Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №5/2009

Я ИДУ НА УРОК

 

8-й класс

 

Тема урока:
«Что такое однородные члены предложения?» (§ 36)

(По учебнику русского языка под редакцией М.В. Панова)

Материал, известный учащимся с 5-го класса, – первоначальное понятие о сочинительной связи; однородные члены отвечают на один и тот же вопрос и находятся в одинаковых отношениях к слову, от которого зависят; интонационная и союзная связь однородных членов; элементарные сведения о пунктуации при них.

Задачи урока:

– выявить синтаксическое значение однородных членов;

– углубить представления об интонационном и союзном соединении однородных членов предложения;

– установить особенности перечислительной интонации;

– выяснить роль пояснительных слов при однородных членах;

– установить различие между однородными членами предложения и повторяемыми словами;

– выявить возможность наличия нескольких рядов однородных членов в предложении;

– определить варианты грамматического выражения однородных членов предложения.

Лингвистические термины и понятия: однородные члены предложения, соподчинение, интонация перечисления, сочинительная связь, союзное соединение, грамматическое выражение однородных членов предложения (одинаковое и неодинаковое).

Методические приемы: наблюдение, лингвистический эксперимент, решение лингвистических задач, составление схем синтаксических связей, установление закономерностей, обобщение, формулировка выводов.

Примечание. Предложения и тексты для анализа, размноженные для каждого учащегося, взяты из произведений К.Г. Паустовского.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний об однородных членах предложения.

1. Синтаксический разбор предложения.

– Лесной край простирался вокруг в сумраке ночи.

2. Прочитайте это предложение в авторском варианте.

– Лесной край простирался вокруг в сумраке ночи, в запахе прели и мокрой листвы, в остром воздухе никем не потревоженных чащ, в непрерывном мерцании неба.

• Кратко охарактеризуйте особенности орфографии.

• Сопоставьте первое и второе предложения. В чем их синтаксическое отличие друг от друга?

• Составьте схему синтаксических связей второго предложения. (В свое время данный методический ход был предложен Л.В. Петрановской, см. «Русский язык» № 32 за 1996 год, статья «Синтаксические связи: разберемся вручную». Напомню его суть. Все самостоятельные слова предложения нумеруются, затем записываются в виде «дерева»: вверху – грамматическая основа, на втором и следующих ниже «этажах» – все зависимые от подлежащего и сказуемого, а также от других членов предложения слова. «Крона» иногда получается достаточно ветвистая, как и в данном случае.)

• Попытайтесь сформулировать определение однородных членов предложения.

2. Лингвистическая задача № 1. Из данных предложений выпишите однородные члены, укажите признаки, характерные для них.

Образец

Лесничего смущала подчеркнутая вежливость попутчиков, их пижамы, разговоры о курортной жизни. – Вежливость, пижамы, разговоры – это однородные подлежащие, отвечают на вопрос что?, взаимосвязаны с глаголом смущала, между собой связаны сочинительной (равноправной) связью с помощью интонации перечисления. (Обратите внимание! Какова особенность согласования в числе сказуемого и однородных подлежащих?)

• Снег таял в черной воде озера, щекотал лицо, порошил серым дымом леса.

• Казалось, что земля уходит в глухие туманы, темень, стужу.

• Всю ночь мшары дышали запахом мокрого мха, коры, черных коряг.

– Почему лингвисты говорят, что однородные члены связаны связью соподчинения? Приведите свои примеры для доказательства их соподчиненности.

– Только ли перечислительной интонацией могут быть связаны однородные члены?

3. Волшебный квадрат. В данных предложениях найдите однородные члены, связанные сочинительными союзами, и впишите их в квадрат.

• Оттого, что облака почти касались верхушек берез, на земле было тихо и тепло.

• Корни берез и ольхи подгорели, деревья свалились, и мы каждую минуту должны были перелезать через большие завалы.

• Гайдар не взял компаса, сказал, что найдет обратную дорогу по солнцу, и ушел.

• Мы не остались ночевать на «острове», а пошли мшарами в сторону «материка» – лесистого берега болота.

• Листья белокрыльника немного похожи на листья ландыша, но на одном листе прорисована широкая белая полоса, и издали кажется, что это цветут громадные снежные цветы.

• Сухое дыхание лесов и запах можжевельника, должно быть, доносятся и до самолетов.

• Мы въехали в прибрежные заросли кувшинок и готовились пристать, но в это время с берега раздались визгливое тявканье и дрожащий, хватающий за сердце вой.

• Цвет Черного озера особенно хорош осенью, когда на черную воду слетают желтые и красные листья берез и осин.

• По утрам, когда нельзя пройти по траве и десяти шагов, чтобы не промокнуть до нитки от росы, воздух на Прорве пахнет горьковатой ивовой корой, травянистой свежестью, осокой.

• Листва осокорей едва трепещет, розовая от заката, и в омутах гулко бьют прорвинские щуки.










Эталон

тихо и тепло берез и ольхи сказал и ушел
не остались ночевать, а пошли дыхание и
запах
въехали и готовились пристать
тявканье и вой желтые и
красные
берез и осин

4. Прочитайте вслух предложения из задания 2. Как произносятся однородные члены предложения? В случае затруднения прочитайте теоретический материал на стр. 150. (Для коллег, не имеющих учебников Панова, процитирую этот материал: «При интонации перечисления весь ряд равноправных слов произносится в одном тоне, на одном уровне, без повышения и понижения, каждое слово равным по силе ударением, между словами выдерживается пауза».)

5. Сравните однородные члены в первом и шестом предложениях из задания 3. Какие из них имеют пояснительные слова, а какие нет? Приведите из этого же задания подобные примеры (то есть «одиночные» однородные члены и с пояснительными словами).

6. Лингвистический эксперимент. Попытайтесь на месте пропусков вставить подходящие, на ваш взгляд, пояснительные слова к однородным членам.

В конце осени я встретил на Прорве Прохора. Седой и косматый, облепленный рыбьей чешуей, он сидел (где?) ________________________ и удил (кого?) ______________. На взгляд Прохору было лет сто, не меньше. Он улыбнулся (чем?) ________________________________, вытащил (откуда?) _________________ толстого очумелого окуня и похлопал (кого?) ____________ по жирному боку – похвастался (чем?) __________________.

(До каких пор?) ___________________ мы удили вместе, жевали (что?) _______________________ и (как?) _______________________ разговаривали о недавнем лесном пожаре.

• Какую роль играют пояснительные слова при однородных членах? Какие дополнительные значения вносят они в предложение?

Текст-эталон

В конце осени я встретил на Прорве Прохора. Седой и косматый, облепленный рыбьей чешуей, он сидел под кустами тальника и удил окуней. На взгляд Прохору было лет сто, не меньше. Он улыбнулся беззубым ртом, вытащил из кошелки толстого очумелого окуня и похлопал его по жирному боку – похвастался добычей.

До вечера мы удили вместе, жевали черствый хлеб и вполголоса разговаривали о недавнем лесном пожаре.

7. Самостоятельное знакомство с информацией учебника о повторяемых словах (стр.151).

• С какой целью могут повторяться слова в предложении?

• Почему повторяемые слова нельзя считать однородными членами предложения?

• Определите роль повторяемого слова в предложении В страшной черноте все вспыхивала и вспыхивала в блеске молний одна и та же белая сухая береза.

8. Лингвистическая задача № 2. В данных предложениях подчеркните однородные члены, определите способы их грамматического выражения.

• Все вещи показались теперь Вермелю притихшими и одинокими.

• Лейтенант Луговой всегда был подтянут, всегда начеку и старался говорить только интересные вещи.

• Птица старая, очень злая, не любит и бьет детей.

• Изредка мы устраивали на чердаке раскопки и среди разбитых оконных рам и занавесей из мохнатой паутины находили то ящик от масляных красок, покрытый разноцветными окаменелыми каплями, то сломанный перламутровый веер, то медную кофейную мельницу времен севастопольской обороны, то огромную тяжелую книгу с гравюрами из древней истории, то пачку переводных картинок. (Сколько рядов однородных членов в этом предложении?)

• Среди дня и река, и леса играли множеством солнечных пятен – золотых, синих, зеленых и радужных.

• Вечером девушки вышли в горницу к чаю в шуршащих праздничных платьях, смуглые, золотоволосые.

• Но не в этих травах и цветах, не в кряжистых вязах и шелестящих ракитах была заключена главная прелесть этих мест.

• Я видел листву не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, черную и почти белую.

• В Урженском озере вода фиолетовая, в Сегдене – желтоватая, в Великом озере – оловянного цвета, а в озерах за Прой – чуть синеватая.

• Кот противно выл, как подземный дух, выл непрерывно и без всякого утомления.

• Грыз Мурзик молча и долго.

• Петух никак не мог поверить, что здесь, рядом, среди бела дня происходит грабеж.

– Занесите в таблицу выводы о некоторых особенностях грамматического выражения однородных членов предложения.

подлежащее сказуемое определение дополнение обстоятельство
           

9. Итог урока. Сравните свой нынешний уровень знаний об однородных членах предложения с уровнем пятого класса.

10. Домашнее задание. Оформите материал об однородных членах в виде опорного конспекта (§ 36), упражнение 260 (по заданию учебника).

И.А. ГРОМОВ,
Владимирская обл.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru