Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №4/2009

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ

 

Уважаемая редакция газеты «Русский язык»!

Пишет вам учитель небольшой поселковой школы.

На уроках русского языка до сих пор отсутствует система работы со словарными словами, и проводится она нерегулярно, слова отбираются случайно. Каждый учитель-словесник для себя создает свою систему, чтобы ученики разных классов освоили правописание непроверяемых слов.

Предлагаю познакомиться с системой упражнений, развивающих память на «трудные» слова в 5–11-х классах.

Как учитель-практик я всегда стараюсь получить максимум результата при минимуме затраченного времени на уроке. В начале урока на тренировку памяти отводятся 3–5 минут.

Помимо методических целей, использование системы упражнений «Тренировка памяти» в начале урока дает возможность естественным образом решить вопрос с дисциплиной. Каждому ученику нужна полная тишина, чтобы достигнуть хорошего результата.

Буду рада, если мой опыт покажется интересным читателям газеты «Русский язык».

Мои собственные дети (я многодетная мать) показывают отличные результаты, выполняя задания по моей методике и соревнуясь друг с другом: пишут грамотно очень трудные слова.

С уважением,

Власова Е.Ю.

 

5–11-е классы

Развитие памяти на уроках русского языка
при работе с непроверяемыми словами

Как развивать память на слова?

Известно, что память бывает разная – зрительная, слуховая и рукодвигательная. На уроках русского языка нашим ученикам нужны разные виды памяти. Есть, конечно, среди учеников счастливчики, которым достаточно посмотреть на страницу, и они помнят каждое слово, даже где и как оно напечатано. Но таких мало. Но чтобы память по-настоящему помогала, о ней надо заботиться: тренировать и развивать. Ведь хорошая память – результат собственных усилий любого человека. В течение учебного года ученики постоянно пишут словарные диктанты, выполняя домашние задания, они также задумываются над правильным написанием непроверяемых слов, и, наконец, словарные слова включены в экзаменационные задания. Нашим ученикам к тому же нужно не только запомнить написание словарных, непроверяемых слов, но также знать их произношение, поставить правильное ударение. Без тренировок не обойтись.

Как же развивать память на слова?

Обычный совет – нужно больше читать! Но, увы, наши ученики сейчас больше заняты компьютером и телевизором, не слишком «обременяют» себя чтением. И когда читают, им важнее не то, как пишутся слова, а то, о чем рассказывается в книжке.

Для укрепления зрительной памяти надо больше и чаще «разглядывать» словарные слова: как они написаны, как написаны в них трудные («ошибкоопасные») места. Когда человек что-нибудь или кого-нибудь пристально разглядывает, говорят, что он «ест глазами». Давайте «есть глазами» слова!

Некоторые ученики (по моим наблюдениям, их очень мало – 5–10%) запоминают со слуха гораздо лучше, чем при чтении. Поэтому и классический прием так называемого орфографического проговаривания давайте также учитывать при работе с трудными словами. Проговаривая вслух слова на «тренировках памяти», решаем сразу несколько задач. Во-первых, ученики услышат правильно произнесенное слово; во-вторых, учитель обратит внимание на правильное ударение; в-третьих, ученики звена постарше поневоле вспомнят правильное деление слова на слоги.

Проводя каждодневно «тренировку памяти», я учитываю и то, что, помимо слуховой и зрительной памяти, будет работать и память рукодвигательная. Речь идет о памяти руки. Эта память работает тогда, когда ученик водит рукой по бумаге. У некоторых людей память руки настолько сильная, что, если их спросить, как пишется слово, они сначала его напишут, потом смотрят, как получилось, и только тогда отвечают, как его следует писать. Я сама, например, встретив слово, в написании которого сомневаюсь, пишу его несколько раз в разных вариантах, а внутренний голос подсказывает, какой из вариантов правильный. Чем больше ученики пишут и видят трудные слова, тем больше они к ним привыкают.

Как проводится тренировка памяти?

В начале каждого урока (диктанты и контрольные работы, естественно, в такие уроки не входят) я заранее из ящичка (в нем слова сгруппированы по классам) достаю 10 слов для тренировки зрительной и 10 слов для тренировки слуховой памяти.

Алгоритм проведения тренировки зрительной памяти

1. «Дети, положите ручки на тетради и постарайтесь запомнить как можно больше слов, которые я вам сейчас покажу, как бы сфотографируйте их глазами».

2. Затем в полной тишине показываю классу карточки со словами (в течение 1 минуты).

3. «Ребята, а сейчас в любом порядке запишите в тетрадь как можно больше запомнившихся слов (в течение 1–2 минут)».

4. «Поднимите руку те, кто запомнил и записал все 10 слов… 9 слов… 8 слов?..» Ученик, показавший наилучший результат, читает вслух четко, по слогам свои слова. Проверяю, ставлю оценку (по желанию) в журнал.

Если «блестящего» результата нет ни у кого, а самый лучший написал всего 5–6 слов из 10, оценка «5» не ставится.

Ученики на полях своих тетрадей напротив написанных слов оценивают в процентах свою память на данном уроке.

10 слов – 100%; 9 слов – 90%; 8 слов – 80% и т.д.

Например, акварель, громадный, эшелон, олимпиада, пессимист, восстание, великан.

70% (на полях)

Намерение, столяр, экстренный, тотчас, простыня, парашют.

60% (на полях)

 

Алгоритм проведения тренировки слуховой памяти

Порядок действий такой же, но только карточки со словами не показываю, а четко, по слогам проговариваю вслух 10 новых слов.

В это упражнение можно включить слова, в которых написание не совпадает с произношением (скучно, чтобы и т.д.), или слова, в которых ученики часто ошибаются в ударении (обеспечение, щавель и т.д.).

Мои ученики любят «тренировки памяти», т.к. они похожи на игру. Плюсы в этой работе я вижу и в том, что лучший результат может показать совсем не отличник по русскому языку, а любой из учеников.

Иногда после «тренировки памяти» могу спросить, что обозначает какое-либо слово, какое слово самое трудное, какое слово по-особому звучит, и т.д. Таким образом, обогащается и словарный запас учеников.

На самых первых тренировках ученики пытались «подглядеть» или тайком записать предъявляемые на карточке слова, или спросить у соседа незапомнившееся слово. Потом в этом отпала необходимость, т.к. ребята поняли, что их результат, какой бы он ни был, не оценивается без их желания, а любопытство проверить именно свою память взяло верх.

Подготовка словарной базы для «тренировок памяти»

Каждый учитель без труда сможет создать свою словарную базу, обращаясь к орфографическим и орфоэпическим словарикам в конце учебников, к подготовительным тестам для учеников разных классов, а также опираясь на собственный опыт работы.

В свою базу (см. Приложения на стр. 27–29) я включаю словарные слова так: просматривая учебник, тестовые задания, выписываю особо трудные слова. После проверки тетрадей обнаруживаю, что почти весь класс в упражнении неправильно написал слово. Обязательно в свой «ящичек» положу и это слово. Это может быть и не словарное, проверяемое слово, и все-таки оно появится на карточке – ведь это слово оказалось трудным для моих учеников.

В этот ящичек часто попадают и слова-термины (анапест, ремарка, пароним, оксюморон, гипербола и т.д.). Люблю слова с двояким написанием: детям они очень запоминаются (ноль – нуль; тоннель – туннель; оксиморон – оксюморон и т.д.).

Карточки оформляют сами ребята: раскрашивают их, записывают ручкой – даже попросили меня, чтобы слова не были написаны на компьютере. Я думаю, это потому, что компьютерные шрифты приелись: они безлики и однообразны, не запоминаются так, как ярко написанные разными цветами, разными печатными буквами.

«Тренировка памяти». Разные варианты упражнений

I вариант

В предъявляемую классу карточку включаем слова с пропущенными буквами.

Дети должны будут вставить пропущенную букву и написать правильно слово. В этот вариант попадают слова, которые уже показывались ранее.

II вариант

В карточку отбираем слова, имеющие трудности в произношении (мягкий или твердый согласный перед [э]), и просим ученика их произнести вслух.

(Например: тест, интервью, интенсивный и т.д.: [т’э] или [тэ]?)

III вариант

На доске заранее записываем 10 слов, начинающихся на одну и ту же букву, открываем запись на минуту, потом доску закрываем и предлагаем ученикам написать их по памяти. Например:

береза,
бирюзовый,
бордовый,
бензин,
белизна,
баобаб,
багряный,
бамбук,
балкон,
бегемот.

Обратите внимание, что слова, начинающиеся на одну и ту же букву, запоминаются ребятами легче и всегда почти в полном объеме.

IV вариант

Список словарных слов висит в течение длительного времени (2–3 недели) на стенде. Потом этот список снимаем или закрываем листом.

Предлагаем записать запомнившиеся слова и вспомнить, в какой «компании» они находились.

(При выполнении этих заданий развивается и наблюдательность ученика.)

V вариант

В предъявляемой карточке есть слова, в которых буква закрыта полоской. При помощи сигнальных карточек ученики показывают, какая буква должна быть в слове.

Как проверить результаты запоминания трудных слов?

1. При помощи словарных диктантов.

2. При помощи конкурса «Удержи мелок».

От каждого ряда к доске идет один ученик и под диктовку учителя записывает слова. Допустивший ошибку садится на место, его заменяет сосед по ряду. Выигрывает тот ряд, который продержался у доски дольше всех.

3. Устроить не соревнование по рядам, а «личное первенство». Напишешь без ошибок 10 очень трудных слов – освобождаешься от домашнего задания по русскому языку в этот день. Чтобы выиграть «личное первенство», надо справиться с ловушками, т.е. правильно записать особенно трудные слова.

Результаты наблюдений

Таким развитием словарной памяти я занимаюсь давно, больше 14 лет. Но вести наблюдения начала только 8 лет назад: собирала исписанные учениками тетради, кропотливо выписывала напротив фамилии каждого ученика одного класса результаты ежемесячного изменения процента памяти на полях тетради ученика, составляла таблицы, сколько процентов было у ученика в 6-, 7-, 8-, 9-м классе.

На третий год после введения «тренировок памяти» у большинства учеников показатели процента развития памяти улучшились от 40 до 60–70%.

Словарные диктанты стали писать грамотнее, на 20–30% лучше прежнего, даже «абсолютно безграмотные» дети, у которых отсутствует языковое чутье.

Заметила, что самые стабильные результаты (80–90%) на протяжении нескольких лет показывали ученики, которые стесняются работать вслух на уроке, – ребята-«молчуны». Почему? Ответа я не знаю.

За мою многолетнюю практику пришла к выводу, что для тренировки слуховой памяти слова нужно брать покороче (имеется в виду количество букв): результат намного лучше.

Не каждый урок дает хорошие результаты. Это зависит от того, на какой по счету урок дети пришли ко мне, начало это или конец четверти. По результату запоминания слов сразу видно, устали дети или нет.

За последние 4 года в моей практике встретила всего 7 (!) детей, у которых слуховая память развита намного лучше, чем зрительная. Причем у одного ребенка этот показатель вполне объясним: очень плохое зрение, почти слепота. Вот вам и влияние телевизора, компьютера, сотового телефона, где все в основном опирается на «видеть».

Заключение

Эта работа подстегивает учителя: приходится совершенствовать свою устную речь, постоянно обращаться к словарям и справочникам, прислушиваться к речи дикторов телевидения (программы «Время», «Новости»). Дикторы этих телепередач владеют нормами правильного произношения иноязычных слов, имен собственных иностранных, географических названий и т.д.

При составлении карточек со словарными словами заметила, что сейчас в некоторых словах допускается двоякое ударение. Например, мои учителя в школе учили меня говорить слово форза'ц с ударением на втором слоге, а теперь ударение возможно и на первом: фо'рзац.

Постоянно записываю новые, незнакомые слова, перепроверяю себя по словарям.

А самое приятное – когда твой бывший ученик рассказывает, что в дальнейшей учебе ему очень пригодились мои «тренировки», что он без труда пишет словарные диктанты и в рефератах делает меньше ошибок.

Е.Ю. ВЛАСОВА,
пос. Кусье-Александровский,
Горнозаводский р-н,
Пермский край

 


ПРИЛОЖЕНИЯ

Словарный минимум

6-й класс, I четверть (учебник Разумовской М.М.)

Соединить

Разъединить

Лингвистика

Исследование

Прекрасный

Морфология

шимпанзе

мадемуазель

атташе

терраса

какаду

колибри

олимпиада

поколение

пропаганда

издали

вдалеке

вдали

спецкурс

карикатура

территория

тотчас

ралли

частица

гитарист

пятитонка

маэстро

чемпион

крупье

эгоизм

Подлежащее

Кожаный

Румяный

Древнерусский

Ситцевый

Холщовый

казенный

цитадель

двоеточие

сокращение

трущоба

гармоника

чувствовать

участвовать

ориентация

обжора

следопыт

стремглав

долина

компания (друзей)

кампания (избирательная)

микрорайон

кинофестиваль

зависеть

пахучий

 

сгоряча

яровой

полуавтомат

Ромашка

Премьер-министр

Конструировать

Поезжайте

Лихорадка

Нарицательное

брезжить

назло

интересоваться

отечество

репертуар

репетиция

универмаг

поддаваться

горнолыжник

очарование

обращение

удовольствие

интернат

рассвет

соревнование

научно-популярный

антисанитарный

засухоустойчивый

металлург

расцвет

значение

рябина

Бандероль

Избиратель

Шинель

Простыня'

Политический

Грамм

фарфор

фаянс

въедливый

прочь

туфля

роскошь

сверхмощный

тревога

недостает (сил)

негодование

насквозь

невежа

корысть

театр

подчинить

пародия

полемика

фельдшер

могущество недоумевать

гипербола

рассеянный

дискуссия

увечье

Прельщаться

Конферансье

Багровый

Багряный

Могущественный

Очаровательный

лежебока

воображение

недоразумение

подоконник

политика

невежда

посягнуть

непреодолимый

интерес

шампунь

безмятежный

уважительный

досье

значение

отчизна

непоседа

жужжать

шевелиться

багрянец

решение

 

7-й класс, I четверть (учебник Разумовской М.М.)

Наслаждаться

Просвещение

Электричество

Конфликт

Раздражение

суффикс

землетрясение

безрезультатный

конспект

эгоист

возражать

эпиграф

чемпионат

конспирация

контраст

подоконник

энциклопедия

возражение

конспиратор

олимпиада

Эксплуатация

Поколение

Деепричастие

Эмблема

Экстренный

Генерал

Интеллигентный

контрастный

ограниченный

ограничить

оттепель

очевидец

громоздкий

электрошок

экономика

лауреат

великолепный

в общем

впечатление

искусный

искусственный

эстетика

внимание

элемент

охрана

эшелон

общежитие

орфоэпия

Неразбериха

Грамота

Территория

Сэкономить

Великан

Недоразумение

телепередача

земледелец

знаменитый

величина

двуязычный

гостиная

орфография

безмятежный

анализ

коллектив

жжет

сожженный

подданный

орфограмма

фонетика

иллюстрация

недооценка

прожорливый

Ванная

Намерение

Столяр

Воззвание

Консервы

Хронология

подлежащее

морфема

конфедерация

столяр

подражать

хроника

конференция

кухонный

изображение

простыня

привилегия

хронологический

парашют

обеспечение

консерватизм

сокровище

притворяться

подражание

Подражать

Иметь в виду

Фиолетовый

Словосочетание

Кавычки

дисциплина

демократ

фрегат

исчезновение

юный

зарница

демонстрация

демонстративный

опасность

парламент

демократия

колоссальный

гладиолус

багровый

президент

Тотчас

Громадный

Косынка

Большинство

Оптимист

студеная

хворост

агроном

сочетание

гигантский

интонация

синоним

стремление

ураган

пессимизм

антоним

олицетворение

мечтательный

оптимизм

пессимист

 

8-й класс, I четверть (учебник Разумовской М.М.)

Прародитель

Древнерусский

По-видимому

Академик

Пунктуация

Эпитет

благовоние

старославянский

фольклор

секретарь

дефис

каланча

отрицательный

тотчас

современность

синтаксис

окрестность

инфинитив

двусоставное

отчасти

профессор

ни при чем

метафора

горизонт

Созерцание

Лазоревый

Компьютер

Захолустье

Многонациональный

Здешний

Организм

Жюри

интонация

предание

лиловый

иван-да-марья

партер

вдали

соединительная

аккорд

легенда

чертоги

вероисповедание

благосостояние

простор

в течение

интервью

вовремя

вначале

оттенок

колыхание

гениальный

расстояние

вразброд

полноправный

насмерть

Матрос

Подчинительный

Досада

Примыкание

словосочетание

на ощупь

чувствовать

навыкате

большинство

умозрительный

согласование

человечество

малодушие

попеременно

прожектор

одинаковый

Аплодисменты

Промышленность

Покровитель

Коллега

Редактор

Делегат

женщина

препятствие

предприимчивость

курьер

делегация

депутат

мужчина

бастион

неподалеку

невидимка

архитектор

директор

портретист

колыбель

спортсмен

снаружи

ветеринар

мистический

Инженер

Композитор

Тренер

Карман

председатель

корреспондент

собеседник

косвенный

министр

профессор

кипятильник

маринованный

конференция

руководитель

платок

браслет

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru