Я ИДУ НА УРОК
Изучая родной язык в школе, ученик
должен не только знать определенные «правила»,
но и стремиться овладеть языком во всем
богатстве его проявления и научиться применять
полученные знания на практике. Поэтому
необходимо обращаться на уроках русского языка к
образцам искусства слова – художественным
текстам. Текст наглядно демонстрирует, как
«работает» слово под пером писателя-мастера.
Кроме того, работа с художественным текстом дает
возможность повторить изученное по грамматике,
проверить орфографию и пунктуацию, развивать
собственную речь учащихся. Не забываем также о
том, что ученикам предстоит работа с текстом на
экзамене в 9-х и 11-х классах.
А.В. Темникова |
7-й класс
Художественный текст на уроке
русского языка
Деепричастие. Повторение и обобщение
изученного
УРОК-ПРАКТИКУМ
Цели урока:
1) повторить основные сведения о деепричастии,
формировать умение применять полученные
теоретические знания при работе с текстом;
2) способствовать воспитанию эстетического
отношения к родному слову;
3) развивать умение выполнять различные виды
разбора, частичный анализ художественного
текста.
Необходимые материалы:
• Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский
язык: теория. 5–9-е кл. М.: Дрофа, 2001.
• Распечатки с отрывком из повести М.Горького
«Детство».
• Карточки с заданиями для работы с текстом в
группах.
• Портрет М.Горького.
• Запись «Звуки природы».
• Высказывание В.П. Астафьева. (Записано на
доске.)
• В.П. Астафьев. Последний поклон /
Вступительная статья Е.Старикова. М.: Детская
литература, 1983.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний.
Вопросы классу:
Каково общее грамматическое значение
деепричастия?
Каковы признаки глагола и наречия у
деепричастий?
Приведите примеры деепричастий, назовите их
суффиксы.
2. Слово учителя.
Какие ассоциации возникают у вас, когда вы
слышите слово бабушка? Запишите несколько
слов-ассоциаций в тетради.
Вспомните: какие произведения о бабушке вы
читали?
(Повесть В.П. Астафьева «Конь с розовой
гривой», «Последний поклон», «Деревья растут для
всех»; повесть М.Горького «Детство».)
Перед вами карточки с отрывком из повести
М.Горького «Детство». Сегодня предстоит работа с
этим текстом. (Учитель читает текст вслух.)
Бабушка не плясала, словно рассказывала что-то.
Вот она идет тихонько, задумавшись, покачиваясь,
поглядывая вокруг из-под руки, и все ее большое
тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу
осторожно. Остановилась, вдруг испугавшись
чего-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас
засияло доброй, приветливой улыбкой. Откачнулась
в сторону, уступая кому-то дорогу, отводя рукой
кого-то; опустив голову. Замерла, прислушиваясь,
улыбаясь все веселее, – и вдруг ее сорвало с
места, закружило вихрем, вся она стала стройней,
выше ростом, и уже нельзя было глаз оторвать от
нее – так буйно красива и мила становилась она в
эти минуты чудесного возвращения к юности!
3. Работа с текстом.
Учащиеся определяют основную мысль текста.
(Красота пляски бабушки, пляска – отражение
внутренней духовной красоты героини.)
Учитель предлагает найти в тексте
словосочетания, передающие внутреннее состояние
героини во время пляски.
(Идет тихонько, задумавшись, лицо дрогнуло,
нахмурилось, засияло доброй, приветливой
улыбкой, улыбаясь все веселее, буйно красива и
мила становилась она.)
С чем сравнивается пляска бабушки?
(Пляска бабушки сравнивается с рассказом.
Постепенно, как в неторопливом рассказе,
раскрывается перед нами героиня.)
Класс делится на три группы. Каждая выполняет
свое задание.
Группа № 1
Задание. Подсчитайте, какая часть речи
преобладает в тексте? Почему?
(В тексте преобладают глаголы: не плясала,
рассказывала, идет, колеблется, щупают,
остановилась, дрогнуло, нахмурилось, засияло,
откачнулась, замерла, сорвало, закружило.
Глаголы дают возможность представить героиню во
время пляски.)
Группа № 2
Задание. Определите стиль и тип речи.
Обоснуйте свое мнение.
(Стиль речи – художественный. Писатель создал
конкретный художественный образ – образ
бабушки, воздействует на читателя с помощью
слова, вызывает у него чувство восхищения,
заставляет любоваться героиней. Тип речи –
описание действий. Каждое действие не только
названо, но и подробно описано.)
Группа № 3
Задание. Найдите в тексте деепричастия.
Выпишите их в тетрадь, выделите суффиксы
деепричастий. Определите роль деепричастий в
тексте.
(Выписанные деепричастия: задумавшись,
покачиваясь, поглядывая, испугавшись, уступая,
отводя, опустив, прислушиваясь, улыбаясь.
Деепричастия обозначают не основные, а
добавочные действия и одновременно
характеризуют основные действия, показывают, как
они совершаются. Деепричастия способствуют
созданию образа героини, передают ее внутреннее
состояние, помогают читателю детально
нарисовать в своем воображении этот образ.)
4. Выполнение общего практического задания.
1) Выпишите деепричастные обороты с глаголами, к
которым они относятся. Объясните постановку
знаков препинания.
2) Какие трудности правописания в словах замерла,
плясала, покачиваясь, рассказывала, колеблется,
прислушиваясь?
3) Произведите морфологический разбор
деепричастий испугавшись, прислушиваясь,
уступая.
4) Приготовьтесь писать под диктовку 1–3-е
предложения.
5) Письмо под диктовку с последующей
самопроверкой по образцу. Графически выделите
деепричастные обороты.
5. Слово учителя. Для каждого человека
бабушка – это родной человек, с которым связаны
самые теплые воспоминания детства. Часто, став
взрослыми, люди испытывают чувство вины перед
бабушкой за то, что не успели сделать для нее
доброе дело, подарить ей человеческое внимание и
заботу.
Вот как пишет о своей бабушке В.П. Астафьев в
книге «Последний поклон»: «Бабушка, бабушка!
Виноватый перед тобою, я пытаюсь воскресить тебя
в памяти, рассказать о тебе людям… Непосильна
эта работа… Согревает меня лишь надежда, что
люди, которым я рассказал о тебе, в своих бабушках
и дедушках, в своих близких и любимых людях
отыщут тебя и будет твоя жизнь беспредельна и
вечна, как вечна сама человеческая доброта…».
6. Творческое задание. Напишите
сочинение-миниатюру о бабушке, используя
деепричастия и деепричастные обороты,
слова-ассоциации, записанные в начале урока.
Во время выполнения творческой работы звучит
инструментальная композиция «Звуки природы»,
создающая определенную эмоциональную атмосферу.
А.В. ТЕМНИКОВА,
с. Плотава,
Алейский р-н,
Алтайский край
|