Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №1/2009

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ

 

Культура речи выпускника
профессионального училища

ЧАСТЬ I

Нормы русского литературного языка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа элективного (факультативного) курса «Культура речи выпускника профессионального училища» рассчитана на два учебных года (30 часов) и предназначена для преподавания учащимся I–II курсов в средних профессиональных училищах и лицеях.

Программа курса состоит из двух самостоятельных частей: «Нормы русского литературного языка» (12 часов) и «Комплексный анализ текста и типы заданий повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку» (18 часов).

Программа первой части факультативного курса «Нормы русского литературного языка» предусматривает более глубокое овладение рядом специальных понятий, которые хотя и анализируются на уроках русского языка (по основной программе), но не рассматриваются в достаточно полном объеме и определенной системе.

Данная программа не дублирует содержание Государственного стандарта по русскому языку, действующих программ и учебников 10–11-х классов, которые предусматривают знакомство с нормами русского литературного языка.

Цели первой части факультативного курса: скорректировать речь учащихся, научить их находить речевые ошибки разного типа и сознательно исправлять их; подготовить учащихся к выполнению заданий ЕГЭ части I (А2–А6).

Актуальность программы в том, что в ней рассматриваются типовые задания, которые чаще всего вызывают трудности в процессе выполнения тестов ЕГЭ. Задания на знание норм русского литературного языка предназначены не только для проверки подготовленности выпускников по русскому языку, но и для оценки общей культуры выпускника.

Перспективная задача факультативного курса «Нормы русского литературного языка» – повышение индивидуальной речевой культуры и расширение коммуникативных возможностей личности – одна из актуальных проблем обучения, связанная с дальнейшей самореализацией выпускника профессионального училища в трудовой и учебной деятельности.

Программа предусматривает отбор методов и приемов, активизирующих групповую и индивидуальную самостоятельную работу учащихся: наблюдение за использованием языковых средств в различных ситуациях общения, проведение орфоэпических и грамматических практикумов, конкурсов дикторов, создание текстов памяток и информационных карточек.

Форма контроля: тестовые задания; контрольные работы, выполняемые с помощью электронных тренажеров; ответы на вопросы; беседы; письменные творческие работы (сочинения различных жанров).

Методическое обеспечение программы. В разработке занятий учитывались практическая направленность курса, ориентация на самостоятельную работу учащихся (четыре теоретических и восемь практических занятий).

Дидактический материал (таблицы, упражнения, карточки-информаторы, памятки, тесты)* к урокам необходимо готовить совместно с учащимися, причем часть обучающего материала должна фиксировать результаты их наблюдений над языковыми явлениями.

При таком подходе учащиеся закрепляют навыки работы со словарями и справочниками, развивают умения формулировать вопросы заданий, учатся дифференцировать языковой материал. Таким образом, дидактические пособия, апробированные и скорректированные для учащихся профессионального училища, создают условия для развивающего обучения. Лучшие дидактические разработки преподавателя и учащихся могут быть опубликованы в методических изданиях для учителей.

Выполнение заданий с помощью электронных репетиторов незаменимо при интенсивной работе по коррекции грамотности учащихся. Тестовые задания по культуре речи переносятся на электронные носители для самостоятельной работы.

Предусмотрены разнообразные формы организации учебной деятельности: наблюдения над текстом, выполнение интерактивных заданий в процессе ролевых игр, практикумов, разнообразного типа бесед.

В приложении к программе дано описание урока «Критерии правильной речи. Орфоэпический практикум» с дидактическими разработками к нему; предложены упражнения, тесты, описание игры «Контакт», материалы к конкурсу дикторов; орфоэпический словарь-минимум для учащихся; словарик новой лексики, которая еще не нашла отражения в учебниках и большинстве справочников, поэтому сведения о написании и произношении этих слов многим недоступны.

Подготовка к занятиям учащихся, посещающих факультатив, включает обзор работ по тематике изучения, сбор и обобщение материалов исследования.

Учащиеся, склонные к исследовательской работе (в системе начального профессионального образования таких учащихся не много), смогут подготовить работы, выявляющие – при помощи сопоставления и анализа тех или иных конкретных языковых явлений – определенные языковые закономерности.

Учащимся предлагаются следующие направления учебно-исследовательских работ: «Активные тенденции развития ударения в современном русском языке», «Состав словаря профессиональной лексики», «Причины появления просторечия в речи учащихся» и т.п.

Предлагаемый факультативный курс можно использовать в старших классах школы, дополняя уроки развития речи и занятия для подготовки учащихся к олимпиадам по русскому языку.

Учебно-тематический план

№ п/п Тема Всего часов Лекционных Практических Виды деятельности
преподавателя и учащихся
1 Понятие нормы. Динамический характер нормы 2 1 1 Наблюдение над текстом: определение грамматических, стилистических, словообразовательных, орфографических, этикетных норм русского языка
2 Критерии правильной речи. Орфоэпический практикум 2 2 Работа со словарями. Решение лингвистической задачи. Новый материал представлен в домашних сочинениях учащихся. Проведение орфоэпического практикума
3 Акцентологические нормы русского языка 2 1 1 Составление памяток нормативной постановки ударения. Работа со словарями. Выполнение упражнений на постановку ударения
4 Морфологические нормы русского языка 2 1 1 Анализ ошибок в морфологических формах. Выполнение упражнений на разграничение нормативных и ненормативных вариантов
5 Синтаксические нормы русского языка 2 2 Новый материал предлагается в виде карточек-информаторов, составленных учащимися. Наблюдение над текстом: определение характера нарушений синтаксических норм в предложениях
6 Лексические нормы в русском языке. Нормы употребления фразеологизмов 2 1 1 Составление тезисного плана лекции преподавателя. Моделирование игровой ситуации «Контакт», цель которой состоит в том, чтобы научиться быстро и грамотно формулировать значение слов
    12 4 8  

 

ПРОГРАММА КУРСА

Тема 1 (2 часа)

1. Понятие нормы. Динамический характер нормы.

1.1. Две разновидности литературного языка: кодифицированный литературный язык и разговорная речь. Историческая первичность устной речи. Основная функция письменной речи. Вариантность и норма. Чтение, слушание (аудирование), говорение и письмо как виды речевой деятельности.

1.2. Работа над правильностью речи. Устранение из речи черт просторечий. Умение работать со словарями различных типов. Умение анализировать текст исходя из критериев точности, выразительности при передаче его содержания.

Тема 2 (2 часа)

2. Критерии правильной речи. Орфоэпический практикум.

2.1. Орфоэпические нормы русского языка. Отклонение от норм литературного произношения под влиянием просторечий и диалектов. Особенности произношения заимствованных слов в русском языке. Основные особенности произношения. Интонация.

2.2. Орфоэпический практикум. Типичные ошибки в произношении. Устранение отклонений от литературного произношения.

Тема 3 (2 часа)

3. Акцентологические нормы русского языка.

3.1. Место ударения в слове. Разноместный и подвижный характер русского ударения. Выявление некоторых закономерностей постановки ударения.

3.2. Закономерности постановки ударения в словах различных частей речи. Исследовательское наблюдение: «Активные тенденции развития ударения в современном русском языке».

Тема 4 (2 часа)

4. Морфологические нормы русского языка.

4.1. Основные причины варьирования морфологических форм. Словообразовательные нормы. Выразительные возможности словообразования. Варианты падежных окончаний. Определение рода имен существительных. Склонение географических наименований (топонимов) и собственных имен. Употребление числительных. Формы местоимений. Формы глагола. Умение передать одно и то же содержание (значение) разными способами (различными грамматическими конструкциями).

4.2. Морфологический практикум. Разграничение нормативных и ненормативных вариантов. Основные типы речевых ошибок в области морфологии. Умение выбирать из ряда возможных необходимый для данной ситуации общения вариант передачи содержания (значения).

Тема 5 (2 часа)

5. Синтаксические нормы русского языка.

5.1. Основные функции синтаксических норм русского языка. Синтаксические связи в словосочетании. Синтаксические связи в предложении. Умение анализировать особенности употребления различного вида предложений в тексте.

5.2. Соблюдение синтаксических норм в словосочетаниях и предложениях. Трудные случаи управления. Построение предложений с деепричастными и причастными оборотами. Построение предложений с косвенной речью. Построение сложноподчиненных предложений. Умение использовать различные способы введения цитат при написании сочинений на литературную тему.

Тема 6 (2 часа)

6. Лексические нормы в русском языке. Нормы употребления фразеологизмов.

6.1. Лексика современного русского языка с точки зрения значения, происхождения, сферы использования и функционально-стилистического употребления. Однозначность и многозначность слова. Метафора. Метонимия. Омонимы. Паронимы. Синонимы. Антонимы. Исконно русские слова. Старославянизмы. Англицизмы. Активный и пассивный состав лексики. Слова пассивного запаса: устаревшая лексика (архаизмы, историзмы) и неологизмы (окказионализмы). Лексика ограниченного употребления: диалектная лексика, жаргоны, специальная лексика, профессионализмы, термины. Фразеологизмы. Крылатые слова. Словесные ассоциации.

6.2. Толкование слов. Игра «Контакт»*. Определение лексического значения фразеологизмов. Толковые словари русского языка. Умение анализировать оттенки значений слов-синонимов. Умение выбирать из ряда возможных необходимый для данной ситуации общения вариант слова. Умение анализировать слова, употребленные в переносном значении.

Литература

1. Ашукин А.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1960.

2. Большой российский энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия, 2003.

3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10–11-х классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2006.

4. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М.: Просвещение, 1988.

5. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. Книга для учащихся 8–10-х классов средней школы. М.: Просвещение, 1988.

6. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1978.

7. Единственно реальные варианты задания для подготовки к Единому государственному экзамену. ЕГЭ-2007. Русский язык. М.: Федеральный центр тестирования, 2007.

8. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р.И. Аванесова. М.: Русский язык, 1987.

9. Практическая стилистика русского языка. Функциональные стили / Под ред. В.А. Алексеева и К.А. Роговой. М.: Высшая школа, 1982.

10. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1977.

11. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М.: Русский язык, 1976.

12. Толковый словарь русского языка начала XXI века. Актуальная лексика / Под ред. Г.Н. Скляревской. М.: Эксмо, 2007.


Публикация статьи произведена при поддержке компании «PlasmaOnLine». Компания «PlasmaOnLine» предоставляет услуги проката плазменных панелей и презентационного оборудования, а так же оформления и проведения конференций, выставок и других мероприятий. Прокат плазм от компании «PlasmaOnLine», это высокий уровень сервиса, выгодные цены, качество, надежность и большой ассортимент предоставляемого оборудования. Узнать больше о предоставляемых услугах и оформить online-заявку на аренду оборудования можно на официальном сайте компании «PlasmaOnLine», который располагается по адресу http://plasmaonline.ru

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ 1

МАТЕРИАЛЫ К ТЕМЕ 3

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА

I этап. Конкурс дикторов.
Подготовка (готовятся все учащиеся)

Задание

1. Подготовьтесь к чтению текста (в случае затруднений обратитесь к орфоэпическому словарю).

2. Прочитайте текст, соблюдая нормы литературного произношения.

3. Поработайте над интонацией.

 

ТЕКСТ 1

Вечер начался. Жалюзи были опущены, свет включён. На столах уже стояли торты и откупоренные бутылки вина. В зале стали появляться завсегдатаи клуба, которые по средам проводили здесь свой досуг: джентльмены в щегольских костюмах, дамы в декольтированных платьях, украшенных шарфами и бантами. Безудержный смех то и дело наполнял зал, один только грустный бармен у стойки рассеянно переставлял бокалы. И вот появилась она. В лиловой тунике из атласа, с крупными ирисами в руках, эта танцовщица была красивее всех. Влюбленный юноша мечтал о том, как они закружатся вдвоем; но девушка, избалованная мужским вниманием, даже мельком не взглянула на него.

ТЕКСТ 2

Бабу-ягу одолел недуг: разболелся запломбированный зуб. Никакие средства не помогали, но старая ворожея знала рецепт одного снадобья, которое уж точно должно было облегчить ее страдания. Знахарка взяла зубчатый кухонный нож, накрошила в кастрюлю свёклы, щавеля и вяленой камбалы, добавила кедровых орешков и щепоть соли, налила воды и поставила кастрюльку на огонь. И вот наконец все было готово. Баба-яга приняла лекарство, и недуг был побежден. Потом повеселевшая старушка села обедать. Она запивала рожки с тефтелями вкусным сливовым компотом и смотрела на заиндевевшие окна, вспоминая теплые августовские вечера.

Памятка № 1

заи'деветь и заиндеве'ть

закру'жатся и закружа'тся

ка'мбала и камбала'

компьютер [тэ]

ма'льчиковый и мальчико'вый

ме'льком и мелько'м

ме'неджер [мэ, нэ]

те'фтели и тефте'ли

шине'ль [н’е]

ТЕКСТ 3

Была последняя декада месяца. Старший менеджер сидел за компьютером. Он работал в очень быстром темпе, ожидая, что позвонит шеф и потребует отчет за третий квартал текущего года. Молодой человек занимался обеспечением оптовых поставок мальчиковой одежды, и последний договор, заключённый им, был признан экспертами самым выгодным для фирмы. За успешную работу менеджера должны были премировать. Отправив шефу отчет, молодой человек быстро просмотрел рекламный каталог, надел пальто, похожее на шинель, и вышел из офиса.

II этап. Конкурс дикторов

1. У доски читают тексты наиболее подготовленные участники (тексты предлагаются без ключей).

2. Остальные участники контролируют произношение (по текстам с ключами).

3. Подведение итогов конкурса осуществляется коллективно.

4. Анализ ошибок. Работа с орфоэпическим словарем-минимумом для учащихся (Приложение 1).

МАТЕРИАЛЫ К ТЕМЕ 6

ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА

I этап. Разминка

Обратитесь к «Толковому словарю иноязычных слов» Л.П. Крысина, если трудно сформулировать значение слова; попробуйте дать толкование слова с помощью синонима.

Упражнение 1 (устно). Приведите краткое толкование значений следующих заимствованных слов.

Идентичный, конфиденциально, импонирует, эволюция, потерпеть фиаско, анонс, кардинальный, компромисс, негативный, дефекты, экстраординарный, эксклюзивный, баланс, специфический, симулировать, игнорировать, ординарный, индифферентно, арбитр, аренда, аргумент, апологет, апелляция, интуиция, интегрировать, депрессия, флегматик, фланг, фланировать, статический, стабильный, сепаратизм, патриархальность, пассивный, меркантильный, суррогат, хрестоматия, субъективный, превалировать, превентивный, импровизация, ингредиент, экспорт, импорт, экстремальный, экстренный, геноцид, имитировать, иммунитет, партитура, ортодоксальный, толерантность.

Упражнение 2. Определите значение англицизмов, которые активно употребляются в современной периодике. Какие слова можно заменить русскими эквивалентами? Какие заимствования необходимо сохранить? Как вы думаете, зависит ли оценка явления от того, каким словом оно обозначается – русским или английским (убийца – киллер)?

Провайдер, киднеппинг, эксклюзивный, тинейд жер, маркетинг, менеджер, спикер, имиджмейкер, пиар, спичрайтер, шопинг, толлинг, скинхед, клип, дилер, рейтинг, топ-модель, рэкет, спонсор, пресс-атташе, фан, плеер, дайвинг, драйв, таймер, продюсер, шоу-дефиле, холдинг, шоу-бизнес, мобильный телефон, пейджер, лоббировать, супермаркет, олигарх, сайт, брокер, хакер, диджей, онлайн-дискуссия.

II этап. Игра «Контакт», или «Поиграем в слова». Объяснение условий игры

Цель игры: научиться быстро и грамотно формулировать значения слов. Слова можно выбрать из упражнений 1 и 2. Игроков может быть неограниченное количество, один их них является ведущим.

Ведущий задумывает слово и называет участникам игры его первую букву, например, к (задумано слово коллектив). Задача участников игры – догадаться, какое слово задумано. Для этого любой из игроков формулирует значение любого слова, начинающегося с буквы к, и задает вопрос ведущему: «Не обозначает ли это слово название полуострова на Черном море?». «Нет, это не Крым», – отвечает ведущий.

«Не является ли это слово общим наименованием служителей культа какой-либо Церкви?». Ведущий в затруднении: он не знает слова, значение которого сформулировал игрок. Зато другой игрок догадался, какое слово имеется в виду, он кричит: «Контакт!». Оба игрока, знающие слово, хором называют его: «Клир». Если слово названо правильно, ведущий вынужден назвать вторую букву задуманного им слова: о.

Теперь игроки формулируют значение слов, начинающихся с сочетания ко. «Не обозначает ли это слово публичное исполнение музыкальных произведений?». «Нет, это не концерт», – говорит ведущий. «Не обозначат ли это слово швейцара, привратника во Франции?». Вновь ведущий в затруднении, но один из игроков догадался и кричит: «Контакт!». Хором называется слово консьерж. Ведущий вынужден назвать третью букву: л. Теперь формулируются значения слов, начинающихся с сочетания кол. И так далее до тех пор, пока задуманное слово не будет отгадано. Ведущий считается выигравшим в том случае, если никто так и не догадается, какое слово он задумал.

III этап. Подводим итоги игры

ПРИЛОЖЕНИЕ 2, 3


* См. Приложения.

О. В. ПРЯДИЛЬНИКОВА,
пу № 44,
г. Уфа

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru