Я ИДУ НА УРОК
7-й класс
Правописание не с разными частями речи
Открытый урокЦели: 1) систематизировать знания о написании не с разными частями речи; 2) совершенствовать орфографические навыки написания не с разными частями речи; 3) развивать логическое и критическое мышление, умение отбирать материал, аргументировать свою точку зрения. I ЭТАП. Определение темы урока и постановка целей. Прочитайте записанные на доске слова и определите, какова будет сегодня тема урока. А. (Не)годовать, (не)доумевающий, (не)ряха, (не)взначай, (не)настный. Б. (Не)торопливо, (не)написано, (не)открытый, давно (не)встречавшийся товарищ. – Да, сегодня мы будем повторять тему «Правописание не с разными частями речи». • Что будем делать на этом уроке? – Повторять и обобщать правила, тренироваться. Записываем эти слова на доске. Это – цель нашего урока. • Как мы это будем делать? С чего начнем? Почему? (Ответы. Вначале надо повторить правила.) • Зачем нам знать правила? (Ответы.) Обратимся к алгоритму. Что такое алгоритм? (Последовательность действий (шагов) для достижения результата.) • Внимательно посмотрите еще раз первую запись (строчку А на доске). Что объединяет слова этой группы? Каков будет первый шаг? (Ответы.) • Давайте определим второй шаг (см. на доске строчку В). Публикация статьи произведена при поддержке агенства интернет-рекламы Peon AG. Посетив официальный сайт компании Peon AG, который располагается по адресу peon.ru, Вы сможете заказать раскрутку и продвижение сайта в поисковых системах. Доступное продвижение сайта в peon.ru - это качественный клиентский сервис, высокая квалификация специалистов и выгодные цены, что позволяет в быстрые сроки и при минимальных затратах эффективно оптимизировать интернет-ресурс заказчика и обеспечить лидирующие позиции в по запросам в ведущих поисковых системах. II ЭТАП. Повторение теоретического материала, отработка правил и алгоритма действия. АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СЛИТНОГО ИЛИ РАЗДЕЛЬНОГО НАПИСАНИЯ НЕ
• Что мы с вами повторили? Какую задачу решили? (Повторили правила, без которых невозможно грамотно писать.) • Как будем закреплять материал? Ваши предложения? • Предлагаю вам самим написать параграф учебника. Для этого разделимся на три группы. (В каждой группе ученики разных уровней: сильные, средние и слабые (У-3, У-2, У-1). Каждая группа получает конверт с заданием (конверты лежат на партах в начале урока.) • Прочитайте алгоритм выполнения задания. III ЭТАП. Отработка практических навыков. АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАД ЗАДАНИЯМИ 1. Выберите из конверта одно из посильных и интересных заданий, напишите к нему ключ. 2. Придумайте условное обозначение (символ) для заданий из вашего конверта. Обозначьте этим символом задания. 3. Разместите это задание на страничке вашего параграфа. 4. Из оставшихся заданий выберите одно для домашней работы. Разместите его в месте, помеченном знаком «Домашняя работа». 5. Объясните, почему вы выбрали именно эти задания. 6. Защитите свой текст параграфа, выбрав от каждой творческой группы по одному человеку. Выбранные задания ребята помещают на листах ватмана, листы – на магнитной доске. Предлагаем желающим защитить свой вариант. – Что мы делали? Какой цели достигли? – Закрепляли, тренировались. На дом: закончите схему, заполнив отсутствующие элементы. При желании можно прорешать вариант товарищей. Дифференцированные задания (по уровням) для работы в группах Задание 1 (уровень У-2). Переставьте предложения так, чтобы получился связный текст. Раскройте скобки. А. К нему нужно подойти вплотную и наклониться. Б. (Не)словами, а молчанием, добрым взглядом, улыбкой лучше всего раскрывается такой человек. В. Благоухание ландыша (не)слышишь за сто шагов. Г. Есть и люди, которых нельзя понять, (не)приблизившись к ним, (не)увидев их в кругу друзей или даже наедине. (По О.Кожуховой) – Сформулируйте основную мысль текста. Согласны ли вы с предложенной формулировкой? Ответ. _________ Задание 2 (У-1). Спишите текст и разделите его на три абзаца. Озаглавьте текст. Раскройте скобки и укажите, к какой части речи принадлежит слово. В пустыне все (не)привычно и (не)понятно. Реки, которые никуда (не) впадают. Проливные дожди, которые высыхают, (не)долетая до земли. Деревья, под которыми нет тени. Родники, вода которых (не)утоляет, а разжигает жажду. Даже хорошей погодой здесь называют (не)солнечную и сухую, а пасмурную и дождливую. Даже зонт защищает тут (не)от дождя, а от солнца. Идешь, и тень твоя испуганно путается в ногах. Будто топчешь большую черную птицу. И шустрые струйки песка засыпают позади твой след. (Н.Сладков) Задание 3 (У-1). Допишите пословицу, вставляя слова с не. Укажите, к какой части речи принадлежит вставленное слово. В случае затруднения см. подсказку. Кукушка (не)ястреб, а (не)уч________. Ленивому всегда________. Книга в счастье украшает, а в________ утешает. Отважный (не)боится________. Стойкий боец для врага________. Где________ потеряет, там смелый найдет. ________ слово больней огня жжет. Лучший из даров – ум, худшее из (не)счастий –________. Подсказка: (не)вежество, (не)приступен, (не)смелый, (не)доброе, (не)удачи, (не)мастер, (не)счастье, (не)когда. Задание 4 (У-1). Спишите пословицы, находя в правом столбике верное продолжение. Укажите, к какой части речи принадлежит слово с не.
– О каком человеческом качестве говорится в большинстве пословиц? Вспомните и запишите пословицу на ту же тему. (Ответы.) Задание 5 (У-3). Перестройте словосочетание таким образом, чтобы не писалось раздельно. Укажите, к какой части речи относится слово с не. Ненужные сейчас учебники _______________. Неизвестный нам автор ___________________. Незнакомый зрителям актер ________________. Очень неудачная поездка __________________. Весьма неприятная встреча ________________. Задание 6 (У-3). Составьте несколько тестов, предложив разные варианты ответов, один из которых должен быть правильным. А. Не пишется раздельно (сформулируйте часть правила): а); б); в); г). Б. Не пишется слитно (сформулируйте часть правила): а); б); в); г). В. В каком из четырех слов допущена ошибка в написании не: а); б); в); г)? Г. В каком слове не пишется слитно (не заключите в скобки): а); б); в); г)? Задание 7 (У-3). Раскройте скобки в предложенных примерах. Запишите объяснение слитного (раздельного) написания не. Один из вариантов должен быть правильный. А. (Не)известный, а начинающий автор: а); б); в). Б. Абсолютно (не)известный автор: а); б); в). В. Никому (не)известный: а); б); в). Г. Автор (не)признан: а); б); в). Д. (Не)видимый мною горизонт: а); б); г). Задание 8 (У-3). Следующие предложения перестройте так, чтобы в них были деепричастные обороты. 1. Он слушал меня и не отвечал на мои вопросы. 2. Дождь прошел стороной и даже не замочил дорожной пыли. 3. Мы читали статью в газете и откровенно недоумевали. 4. Мальчик делал доклад и не заглядывал в свои записи. Задание 9 (У-2). Выполните контрольный тест. 1. Не пишется слитно во всех словосочетаниях ряда. а) Говорил (не)раз, давно (не)хоженная тропинка. б) (Не)пролитые слезы, (не)достойное человека поведение. в) Поведение, (не)достойное солдата; (не)выполненное мною задание. г) (Не)нужные нам сведения, (не)открытые страны. д) Ничем (не)огороженное место, далеко (не)случайно. 2. Не пишется раздельно во всех словосочетаниях ряда. а) Ничуть (не)интересен, весьма (не)глупый мальчик. б) (Не)известное науке животное, совершенно (не)известная дорога. в) Травы (не)кошены, дом (не)кирпичный. г) Ветер (не)холодный, но сильный; задание совсем (не)выполнено. д) Вовсе (не)нужные вещи, вещь никому (не)нужна. Ответы: 1 – _________, 2 – _________. Задание 10 (У-2). Замените слитное написание на раздельное, а раздельное – на слитное, укажите, к какой части речи относятся слова с не. 1. (Не)ослабевающие, а крепнущие связи. 2. (Не)законченный портрет. 3. Рукопись (не)отредактирована. 4. (Не)решенная еще проблема. 5. (Не)исписанные листы. 6. (Не)запланированная на сегодня поездка. 7. Ничего (не)говорящий факт. Задание 11 (У-2). Прочитайте предложения. Найдите «лишнее». По какому признаку вы это определили? Сформулируйте общую тему для остальных предложений. Напишите одно свое предложение по данной теме. 1. (Не)вежда (не)навидит учение. 2. (Не)лепо спорить с (не)годяем. 3. (Не)ряшливый человек смешон. 4. (Не)льзя объять (не)объятное. 5.?(Не)годующий человек часто совершает (не)предсказуемые действия. 6. Лучше жить любя, чем (не)навидя. Ответ.________ IV ЭТАП. Подведение итогов. Рефлексия. – У вас на партах лежат анкеты. Возьмите одну из них, заполните ее, подчеркнув свой ответ. АНКЕТА 1. На уроке я работал (активно/пассивно). 2. Своей работой на уроке я (доволен/не доволен). 3. Урок для меня показался (коротким/длинным). 4. За урок я (не устал/устал). 5. Мое настроение (стало лучше/стало хуже). 6. Материал урока мне был (понятен/не понятен), (полезен/бесполезен), (интересен/скучен). 7. Домашнее задание мне кажется (легким/трудным). Дополнительное задание. Учитель читает предложения. Одни семиклассники (1-й и 2-й уровень) записывают из них слова с не, указывают, к какой части речи они относятся; другие (3-й уровень) составляют схемы предложений или записывают предложения по памяти. 1. В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели, не поют в лесных балочках (оврагах) соловьи, не пахнет цветами, но степь еще прекрасна и полна жизни. 2. Полная женщина уставилась на Ивана, как бы не веря и не понимая, потом вся вспыхнула и всплеснула руками. 3. Невидный соловей, да слышный. 4. Чудесное в лесу всегда происходит незаметно, без чужого глаза. 5. Кроту падать некуда. 6. Нетерпение жгло и мучило его. САМОАНАЛИЗ ОТКРЫТОГО УРОКА В 7-М КЛАССЕ Урок «Не с разными частями речи» – это урок – повторение изученного в 5–7-х классах о написании не с разными частями речи. Первый урок-закрепление в конце года. В основу урока положен коммуникативно-деятельностный подход. На I этапе – определение темы и постановка задач – использовались такие методы: эвристический (какова будет тема урока?), проблемный (зачем нам это надо?), актуализация опорных знаний. Коллективная форма работы позволяла держать в поле зрения весь класс и активизировать деятельность всех учеников. Таблица и алгоритм развивали аналитическое мышление, умение отбирать нужную информацию, обобщать. Кроме того, работа с таблицей дала возможность отработать речевые умения учащихся. На II этапе – практическая работа – использовались элементы проектной деятельности, развивалось критическое мышление через чтение и анализ. На этом же этапе развивались коммуникативные умения (на уровне «ученик – ученик», «ученик – группа»), диалоговое взаимодействие в группе. Групповая форма работы позволила организовать сотрудничество семиклассников, включить их в деятельность по достижению общей цели. Работа с дифференцированными заданиями помогла проверить лингвистическую компетенцию учащихся (умение распознавать языковые единицы), совершенствовать речевые умения. Задания повышенной сложности – уровни 2, 3 – развивали творческие возможности учеников, проверяли способность применять знания в нестандартной речевой ситуации. Материал подбирался с учетом уровня подготовки каждой группы, предполагал творческий подход к заданиям любого уровня и способность продвижения от одного уровня к другому. На III этапе – защита проектов – можно было увидеть уровень сформированности орфографических умений, осознанность и прочность полученных знаний, совершенствовалась речевая деятельность учеников, развивалось логическое мышление (объясните свой выбор). На этапе рефлексии ученики давали самоанализ своей деятельности и оценку проведенной работы. Домашнее задание носит дифференцированный характер. Роль учителя на уроке – консультант. Урок показал, что ученики знают правила написания не с разными частями речи и могут их применять на практике, могут устно анализировать языковые единицы, извлекать необходимую информацию из текстов и заданий. Урок продемонстрировал высокий уровень активности всех учеников класса. МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА ОТДЕЛЬНЫХ ЭТАПАХ УРОКА
Н.А. ЗАЙЦЕВА, |