Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №22/2008

Я ИДУ НА УРОК

 

7-й класс

 

Обобщение по теме «Причастие»

Урок-практикум

Цели:

• систематизировать знания о причастии;

• продолжить работу по отработке орфографических и пунктуационных навыков правописания причастий;

• развивать умения пользоваться теоретическим материалом на практике;

• показать роль причастий и причастных оборотов в создании текстов художественного стиля.

Необходимый материал:

• таблицы по теме «Причастие»;

• карточки с индивидуальными заданиями;

• перфокарты;

• репродукция картины А.А. Пластова «Первый снег».

ПЛАН-КОНСПЕКТ

I. Актуализация знаний.

Перед вами предложение (запись на доске):

 

Лазурь небесная смеется, ночной омытая грозой. (Ф.Тютчев)

 

Внимание! Загадка.

Ответив на три вопроса да или нет, назовите задуманное мною слово из этого текста.

Примерные вопросы:

• У этого слова можно определить время? (Да.)

• Это слово обозначает действие? (Нет.)

• Это слово обозначает признак предмета по действию? (Да.)

 

Это слово омытая.

 

• Какой части речи принадлежит это слово? (Причастие.)

• Докажите. (Называют морфологические признаки причастия.)

II. Основная часть.

Постараемся вспомнить все, что вы узнали о причастии на предыдущих уроках.

Проверяем орфографию и пунктуацию, владеете ли вы теоретическим материалом и умеете ли использовать причастия при создании собственного текста.

1. Работа по карточкам (см. приложение 1).

У доски работают 4 человека, остальные выполняют задания по заготовленным карточкам, работая в парах. Обсуждаем и оцениваем проделанную работу после ее выполнения.

2. Самой сложной была орфограмма «Н и нн в суффиксе страдательных причастий и относительных прилагательных».

• Расскажите правило написания, используя в своем ответе таблицу. (Обсуждения, дополнения ответа собственными примерами.)

• Работа с перфокартой (см. приложение 2). Проверяем по образцу и записываем слова, в которых были допущены ошибки. Сравниваем и сопоставляем признаки прилагательных и причастий.

3. Игра «Редактор» по вариантам (см. приложение 3). Даны предложения, которые нужно записать, исправив ошибки.

4. Работа по картине А.А. Пластова «Первый снег».

С этим художником мы уже с вами знакомы.

• Рассмотрите внимательно репродукцию.

• Обратимся к тексту по этой картине (см. приложение 4).

• Включите в текст причастные обороты и повторите знаки препинания при них.

Чтение и обсуждение готового варианта текста:

• Какую роль выполняют причастия и причастные обороты в речи?

Вывод: свойства причастий заключать в себе «имени и глагола силу» широко используются в письменной речи, особенно в текстах художественного стиля. Причастия выразительно описывают детали, усиливая образность повествования.

• Расставьте знаки препинания, выделите причастные обороты.

• Чем являются причастие и причастные обороты в предложении?

III. Заключительная часть.

Для того чтобы быть грамотными людьми, мы должны внимательно и бережно относиться к языку и умело пользоваться им как в письменной речи, так и в устной. Ведь, как говорится в русской пословице: Не умеющий ходить – портит дорогу. Не умеющий говорить – портит речь.

IV. Домашнее задание.

Творческая работа (сочинение-миниатюра) на тему «Удивительное рядом». Включите в свой текст причастия и причастные обороты.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Карточка 1. Выпишите причастия из текста, группируя их по разрядам.

Наполеон стоял между своими войсками на Поклонной горе и смотрел на открывавшееся перед ним зрелище... Москва расстилалась просторно с своей рекой, своими садами и церквами. При виде странного города с невиданными формами и необыкновенной архитектуры Наполеон испытывал то несколько завистливое и беспокойное любопытство, которое испытывают люди при виде форм не знающей о них, чуждой жизни... Он смотрел на лежавшую перед ним, невиданную еще им восточную красавицу. Ему странно было самому, что свершилось его давнишнее, казавшееся ему невозможным желание.

(По Л.Толстому)

Карточка 2. Вставьте пропущенные буквы. Графически обоснуйте свой выбор.

При колыш_щемся отражении; стел_щийся туман; кле_щая коробку; терп_щий бедствие; шепч_щий на ухо; ла_щий пес; одева_щаяся по моде; бор_щийся со сном; покачива_щимися движениями; держ_щийся за перила; дежур_щий врач.

Карточка 3. Вставьте пропущенные буквы. Графически обоснуйте свой выбор.

Оберега_мый товарищами, ожида_мого поезда, не вид_мый глазом, освеща_мый светом, обожа_мый родителями, озаря_мый луной, обижа_мый братом, едва слыш_мый звук, движ_мый желанием.

Карточка 4. Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания. Графически обоснуйте свой выбор.

В природе все прекрасно: и плывущ_ по небу облака и березка шепчущ_ся с травой и лишайник карабкающ_ся вверх по склону каменистого откоса.

Письмо (не)распечатано и (не)прочитано.

Приложение 2

Поле убрано, овощи сварены в кастрюле, прочитанная книга, печенный мамой торт, картошка испечена в золе, засеянное поле, студеный ключ, израненный солдат, покусанные москитами животные, дистиллированная вода.

Приложение 3

Исправьте ошибки.

1-й вариант: Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших у него дрова.

2-й вариант: Листья падали под ноги, осыпавшиеся с деревьев.

Приложение 4

Используйте причастные обороты, заполняя пропуски в данных предложениях. Расставьте знаки препинания.

На картине А.А. Пластова «Первый снег» изображена зима _________.

Снежинки _________ медленно ложатся на крыши изб и на _________ землю, оставляя кое-где темные прогалины. На крыльце _________ стоят мальчик и девочка. Очевидно, это брат и сестра. Он _________ выбежал, видимо, раньше сестры. Поэтому его шапка уже припорошена снегом. Девочка _________ выбежала, только успев накинуть на себя платок. Дети _________ смотрят на преображенный мир.

Возможные ответы: принесшая радость всем; плавно кружащиеся; еще не замерзшая; усыпанный снегом; сгорающий от нетерпения; спешившая увидеть первый снег; широко раскрытые глаза.

Н.В. БАРШИНА,
физико-математический
лицей,
г. Сергиев Посад

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru