Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №9/2009

УЧЕНИКИ СОЧИНЯЮТ

 

Стилизация как особый вид
творческих работ учащихся

(На примере повести Н.В. Гоголя
«Записки сумасшедшего»)

***

Быть классиком – значит стоять в шкафу
Бессмысленным бюстом, топорща ключицы.
О, Гоголь, во сне ль это все, наяву?
Так чучело ставят: бекаса, сову.
Стоишь вместо птицы.
…………………………………………..

Быть классиком – в классе со шкафа смотреть
На школьников; им и запомнится Гоголь
Не странник, не праведник, даже не щеголь,
Не Гоголь, а Гоголя верхняя треть.

Как нос Ковалева. Последний урок:
Не надо выдумывать, жизнь фантастична!
О, юноши, пыль на лице как чулок!
Быть классиком страшно, почти неприлично.
Не слышат: им хочется под потолок.

(А.Кушнер)

С произведениями Гоголя мы знакомим с 5-го класса. Но если повесть «Ночь перед Рождеством» вполне по возрасту ребятам-пятиклассникам, то «Записки сумасшедшего», «Невский проспект», «Нос», чтобы избежать поверхностного прочтения, мы изучаем только в 8-м классе. Начинаю работу с произведениями Гоголя всегда с чтения вслух, выделяя интонацией стилистические приемы и особенно иронию, пронизывающую все его произведения. Ученики должны почувствовать стиль, если засмеются – значит, знакомство состоялось, и тогда через некоторое время (в 9-м и в 10-м классах) можно будет им рассказать и о Гоголе-страннике, и о Гоголе-праведнике.

В каждой из петербургских повестей есть герои-безумцы: это и художник Пискарев, тихий и робкий мечтатель, ум которого помутился в тот момент, когда грубая реальность наконец полностью вытеснила его мечты о женитьбе на петербургской красавице, и майор Ковалев, который чуть не сошел с ума, увидев собственный нос молящимся в Казанском соборе. Безумие – проявление петербургской жизни, в которой происходят необыкновенные приключения, сводящие с ума абсурдностью, бессмыслицей или пошлостью происходящего.

А что является причиной сумасшествия Поприщина – осознание своего ничтожества или бешеное честолюбие? Повесть «Записки сумасшедшего» для восьмиклассников – это прежде всего история о бедном чиновнике, вызывающем жалость и сочувствие, а выразительное чтение финала повести вызывает даже слезы у ребят. Но ведь это даже «не верхняя треть»! Титулярный советник Аксентий Иванов Поприщин, который очиняет перья для его превосходительства, в 42 года вдруг влюбляется в дочку своего начальника и только тогда осознает, что он «нуль, более ничего». Как автор относится к своему герою? Для Гоголя безумие – это неприятие жизни такой, какая она есть, это одна из форм бунта против социального уклада жизни или мироустройства в целом. И поэтому безумие Поприщина из обыкновенного, заурядного чиновника, вызывающего презрение, превращает его в личность, достойную сострадания. Но меняется ли Поприщин? Его мечты напоминают о «дерзкой» мечте Акакия Акакиевича. «Огонь порою показывался в глазах его, в голове мелькали самые дерзкие и отважные мысли: не положить ли, точно, куницу на воротник?»

Каким же видит мир Гоголь? Все ничтожное, мелкое, гадкое он преувеличивает, а потому художественный мир Гоголя фантастичен, абсурден, герои по большей части недочеловеки. Но в каждом произведении один из главных мотивов – мотив странствия, дороги, т.е. возможности спасения, устремления к идеалу, к жизни, достойной человека. Потому столь сильное впечатление на читателя производит финал повести «Записки сумасшедшего», в котором слышится и авторский голос.

И вот чтобы ученики 8-го класса смогли в какой-то мере взглянуть на мир глазами Гоголя и увидеть мелочность, ничтожность устремлений героя, стоит предложить им написать свои «Записки сумасшедшего», сохраняя стиль Гоголя. Мои ученики – математики, для них честолюбивые и дерзкие мысли Поприщина о женитьбе на особе высшего света преобразовались в мечты о признании их великими математиками, достойными различных престижных премий. В своих работах ребята стремились передать язык человека (автора записок) не очень образованного, не очень умного, но стремящегося выражаться «умно», высоким слогом. Герои их произведений совершают нелогичные поступки, отношение к ним ироническое. Обсуждение работ учащихся позволит не только осознать стилистические приемы Гоголя, но и понять, что не сюжет, не перипетии судеб героев суть творчества Гоголя, а этот особый взгляд на человека, который выражается в структуре фразы, в сочетании несочетаемых стилей, в скрытой иронии, в развернутых сравнениях, в разговорной интонации.

Главное достоинство работы Миши Бурштейна – удачная стилизация.

Листка 57-дополнительной задачи № 37н

Я больше не могу этого выдерживать! Они пытаются заставить нас отречься от культа Великого Математического Анализа, запихивая нам в голову этот скучный русский язык, эту бессмысленную литературу, эту устаревшую историю. Они заставляют нас сломать шею на физкультуре или хотя бы хвост на биологии. Они не могут дать Горному Троллю свободу, которой к тому же мы для него добиваемся. К тому же они даже не хотят принимать у нас задачи – они считают, что нужно решить задачу, чтобы сдать ее. Не понимаю, кому нужно решать задачи?

Сегодня приходил большой Примат и показывал нам странные картинки на каком-то говорящем ящике, который к тому же обучен здороваться. Я узнал, что рыбы, вопреки всеобщему мнению, живут не в воде, а на деревьях, и все, что считаем мы по своей глупости птицами, есть рыбы.

После возвращения из школы пошел на музыку. Учительница сказала, что я опять ничего не сделал, нарисовала мне странный знак в дневнике и отправила домой. Что же это может значить?

Вечером я пытался понять что-нибудь по матанализу, но безуспешно. Вдруг меня осенила догадка. Прощайте, учителя! Я больше никогда не появлюсь в школе! А вы знаете, для чего нужен алгоритм Евклида?

Работа Андрея Ионова «Записки мелкого математика» – рассказ о трудной жизни математиков.

• 18:00. Услышал по телеку в новостях, что математик Перельман прославился на весь мир – решил задачу, кажется, Пуаро. Или, нет, вспомнил, Пуанкаре, тоже француз. Сто лет никто ее одолеть не мог!

Расстроился. Чем я хуже? Меня ведь тоже учитель математики всегда хвалит! Места на олимпиадах занимаю.

• 19:00. Решил попробовать свои силы. Залез в Интернет. Оказывается, есть еще куча нерешенных задач. Задача об общей формуле для простых чисел понравилась, показалась интересной. По крайней мере, знаю, что такое число.

• 19:10. Узнал, что многие над ней давно бьются. Только бы Перельман не опередил! Правда, в передаче сказали, что сейчас он отдыхает, забросил свою работу, устал, наверное, даже вести себя по-странному, говорят, стал. Но все равно, надо торопиться!

• 20:00. Наметил план работы. Время зря тратить нельзя. Надо меньше спать, меньше гулять, смотреть телевизор и разговаривать по телефону.

• 1:00. Постарался вдуматься как следует в проблему. К утру понял, что такую задачу с ходу не решишь. Не заметил, как задремал.

• 7:30. Не услышал звонка будильника. Проспал. Проснулся с тяжелой головой. В зеркале увидел, что у меня провалились глаза.

• 9:30. Опоздал в школу. Все спрашивали: «Ты, что, заболел?». Свою тайну не открыл никому.

• 10:10. За несделанное домашнее задание по химии получил двойку (примечательно, два – первое простое число).

• 10:15. Далее спал.

• 14:45. Проснулся.

• 15:10. Поехал домой. На кольцевой зациклился на решении своей задачи. Не заметил, сколько времени прошло. Оказалось, скоро ночь. Родители дозвонились мне по мобильнику. Говорят, что уже в розыск подали, сильно меня ругали. Я ни в чем не признался.

• 11:10. На русском делали упражнение 377. А ведь это 68-е простое число.

• 11:25. Оказалось, что сейчас литература. Обрадовался, что читал когда-то эту книгу и теперь могу получить оценку в виде второго или даже третьего простого числа.

• 11:57. Шел по улице. Встал в очередь в палатку за пирожком и случайно услышал разговор двух мужчин. Понял, что  это Леонард Эйлер (а ведь он решает мою задачу) и Коши-Буняковский-Шварц (где-то слышал про него, точно имеет отношение к математике, но не знаю, чем сейчас занимается).

• 11:63. Оказалось, что Эйлер пока не достиг результата, хотя и бьется над задачей всю жизнь. Но все-таки мне стоит торопиться!

• Первый час. По-прежнему долго решал и внезапно понял, что Эйлер намекал на то, что если бы узнал о возможных соперниках, то всеми путями постарался бы избавиться от них. Сразу вспомнил Моцарта и Сальери, недавно в театре видели.

• Второй час. Решил вести себя осторожно. Меньше ходить по улицам: только в школу и обратно домой. Обидно будет, если не удастся закончить свою работу и объявить так же, как Перельман, о результатах. Многое ведь уже сделано.

• 179:57-П. Пришла в голову мысль: «Может, сделать небольшой перерыв на отдых, покататься в выходные на лыжах, отвлечься немного? А то ведь голова уже раскалывается». Моя кошка тоже выразила полное согласие со мной: подмигнула мне и многозначительно ухмыльнулась. Только она, похоже, обо всем догадывается. Хитрое животное!  

Наиболее удачной ребята признали работу Дениса Соколова.

Февраля 10.

Сегодняшнего дня случилось необыкновенное приключение. Поутру я встал к первому уроку и в обычное время был в метро. Я вошел в вагон и почувствовал нечто странное: все головы повернулись в мою сторону. Что за внимание к моей персоне? Я было подумал, что одежда моя в беспорядке или волоса растрепаны, но все было в своем обычном виде. И тут меня осенило: необычайная моя привлекательность заворожила всех. Да и чему удивляться? Я давно замечаю, что люди меня особенно любят. Даже соседская собака, завидев меня, перестает лаять и принимается умильно вилять хвостом.

В школе думал об утреннем происшествии. Учитель рассказывал что-то о квадратных неравенствах и обещал контрольную. Надо будет подготовиться и поразить всех своими талантами. Вечером в основном лежал на кровати. Готовиться буду потом.

Февраля 13.

Был дома. Сидел за столом, пытался делать алгебру. Вдруг в комнату мою через закрытое окно влетели две престранные птицы. Я было начал их ловить, но они вдруг заговорили человеческими голосами. Признаться, я сначала удивился, но потом понял: птицам лучше всех известно, как решать квадратные неравенства. Кому же, как не им? Научился от птиц всему и забросил книги подальше. И так все знаю.

Февраля 17.

Разбесил учитель по алгебре. На уроке выдал нам листки с работами. На моем жирно выведена «пара». Он подозвал меня к себе и начал говорить так: «Ну скажите, пожалуйста, что с Вами случилось? Откуда Вы взяли эту дичь?». Не стал ничего отвечать. Я выше досужих разговоров и интриг. Только мы с птицами умеем решать квадратные неравенства. Простым смертным это не дано.

Февраля 25.

В школу не пошел. Да и зачем? Читал газету. Решается вопрос, кому выдать Филдсовскую премию по математике. Признаюсь, это известие меня взволновало. И вправду, отыскать нужно достойнейшего и умнейшего.

Ночью спал плохо. Снились графы. Они вырастали, сплетались, превращались в настоящие деревья и тянули ко мне голые черные сучья. Проснулся весь в поту и в ужасном возбуждении. Подошел к зеркалу: что за пасквильный вид! Волоса растрепаны, глаза бегают, щеки пылают. Непременно надо успокоиться и привести мысли в порядок.

Февраля 31.

Сегодняшний день есть день величайшего торжества! Достойнейший и умнейший найден! Это я! Признаюсь, я и раньше догадывался, что я не просто ученик 8-го класса. И как я мог думать так? Теперь туман рассеялся, и мне стало совершенно ясно: мое открытие гениально! Это новое слово в науке. У меня, правда, есть соавторы. Но ведь птицам не нужны премии и медали. До вечера не мог ни о чем думать. Завтра возьмусь за речь для Международного математического конгресса.

Февраля 27.

Речь моя готова. Сегодня вышел читать перед большой аудиторией. Слушали плохо, хотя я очень старался. А потом и вовсе стали шуметь. Я было рассердился, но вдруг понял: да это и не ученые мужи вовсе. Это мои преглупые младшие братья! Вскоре подоспели главные мучители и гонители мои – родители. Что-то неописуемое началось. Речь моя так и не была произнесена. Ну что за несчастье! Почему все беды на свете обрушиваются на мою голову? Боже мой, где же сострадание и понимание? Почему, почему одним – все: и почести, и медали, и признание, – а другим – ничего? Выход один – отправляться спать. Завтра опять придется в школу идти. Впереди еще много тем по алгебре. Поработаю над другим великим открытием. Я еще молод, а Филдсовскую премию выдают каждые четыре года. Вы, кстати, об этом знаете?

Вера ОРЛОВА,
г. Москва

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru