ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ
Тема: «Сложноподчиненное предложение»Упражнение 1. Найдите сложноподчиненное предложение. А) 1. Я собралась встать, как вдруг глаза мои остановились на неподвижном человеческом образе. 2. Я вгляделся: то была молодая красивая девушка. 3. Она сидела в двадцати шагах от меня, задумчиво потупив голову и уронив руки себе на колени. 4. Левый, дальний берег по-прежнему тонул во тьме, и тьма рисовала там огромные нелепые фигуры. Б) 1. Ветер стих, ночные поднебесные страсти улеглись, сквозь тучи пробивался солнечный свет. 2. Он вспомнил ночное событие, но вспомнил без страха, как нечто произошедшее в свой черед. 3. В прежние годы у обрывистого края оврага, где вырос микрорайон, соорудили спортивный трамплин. 4. Она открыла дверь и, пройдя мимо, вошла во вторую комнату. Упражнение 2. Поставьте вопрос к придаточному предложению. что? Образец: Слышу, (за стеной как будто песню поют). 1. А позвольте спросить, (с кем имею честь говорить)? 2. (Едва небо успело тронуться бледным предвестием зари), он уже разбудил меня. 3. (Кому много дано), с того много и спросится. 4. (Лишь только он затих), якут схватил меня за руки и потащил вверх. 5. Мы хотели понять (как он дошел до этого). 6. Не знаю, (зачтут ли мне этот год). Упражнение 3. В каждом предложении найдите главную и придаточную части. Подчеркните в них главные члены. Расставьте знаки препинания. 1. Мать начала сомневаться не вредно ли будет мне это чтение. 2. Едва мы встали утром я вышел к морю. 3. Но вот почувствовала она как кто-то берет ее за руку. 4. Сколько они ни принесли апельсинов мы все купили. 5. Ему почудилось будто блеснуло в замке узенькое окошко. 6. По мере того как бричка приближалась к крыльцу глаза его делались веселее. Упражнение 4. Укажите, в каком(их) предложении(ях) неправильно выделена придаточная часть. 1. Я не сразу сообразил, что произошло. 2. Смогу ли я тебе помочь – не знаю. 3. Что он говорит, не слышно за дальностью расстояния. 4. Кто много читает, тот много и знает. 5. Ручей, вдоль которого они продвигались, принимал в себя все новые родники. 6. Яблони пропали, потому что мыши объели всю кору. 7. Хозяйка спросила, действительно ли мы уезжаем. 8. Не дождавшись, пока отопрут, он перемахнул через забор. 9. Когда она возвращалась домой, то думала о предстоящем разговоре. 10. Чего я жду, не знаю сам. Упражнение 5. Союз или союзное слово? Образец выполнения: Мы были предупреждены, что (союз) нас встретят вопросами. Что (мест.) делать в сложившейся ситуации, совершенно непонятно. 1. Сообщение, что (_____) пришло последним, было самым важным. 2. Сообщение о том, что (_____) произошло на острове, потрясло всех. 3. Что (_____) написано пером, то не вырубишь топором. 4. То сердце не научится любить, которое (_____) устало ненавидеть. 5. Мысль, что (_____) мы обмануты, была невыносима. 6. Мысль о том, что (_____) пора экзаменов приближается, не давала мне покоя. 7. Мысль, что (_____) ты высказал вчера, очень интересна. 8. Сообщение, что (_____) скоро приезжает брат, обрадовало всех домашних. Упражнение 6. Союз или союзное слово? 1. Мы знаем, как (_____) на горизонте показалась белая точка теплохода. 2. Наставник сказал ученику, как (_____) крепится деталь на станке. 3. Ученые наблюдают, как (_____) пчелы и другие насекомые опыляют цветы. 4. Здоровье человека зависит от того, как (_____) он выполняет требования физической культуры. 5. Никогда не забывай, как (_____) много зависит от правильного распределения времени. Упражнение 7. Укажите в скобках после выделенных союзных слов подходящее по смыслу сущ. (с предлогом или без предлога). Подчеркните члены предложения. 1. Рекорд дальности полета установила модель, что (______) была выполнена юн_ыми техниками нашей школы. 2. Дом украшала веранда, что (_____) прот_нулась (в)доль всего первого этажа. 3. Я очень интересовался плетением, о чем (_____) (в)первые узнал из телепередачи. 4. Мне очень хотелось побывать в Петербурге, откуда (_____) только что приехал мой отец. 5. К стволу дерева был пр_слонен велосипед, на котором (_____) пр_ехал агроном. Упражнение 8. Обозначьте графически границы предложений, входящих в состав сложного; укажите союзы и союзные слова, подчеркните союзные слова как члены предложения. мест. Образец: [Дом, (что стоит на горе), виден издалека.] 1. Справа он видел большую поляну на которой стоял кряжистый дуб. 2. Там откуда я родом моя фамилия встречается очень часто. 3. Воздух был свеж хотя солнце только что село. 4. Если жизнь тебя обманет не печалься. 5. В доме куда мы случайно попали шел ремонт. Учимся расставлять знаки препинанияв сложноподчиненном предложении. Упражнение 9. Подчеркните грамматические основы, расставьте знаки препинания. А) Сложноподчиненное предложение с придаточным предложением – косвенным вопросом. 1. Он не знает достанется ли ему лучшая доля. 2. Она следила за нами точно хотела узнать что мы намерены делать. 3. Чего я жду не знаю сам. 4. Он спросил не будет ли приказаний и исчез. 5. Я не могу сказать нравилось ли нам ходить босиком. Б) Сложноподчиненное предложение с придаточными частями, относящимися к причастию или деепричастию. 1. Я лежал на кровати слушая как барабанит дождь. 2. Утром еще солнце не успело подняться мы покинули поселок. 3. Наученный горьким опытом я понял что тропа эта зверовая и свернул с нее. 4. Тропинка поднимается в скалы где смотрятся в небо красные сосны и падает в моховые болота. 5. Я взбежал по лестнице которая вела в светлицу и вошел в комнату. В) Однородные члены в сложноподчиненном предложении. 1. Дрожащим голосом она объявила что ужинать ей не хочется и стала прощаться с родителями. 2. Он вовремя успевает наклонить голову чтобы не разбить ее о перекладину и вихрем влетает на черный двор. 3. Она сделала мне знак рукой чтобы я подождал и вышла. 4. Я смотрю вдаль где видны силуэты судов и вижу миллионы огней. 5. Он смотрел в окошко и когда коляска уехала обратился к жене с восклицанием. 6. Я не знал куда ступить и в незнакомой толпе остался совершенно один. Упражнение 10. Расставьте знаки препинания. Объясните графически. Определите, какой частью речи являются выделенные слова. Типы связи придаточных предложений
|
!!! Повторяем второстепенные члены предложения. |
Упражнение 19. Задайте вопрос к выделенному слову, покажите стрелкой, от какого слова оно зависит, подчеркните его как член предложения.
1. Голос ее тосклив. _________
2. Ведь они же, мерзавцы, из этого щи варят. __________
3. Человек должен научиться подчиняться самому себе. _________
4. Услышу ли «Лучинушку» сегодня? ________
5. Мечта уехать отсюда была у него всегда. _________
6. Впрочем, пушки вскоре стихли. __________
7. Но из всех людей, причастных к цирку, атлеты вызывали у доктора особенное почтение. _________
8. То же самое поняли и горожане. __________
9. Арбузов стал просить его отложить сегодняшнюю борьбу на день. _________
10. Михаленко с Лидиным сели после обеда играть в шестьдесят шесть. _________
Упражнение 20. Каким членом предложения является выделенное слово?
1. Так же ложились лучи солнца на их золотой ковер. _________
2. Я ведь лучше его тактику знаю. __________
3. Жизнь побежденным не награда. __________
4. Все стремления природы завершаются человеком. _________
5. Вещий сон гремит, катится к постели Алексея Турбина. _________
6. Напротив стояла кровать дедушки. _________
7. Это была прелестная девушка лет двадцати. _________
8. Его Василиса спрятала у себя в потайной комнате. _________
9. По команде «вперед» оба противника пошли друг другу навстречу. _________
10. Прапорщик Лбов, отличный гимнаст, быстро снял с себя шинель. __________
Упражнение 21. Виды обстоятельств:
– образа действия (как, каким образом?);
– цели (зачем, для какой цели?);
– меры и степени (в какой мере?);
– времени (когда?);
– причины (почему?);
– места (где, откуда?);
– уступки (хотя, вопреки, несмотря на то что…);
– условия (при каком условии?)
Определите вид выделенного обстоятельства.
А) 1. Я выехал в девять утра. 2. Это произошло за границей. 3. Стремительно надвигалась ночь. 4. Звон в ушах почти смолк. 5. С этими неприятными ощущениями я кое-как справился. 6. Несмотря на гетры, у меня мерзли ноги. 7. Я трясся от смеха. 8. Быстрым шагом я спустился по лестнице. 9. Этот человек в случае надобности может заменить заболевшего актера. 10. Я вышел во двор освежиться.
Б) 1. Весь хутор жил одной семьей. 2. Она не узнала меня вопреки всему. 3. Никогда не надо делать человека участником зла. 4. Все одинаково боятся. 5. При желании можно научиться всему. 6. Страх возникает вследствие бессилия духа. 7. Человека нужно оценивать по его делам. 8. В комнате было уже довольно светло. 9. На свете остаются жить только добрые дела. 10. От безделья приходит скука.
Упражнение 22. Задайте вопрос к выделенным придаточным частям.
1. Вечером я встретился с другом, который меня уже ждал.
2. В тот час, когда солнце всходит, птицы поют звонче.
3. Он виртуозно показывал, как шумит ручей.
4. Мы не спросили, чего он боится.
5. Когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов.
6. Мальчик готовился к контрольной работе так, как советовал учитель.
7. Мы плывем наудачу, так как темнота после зарниц кажется еще гуще.
8. Всюду, где только лес был пореже, лежали на земле тени.
9. У казака такой конь, что сам везде знает дорогу.
10. Человек не может жить, если не верит в завтрашнее счастье.
11. Пока мечтаешь о работе, так и паришь орлом.
12. Иван Иваныч приехал на охоту, чтобы подышать свежим воздухом.
Упражнение 23. Определите тип придаточного.
1. Ненавижу вас за то, что ваш успех мешает вам приехать ко мне. _______________
2. Если она не приедет, я подожгу ее мельницу. _______________
3. В природе происходит нечто изумительное, что окупает своей поэзией все неудобства жизни. _______________
4. Если бы я бросил литературу, сделался садовником, это было бы очень хорошо. _______________
5. Когда он поселился в подмосковной усадьбе, его дом стал похож на гостиницу. ______________
6. Всякого он звал к себе так, словно он был ему до смерти нужен. ____________________
7. Не верится, что все эти толпы людей, кишащие в чеховских книгах, созданы одним человеком. __________________
8. И так же дружески он сходился со всеми редакторами, у которых ему случалось печататься. _________________
9. Хохот был совсем не беспричинный, потому что его причиной был Чехов. ________________
10. Так как еще недавно сестра Чехова была курсисткой, она благоговела пред любимым профессором. ________________
М.Ю. ОХЛОПКОВА,
г. Дубна,
Московская обл.