ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ
5–11-е классыРазвитие памяти на уроках русского языка
|
береза, бирюзовый, бордовый, бензин, белизна, |
баобаб, багряный, бамбук, балкон, бегемот. |
Обратите внимание, что слова, начинающиеся на одну и ту же букву, запоминаются ребятами легче и всегда почти в полном объеме.
IV вариант
Список словарных слов висит в течение длительного времени (2–3 недели) на стенде. Потом этот список снимаем или закрываем листом.
Предлагаем записать запомнившиеся слова и вспомнить, в какой «компании» они находились.
(При выполнении этих заданий развивается и наблюдательность ученика.)
V вариант
В предъявляемой карточке есть слова, в которых буква закрыта полоской. При помощи сигнальных карточек ученики показывают, какая буква должна быть в слове.
Как проверить результаты запоминания трудных слов?
1. При помощи словарных диктантов.
2. При помощи конкурса «Удержи мелок».
От каждого ряда к доске идет один ученик и под диктовку учителя записывает слова. Допустивший ошибку садится на место, его заменяет сосед по ряду. Выигрывает тот ряд, который продержался у доски дольше всех.
3. Устроить не соревнование по рядам, а «личное первенство». Напишешь без ошибок 10 очень трудных слов – освобождаешься от домашнего задания по русскому языку в этот день. Чтобы выиграть «личное первенство», надо справиться с ловушками, т.е. правильно записать особенно трудные слова.
Результаты наблюдений
Таким развитием словарной памяти я занимаюсь давно, больше 14 лет. Но вести наблюдения начала только 8 лет назад: собирала исписанные учениками тетради, кропотливо выписывала напротив фамилии каждого ученика одного класса результаты ежемесячного изменения процента памяти на полях тетради ученика, составляла таблицы, сколько процентов было у ученика в 6-, 7-, 8-, 9-м классе.
На третий год после введения «тренировок памяти» у большинства учеников показатели процента развития памяти улучшились от 40 до 60–70%.
Словарные диктанты стали писать грамотнее, на 20–30% лучше прежнего, даже «абсолютно безграмотные» дети, у которых отсутствует языковое чутье.
Заметила, что самые стабильные результаты (80–90%) на протяжении нескольких лет показывали ученики, которые стесняются работать вслух на уроке, – ребята-«молчуны». Почему? Ответа я не знаю.
За мою многолетнюю практику пришла к выводу, что для тренировки слуховой памяти слова нужно брать покороче (имеется в виду количество букв): результат намного лучше.
Не каждый урок дает хорошие результаты. Это зависит от того, на какой по счету урок дети пришли ко мне, начало это или конец четверти. По результату запоминания слов сразу видно, устали дети или нет.
За последние 4 года в моей практике встретила всего 7 (!) детей, у которых слуховая память развита намного лучше, чем зрительная. Причем у одного ребенка этот показатель вполне объясним: очень плохое зрение, почти слепота. Вот вам и влияние телевизора, компьютера, сотового телефона, где все в основном опирается на «видеть».
Эта работа подстегивает учителя: приходится совершенствовать свою устную речь, постоянно обращаться к словарям и справочникам, прислушиваться к речи дикторов телевидения (программы «Время», «Новости»). Дикторы этих телепередач владеют нормами правильного произношения иноязычных слов, имен собственных иностранных, географических названий и т.д.
При составлении карточек со словарными словами заметила, что сейчас в некоторых словах допускается двоякое ударение. Например, мои учителя в школе учили меня говорить слово форза'ц с ударением на втором слоге, а теперь ударение возможно и на первом: фо'рзац.
Постоянно записываю новые, незнакомые слова, перепроверяю себя по словарям.
А самое приятное – когда твой бывший ученик рассказывает, что в дальнейшей учебе ему очень пригодились мои «тренировки», что он без труда пишет словарные диктанты и в рефератах делает меньше ошибок.
Е.Ю. ВЛАСОВА,
пос. Кусье-Александровский,
Горнозаводский р-н,
Пермский край
6-й класс, I четверть (учебник Разумовской М.М.)
Соединить Разъединить Лингвистика Исследование Прекрасный Морфология |
шимпанзе мадемуазель атташе терраса какаду колибри |
олимпиада поколение пропаганда издали вдалеке вдали |
спецкурс карикатура территория тотчас ралли частица |
гитарист пятитонка маэстро чемпион крупье эгоизм |
Подлежащее Кожаный Румяный Древнерусский Ситцевый Холщовый |
казенный цитадель двоеточие сокращение трущоба гармоника |
чувствовать участвовать ориентация обжора следопыт стремглав |
долина компания (друзей) кампания (избирательная) микрорайон кинофестиваль зависеть |
пахучий
сгоряча яровой полуавтомат |
Ромашка Конструировать Поезжайте Лихорадка Нарицательное |
брезжить назло интересоваться отечество репертуар репетиция |
универмаг поддаваться горнолыжник очарование обращение удовольствие |
интернат рассвет соревнование научно-популярный антисанитарный засухоустойчивый |
металлург расцвет значение рябина |
Бандероль Избиратель Шинель Простыня' Политический Грамм |
фарфор фаянс въедливый прочь туфля роскошь |
сверхмощный тревога недостает (сил) негодование насквозь невежа |
корысть театр подчинить пародия полемика фельдшер |
могущество недоумевать гипербола рассеянный дискуссия увечье |
Прельщаться Конферансье Багровый Багряный Могущественный Очаровательный |
лежебока воображение недоразумение подоконник политика |
невежда посягнуть непреодолимый интерес шампунь |
безмятежный уважительный досье значение отчизна |
непоседа жужжать шевелиться багрянец решение |
7-й класс, I четверть (учебник Разумовской М.М.)
Наслаждаться Просвещение Электричество Конфликт Раздражение |
суффикс землетрясение безрезультатный конспект эгоист |
возражать эпиграф чемпионат конспирация контраст |
подоконник энциклопедия возражение конспиратор олимпиада |
Эксплуатация Поколение Деепричастие Эмблема Экстренный Генерал Интеллигентный |
контрастный ограниченный ограничить оттепель очевидец громоздкий электрошок |
экономика лауреат великолепный в общем впечатление искусный искусственный |
эстетика внимание элемент охрана эшелон общежитие орфоэпия |
Неразбериха Грамота Территория Сэкономить Великан Недоразумение |
телепередача земледелец знаменитый величина двуязычный гостиная |
орфография безмятежный анализ коллектив жжет сожженный |
подданный орфограмма фонетика иллюстрация недооценка прожорливый |
Ванная Намерение Столяр Воззвание Консервы Хронология |
подлежащее морфема конфедерация столяр подражать хроника |
конференция кухонный изображение простыня привилегия хронологический |
парашют обеспечение консерватизм сокровище притворяться подражание |
Подражать Иметь в виду Фиолетовый Словосочетание Кавычки |
дисциплина демократ фрегат исчезновение юный |
зарница демонстрация демонстративный опасность парламент |
демократия колоссальный гладиолус багровый президент |
Тотчас Громадный Косынка Большинство Оптимист |
студеная хворост агроном сочетание гигантский |
интонация синоним стремление ураган пессимизм |
антоним олицетворение мечтательный оптимизм пессимист |
8-й класс, I четверть (учебник Разумовской М.М.)
Прародитель Древнерусский По-видимому Академик Пунктуация Эпитет |
благовоние старославянский фольклор секретарь дефис каланча |
отрицательный тотчас современность синтаксис окрестность инфинитив |
двусоставное отчасти профессор ни при чем метафора горизонт |
Созерцание Лазоревый Компьютер Захолустье Многонациональный Здешний Организм Жюри |
интонация предание лиловый иван-да-марья партер вдали соединительная аккорд |
легенда чертоги вероисповедание благосостояние простор в течение интервью вовремя |
вначале оттенок колыхание гениальный расстояние вразброд полноправный насмерть |
Матрос Подчинительный Досада Примыкание |
словосочетание на ощупь чувствовать навыкате |
большинство умозрительный согласование человечество |
малодушие попеременно прожектор одинаковый |
Аплодисменты Промышленность Покровитель Коллега Редактор Делегат |
женщина препятствие предприимчивость курьер делегация депутат |
мужчина бастион неподалеку невидимка архитектор директор |
портретист колыбель спортсмен снаружи ветеринар мистический |
Инженер Композитор Тренер Карман |
председатель корреспондент собеседник косвенный |
министр профессор кипятильник маринованный |
конференция руководитель платок браслет |