Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №2/2009

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

 

Уважаемая редакция!

Я, как и многие мои коллеги, люблю подбирать такой дидактический материал по русскому языку, который не только дает возможность отрабатывать определенные орфографические и пунктуационные навыки, но и позволяет попутно говорить о тех или иных особенностях стиля различных русских писателей.

В газете «Русский язык» (№ 10 за 2008 год) уже была опубликована моя подборка предложений с союзом как, взятых из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».

В этот раз мне хочется предложить несколько подборок на разные темы.

Первая посвящена одной из самых трудных орфографических тем – правописанию не и ни. В качестве используемого материала взяты предложения из романа И.А. Гончарова «Обломов». Даже при не очень внимательном чтении этого романа нельзя не заметить, как любит писатель различные конструкции с данными частицами. И, конечно же, это не случайно, ибо помогает ему передать то максимальное отсутствие движения, а точнее, отказ от бессмысленного движения – определяющее качество характера его героя – И.И. Обломова. И об этом можно поговорить с учениками, показывая неразрывную связь содержания художественного произведения и его формы.

Вторая группа предложений помогает отработать навык определения типов односоставных предложений (что нужно и для подготовки к ЕГЭ). Материалом для этого послужили стихи замечательного поэта XX века Николая Рубцова. В данном случае поэтический текст взят совсем не случайно, потому что именно в поэзии часто используются самые разные типы односоставных предложений, помогающих человеку; выразить глубинные, сокровенные чувства.

И, наконец, я не могла обойтись без моего любимого Н.В. Гоголя. Его ранняя проза как будто специально для нас, словесников, изобилует предложениями с большим количеством прилагательных и причастий, содержащих одну или две буквы н.

И еще одну синтаксическую особенность прозы Н.В. Гоголя можно показать нашим ученикам – писатель очень любит различные типы бессоюзных предложений.

Надеюсь, что мои материалы пригодятся коллегам и помогут им сделать уроки русского языка интереснее и насыщеннее.

С уважением,

Е.Н. Скрипка

Правописание частиц не и ни

(На материале романа И.А. Гончарова «Обломов»)

1. Тихо и сонно все в деревне: безмолвные избы отворены настежь; (н_)видно (н_)души; одни мухи тучами летают и жужжат в духоте.

2. (Н_)грабежей, (н_)убийств, (н_)каких страшных случайностей (н_)бывало там; (н_)сильные страсти, (н_)отважные предприятия (н_)волновали их.

3. Интересы обитателей Обломовки были сосредоточены на них самих, (н_)перекрещивались и (н_)соприкасались (н_)с чьими.

4. Счастливые люди жили, думая, что иначе и (н_)должно и (н_)может быть, уверенные, что и все другие живут точно так же и что жить иначе – грех.

5. Можно было пройти по всему дому насквозь и (н_)встретить (н_)души; легко было обокрасть все кругом и свезти со двора на подводах: (н_)кто (н_)помешал бы, если б только водились воры в том краю.

6. Это был какой-то всепоглощающий, (н_)чем (н_)победимый сон, истинное подобие смерти.

7. Сначала няня бодро смотрела за ребенком, (н_)пускала далеко от себя, строго ворчала за резвость, потом, чувствуя симптомы приближавшегося сна, начинала упрашивать (н_)ходить за ворота, (н_)трогать козла, (н_)лазить на голубятню или галерею.

8. В бесконечный зимний вечер Илюша робко жмется к няне, а она нашептывает ему о какой-то (н_)ведомой стороне, где нет (н_)ночей, (н_)холода, где все совершаются чудеса, где текут реки меду и молока, где (н_)кто (н_)чего круглый год (н_)делает, а день-деньской только и знают, что гуляют все добрые молодцы, такие, как Илья Ильич, да красавицы, что (н_)в сказке сказать, (н_)пером описать.

9. Дальше той строки, под которой учитель, задавая урок, проводил ногтем черту, он (н_)заглядывал, расспросов (н_)каких ему (н_)делал и пояснений (н_)требовал.

10. Как (н_)интересно было место, на котором он останавливался, но, если на этом месте заставал его час обеда или сна, он клал книгу переплетом вверх и шел обедать или гасил свечу и ложился спать.

11. Он довольствовался тем, что написано в тетрадке, и докучливого любопытства (н_)обнаруживал, даже когда и (н_)все понимал, что слушал и учил.

12. (Н_)естественно и тяжело ему казалось (н_у)меренное чтение.

13. Обломову стукнуло тридцать лет, а он (н_)на шаг (н_)подвинулся (н_)на каком поприще и все еще стоял у порога своей арены, там же, где был десять лет назад.

14. Обломов полагал, что чиновники одного места составляли между собою дружную, тесную семью, (н_)усыпно пекущуюся о взаимном спокойствии и удовольствиях, что посещение присутственного места отнюдь (н_)есть обязательная привычка, которой надо придерживаться ежедневно, и что слякоть, жара или просто (н_)расположение всегда будут служить достаточными и законными предлогами к (н_)хождению в должность.

15. Илье Ильичу (н_)нужно было пугаться так своего начальника, доброго и приятного в обхождении человека: он (н_)когда (н_)кому дурного (н_)сделал, подчиненные были как нельзя более довольны и (н_)желали лучшего. (Н_)кто (н_)когда (н_)слыхал от него (н_)приятного слова, (н_)крика, (н_)шуму; он (н_)когда (н_)чего (н_)требует, а все просит. Он (н_)когда (н_)кому (н_)сказал ты; всем вы: и одному чиновнику, и всем вместе.

16. Обломов (н_)когда (н_)отдавался в плен красавицам, (н_)когда (н_)был их рабом, даже очень прилежным поклонником, уже потому, что к сближению с женщинами ведут большие хлопоты.

17. Пуще всего он бегал бледных, печальных дев, дев с (н_)ведомыми (н_)кому скорбями и радостями.

18. (Н_)смотря на все эти причуды, другу его, Штольцу, удавалось вытаскивать его в люди.

19. Обломов (н_)ведал хорошенько (н_)дохода, (н_)расхода своего, (н_)составлял (н_)когда бюджета – (н_)чего.

20. Обломов любил вообразить себя иногда каким-нибудь (н_)победимым полководцем, перед которым (н_)только Наполеон, но и Еруслан Лазаревич (н_)чего (н_)значит.

21. Ведь (н_)бурь, (н_)потрясений (н_)было у меня; (н_)терял я (н_)чего; (н_)какое ярмо (н_)тяготит моей совести: она чиста, как стекло; (н_)какой удар (н_)убил во мне самолюбия, а так, бог знает отчего, все пропадает! ... Или я (н_)понял этой жизни, или она (н_)куда (н_)годится, а лучшего я (н_)чего (н_)знал, (н_)видал, (н_)кто (н_)указал мне его ... да, я дряблый, но (н_)от климата, (н_)от трудов, а от того, что двенадцать лет во мне был заперт свет, который искал выхода, но только жег свою тюрьму, (н_)вырвался на волю и угас.

22. (Н_)кто (н_)знал и (н_)видал этой внутренней жизни Ильи Ильича.

23. Лежанье у Ильи Ильича (н_)было (н_)необходимостью, как у больного или человека, который хочет спать, (н_)случайностью, как у того, кто устал, (н_)наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием.

24. Обломов был прав на деле: (н_)одного пятна, упрека в холодном, бездушном цинизме, без увлечения и без борьбы, (н_)лежало на его совести.

25. Обломов хотя и прожил молодость в кругу всезнающей, давно решившей все жизненные вопросы, (н_)во что (н_)верующей и все холодно, мудро анализирующей молодежи, но в душе у него теплилась вера в дружбу, в любовь, в людскую честь, и сколько (н_)ошибался он в людях, сколько б (н_)ошибся еще, страдало его сердце, но (н_)разу (н_)пошатнулось основание добра и веры в него.

26. Илья Ильич знал уже одно (н_)объятное достоинство Захара – преданность к себе, и привык к ней, считая также с своей стороны, что это (н_)может и (н_)должно быть иначе; привыкши же к достоинству однажды навсегда, он уже (н_)наслаждался им, а между тем (н_)мог, и при всем равнодушии к всему, сносить терпеливо бесчисленных мелких (н_)достатков Захара.

27. Захар важничал в дворне, (н_)давал себе труда (н_)поставить самовар, (н_)подмести полов.

28. На столе редкое утро (н_)стояла (н_)убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да (н_)валялись хлебные крошки. Если б (н_)эта тарелка, да (н_)прислоненная к постели только что выкуренная трубка, да (н_)сам хозяин, лежащий на ней, то можно было бы подумать, что тут (н_)кто (н_)живет.

29. Сердце, сообщительный нрав, любовь к бездействию и вечная, (н_)когда (н_)умолкающая потребность жевать влекли Захара то к куме, то в кухню, то в лавочку, то к воротам.

30. Короткое, ежедневное сближение человека с человеком (н_)обходится (н_)тому, (н_)другому даром: много надо и с той и с другой стороны жизненного опыта, логики и сердечной теплоты, чтоб, наслаждаясь только достоинствами, (н_)колоть и (н_)колоться взаимными (н_)достатками.

31. Старинная связь была (н_)истребима между Обломовым и Захаром. Как Илья Ильич (н_)умел (н_)встать, (н_)лечь спать, (н_)быть причесанным и обутым, (н_)отобедать без помощи Захара, так Захар (н_)умел представить себе другого барина, кроме Ильи Ильича.

32. Ольга в строгом смысле (н_)была красавица, то есть (н_)было (н_)белизны в ней, (н_)яркого колорита щек и губ, и глаза (н_)горели лучами внутреннего огня; (н_)кораллов на губах, (н_)жемчугу во рту (н_)было, (н_)миниатюрных рук.

33. Кто (н_)встречал ее, даже рассеянный, и тот на мгновение останавливался перед этим так строго и обдуманно, артистически созданным существом.

34. Как (н_)ясен был ум Ольги, как (н_)сознательно смотрела она вокруг, как (н_)была свежа, здорова, но у нее стали являться какие-то новые, болезненные симптомы.

35. Ольга (н_)вдалась в мечтательность, (н_)покорилась внезапному трепету листьев, ночным видениям, таинственному шепоту, когда как будто кто-то ночью наклонится над ее ухом и скажет что-то (н_)ясное и (н_)понятное.

36. Ольга вынула свою душу из пения, и в слушателе (н_)шевельнулся (н_)один нерв.

37. Обломов был нем и (н_)мог даже пошевелиться, только влажные от умиления глаза (н_)отразимо были устремлены на нее.

38. Тарантьева (н_)когда (н_)смущал стыд за поношенное платье, но он (н_)чужд был тревоги, если в перспективе дня (н_)было у него громадного обеда с приличным количеством вина и водки.

39. От этого он (Тарантьев) в кругу своих знакомых играл роль большой сторожевой собаки, которая лает на всех, (н_)дает (н_)кому пошевелиться, но которая в то же время (н_)пременно схватит на лету кусок мяса, откуда и куда бы он (н_)летел.

40. Многие запинаются на добром слове, рдея от стыда, и смело, громко произносят легкомысленное слово, (н_)подозревая, что оно тоже, к несчастью, (н_)пропадает даром, оставляя длинный след зла, иногда (н_)истребимого.

ТЕКСТЫ

1. Полдень знойный; на небе (н_)облачка. Солнце стоит (н_)подвижно над головой и жжет траву. Воздух перестал струиться и висит без движения. (Н_)дерево, (н_)вода (н_)шелохнутся; над деревней и полем лежит (н_)возмутимая тишина – все как будто вымерло.

2. (Н_)что (н_)нарушало однообразия этой жизни, и сами обломовцы (н_)тяготились ей, потому что и (н_)представляли себе другого житья-бытья; а если б и смогли представить, то с ужасом отвернулись бы от него.

Другой жизни и (н_)хотели, и (н_)любили бы они. Им бы жаль было, если б обстоятельства внесли перемены в их быт, какие бы то (н_)были. Их загрызет тоска, если завтра (н_)будет похоже на сегодня, а послезавтра на завтра.

3. (Н_)страшных бурь, (н_)разрушений (н_)слыхать в том краю.

В газетах (н_)разу (н_)кому (н_)случилось прочесть чего-нибудь подобного об этом благословенном Богом уголке. И (н_)когда бы (н_)чего и (н_)было напечатано, и (н_)слыхали бы про этот край, если б только крестьянская вдова Марина Кулькова, двадцати восьми лет, (н_)родила зараз четырех младенцев, о чем уже умолчать (н_)как было нельзя<...>

Соловьев тоже (н_)слыхать в том краю, может быть, оттого, что (н_)водилось там тенистых приютов и роз; он зато какое обилие перепелов!

Да (н_)подумают, однако ж, чтоб перепела составляли там предмет гастрономической роскоши, – нет, такое развращение (н_)проникло в нравы жителей того края: перепел – птица, уставом в пищу (н_)показанная. Она там услаждает людской слух пением.

4. Захар (н_)задумался бы сгореть или утонуть за хозяина, (н_)считая этого подвигом, достойным удивления или каких-нибудь наград. Он смотрел на это как на естественное, иначе быть (н_)могущее дело, или, лучше сказать, (н_)как (н_)смотрел, а поступал так, без всяких умозрений.

Теорий у него на этот предмет (н_)было (н_)каких. Ему (н_)когда (н_)приходило в голову подвергать анализу свои чувства и отношения к Илье Ильичу.

Захар умер бы вместо барина, считая это своим (н_)избежным и природным долгом и даже (н_)считая (н_)чем, а просто бросился бы на смерть, точно так же как собака, которая при встрече с зверем в лесу бросается на него, (н_)рассуждая, отчего должна броситься она, а (н_)ее господин.

Но зато, если б понадобилось, например, просидеть всю ночь подле постели барина, (н_)смыкая глаз, и от этого бы зависело здоровье или даже жизнь барина, Захар (н_)пременно бы заснул.

Наружно он (н_)выказывал (н_)только подобострастия к барину, но даже был грубоват, фамильярен в обхождении с ним, сердился на него (н_)шутя за всякую мелочь и даже, как сказано, злословил его у ворот; но все-таки этим только на время заслонялось, а отнюдь (н_)умалялось кровное, родственное чувство преданности его (н_)к Илье Ильичу собственно, а ко всему, что носит имя Обломова, что близко, мило, дорого ему.

5. Как бы то (н_)было, но в редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка, как в Ольге.

(Н_)жеманства, (н_)кокетства, (н_)какой лжи, (н_)какой мишуры, (н_)умысла! Зато ее и ценил почти один Штольц, зато (н_)одну мазурку просидела она одна, (н_)скрывая скуки; зато, глядя на нее, самые любезные из молодых людей были (н_)разговорчивы, (н_)зная, что и как сказать ей...

Одни считали ее простой, (н_)дальней, (н_)глубокой, потому что (н_)сыпались с языка ее (н_)мудрые сентенции о жизни, о любви, (н_)быстрые, (н_)ожиданные и смелые реплики, (н_)вычитанные или подслушанные суждения о музыке и литературе: говорила она мало, и то свое, (н_)важное – и ее обходили умные и бойкие «кавалеры»; (н_)бойкие, напротив, считали ее слишком мудреной и (н_)много боялись.

Е.Н. СКРИПКА,
преподаватель русского языка и литературы,
«Классическая гимназия»
при Греко-латинском
кабинете Ю.А. Шичалина

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru