ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ
Знаете ли вы пунктуацию?Задания с ключамиВыбор пунктуационного знака для пишущего не всегда прост и однозначен. Чтобы поставить необходимый знак препинания, оказывается, недостаточно выучить пунктуационные правила – необходимо знание синтаксиса, а именно: строения предложения, значения его частей, а также надо правильно интонировать предложение, то есть уметь правильно прочесть и так же правильно его услышать. Предлагаемые задания имеют целью не только проверить, но и обобщить, закрепить знание пунктуации, они направлены и на развитие пунктуационного мышления учащихся. Они разные по степени сложности. Первые три задания – занимательного характера, это своеобразная «пунктуационная разминка». Остальные требуют более глубокой работы мысли. Обращаем внимание на то, что комментарии к заданиям даются на основе пунктуационных правил, представленных в школьных учебниках. Важно научить детей не только правильно выбирать знаки препинания, но уметь видеть возможность постановки различных, но соответствующих правилам знаков в одной и той же синтаксической конструкции, отличать вариативные знаки от ошибочных. Решению этой задачи способствуют упражнения, в которых допускается постановка вариативных знаков, а также задачи с дефектными в пунктуационном отношении текстами, работая с которыми ученик выступает в роли корректора, правит текст. Напомним, что нормативными называются знаки препинания, соответствующие синтаксическому и смысловому характеру предложения, они закреплены в правилах. Вариативные знаки также соответствуют норме, но у пишущего существует возможность выбора одного из нескольких для конкретного предложения. Так, между частями бессоюзного предложения Перемена кончилась, школьный двор опустел поставлена запятая, так как между частями устанавливается значение перечисления (ср.: Перемена кончилась, и школьный двор опустел). Вместе с тем это предложение допускает постановку тире, так как, будучи многозначным, оно имеет другое значение – следственное, ср.: Перемена кончилась, так что школьный двор опустел. И оба знака препинания правильные. Значит, и запятая, и тире (обратите внимание: и запятая, и тире, то есть оба знака, а не запятая и тире – сочетание знаков в одной позиции) здесь являются вариативными знаками. На развитие наблюдательности, пунктуационной зоркости ориентировано задание 10, в котором различное значение выделенных конструкций, образованных одними и теми же лексемами, определяет различное их пунктуационное оформление. Полезно дать понятие о пунктуации не только как о практике расстановки знаков препинания, но и как о теоретической науке. Этому способствует задание 11, где предлагается сформулировать принципы русской пунктуации. Задание 1. Вспомните несколько фразеологизмов, содержащих названия знаков препинания. Статья опубликована при поддержке российского портала для деловой и финансовой элиты "Finparty". Кадровые новости, офисные инсайды, интервью с высшими руководителями и топ-менеджерами, репортажи с закрытых вечеринок и корпоративов, рейтинги персон финансового мира России, анонсы актуальных событий индустрии. Путешествия по России - куда пойти с ребенком на каникулах, куда съездить на новогодние праздники, экскурсии, поездки и многое другое. Подробнее читайте на сайте портала: https://finparty.ru. Задание 2. Ответьте на вопрос, поставленный в заголовке приведенного в упражнении стихотворения Б.Заходера. Где поставить запятую?
Задание 3. Как вы думаете, почему в старых грамматиках пунктуация называлась «препинанием», запятая – «отдохновением», а тире – «молчанкой»? Задание 4. Расставьте знаки препинания в следующих предложениях. Объясните свой выбор. 1. У нас в коридоре напротив окна глядевшего на закат находился чулан. 2. Телевидение конечно же первым информирует о новостях. 3. Современная пунктуация таит в себе большие возможности она помогает тому кто пишет передать не только мысли но и эмоции. 4. Весна мое любимое время года. Задание 5. Поставьте необходимые знаки препинания в этих предложениях. Единственный ли вариант постановки знаков препинания в каждом предложении? От чего это зависит? Ответы аргументируйте. 1. Этот дом творчества для школьников. 2. Мы встретили соседа товарища и его сестру. 3. Как он уехал? 4. Мы вымыли все окно дверь потолок стены. Задание 6. Кто не слышал выражения Казнить нельзя помиловать (обратите внимание: знаки препинания здесь не поставлены)? И кто не слышал распространенный комментарий, что от того, где будет поставлена запятая, зависит судьба человека? С чем вы, знатоки русского языка, не можете согласиться? Почему? Задание 7. Приведенные в задании предложения извлечены из газет и журналов. Если бы корректором были вы, внесли ли бы какие-либо исправления в постановке знаков препинания? Аргументируйте свое решение. 1. Было все – корабль, маршрут, море, решимость, цель. Не было одного – навыка к отвлеченности, к мечте. 2. Мы убедились – изменить что-либо можно, лишь проявив гражданское мужество. 3. Писатель морщился, ему не нравилось слово «уничтожение». 4. Непонятно: зачем было поднимать этот вопрос. 5. Никто не мог сказать: будет ли шторм. 6. Он ничего не знает, подумал я тогда. Задание 8. Определите, какие знаки препинания являются вариативными, а какие – ошибочными. 1. Математик за короткий срок может сделать много, для полуэкспериментальных наук требуется время. (Из газеты) 2. Гипса на ноге не было – в условленный день женщина, орудуя ножницами, его удалила. 3. Гости уехали, праздник кончился. (Из газеты) 4. Одно могу сказать – ракетно-космическая техника у нас на высоте. 5. Я до сих пор помню: звук шагов по асфальту и ощущение хорошо выполненной работы. Задание 9. Расставьте знаки препинания в приведенных ниже предложениях. Сочетание скольких и каких знаков препинания в каждом из них? Приведите аналогичные примеры. 1. Мне пора, Максим Максимыч был ответ. 2. Я с интересом прочла роман Н.Г.Чернышевского Что делать написанный в XIX веке. Задание 10. Сравните пунктуацию в каждой паре приведенных ниже предложений. Чем обусловлено различие в выборе знаков препинания? Для ответа на вопрос сравните значения выделенных сочетаний. 1. Мамы, папы, бабушки беспокоятся о нас. – Мамы-папы-бабушки беспокоятся о нас. 2. Ты снова идешь плясать, танцевать? – Ты снова идешь плясать-танцевать? 3. Летом, по субботам, воскресеньям, найдете нас на даче. – Летом, по субботам-воскресеньям, найдете нас на даче. 4. Если зимой мерзнут руки, ноги и уши, нос, разотрем и отогреемся. – Если зимой мерзнут руки-ноги и уши-нос, разотрем и отогреемся. (Из газеты) Задание 11. Русская пунктуация основана на трех принципах: структурном, смысловом и интонационном. Продемонстрируем их рядом примеров. Так, на основе структурного принципа ставится запятая между частями союзного сложного предложения. На основе смыслового выбираются знаки препинания, например, в предложении из задания 2. На основе интонационного избирается точка, вопросительный или восклицательный знак в конце предложения. Определите сущность этих принципов. КЛЮЧИ К ЗАДАНИЯМ Задание 4 1. У нас в коридоре, напротив окна, глядевшего на закат, находился чулан. 2. Телевидение, конечно же, первым информирует о новостях. 3. Современная пунктуация таит в себе большие возможности: она помогает тому, кто пишет, передать не только мысли, но и эмоции. 4. Весна – мое любимое время года. Задание 5 Вариативность знаков препинания объясняется возможностью различного осмысления предложения. 1. Этот дом творчества для школьников. Этот дом творчества – для школьников. (Тире в безглагольном предложении для дифференциации состава подлежащего и сказуемого.) 2. Мы встретили соседа товарища и его сестру. Мы встретили соседа, товарища и его сестру. 3. Как он уехал? Как, он уехал? Как он, уехал? 4. Мы вымыли все: окно, дверь, потолок, стены. Мы вымыли все окно, дверь, пот олок, стены. Задание 6 Бессоюзное сложное предложение Казнить нельзя помиловать имеет два значения, предполагающих два варианта постановки знаков препинания, причем в обоих случаях это не запятая. Можно поставить двоеточие: предложение имеет причинное значение, ср.: Казнить: нельзя помиловать. – Казнить, потому что нельзя помиловать. Можно поставить тире: предложение имеет и значение следствия, ср.: Казнить нельзя – помиловать. – Казнить нельзя, так что помиловать. Оба знака нормативные, правильные. Задание 7 1. Было все: корабль, маршрут, море, решимость, цель. (Обобщающее слово при однородных членах в препозиции по отношению к ним.) Не было одного – навыка к отвлеченности, к мечте. 2. Мы убедились: изменить что-либо можно, лишь проявив гражданское мужество. (Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения, в котором вторая часть разъясняет содержание первой части.) 3. Писатель морщился: ему не нравилось слово «уничтожение». (Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения, в котором вторая часть сообщает о причине первой.) 4. Непонятно, зачем было поднимать этот вопрос. (Запятая между частями сложноподчиненного предложения, в котором придаточная часть соединяется с главной союзным словом зачем.) 5. Никто не мог сказать, будет ли шторм. (Запятая между частями сложноподчиненного предложения, придаточная часть которого связана с главной союзом-частицей ли.) 6. «Он ничего не знает», – подумал я тогда. (Знаки препинания в предложении с прямой речью, предшествующей словам автора.) Задание 8 1. Математик за короткий срок может сделать много, для полуэкспериментальных наук требуется время. Запятая – вариативный знак: между частями данного бессоюзного сложного предложения возможно тире, так как сопоставительно-противительное значение подчеркивается лексикой с противоположным значением: теоретическая наука (математик – ее представитель) – полуэкспериментальные науки; короткий срок – время (в значении «длительный срок»). 2. Гипса на ноге не было – в условленный день женщина, орудуя ножницами, его удалила. Тире – знак ошибочный: необходимо двоеточие при причинном значении бессоюзного сложного предложения, ср.: Гипса на ноге не было, потому что в условленный день… . 3. Гости уехали, праздник кончился. Запятая – вариативный знак, она соответствует перечислительному значению данного многозначного бессоюзного предложения (Гости уехали, и праздник кончился). Возможно двоеточие, соответствующее причинному значению (Гости уехали, потому что праздник кончился). Возможно тире, соответствующее следственному значению (Гости уехали, так что праздник кончился). Все три знака правильные. Выбор за пишущим. 4. Одно могу сказать – ракетно-космическая техника у нас на высоте. Тире ошибочное. Правильный знак между частями бессоюзного предложения с пояснительным значением – двоеточие, ср.: Одно могу сказать, а именно: ракетно-космическая техника у нас на высоте. 5. Я до сих пор помню: звук шагов по асфальту и ощущение хорошо выполненной работы. Двоеточие ошибочно: между сказуемым и дополнением его не ставят. Задание 9 1. «Мне пора, Максим Максимыч», – был ответ. 2. Я с интересом прочла роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?», написанный в XIX веке. Задание 10 В каждом первом примере выделенные конструкции имеют значение перечисления предметов (грамматических), действий, между словами (а они употреблены в прямом значении) можно поставить союз и, ср.: мамы, и папы, и бабушки; плясать и танцевать и т.д.; это однородные члены. В каждом втором примере в выделенных конструкциях союз и неуместен, так как образующие их члены не являются однородными, эти ряды имеют значение не перечисления, а обобщения: мамы-папы-бабушки – это родственники, а плясать-танцевать – значит веселиться и т.д. Задание 11 Структурный принцип заключается в том, что пунктуационный знак определяется структурой, строением предложения. Сущность смыслового принципа состоит в том, что тот или иной пунктуационный знак избирается в зависимости от осмысления предложения, это и определяет вариативность знаков препинания. Интонационный принцип предполагает выбор знака препинания в зависимости от интонации. О.М. ЧУПАШЕВА, |