ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
Тесты на повторение в 9-м классе1 Начальн_к п_лиц_и опубл_ковал офиц_альное со_бщение о том что (ни)какого «дьявола» (не)существу_т что все это лиш_ выдумки (не)вежестве(н,нн)ых людей которые уже задерж_(н,нн)ы и пон_сут должн_е н_казание и уб_ждал рыбаков (не)дов_рять слухам и взят_ся за ло_ рыбы. (А.Беляев) 1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. 2. Расставьте знаки препинания. 3. Каково содержание данного предложения? Выберите правильный ответ. а) «Дьявол» существует лишь в воображении невежественных людей, из-за чего они вечно преследуются и страдают от полицейского. б) Начальник полиции принимает меры по борьбе с паникой, вызванной появлением некоего «дьявола», и призывает рыбаков вернуться к работе. в) Невежественные люди арестованы и понесут наказание, так как никакого «дьявола» не существует, в связи с чем, по мнению начальника полиции, рыбаки должны начать ловить рыбу. 4. Это предложение а) сложносочиненное; б) сложноподчиненное; в) бессоюзное. 5. Верно ли утверждение, что а) сообщение и выдумки – существительные в именительном падеже; б) рыбаков и дьявола – существительные в родительном падеже; в) это и которые – подлежащие? 6. Выпишите составные именные сказуемые. 7. В данном предложении есть а) однородные сказуемые и однородные придаточные предложения; б) однородные сказуемые и обособленное определение; в) обращение и однородные придаточные. 8. Выпишите существительные с постоянной формой числа. 9. Сколько союзов и служат соединению однородных членов предложения? а) 1; б) 2; в) 3. 10. Выпишите слово, вместо которого можно поставить нет. 11. Какие формы времени использованы в предложении? а) Прошедшее и настоящее; б) прошедшее и будущее; в) прошедшее, настоящее, будущее. 12. Выпишите слово, в котором 7 букв передают 5 звуков. Ответы 1–2. Начальник полиции опубликовал официальное сообщение о том, что никакого «дьявола» не существует, что все это лишь выдумки невежественных людей, которые уже задержаны и понесут должное наказание, и убеждал рыбаков не доверять слухам и взяться за лов рыбы. (А.Беляев) 3. б; 4. б; 5. в; 6. выдумки, задержаны; 7. а; 8. полиции, людей, лов; 9. в; 10. не существует; 11. в; 12. взяться. 2 Волосы его цвета влажной с_ломы были пр_лиза(н,нн)ы и разд_л_(н,нн)ы ровной нитью пр_бора который ш_л как(раз) (по)средине головы чтобы вступить в хитрый д_говор с м_ку_кой. (В.Набоков) 1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. 2. Расставьте знаки препинания. 3. Какова цель данного предложения? а) Поведать об интригах пробора; б) описать прическу персонажа; в) заинтриговать читателя. 4. К какому типу сложноподчиненных предложений можно отнести данное высказывание? а) к изъяснительным придаточным; б) к определительным придаточным; в) к обстоятельственным придаточным цели. 5. Какая из трех основ представляет собой односоставное предложение? а) 1; б) 2; в) 3. 6. В какой части предложения подлежащее является союзным словом? а) 1; б) 2; в) 3. 7. Выпишите составные сказуемые. 8. Сколько несогласованных определений использовано в предложении? а) 2; б) 3; в) 4. 9. Выпишите союзы. 10. Чем слово солома грамматически отличается от других существительных предложения? а) Категорией рода; б) склонением; в) категорией числа. 11. Выпишите существительное с окончанием -ы, грамматическое значение которого отличается от остальных. 12. Сколько слов со звуком [з] в данном тексте? а) 2; б) 3; в) 4. Ответы 1–2. Волосы его цвета влажной соломы были прилизаны и разделены ровной нитью пробора, который шел как раз посредине головы, чтобы вступить в хитрый договор с макушкой. (В.Набоков) 3. б; 4. в; 5. в; 6. б; 7. были прилизаны и разделены; 8. б; 9. и, чтобы; 10. в; 11. волосы; 12. а (прилизаны, разделены). 3 Приехав он прос_дел около часу у м_гильной ограды пол_жив тяж_лую руку в ш_рст_ной п_рчатке на обж_гающ_й скво_ь ш_рсть ч_гун и в_рнулся домой с чу_ством ле_кого разоч_р_вания словно там на п_госте он был ещ_ дальше от сына чем здесь где под снегом хр_нились летние (не)исч_слимые следы его быстрых с_ндалий. (В.Набоков) 1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. 2. Расставьте знаки препинания. 3. О чем данное предложение? а) О том, что попытка найти утешение рядом с могилой сына не приносит удовлетворения, а лишь усиливает ощущение недостающего присутствия. б) О том, что все мы в этом мире тленны. в) О том, как, посидев у могилы сына и вернувшись домой, герой почувствовал, что под снегом хранились дорогие его сердцу следы. 4. Сколько основ в данном предложении? а) 2; б) 3; в) 4. 5. Выпишите составное сказуемое. 6. Какой из примеров содержит несогласованное определение? а) Тяжелую руку; б) легкого разочарования; в) следы сандалий. 7. Выпишите обособленное уточняющее обстоятельство. 8. Сколько предлогов в данном предложении? а) 7; б) 8; в) 9. 9. Какой грамматический признак объединяет деепричастия, использованные в предложении? а) Переходность; б) вид; в) спряжение. 10. Выпишите четыре примера слов с корнями, в которых возможно чередование гласных. 11. Какое определение не является эпитетом в контексте данного предложения? а) Тяжелую руку; б) обжигающий чугун; в) легкого разочарования. 12. Выделите согласные, подвергшиеся уподоблению по мягкости в данных словах: легкого, шерстяной, перчатке, шерсть, погосте. Ответы 1–2. Приехав, он просидел около часу у могильной ограды, положив тяжелую руку в шерстяной перчатке на обжигающий сквозь шерсть чугун, и вернулся домой с чувством легкого разочарования, словно там, на погосте, он был еще дальше от сына, чем здесь, где под снегом хранились летние неисчислимые следы его быстрых сандалий. (В.Набоков)
3. а; 4. б; 5. был дальше; 6. в; 7. на погосте; 8. в; 9. б; 10. ограды, положив, обжигающий, хранились; 11. в; 12. шерстяной, шерсть, погосте. 4 Светлая белая _страда с л_пными укр_шениями по б_кам (в)виде орга(н,нн)ых тру_ и бл_стящий ч_рный р_яль подня_ший крыло и скромный гриб стула ож_дали в т_ржестве(н,нн)ой праз_ност_ человека с мокрыми мя_кими руками который с_йчас наполн_т ур_ганом звуков и р_яль и _страду и _громный зал где как бледные черви двигались л_снились женские плечи и мужские лыс_ны. (В.Набоков) 1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. 2. Расставьте знаки препинания. 3. О чем говорится в данном предложении? а) Описывается характер предметов, которые вот-вот должны оказаться во власти человека с мягкими руками, способного вызвать ураган. б) Описывается движение женских плеч и мужских лысин, ожидающих начала концерта. в) Описывается обстановка, царящая перед выступлением пианиста. 4. Выпишите примеры метафор. 5. Сколько основ в этом сложном предложении? а) 2; б) 3; в) 4. 6. Выпишите обособленное обстоятельство. 7. Каких однородных членов нет в данном предложении? а) Подлежащих; б) сказуемых; в) определений. 8. Выпишите распространенное несогласованное определение. 9. Выпишите глаголы или глагольные формы совершенного вида. 10. Выпишите слово, корень которого не обладает значением без окружающих его аффиксов. 11. Подчеркните слова, в которых л играет одну и ту же роль: светлая, белая, рояль, крыло, стула, ожидали, зал, двигались, лоснились. 12. Выпишите существительные среднего рода множественного числа. Ответы 1–2. Светлая белая эстрада(,) с лепными украшениями по бокам в виде органных труб(,) и блестящий черный рояль, поднявший крыло, и скромный гриб стула ожидали в торжественной праздности человека с мокрыми мягкими руками, который сейчас наполнит ураганом звуков и рояль, и эстраду, и огромный зал, где, как бледные черви, двигались, лоснились женские плечи и мужские лысины. (В.Набоков) 3. в; 4. рояль, поднявший крыло; гриб стула; ураган звуков; 5. б; 6. как бледные черви; 7. в; 8. с лепными украшениями по бокам в виде органных труб; 9. поднявший, наполнит; 10. поднявший; 11. ожидали, двигались, лоснились; 12. украшениями, плечи. А.Ш. ШАХМАМЕТОВА, |