Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №22/2008

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ

 

Сюрпризы на Марафоне

 

Не первый год Издательский дом «Первое сентября» проводит педагогический Марафон. Выступления ведущих специалистов, мастер-классы, знакомство с авторами новых учебников, пособий, представление издательств – разнообразна программа дней педагогического Марафона, каждый учитель найдет для себя что-то интересное и важное. Познакомиться, пообщаться с коллегами, обменяться опытом – это важно для каждого творческого учителя. Сколько новых идей надо переварить и воплотить после Марафона! Поэтому каждый год ждешь Марафон, предвкушая что-то новое для себя. Редакции издательства каждый год стараются, чтобы новый Марафон был интереснее для учителей. В 2008 году изменили место проведения: вместо и привычного, и уже ставшего родным Дома учителя в центре Москвы – лицей, который пришлось искать по схеме. Но, оказалось, для марафона это лучше: больше помещений, больше места. Учебному процессу не мешаем – Марафон проходит в отдельном крыле нового и просторного здания.

Отдельная проблема для каждого учителя – как вырваться на Марафон. В этом году помочь всем желающим увидеть самое интересное попытались через организацию интернет-марафона. Но все, что было, охватить не удалось. Стараясь каждый год посетить дни Марафона по своему, предмету, выбираешь: русский язык или литература? На два дня подряд не отпустят с работы, а в этом году они еще и в учебное время. К счастью, работаю в Красногорске Московской области – не так далеко. В день русского языка не было замен, только свои первые три урока. Бегом на Марафон. Увы, пробка задержала, добралась до лицея, опоздав на начало последней лекции. Но еще можно посмотреть все новинки издательств, которые на Марафоне представлены в таком ассортименте, как ни в одном магазине, не говоря уже о том, что (тоже важно для учителя) можно приобрести дешевле.

Выставка-продажа, конечно, еще продолжалась, некоторые сотрудники меняли литературу, другие собирали вещи. Среди привычных книг, пособий, компьютерных дисков вдруг замечаю яркие коробки. Игры! Лото, пасьянсы... Расстроенные представители фирмы «Ребус» уже почти собрали все в коробки, покидая выставку. Оказывается, я была единственной, кто заинтересовался их продукцией. Все проходили мимо. «Любимая игра логопеда...» – мои уважаемые коллеги явно не читали дальше, что написано на коробке, ведь впереди егэ. Уважаемые редакции «Первого сентября» очень ответственно относятся к подготовке Марафона, и случайных людей, фирм не бывает. Мне открывают одну, вторую, третью коробку с играми... Беру все, на что хватает денег. Часть игр уже отнесли в машину, но для меня, конечно, принесли.

Счастливая, возвращаюсь домой с сокровищем в двух руках, в голове новые уроки. Объемные пакеты с играми в автобусе привлекают внимание родителей, выпускников, подсмеиваются: «Опять Елена Николаевна потратила деньги на ерунду, а не на продукты». Не выдерживаю, показываю одну коробку, рассказываю, как надо играть. Пока добралась домой, уже несколько человек переписали телефоны и адрес фирмы: «Летом на даче с внуками это как раз то самое занятие..., как мы раньше играли, не надо компьютеров...».

У меня 5-й класс – счастливый возраст. Класс непосед с неустойчивым вниманием. Много очень слабых учеников. Для них я покупала «Орфографический этюд» (тема: безударные гласные), «Орфографический фоторобот» (тема: звонкие/глухие согласные), «Каждому слову – свое место» (тема: словарные слова). Ближайший урок планирую как повторение темы «Звонкие и глухие согласные». В классе 24 человека, раздаю карточки с 4 согласными буквами (на первое время, чтобы всем стало понятно, как играть, 1 карточка на парту). Читаю слово (на маленькой карточке фрагмент рисунка), поднимают руки – отдаю. Нужно не только закрыть карточкой букву на большой карточке, хочется быстрее всех закончить работу. «Не узнают» свои слова, путают – не поправляю и не подсказываю. Смотрят на рисунок – не получается фоторобот. «Ой, мы ошиблись!» Исправляют себя, ищут у соседей «свою» карточку, меняют. Роботы могут быть самые разные, но начинают подбирать, чтобы одинаковые были конечности... Правило повторили, проверочные слова подбирали сами, работали дружно, полюбовались результатами своего труда – хорошее настроение, пятерки и: «А еще поиграем?».

«Сегодня играем?» Повторяем тему «Словарные слова». Принцип работы похожий. Должен получиться портрет, если все верно. Уже стали умнее, стараются не только вспомнить правило. Самые слабые – самые хитрые: поглядывают на цвет карточки у меня в руках (это подсказка!).

В школе районное мероприятие, время уроков сокращают, у детей соответствующее настроение. Не хочется хорошую тему сокращать. «Повторим пословицы – тему по литературе, которая была в начале года». Игра «Поговорки – цветочки, пословицы – ягодки». Делю на 4 группы класс, раздаю карточки со второй половиной пословицы. Сама читаю первую половину пословицы. Очень редко узнают сразу, откладываю. Вдруг кто-то сообразил о цветовой подсказке. Начинают опять поглядывать на цвет карточки. Складывают, читают, хохочут – не подходит, внимательнее к цвету – точно, ошиблись. Помогают друг другу: кто-то соображает быстро, но неверно; кто-то медленно, но правильно. Самые сложные пословицы собрали сами с цветовой подсказкой. Вывод сделали: надо больше пословиц знать, и пойдем у учителей, родителей поспрашиваем продолжение пословицы «Голод не тетка...».

Случайная замена после начала урока, чужой 8-й класс, чужой предмет (география). Что делать, как развлекать до подхода опоздавшего коллеги? «Вы, конечно, уже взрослые для игр. Но попробуйте собрать пословицы...» Раздала половинки. Выбрала самого взрослого (выглядит как одиннадцатиклассник, вижу, что не переживет унижения незнания) читать маленькие карточки. Ах, какие лица! Но увлекаются, радуются, что угадали. Подсказываю, что надо проверить по цвету (мои пятиклашки сообразили, эти – нет). Облегчение. Почти все собрали. Дети старше, но соображают медленнее – мешают стереотипы.

Игры, которые выпустила фирма «Ребус», не видела в магазинах. Проработав в школе 20 лет, многие игры и задания делала сама: вырезала, клеила, писала, печатала сначала на печатной машинке, потом на компьютере. Время учителя бесценно для себя, для семьи. Радостно, что можно купить готовые игры стоимостью от 100 до 300 рублей. Среди грамматических игр мне понравились еще «Приведение в…» (тема: непроизносимые согласные), «Товарищ Мягкий знак» (тема: мягкий знак), которые, помимо карточек, имеют игру-ходилку. В орфографическую игру-ходилку можно играть на перемене или после уроков. Есть игры по развитию речи: «Слово за слово» (толковый словарь, шарады), «Словесный калейдоскоп» (словарные слова, синонимы), «Ах, слова, слова, слова…» (омонимы, ребусы, загадки), «Слоги, ребусы, загадки» (антонимы, ребусы, загадки), «Слово не воробей» (фразеологизмы, пословицы, омонимы), «Одного поля ягоды» (русские и иностранные пословицы), «Скоро сказка сказывается» (русские народные сказки), «Расскажи мне, расскажи…» (актерские игры – сюжетный рассказ по картинке, рассказ от определенного лица), «Не только Кошкин дом» (семьи домашних животных и их жилища – тема: словообразование), «О чем речь?» (лексическое значение слов по темам: культура и природа). Есть игры, в которых надо определить падеж, склонение, род имен существительных. Как можно использовать это богатство игр фирмы «Ребус», подскажут фантазия и опыт учителя. Фирма получает награды на различных выставках, есть сайт в Интернете (адрес: www.r-e-b-u-s.ru), на котором можно узнать о новинках и заказать игры.

Мои пятиклассники задумались над тем, какую бы игру придумать и предложить фирме «Ребус» для печати. А я думаю о том, что же интересное для нас откроют редакции «Первого сентября» на следующем педагогическом Марафоне.

Е.Н. МИХАЙЛОВА,
школа № 11,
г. Красногорск

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru