Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №21/2008

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

 

5-й класс

 

Развитие речи учащихся
с использованием фольклора
(скороговорок, пословиц и поговорок)

 

В работе над пополнением словарного запаса учеников могут помочь произведения устного народного творчества. Изучение начинаем с пословиц и поговорок, загадок и скороговорок в начальной школе, а затем в 5-м классе на уроке русского языка предлагаем упражнения (особенно в 1-й четверти, когда дети еще не привыкли к средней школе и когда хороша игровая форма обучения). На таких уроках дети легко усваивают материал, кроме того, на них можно достичь успеха в исправлении дефектов детской речи в классах педагогической поддержки. Использование «игрового момента» позволяет активизировать внимание пятиклассников на языковых и лингвистических проблемах.

Работа учителя и учащегося, направленная на расширение активного словарного запаса каждого ученика, называется активизацией словаря. Эта деятельность может состоять во включении новых, еще не освоенных слов в различные упражнения с заданием использовать их в составляемых словосочетаниях, предложениях, текстах. Такие фольклорные жанры, как пословицы и поговорки, знакомы детям, а пестушки и потешки – новые для них произведения устного народного творчества.

Скороговорки – это народно-поэтическая миниатюра, шутка, в которой умышленно подобраны слова с труднопроизносимыми сочетаниями:

Бык тупогуб, тупогубенький бычок.
На дворе трава, на траве дрова.

Скороговорки используются для развития чистоты произношения, для обучения артикулированию звуков речи, при обучении выразительному чтению, а также во внеклассной работе по русскому языку в качестве занимательного материала.

Чистоговорками называют упражнения, развивающие артикуляционные навыки, тренирующие речевой аппарат и устраняющие недочеты устной речи детей. Это специально подобранные тексты, содержащие трудные для учащихся сочетания звуков: [с] – [ш], [л] – [р] и др.

Предлагаем следующие упражнения с использованием скороговорок.

Задание 1. На повторении каких согласных звуков построена каждая скороговорка? Спишите. Подчеркните буквы, обозначающие повторяющиеся в каждой скороговорке согласные звуки. Научитесь быстро произносить две-три скороговорки.

Образец. Купи кипу пик (к –3, п – 3 раза).

1. Не любила Мила мыло, мама Милу с мылом мыла.

2. Везет Сенька с Санькой Соньку на санках. Санки скок – Саньку с ног, Сеньку в лоб, Соньку в бок.

3. Идет с козой косой козел.

4. В один, Клим, клин колоти.

5. Все покупки у прилавка упакованы в кульки.

6. Мамаша давала Ромаше сыворотку из-под простокваши.

Скороговорки помогают овладеть правильным произношением некоторых звуков, например, [р], [ш].

Задание 2. Прочитайте каждую скороговорку 4–5 раз подряд, сначала в замедленном, потом в обычном, затем в ускоренном темпе, стараясь не допустить ни одной ошибки.

1. Три дроворуба на трех дворах дрова рубят.

2. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

3. Щетка и чушка, чешуя у щучки.

Задание 3. Прочитайте скороговорки. Повторите каждую скороговорку 2–3 раза. Какие скороговорки вы можете еще вспомнить?

1. Свинья тупорыла весь двор перерыла, вырыла полрыла, до норы не дорыла.

2. От топота копыт пыль по полю летит.

3. У быка губа тупа. Бык, бык тупогуб.

4. Сшит колпак, да не по-колпаковски.

5. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом да все с творогом.

6. В печурке – три чурки, три гуся, три утки.

7. Шли сорок мышей, несли сорок грошей.

8. На дворе погода размокропогодилась.

9. Добры бобры идут в боры.

10. На горе, на пригорке стояли двадцать два Егорки. Раз – Егорка, два – Егорка, три – Егорка.

Задание 4. Вспомните и запишите вместе с примерами 5 жанров фольклора, начинающихся с буквы п; составьте 5 предложений, используя эти слова.

Пословица

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Песня

А баиньки-баиньки,
Купим сыну валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке.
Будет наш сынок ходить,
Новы валенки носить.

Поговорка

Семь пятниц на неделе.

Пестушка

Топ-топ, наши ноженьки. Топ-топ по дороженьке.

Потешка

– Ладушки, ладушки,
Где были?
– У бабушки!
– Что вы ели?
– Кашку!

Слово или словосочетание считается активизированным в том случае, когда учащийся сможет использовать его самостоятельно и правильно хотя бы один раз.

Также активизированными могут быть и пословицы, и поговорки, употреблять которые учащиеся смогут в дальнейшем. Форма игрового обучения в данном случае будет особенно эффективной. Например, упражнение.

Задание 5. Начиная с букв исходной пословицы Видит око, да зуб неймет, напишите 19 поговорок и пословиц различной тематики.

Вешний день целый год кормит.
И кости по Родине плачут.
Друзья познаются в беде.
И первый человек греха не миновал.
Терпенье и труд все перетрут.

Ожегся ровно на крапиве.
Как снег на голову.
Отец сына умнее – радость, брат брата – зависть.

Доброе дело питает и разум, и тело.
Аз да буки – основа науки.

Злой человек как уголь: если не жжет, то чернит.
У страха глаза велики.
Братская любовь крепче каменных стен.

Не примечать – и хлебушка не едать.
Если не увидишь дня, не увидишь и ночи.
И сыр калача белее, и мать мачехи милее.
Молоденький умок – что вешний ледок.
Если долго мучиться, что-нибудь получится.
Тепла, да не как лето; добра, да не как мать.

Подобные упражнения лучше задавать на дом, чтобы ученики могли воспользоваться справочной литературой.

Таким образом, в процессе активизации словаря учащихся усваивается сочетаемость слова с другими словами, формируются грамматические умения, углубляется понимание значений слов, в том числе и переносных. Такая работа является необходимым и завершающим компонентом системы работы над развитием речи в школе.

О.А. АНИКИНА,
г. Москва

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru