МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
7-й класс
Дидактический материал по теме
|
И.И. Машков. «Снедь московская» |
Вот натюрморт написа_ный И.И. Машковым. Он называется «Снедь московская». Хлебы. Круглый красного дерева стол и полка уставле_ны и увеш_ны хлебными изделиями. Здесь ржаной с поджаре_ным краем хлеб румя_ные ватрушки подрумяне_ный пышный каравай глазирова_ные пирожки кренделя бублики усыпа_ные ч_рными дробинками мака.
Художники пишущие натюрморты передают в своих картинах красоту даров природы и вещей созда_ных руками человека.
Обилие хлеба яркие красочные сочетания светлый фон создают ощущение радости и довольства. (По С.Дружинину)
Карточка 8. Спишите текст, деля его на абзацы. Расставьте пропущенные знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.
Война подходила к концу и мать Коли посеяла на огород_ полоску пшениц_. Когда собрали первый урожай бабушка испекла два коржа величиной с подсолнух. Коржи были румя_ные п_хучие. Бабушка смазала их масл_ным перышком и посыпала солью, крупной, как толченое стекло. От корж_й ш_л пар и они св_тились как два маленьких посоле_ных солнца. Мальчик с_дел перед столом и его ввалившиеся глаза пр_р_сли к коржам. Он ждал когда его уг_стят и вдыхал в себя дух испеч_нного хлеба. Наконец бабушка подошла к нему и сказала Отведай внуч_к моего коржа. Корж та_л с (не)уд_ржимой силой. И его скоро (не)стало. А второй корж, такой же подрумяне_ный и вкусный, бабушка попросила отнести деду. (По Ю.Яковлеву)
Карточка 9. Вставьте, где надо, букву н.
1) Скоше_ный;
2) рва_ный;
3) ране_ный в ногу;
4) вяза_ный свитер;
5) сорва_ные цветы.
1) Свящ_ные книги;
2) протопле_ная печь;
3) лакирова_ная мебель;
4) стриже_ный в кружок;
5) обнародова_ные документы.
1) Жаре_ный в масле;
2) тисне_ный золотом;
3) покраше_ный пол;
4) сожже_ные документы;
5) задача реше_на.
1) Краше_ный карниз;
2) подсушен_ое белье;
3) беле_ые стены;
4) жела_ная весть;
5) уже ноше_ная вещь.
Карточка 1. Переставьте местами предложения, чтобы получился связный текст. Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте причастные обороты, выделите суффиксы причастий. Вставьте пропущенные буквы.
Странно видеть в (не)пролазной завал_ной бурьяном дикой чащ_бе зеленые ра_работа_ные человеком поля. Протопт_ная в ягодниках и мхах тр_пинка ведет к опытному полю устро_ному на болоте. Поле окруж_но лесом болотистой тайгой. Сквозь нависшие увеш_ные моховыми бородами ветви в лесу видны новые крыши хозяйственных построек.
Карточка 2. Переставьте предложения местами так, чтобы получился связный текст. Спишите, расставляя знаки препинания. Графически обозначьте причастные обороты и выделите суффиксы причастий. Вставьте пропущенные буквы.
Новое в жизн_ отр_жается в языке но новые слова (не)выдум_ваются а образуют_ся от старых по определенным моделям уже имеющ_ся в языке. Первое из них – «лу_ник» возникшее в 1959 году когда наша р_кета достигла поверхности Луны и доставила на нее советский вымпел. Наша страна вписала в историю освоения космоса новую страницу первая ра_пахнула окно в лу_ный мир. А на Земле уже по_вились новые слова отр_жавшие новые победы в изучени_ вечного спутника Земли.
Карточка 3. Переставьте предложения так, чтобы получился связный текст. Спишите, расставляя знаки препинания и выделяя причастные обороты. Укажите суффиксы причастий. Вставьте пропущенные буквы.
Хорошо утопт_ная тропинка пр_вела к жив_-писному болоту образовавш_муся из лесной заросш_й речки. Кое-где в_днеются брош_ные в яркую зелень ч_рные зеркала вод. Яркая зелень камыша перемешивалась (с,з)десь с белыми обл_ками цветущ_го дягиля кудрявого ивн_ка спл_тившегося по берегу болота (с,з)держивая напор елового леса. Когда идеш_ лесом невольно хватаеш_ся за ветки протянувш_ся к тропинк_.
Н.А. ЗАЙЦЕВА,
Стабенская средняя школа,
пос. Жуково,
Смоленская обл.