что всегда расчихаешься когда войдешь.

4. Вы думали что я буду слушать смиренно дерзости потому что у меня нет денег которые бы я мог бросить на стол.

5. Я забыл сказать что губернатор ужасно обрадовался когда объявили ему что мы уходим.

Упражнение 13. Предложения с параллельным (неоднородным) подчинением. Покажите границы главного и придаточных предложений, задайте к придаточным предложениям вопросы.

[Но теперь, (когда я могу рассуждать), я уверена], (что ты останешься жив).

1. Индюшка любила жаловаться, когда была голодна, и требовала, чтобы Индюк ее жалел.

2. Зато, чтоб утешить меня, он приказал ему верхом объехать поле и взял меня с собою, чтобы при мне поймать зайца.

3. Я желал вырвать его из среды злодеев, которыми он предводительствовал, и спасти его голову, пока еще было время.

4. Чичиков заметил, что в самом деле неприлично такое безучастие к чужому горю, и потому вздохнул тут же и сказал, что соболезнует.

Упражнение 14. Подчеркните главные члены, укажите границы главного и придаточных предложений, к придаточным задайте вопросы, расставьте знаки препинания.

1. Везде где только сидят он останавливался чтоб показать себя.

2. Утром когда мы опять остановились пить чай я узнал что мои страхи были не совсем неосновательны.

3. Нина просила не рассказывать никому что она проболталась и уверяла что ее будут очень ругать.

4. Накануне вечером когда я уже спал отец мой виделся с теми стариками которые гостили у брата.

5. Впоследствии когда мои слова сделались известны тетушкам они заставили меня повторять их и так хохотали что приводили меня в совершенное изумление.

Упражнение 15. Однородные придаточные предложения. Задайте вопросы к придаточным предложениям.

Образец. Все говорили, (что я переменился), (что я вырос и поумнел).

1. Ко мне пришел Савич сказать, (что последняя лодка идет на берег), (чтоб я поторопился).

2. В то же время мелькала у меня мысль, (что я спрятался), (что маменька не услышит моих слез).

3. Там был старенький домишко, (где жил некогда мой дедушка), (где родились все мои тетки и мой отец).

Упражнение 16. Однородные придаточные, связанные союзом И. Подчеркните главные члены. Задайте к придаточным частям вопросы.

1. Расскажи мне хорошенько, каков он собою и что он за человек.

2. Мать сказала, что устала лежать и (что) ей хочется посидеть.

3. Они убегали на Запорожье, если умели найти дорогу и если не были перехватываемы на пути.

4. Его надо видеть летом, когда все деревья будут покрыты плодами и (когда) заиграют все мои двадцать родников.

5. Я хочу рассказать вам историю женщины, которую вы все видели и которую никто из вас не знал.

Упражнение 17. Расставьте знаки препинания в предложениях с однородными придаточными. Объясните графически.

1. Мы остановились около какого-то шалаша где продавали прохожим хлеб и где наши матросы купили страусовых яиц.

2. Мы тут нашли несколько окаменелостей которые долго у нас хранились и которые можно назвать редкостью.

3. В это время донесли графу что в деревне спрятаны пороховые запасы и нужно опасаться взрыва.

4. В Пекине узнают об этом тогда когда уже будут они под стенами и помешать чужому влиянию будет трудно.

5. К чтению меня также не тянуло потому что все было давно перечитано не один раз и многое выучено наизусть.

Упражнение 18. «Стык союзов». Покажите границы частей сложного предложения, расставьте знаки препинания.

Образец. [Мы понимаем], (что, (если погода не переменится), _ поездку придется отложить).

1. Случилось так что когда мы ехали не было ни малейшей зыби.

2. Я был уверен что если он понадобится то он сразу же приедет.

3. Я промолчал потому что хотя знал многое но не хотел ссоры.

4. Он знал что если он протянет руку с кустов посыплется роса.

5. Он отвечал что если бы не он то никто бы не спасся.

Тесты. Типы связи придаточных предложений
в составе сложного предложения

Упражнение 1. Укажите предложения с последовательной связью придаточных (знаки препинания не расставлены).

1. Он увидел на опыте как мечется по этому кругу то что называется Вселенной.

2. Каштанка не понимала отчего это у нее такая тоска и отчего все так беспокоятся и стараясь понять следила за каждым движением хозяина.

3. Проснулся он уже к вечеру когда солнце садилось и его косые лучи красными пятнами чертили на стене силуэт окна.

4. Князь редко оставлял Ирэн одну в обществе когда же светские обязанности разъединяли их следил за ней глазами в которых сквозила странная настороженность и тоска.

5. Она вышла из дома и пошла по аллее в сторону сада когда солнце начало садиться и его лучи окрасили море в густо-зеленый цвет.

Упражнение 2. Укажите предложения с однородной связью придаточных (знаки препинания не расставлены).

1. Оставив солдат рассуждать о том как татары ускакали когда увидели гранату я вместе с ротным командиром отошел в сторону.

2. Что именно находилось на куче решить было трудно потому что пыли на ней было в изобилии.

3. Он сказал что это не тучи а туман и завтра будет солнечный день.

4. Он долго не мог разобрать идет ли снег с неба или поднимается туман от земли.

5. Ему показалось что никогда он еще не слышал чтобы ветер свистел и выл так злобно.

Упражнение 3. Укажите предложения с параллельной связью придаточных (знаки препинания не расставлены).

1. Я кивнул на кресло возле своего письменного стола и пока он подходил прикинул с кем имею дело.

2. Дом что стоит на горе хорошо виден из нашего окна которое выходит во двор.

3. Приятно слышать как злится вьюга и воет ветер по старым дуплам.

4. Ивану Петровичу казалось что чайные розы которые он сам прививал к кустам шиповника удались ему совершенно исключительно.

5. Когда проснулись не знали который час.

Типы придаточных предложений

!!! Повторяем второстепенные члены предложения.

Упражнение 19. Задайте вопрос к выделенному слову, покажите стрелкой, от какого слова оно зависит, подчеркните его как член предложения.

1. Голос ее тосклив. _________

2. Ведь они же, мерзавцы, из этого щи варят. __________

3. Человек должен научиться подчиняться самому себе. _________

4. Услышу ли «Лучинушку» сегодня? ________

5. Мечта уехать отсюда была у него всегда. _________

6. Впрочем, пушки вскоре стихли. __________

7. Но из всех людей, причастных к цирку, атлеты вызывали у доктора особенное почтение. _________

8. То же самое поняли и горожане. __________

9. Арбузов стал просить его отложить сегодняшнюю борьбу на день. _________

10. Михаленко с Лидиным сели после обеда играть в шестьдесят шесть. _________

Упражнение 20. Каким членом предложения является выделенное слово?

1. Так же ложились лучи солнца на их золотой ковер. _________

2. Я ведь лучше его тактику знаю. __________

3. Жизнь побежденным не награда. __________

4. Все стремления природы завершаются человеком. _________

5. Вещий сон гремит, катится к постели Алексея Турбина. _________

6. Напротив стояла кровать дедушки. _________

7. Это была прелестная девушка лет двадцати. _________

8. Его Василиса спрятала у себя в потайной комнате. _________

9. По команде «вперед» оба противника пошли друг другу навстречу. _________

10. Прапорщик Лбов, отличный гимнаст, быстро снял с себя шинель. __________

Упражнение 21. Виды обстоятельств:

– образа действия (как, каким образом?);

цели (зачем, для какой цели?);

– меры и степени (в какой мере?);

времени (когда?);

– причины (почему?);

– места (где, откуда?);

– уступки (хотя, вопреки, несмотря на то что…);

– условия (при каком условии?)

Определите вид выделенного обстоятельства.

А) 1. Я выехал в девять утра. 2. Это произошло за границей. 3. Стремительно надвигалась ночь. 4. Звон в ушах почти смолк. 5. С этими неприятными ощущениями я кое-как справился. 6. Несмотря на гетры, у меня мерзли ноги. 7. Я трясся от смеха. 8. Быстрым шагом я спустился по лестнице. 9. Этот человек в случае надобности может заменить заболевшего актера. 10. Я вышел во двор освежиться.

Б) 1. Весь хутор жил одной семьей. 2. Она не узнала меня вопреки всему. 3. Никогда не надо делать человека участником зла. 4. Все одинаково боятся. 5. При желании можно научиться всему. 6. Страх возникает вследствие бессилия духа. 7. Человека нужно оценивать по его делам. 8. В комнате было уже довольно светло. 9. На свете остаются жить только добрые дела. 10. От безделья приходит скука.

Упражнение 22. Задайте вопрос к выделенным придаточным частям.

1. Вечером я встретился с другом, который меня уже ждал.

2. В тот час, когда солнце всходит, птицы поют звонче.

3. Он виртуозно показывал, как шумит ручей.

4. Мы не спросили, чего он боится.

5. Когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов.

6. Мальчик готовился к контрольной работе так, как советовал учитель.

7. Мы плывем наудачу, так как темнота после зарниц кажется еще гуще.

8. Всюду, где только лес был пореже, лежали на земле тени.

9. У казака такой конь, что сам везде знает дорогу.

10. Человек не может жить, если не верит в завтрашнее счастье.

11. Пока мечтаешь о работе, так и паришь орлом.

12. Иван Иваныч приехал на охоту, чтобы подышать свежим воздухом.

Упражнение 23. Определите тип придаточного.

1. Ненавижу вас за то, что ваш успех мешает вам приехать ко мне. _______________

2. Если она не приедет, я подожгу ее мельницу. _______________

3. В природе происходит нечто изумительное, что окупает своей поэзией все неудобства жизни. _______________

4. Если бы я бросил литературу, сделался садовником, это было бы очень хорошо. _______________

5. Когда он поселился в подмосковной усадьбе, его дом стал похож на гостиницу. ______________

6. Всякого он звал к себе так, словно он был ему до смерти нужен. ____________________

7. Не верится, что все эти толпы людей, кишащие в чеховских книгах, созданы одним человеком. __________________

8. И так же дружески он сходился со всеми редакторами, у которых ему случалось печататься. _________________

9. Хохот был совсем не беспричинный, потому что его причиной был Чехов. ________________

10. Так как еще недавно сестра Чехова была курсисткой, она благоговела пред любимым профессором. ________________

М.Ю. ОХЛОПКОВА,
г. Дубна,
Московская обл.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru