Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №10/2009

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ

 

Если у вас накопятся занимательные и полезные «мелочи» – задания, наблюдения, находки и т.д., присылайте их в редакцию. Конечно, мы их опубликуем, даже несмотря на то, что этой рубрики больше нет.

Полезные мелочи

1. Игры с мячом (вместо физкультминутки). Совместим полезное с приятным! Когда ребята устают писать, мы продолжаем изучение русского языка, но уже в игре. Вариантов – множество! Время игры 4–5 минут.

1) Сочиняем рассказ. Дети встают. Ученик, получивший мяч, придумывает предложение, бросает мяч другому, тот продолжает еще одним предложением, подходящим по смыслу, и т.д., в конце должен получиться связный рассказ. Тот, кто не смог ничего придумать, садится на место.

Иногда получившийся рассказ можно записать.

2) Повторяем. Учитель бросает мяч ученикам по очереди и называет части речи (в зависимости от темы). Ученик, получивший мяч, должен определить: например, у глагола – вид, спряжение, переходность; у существительного – склонение, падеж и т.п. (что-либо одно). Так же можно повторять разряды прилагательных местоимений.

3) Алфавит. Сначала выбирается тема: «Игры», «Цветы», «Животные» и др. Дети по очереди называют буквы алфавита по порядку и тут же придумывают слово на эту букву.

Любой учитель может продолжить перечень подобных игр.

2. Диктант с подвохом. Почему так называется? Потому что этот диктант призван «заманить» ребят… в книгу. (Не секрет, что современные дети неохотно берут книгу в руки.) Им об этом, разумеется, не надо говорить.

Итак, мы проводим любой из видов диктанта: предупредительный, творческий, выборочный, комментированный и т.д. Но текст берется из детской книги, которую учитель держит в руках, и именно из нее он читает предложения, слова, отрывок. Предварительно скажем пару слов об авторе и книге. Дальше выполняем все как обычно. Но… подвох заключается в том, что у некоторых ребят уже появится интерес: «А что за книга»? А можно ли прочитать?». После урока они окружают меня с просьбой взять почитать, а потом бегут в библиотеку. Способ проверенный. Я считаю, что если даже один заинтересовался и прочитал интересную книгу, то это уже здорово.

Разумеется, для подготовки этого вида диктанта учителю понадобится больше времени. Но ведь можно, пользуясь любым методическим пособием, взять на урок именно ту книгу, отрывок из которой используется.

4. Сказка, помогающая крепко-накрепко запомнить правописание ы – и после ц (6-й класс).

Жили-были буквы-сестры ы и и. Буква и всегда важничала, считала себя самой известной, интересной, искусной, ведь она полагала, что все лучшие слова начинались с нее. А ы была скромницей, всегда держалась в тени, думала, что она очень неуклюжая и некрасивая, раз в русском языке нет слов, начинающихся с буквы ы.

И вот однажды к ним в город прибыли приставки под-, об-, без-, раз- и другие, и решили они, что многие слова теперь будут начинаться с них. Таким образом буква и перестала быть первой. «Ну уж нет! Не бывать этому! Я никогда не буду стоять после кого-то!» – воскликнула она, обидевшись, и ушла. Приставки задумались: «Как же быть?». И тут на помощь пришла буква ы. О ней так редко вспоминали, что для нее и после приставок стоять было очень приятно. С тех пор в словах с приставками на согласный, которые без приставок начинались с и, теперь пишется ы.

А буква и подружилась с приставкой меж-, потому что она похожа на существительное, и приставкой сверх-, потому что она означает что-то самое-самое!

Да еще очень любила и принарядиться, неравнодушна была она к модной импортной одежде. Так что водила она знакомство с иностранцами и не считала зазорным для себя стоять после иноязычных приставок.

Н.А. ФИЛИППОВА,
Ульяновская обл.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru