АНАЛИЗ ТЕКСТА
Комплексный анализ текста
на уроках русского языка в 5-м классе
Язык – средство общения и отражения
действительности в сознании людей. «Чтобы
полноценно общаться, человек должен в принципе
располагать целым рядом умений. Он должен,
во-первых, уметь быстро и правильно
ориентироваться в условиях общения (…),
во-вторых, уметь правильно спланировать свою
речь, правильно выбрать содержание акта общения
(…), в-третьих, найти адекватные средства для
передачи этого содержания (…), в-четвертых, уметь
обеспечить обратную связь. Если какое-либо из
звеньев акта общения будет нарушено, то
говорящему не удастся добиться ожидаемых
результатов общения – оно будет неэффективным»,
– отмечает А.А. Леонтьев.
Как известно, одним из стратегических
направлений в образовании школьников является
овладение средствами языка и всеми видами
речевой деятельности. Сегодня усилия должны быть
направлены не только на усвоение учащимися
специальных знаний, умений и навыков, но и на
развитие творческих способностей, на
формирование личности, стремящейся к
максимальной реализации своих возможностей,
открытой для восприятия нового опыта, способной
на осознанный и ответственный выбор в различных
жизненных ситуациях. Чтобы воспитать такую
личность, необходимо:
– научить ребенка решать языковыми средствами
те или иные коммуникативные задачи в разных
сферах и ситуациях общения, т.е. сформировать у
него коммуникативную компетенцию;
– привить культуру речи – владение нормами
русского литературного языка, его
функциональными стилями и правилами речевого
общения, словарем и грамматическим строем, т.е.
сформировать языковую компетенцию;
– обучить лингвистическому анализу языковых
явлений, т.е. сформировать лингвистическую
компетентность.
Решить эти задачи позволяет комплексный анализ
текста, так как этот вид работы предполагает
обучение нормам литературного языка,
организацию работы по обогащению словаря и
грамматического строя речи учащихся, развитие
связной речи. Через призму языка предметы
гуманитарного цикла дают учащимся знания о мире,
об истории, о культуре народа, поэтому особое
внимание необходимо уделять отбору
дидактических материалов, форм и методов
обучения.
Текст, предлагаемый для анализа учащимся,
должен содержать разнообразную информацию о
мире, выражать эмоции, настроения, свою волю,
заставлять размышлять.
Текст содержит в себе фонетический,
лексический и семантический компоненты языка,
которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому
именно комплексный анализ текста позволяет
реализовать программу интеллектуального и
речевого развития, воспитания креативности. К
тому же данный вид работы неразрывно связан с
мышлением, с развитием таких мыслительных
процессов, как анализ и синтез, сравнение и
классификация, аналогия и обобщение.
Все предлагаемые задания условно можно
разделить на три группы:
1-я группа – задания по теме «Речь и текст».
В этот блок вошли задания на осмысление
содержания текста, работа над художественными
средствами выразительности.
В 5-м классе учащиеся постепенно знакомятся с
такими понятиями, как «текст», «тип речи», «тема»,
«основная мысль», для практического
использования вводится понятие «стиль речи».
Анализ текста должен включать в себя составление
плана, определение главной мысли,
озаглавливание, выделение частей, поиск
изобразительно-выразительных средств языка.
В эту группу включены задания творческого
характера, направленные на формирование
комплекса речевых умений. Эти задания
предполагают создание сочинений различных типов
и стилей речи, учат детей самостоятельно
подбирать языковые средства.
2-я группа – вопросы и задания по основной
изучаемой теме в соответствии с программой.
Основными темами курса 5-го класса являются:
1) «Синтаксис и пунктуация»;
2) «Лексика»;
3) «Фонетика»;
4) «Словообразование»;
5) «Морфология. Имя существительное»;
6) «Морфология. Имя прилагательное»;
7) «Морфология. Глагол».
3-я группа – задания по теме «Повторение». В
эту группу вошли вопросы и задания языкового
характера, отражающие изучение системы языка.
Эти задания позволяют систематически повторять
трудные разделы программы.
Дидактические материалы ориентированы на
программу под редакцией Н.М. Шанского, но могут
быть использованы в качестве дополнительного
пособия в процессе работы по любому из
параллельных учебников.
Тема: «Словосочетание и предложение»
1. Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Солнце скрылось за снеговыми хребтами и
бросало последние розовые лучи на длинное,
тонкое облако. (2) Снеговые горы начинали
скрываться в лиловом тумане. (3) Только верхняя
линия их обозначалась с чрезвычайной ясностью на
багровом свете заката. (4) Давно взошедший
прозрачный месяц начинал белеть на темной
лазури.
(По Л.Н. Толстому)
Задания
1. Докажите, что перед нами текст.
2. Определите тему и главную мысль текста.
3. Определите стиль текста. Аргументируйте свой
ответ.
4. Какие средства художественной
выразительности использовал автор? Приведите
примеры.
5. Объясните значение слова лазурь.
6. Подберите синонимы к словам: лиловый,
багровый.
7. Укажите номер предложения с однородными
членами и произведите его синтаксический анализ.
8. Из предложения 1 выпишите дополнение,
выраженное существительным в винительном
падеже.
10. Из предложения 2 выпишите именные
словосочетания.
11. Из предложения 1 выпишите глагольные
словосочетания.
12. Выпишите слова с орфограммой «Правописание
безударных гласных, проверяемых ударением».
13. Из предложения 4 выпишите слово с парной
согласной в корне слова. Подберите проверочное
слово.
14. Из предложения 3 выпишите слова, в которых
звуков больше, чем букв.
2. Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Вот и солнце спряталось. (2) Стало темно. (3) И
лес, и дальние деревни, и трава – все облеклось в
безразличный, какой-то зловещий цвет.
(4) Деревья перестали покачиваться и задевать
друг друга сучьями. (5) Они выпрямились, только
изредка наклонялись верхушками между собой, как
будто взаимно предупреждали себя шепотом о
близкой опасности. (6) Туча уже обложила горизонт
и образовала какой-то свинцовый непроницаемый
свод. (7) Наступила минута всеобщего
торжественного молчания.
(И.А. Гончаров)
Задания
1. Укажите признаки текста.
2. Определите тему и главную мысль текста.
3. Предположите, о каком явлении природы может
идти речь в данном тексте. Аргументируйте свой
ответ.
4. Озаглавьте текст.
5. Определите стиль текста. Какие стилевые
приметы подтверждают ваш ответ?
6. Укажите номер предложения, в котором
грамматическая основа состоит только из одного
члена предложения.
7. Продолжите утверждение:
Тире в предложении 3 ставится
1) между подлежащим и сказуемым;
2) между однородными членами и обобщающим
словом;
3) в неполном предложении.
8. Укажите номера предложений с однородными
сказуемыми.
9. Из предложения 6 выпишите глагольные
словосочетания.
10. Из предложения 7 выпишите именные
словосочетания.
11. Из предложений 4–6 выпишите существительное,
состоящее из корня, суффикса и окончания.
12. Из текста выпишите слова с орфограммой
«Правописание согласных в корне слова».
13. Из текста выпишите примеры, иллюстрирующие
правило написания слов с парной согласной в
корне слова.
3. Прочитайте текст и выполните задания.
ЖИВОЙ БАРОМЕТР
(1) Кто не знает серую ворону? (2) Но что эта
птица может предсказывать погоду, наверное, не
всем известно.
(3) К ненастью голос у нее звучит глухо, а к
ясной погоде, наоборот, приобретает звонкий,
металлический тембр. (4) Да и сама птица
становится очень подвижной и проворной. (5) К
ненастью же сидит она на суку, нахохлившись,
застыв, словно чучело.
(6) В предсказании погоды ворона никогда не
ошибается и может, несомненно, служить надежным
барометром во время дальней лесной прогулки.
(Н.Каморин)
Задания
1. Объясните смысл названия текста.
2. Какие еще вы знаете приметы, в которых
говорится о предсказании погоды птицами,
насекомыми?
3. Объясните значение слов: барометр, тембр.
4. В каком значении употреблено в тексте слово чучело?
5. Подберите синонимы к словам: предсказывать,
проворный.
6. Укажите номер предложения, в котором
подлежащее выражено местоимением.
7. Из предложения 4 выпишите глагольные
словосочетания.
8. Выпишите из текста слова с орфограммой
«Правописание безударной гласной в корне,
проверяемой ударением».
9. Из предложения 1 выпишите слова, в которых
количество звуков больше, чем букв.
4. Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Помните, каким шумным и оживленным был лес
весной и летом? (2) Теперь он стоит перед нами
застывший в какой-то таинственной тиши. (3) Но даже
в этой тишине есть своеобразная
привлекательность. (4) Зеленеют ели, тяжело
распустившие свои ветви, одетые пушистыми
снежными гирляндами. (5) Кругом чернеют березы и
осины, лишенные листвы. (6) Кое-где возвышаются
старые сосны с яркими буро-красными стволами и
раскидистой длинной хвоей. (7) От деревьев,
освещенных косыми холодными лучами, ложатся
длинные серые тени, глаз слепит сверканье
мягкого снега, и свежо дышится острым морозным
воздухом.
(С.И. Огнев)
Задания
1. Определите тему и главную мысль текста.
2. Озаглавьте текст.
3. Определите стиль текста. Аргументируйте свой
ответ.
4. Объясните значение выражений: снежные
гирлянды, в таинственной тиши.
5. А вам в какую пору лес больше нравится?
Напишите сочинение на заданную тему.
6. Укажите номера сложных предложений.
7. Из предложения 7 выпишите глагольные
словосочетания.
8. Укажите номер предложения с однородными
подлежащими.
9. Выпишите из текста слова с орфограммой
«Правописание безударной гласной, проверяемой
ударением».
10. Найдите в тексте слова с непроверяемой
безударной гласной в корне слова.
5. Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Среди множества ремесел и искусств,
воздействующих на человеческую душу, нет силы
более доброй и более беспощадной, чем поэзия.
(2) Она все может. (3) Я утверждаю: она сильнее
атомной бомбы! (4) Ведь это разрушающее и творящее
слово.
(О.Ф. Берггольц)
Задания
1. Определите тему и главную мысль.
2. Согласны ли вы с мнением поэтессы О.Берггольц?
Аргументируйте свой ответ.
3. Согласны ли вы с утверждением, что слово может
быть разрушающим и творящим? Приведите примеры.
4. Объясните значение слов: ремесло, искусство.
5. Укажите номер сложного предложения.
6. Какими бывают предложения по цели
высказывания? Свой ответ прокомментируйте
примерами из текста.
7. Из предложения 4 выпишите слово, в котором
звуков меньше, чем букв.
Тема: «Фонетика»
1. Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Умеете ли вы слушать музыку?
(2) Слушать музыку можно только в тишине. (3) Это
первое необходимое условие. (4) Ведь музыка –
искусство, выражающееся в звуках, в сочетании их.
(5) Слушать музыку в шуме – это то же самое, что
пытаться смотреть на полотно художника через
вуаль или читать книгу, разговаривая с кем-то.
(6) Второе важное для понимания музыки условие
– внимание. (7) Только в полной тишине и при полной
сосредоточенности перед вами раскроется идея
музыкального произведения.
(По Д.Д. Шостаковичу)
Задания
1. Определите тему и главную мысль текста.
2. Определите тип речи. Аргументируйте свой
ответ.
3. Составьте план.
4. А вы какую музыку предпочитаете? Как вы ее
слушаете? Согласны ли вы с автором в том, что
музыку надо слушать в тишине?
5. Из предложения 1 выпишите слово(-а), в
котором(-ых) звуков больше, чем букв.
6. Из предложения 2 выпишите слова, в которых все
согласные твердые.
2. Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Среди жителей наших лесов есть
растения-«комбинаты». (2) Они многообразно
используются человеком. (3) К ним по праву можно
отнести кипрей, или иван-чай. (4) Да, да! (5) Вас это
удивило? (6) Обыкновенный иван-чай!
(7) Высушенные листья иван-чая заваривают и
получают крепкий и вкусный напиток. (8) От этого и
название – иван-чай. (9) Из молодых листьев и
побегов делают салат или пюре. (10) Семена его с
пухом могут употребляться для набивки подушек и
перин. (11) Цветки иван-чая дают больше меда, чем
цветки других растений. (12) Из стеблей вьют
веревки, из волокон делают ткани.
(13) Это замечательное растение! (14) Как жаль,
что еще мало используют его свойства!
(По Н.М. Верзилину)
Задания
1. Определите тему и главную мысль текста.
2. Определите стиль и тип речи. Свой ответ
аргументируйте.
3. Объясните значение слов: комбинат, волокно.
4. Составьте план текста. Перескажите текст.
5. Напишите сочинение на тему «Почему некоторые
растения можно назвать комбинатом»?
6. Из 12-го предложения выпишите слово, в котором
буква ю обозначает два звука.
7. Из предложения 12 выпишите существительное с
нулевым окончанием.
8. Выпишите слова с орфограммой «Правописание
парных согласных в корне слова».
9. Из предложения 8 выпишите слово, в котором
количество букв и звуков не совпадает.
10. Выпишите предложение, в котором дополнение
выражено существительным в винительном падеже
без предлога. Произведите его синтаксический
разбор.
3. Прочитайте текст и выполните задания.
ЕЖИК
(1) Значительно дольше переносит холод наш
хороший знакомый – ежик. (2) Только в конце
сентября или в начале октября еж приступает к
устройству своего логова. (3) Обычно он устраивает
его в куче соломы, листьев, мха и внутри выстилает
очень старательно. (4) Материал для логова еж
собирает и переносит очень интересным способом.
(5) Он катается в опавших листьях и нанизывает их
таким образом на иглы.
(С.И. Огнев)
Задания
1. Определите тему и главную мысль текста.
2. Как еж готовится к зиме? Знаете ли вы, как
другие звери готовятся к морозу?
3. Из предложения 1 выпишите слово, в котором
букв больше, чем звуков.
4. Выпишите из текста слова, в которых
происходит оглушение согласного звука.
5. Укажите номер предложения с однородными
членами.
6. Из предложения 5 выпишите слово(-а), в
котором(-ых) количество букв и звуков не
совпадает.
Тема: «Лексика»
1. Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Озера – это удаленные от моря водоемы,
которые заполнили впадины на поверхности Земли.
(2) Эти впадины называются бассейнами.
(3) Озера образовались в результате стекания
воды в низкие места. (4) Озера пополняются в
основном за счет дождей и тающего снега.
(5) Вода попадает в бассейн озера с ручьями,
малыми и большими реками, подземными источниками
и грунтовыми водами.
Задания
1. Определите тему и главную мысль текста.
2. Определите стиль и тип речи. Свой ответ
аргументируйте.
3. Расскажите, как образуются озера.
4. Выпишите из текста антонимы.
5. Какие лексические значения имеет слово бассейн?
6. Выпишите сложное слово.
7. Укажите номер предложения с однородными
членами.
8. Из предложения 3 выпишите слова, в которых
количество звуков меньше, чем количество букв.
9. Укажите номер сложного предложения.
10. Выпишите слова, иллюстрирующие правило
правописания проверяемых безударных гласных в
корне слова.
2. Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Вода в морях и океанах находится в
постоянном движении, и ее уровень то поднимается,
то опускается. (2) Подобные движения воды и
называются приливами. (3) Когда уровень воды
поднимается, это прилив, когда уровень воды
падает, это отлив. (4) Приливы и отливы бывают
дважды в день.
(5) Приливы вызываются тем, что Луна и Солнце
притягивают морскую воду на Земле. (6) Сила их
притяжения поднимает воду, земля же находится в
более устойчивом состоянии.
Задания
1. Определите тему и главную мысль текста.
2. Определите стиль и тип речи.
3. Что такое прилив? Ответ на вопрос запишите
в виде словарной статьи.
4. Что вызывает прилив?
5. Выпишите из текста слова-антонимы.
6. Выпишите из текста многозначное слово. В
каких значениях это слово употреблено в тексте?
7. Из предложения 4 выпишите слово, в котором
звуков больше, чем букв.
8. Выпишите из текста существительные с нулевым
окончанием. Укажите склонение и падеж.
3. Прочитайте текст и выполните задания.
(1) История человечества – это история
открытий, изобретений, находок. (2) Все, что
окружает нас, чем мы постоянно пользуемся,
когда-то кем-то открыто, найдено, построено,
сделано впервые. (3) Имена подавляющего
большинства таких изобретателей канули в Лету. (4)
Возьмем такую простую вещь, как наперсток. (5) Без
него трудно бы было обойтись. (6) Кажется,
наперсток существовал всегда. (7) Но это не так. (8)
Был такой момент, когда безвестного портного,
исколовшего себе пальцы, вдруг осенило. (9) Но
когда это произошло, не сможет сказать никто.
Задания
1. Определите тему и главную мысль текста.
2. Озаглавьте текст.
3. Объясните значение выражения «канули в
Лету».
4. Подберите родственные слова к слову наперсток.
5. Укажите номер предложения, в котором
сказуемое выражено именем существительным.
6. Из предложения 4 выпишите слова с нулевым
окончанием.
7. Выпишите прилагательное, в составе которого
можно выделить приставку, корень, суффикс и
окончание.
8. Из предложений 2–4 выпишите глагол
совершенного вида и произведите его
морфологический разбор.
Тема: «Словообразование»
1. Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Книги Пушкин любил с детства. (2) По словам
его младшего брата Льва, он, еще будучи мальчиком,
проводил бессонные ночи, тайком забираясь в
кабинет отца, и без разбора «пожирал» все книги,
попадавшиеся ему под руки. (3) Сергей Львович,
отец поэта, рассказывал, что Александр уже в
самом младенчестве своем показал большое
уважение к писателям.
(4) Обладая памятью необыкновенной, Пушкин уже
на одиннадцатом году был хорошо знаком с
французской литературой. (5) Пушкин всегда жил в
окружении книг. (6) Сосед по имению, навестивший
его в Михайловском, рассказывал, что он застал
Пушкина за рабочим столом, на котором лежали
журналы, русские и французские альманахи и
словари.
(7) Личная библиотека Пушкина, насчитывающая
три с половиной тысячи книг на русском и
четырнадцати иностранных языках, ныне бережно
хранится в Петербурге.
(По А.И. Гессену)
Задания
1. Определите тему и главную мысль текста.
2. Какими способностями обладал А.С. Пушкин?
Какие книги он читал?
3. Составьте план текста. Подготовьте пересказ
текста.
4. А вы любите читать? Расскажите о вашей любимой
книге.
5. Озаглавьте текст.
6. Объясните значение слов: журнал, альманах,
словарь.
7. Выпишите слова с чередованием гласных в корне
слова.
8. Из предложения 6 выпишите глагол без
приставки.
9. Из предложения 2 выпишите прилагательное,
состоящее из приставки, корня, суффикса и
окончания.
2. Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Ночь жила всеми своими шорохами и звуками,
нисколько не нарушая тишины. (2) Все тонуло в
полном мраке, везде черным-черно, однако видно
было все.
(3) Все здесь, в ночном палисаднике, знакомо,
все известно наизусть и все казалось необычным,
сказочным, удивительным. (4) Вершины кленов тонули
в глубине неба, голубоватые звезды тускло
поблескивали на широких, еле заметных
разлапистых листьях.
(Л.Овалов)
Задания
1. Определите тему и главную мысль текста.
2. Какие средства художественной
выразительности использовал автор?
3. Продолжите текст, сохраняя стилевые
особенности.
4. Объясните значение слова палисадник.
5. Подберите синонимы к слову сказочный (3).
6. Выпишите слова с орфограммой «о – ё
после шипящих».
7. Выпишите прилагательное с тремя суффиксами.
8. Из предложения 4 выпишите глагол с приставкой
и произведите его морфологический разбор.
3. Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Я не помню утра более глубокого и свежего!
(2) Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и
сияние первой теплоты его лучей с умирающей
прохладой ночи наводило на все чувства какое-то
сладкое томление. (3) В ущелье не проникал еще
радостный луч молодого дня. (4) Он золотил только
верхи утесов, висящих с обеих сторон над нами. (5)
Густолиственные кусты, растущие в их глубоких
трещинах, при малейшем дыхании ветра осыпали нас
серебряным дождем.
(По М.Ю. Лермонтову)
Задания
1. Определите тему и главную мысль текста.
2. Какие средства художественной
выразительности использовал автор?
3. Определите стиль текста.
4. Объясните значение выражения серебряный
дождь.
5. Выпишите прилагательное, в составе которого
можно выделить два корня. Разберите его по
составу.
6. Выпишите слова с чередующимися гласными в
корне слова. Графически объясните орфограмму.
7. Укажите номер сложного предложения.
8. Из предложения 1 выпишите слово, в котором
звуков больше, чем букв.
4. Прочитайте текст и выполните задания.
«БОРЮТСЯ» ЛИ ДЕРЕВЬЯ МЕЖДУ СОБОЙ?
(1) Очень часто среди густого елового леса,
на вырубках и на старых пожарищах вырастают
березовые рощи или густые осинники.
(2) Откуда берутся лиственные деревья в глухом
еловом лесу?
(3) Ель – растение теневыносливое и очень
медленно растущее. (4) Поэтому вырастают на
полянках не елочки, а светолюбивые и быстро
растущие березки и осинки, семена которых
прилетели сюда издалека. (5) Под густой листвой –
в тени лиственных деревьев – могут расти и
молодые елочки. (6) Постепенно они подрастают,
прижавшись к стройным березкам. (7) Молодые ели
поднимаются одна за другой. (8) Когда березы
начинают умирать, на месте березовой рощи вновь
оказывается еловый лес. (9) Ели отвоевывают у
берез и осин вырубки и пожарища, которые те
первые захватили.
Задания
1. Определите тему и главную мысль текста.
2. А как вы ответите на вопрос, поставленный
автором в заглавии?
3. Выпишите из текста группу родственных слов с
чередованием гласных в корне.
4. Выпишите прилагательные, в составе которых
можно выделить два корня.
5. Из предложения 6–9 выпишите существительные с
нулевым окончанием.
6. Из предложения 3 выпишите слова без окончания.
7. Укажите предложение, в котором подлежащее и
сказуемое выражены именем существительным в
именительном падеже.
8. Из предложения 7 выпишите слова, в которых
количество звуков больше, чем количество букв.
5. Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Болотами принято называть избыточно
влажные участки земной поверхности. (2) Обычно
болота образуются на основе озер с закрытым
водообменном. (3) Процесс этот длится долго. (4)
Поверхность озера зарастает водными растениями,
а его дно устилают остатки неразложившихся
растений, которые медленно превращаются в торф.
(5) Водные организмы, другие органические
вещества также оседают на дно.(6) Дно озера
поднимается все выше, вытесняя воду, наконец
озеро исчезает и на его месте появляется болото.
Задания
1. Определите тему и главную мысль текста.
2. Напишите, как образуется болото.
3. Выпишите слова с чередующимися гласными в
корне слова, распределив их на группы.
4. Выпишите слова с приставками на з- – с-.
5. Подберите антоним к слову закрытый.
6. Из предложения 1 выпишите слова, в которых
количество букв и звуков не совпадает.
Тема: «Морфология. Имя
существительное»
1. Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Вы видели, чтобы кто-нибудь не пил день, два,
неделю? (2) Нет? (3) А вот верблюд может не пить две
недели!
(4) Зачем верблюду горбы? (5) В горбах он
запасает воду в виде жира. (6) Воды в пустыне не
хватает. (7) Жир в горбах превращается в воду. (8) Из
ста граммов жира сто семь граммов воды
получается.
(9) Даже в самую сильную жару верблюд совсем
рот не раскрывает, воду экономит. (10) Рот от слюны
мокрый. (11) Откроешь рот и много воды упустишь. (12)
Поэтому верблюд и дышит очень редко, всего восемь
раз в минуту. (13)Вот он как воду бережет!
(По И.И. Акимушкину)
Задания
1. Как удается верблюду не пить две недели?
2. Для чего верблюду запасы жира?
3. Почему даже в сильную жару верблюд не
открывает рот?
4. Озаглавьте текст.
5. Найдите верное утверждение.
По цели высказывания предложение 1:
1) побудительное;
2) вопросительное;
3) восклицательное;
4) повествовательное.
6. Найдите верное утверждение.
Слово рот из предложения 9 употреблено в
форме:
1) винительного падежа;
2) именительного падежа;
3) родительного падежа;
4) творительного падежа.
7. Из предложения 11 выпишите
существительное(-ые) в родительном падеже.
8. Подберите антоним к слову мокрый (из 10-го
предложения).
9. Выпишите из текста существительные 2-го
склонения.
2. Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Бирюзовое море нежится в лучах солнца. (2)
Лениво набегают волны на берег. (3) Спокойно, мерно
и глубоко дышит необозримая водная гладь.
(4) Но вот потемнело море. (5) Сильнее плещутся
волны. (6) Над нахмурившейся бездной появились
белые острокрылые чайки и резким криком
возвещают бурю.
(7) Через несколько мгновений небо и море
сольются в одну бушующую стихию. (8) Ревет море, и
тысячами брызг обдают вас волны.
(По В.Н. Осокину)
Задания
1. Определите тему и главную мысль текста.
2. Озаглавьте текст.
3. Определите стиль текста. Свой ответ
аргументируйте.
4. Предположите, что могло произойти дальше.
Продолжите текст на заданную тему, сохраняя
стилевые особенности.
5. Объясните значение слов: бездна, стихия.
6. Подберите синонимы к словам: бирюзовый,
резкий (крик).
7. Выпишите из текста дополнение, выраженное
именем существительным без предлога.
8. Из текста выпишите существительное 2-го
склонения.
9. Из текста выпишите существительное с нулевым
окончанием.
10. Выпишите существительные с орфограммой
«Правописание парных согласных в корне слова»,
подберите проверочные слова. Запишите еще 2
примера на это правило.
11. Из предложения 3 выпишите слово(-а), в
котором(-ых) количество звуков больше, чем
количество букв.
3. Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Метель бушевала целую неделю.
(2) Колючая снежная карусель без передышки
кружилась над крышами изб, над полями и над всем
белым светом.
(3) Снег замел все дороги и тропы, насыпал у
плетней и заборов высокие острогранные сугробы,
вплотную подступил к окнам изб и завалил ворота у
ферм и сараев, запер их на тяжелые замки.
(4) Метель выла, посвистывала, пела на десятки
голосов. (5)Белесая снежная мгла застилала
горизонт.
(А.И. Мусатов)
Задания
1. Определите тему и главную мысль текста.
2. Озаглавьте текст.
3. Определите стиль текста.
4. Какие средства художественной
выразительности использовал автор? Приведите
примеры из текста.
5. Объясните значение выражений: снежная
карусель (2), запер на замки (3).
6. Объясните значение слов: мгла, горизонт.
7. Выпишите из текста существительное с нулевым
окончанием.
8. Найдите верное утверждение.
Существительные дороги и тропы (3)
употреблены в форме:
1) именительного падежа;
2) винительного падежа;
3) родительного падежа;
4) дательного падежа.
9. Выпишите существительное, состоящее из
приставки, корня, суффикса и окончания.
10. Из предложения 4 выпишите слова, в которых
буква е обозначает звук [э].
4. Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Сентябрь – первый шаг осени. (2) Природа,
будто на распутье, и с летним теплом прощаться не
спешит, и осенней свежести сторонится. (3) На
большей части территории нашей страны леса и
рощи, сады и парки, бульвары городов и поселков
сменяют в сентябре свой зеленый наряд на
багряный. (4) Величава русская золотая осень, и
никогда не бывает она ни грустной, ни скучной.
Задания
1. Определите тему и главную мысль текста.
2. Какие средства художественной
выразительности использовал автор?
3. Как вы понимаете выражение «величава
русская золотая осень»?
4. Подберите синоним к слову багряный.
5. Согласны ли вы с автором в том, что русская
осень «никогда не бывает ни грустной, ни
скучной»? Напишите сочинение на заданную тему.
6. Выпишите существительные с нулевым
окончанием. Укажите склонение.
7. Выпишите слова с орфограммой «Правописание
безударных окончаний имен существительных».
8. Укажите номер предложения, в котором
подлежащее и сказуемое выражены
существительными в именительном падеже.
9. Укажите номер предложения с однородными
подлежащими.
10. Выпишите слова, иллюстрирующие правило
правописания согласных в корне слова.
5. Прочитайте текст и выполните задания.
НАШ ПУШКИН
(1) Поэзия Пушкина – неисчерпаемый
источник, который, как в сказке, поит «живою
водою» всех, кто прикоснется к нему.
(2) Помимо радости общения с человеком
глубокого ума и пылкого благородного сердца она
воспитывает в нас «чувства добрые», учит любить и
понимать «гений чистой красоты».
(3) Всем своим творчеством Пушкин служил
родному народу, и народ, конечно, платит ему
ответной любовью. (4) Стихи Пушкина – это и
живопись, и музыка. (5) Они сопровождают нас с
самого раннего детства через всю жизнь.
(6) Каждый раз, возвращаясь к ним, мы, к великой
нашей радости, находим в них что-то новое.
(По В.А. Рождественскому)
Задания
1. Определите тему и главную мысль текста.
2. Объясните смысл названия текста.
3. Обратитесь к толковому словарю и объясните
значение слов: гений, живопись, музыка.
4. Поразмышляйте, в каком значении употреблено
слово гений в предложении 2?
5. Как вы понимаете смысл высказывания «всем
своим творчеством служил народу»?
6. Согласны ли вы с автором в том, что стихи
Пушкина «сопровождают нас с самого раннего
детства через всю жизнь»? Свой ответ
аргументируйте.
7. Какие произведения Пушкина вы читали? Какое
значение для вас имеет творчество Пушкина?
Напишите об этом небольшое сочинение.
8. Укажите номер(-а) предложения(-ий), в
котором(-ых) подлежащее и сказуемое выражены
существительным в именительном падеже.
9. Из предложения 3 выпишите имена
существительные. Укажите склонение.
10. Из текста выпишите существительные с нулевым
окончанием.
11. Из предложения 3 выпишите дополнение,
выраженное существительным в дательном падеже.
Тема: «Морфология. Глагол»
1. Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Природа любит разнообразие и
многоцветье.(2) Водопады дождей и света, просеясь
сквозь радугу, как через призму, окрасили землю
во все радужные цвета и оттенки. (3) Мы живем на
разноцветной земле.(4) Видел я красную землю.
(5) Вдруг покраснели дали! (6) Вчера еще все было
тускло-зеленым, а сегодня у подножия далеких гор
красная полоска – непонятная и неожиданная. (7)
Словно кто-то красным карандашом подтушевал
снизу синие горы. (8) Что это – отблеск зари? (9) Или
россыпи красных камней? (10) Или далекий степной
пожар?
(11) Топочут копыта коня, все ближе, все ярче,
все шире загадочная красная полоса. (12) Так вот
это что – разливы маков!
(13) Маки, живые маки! (14) Их видимо-невидимо! (15)
Они обступили со всех сторон, они затопили как
наводнение! (16) Маки трепещут на ветру пламенем
невиданного пожара. (17) От маков рябит в глазах и
кружится голова. (18) По сторонам вздымаются
красные уваля – как волны багряного моря. (19) На
гребнях вскипает огненная пена пронизанных
солнцем багряных лепестков.
(20) Земля горит от цветов – полыхает красная
степь. (21) Седые степные луны скользят над
красными маками, и белые их крылья отсвечивают
розовым. (22) Красные жуки жуют красные лепестки.
(23) Порозовели даже белые облака, даже дали
подернулись розовой дымкой. (24) Цветы без конца и
края. (25) Неистовое буйство красного цвета,
кипучая лава цветов!
(Н.Сладков)
Задания
1. Определите тему и главную мысль текста.
2. Какие средства художественной
выразительности использовал автор? Приведите
примеры.
3. Объясните значение слов: многоцветье,
разноцветная (земля).
4. Выпишите из текста синоним к слову красный.
5. Выпишите из текста слова, обозначающие все
оттенки красного цвета.
6. Выпишите из текста однокоренное слово к слову
красный.
7. Подготовьте пересказ текста.
8. Пофантазируйте, какого цвета может быть
земля? Напишите об этом сочинение.
9. Из предложений 1–5 выпишите глаголы в
настоящем времени.
10. Из предложений 13–15 выпишите глаголы в
прошедшем времени.
11. Из предложений 20–22 выпишите глаголы 2-го
спряжения.
12. Из предложений 1–4 выпишите глаголы
несовершенного вида.
13. Спишите предложения 13–19. Обозначьте
орфограммы.
2. Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Деревьям приходится выдерживать жестокие
морозы. (2) Как они справляются с этим? (3) Деревья
не могут, как белки и куропатки, сбиваться в кучу,
не могут, как глухари, зарываться в снег, чтобы
спастись от мороза. (4) Но и они заранее и по-своему
готовятся к зиме.
(Г.Граубин)
Задания
1. Определите тему и главную мысль текста.
2. Расскажите, как деревья готовятся к зиме.
Напишите 3–5 предложений по теме. Укажите время,
лицо и число глаголов, которые вы употребили в
тексте.
3. Выпишите глагол(-ы) совершенного вида.
4. Выпишите глагол(-ы) в неопределенной форме.
5. Укажите номер(-а) предложения(-ий), которое(-ые)
осложнено(-ы) однородными сказуемыми.
6. Из первого предложения выпишите
глагольное(-ые) словосочетание(-ия).
3. Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Вечереет. (2) По снегу проносится тень. (3) Она
движется к сосне. (4) Это сова. (5) Охотники знают,
как охотится она на зайцев. (6) Усядется на ветках
или на пне и поджидает добычу.
Задания
1. Определите тему и главную мысль текста.
2. Знаете ли вы, как охотятся другие звери или
птицы. Напишите об этом небольшой рассказ.
3. Выпишите невозвратные глаголы.
4. Выпишите глагол, состоящий из приставки,
корня, суффикса и окончания.
5. Укажите номер предложения с однородными
сказуемыми.
6. Укажите номера нераспространенных
предложений.
7. Укажите номер предложения, в котором нет
подлежащего.
8. Укажите номер сложного предложения.
4. Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Я вижу, как по ступенькам террасы
взбирается наверх маленький лягушонок. (2)
Ступеньки высоки, и ему приходится затрачивать
огромные усилия, чтобы взобраться. (3) Он делает
прыжок, цепляется за кромку ступеньки передними
лапками, повисает и подтягивает тельце.
(4) Взобравшись на очередную ступеньку, он
отдыхает, потом снова делает прыжок. (5) Наконец он
на террасе. (6) Здесь он долго отдыхает. (7) Ему
нужно проникнуть в комнаты. (8) Он подбирается к
порогу, перепрыгивает, оказывается на
застекленной веранде, отдыхает, осматривается;
потом он перетягивает тело через порог в комнату.
Задания
1. Определите тему и главную мысль текста.
2. Определите тип речи. Аргументируйте свой
ответ.
3. Объясните значение слов: терраса, веранда.
4. Выпишите из текста слова, которые помогают
показать, что лягушонку «приходится
затрачивать огромные усилия».
5. Продолжите текст. Предположите, что могло
произойти дальше.
6. Выпишите слова с орфограммой «Правописание
корней с чередованием».
7. Из 1-го предложения выпишите слово с
орфограммой «о–е после шипящих в
суффиксах существительных».
8. Из 2-го предложения выпишите глагол в
неопределенной форме.
9. Выпишите глагол 2-го спряжения.
10. Укажите номера предложений с однородными
сказуемыми.
5. Прочитайте высказывание Л.Толстого.
Приведите в его подтверждение пример из жизни.
Составьте небольшой рассказ, используя
соответствующее высказывание.
Трусливый друг страшнее врага, ибо врага
опаса(е,и)ш_ся, а на друга наде(е, и)ш_ся.
Задания
1. Найдите глаголы с орфограммой «Мягкий знак
в глаголе 2-го лица ед.ч.». Обозначьте ее.
2. Образуйте форму 2-го лица ед.ч. от глаголов видеть,
увидеться, приклеить, приклеиться, веять,
развеять. Обозначьте орфограммы.
3. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.
6. Прочитайте высказывание Н.Сладкова.
Укажите в нем глаголы в будущем времени. Укажите
их начальную форму.
Чем больше вы будете узнавать лес, тем больше
и больше будете убеждаться в том, что лес
человеку не враг, а друг.
Задания
1. Напишите, какую пользу приносит людям лес.
2. Укажите форму глаголов.
3. Обозначьте орфограммы в глаголах.
4. Как вы думаете, какую пользу приносит людям
чтение книг? Расскажите об этом, используя такое
же по форме предложение, как у Н.Сладкова, то есть
начните его так: «Чем больше вы будете
читать…».
Тема: «Морфология. Имя
прилагательное»
1. Прочитайте текст и выполните задания.
Расскажите о существовании хищника – белой
совы – и беззащитных гусей (подготовьте
пересказ).
СНЕЖНАЯ СОВА
(1) Снежная сова – хищник, дерзко нападающий
на врагов и не дающий никому пощады.
(2) Но любопытно: самые беззащитные на острове
Врангеля, где живет сова, – белые гуси –
выводят потомство под ее покровительством.
(3) Посредине гусиной колонии на
возвышенности обязательно увидишь сидящую на
гнезде сову. (4) Гуси не будут селиться, если не
видят вблизи белой заступницы. (5) Все объясняется
просто: сова, обороняя свое гнездо, не подпускает
песцов, ворон и чаек к гнездам гусей.
(6) Зарвавшегося песца сова-отец хватает в лапы
и, подняв вверх, бросает. (7) При такой защите гуси,
никого не опасаясь, спокойно сидят на яйцах. (8) А
сова, как и все хищники, вблизи гнезда не
охотится.
(По В.Пескову)
Задания
1. Как уживаются снежные совы и белые гуси на
острове Врангеля?
2. Письменно ответьте на вопрос:
Почему белые гуси выводят потомство под
покровительством белой совы?
3. Выпишите слова с пропущенными буквами и со
скобками и обозначьте орфограммы.
4. Объясните постановку тире в 1-м предложении.
5. Выпишите из текста именные словосочетания (сущ+прил.).
2. Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Даже вдали от лесов и полей, в шумном
городе, весна начинает чувствоваться рано.
(2) Слышится бодрый, громкий говор. (3) Мутные
потоки воды несутся по краям мостовой, весело
манит к себе яркая, далекая синева неба.
(4) Ощущается теплота в блеске солнечных лучей.
(5) Молодая весна так и тянет в пробуждающийся
от зимнего сна лес. (6) А в городских садах…
Задания
1. Определите тему и главную мысль текста.
2. Продолжите текст (напишите на заданную тему
4–6 предложений).
3. Подберите антоним к слову громкий.
4. Выпишите слова, распределив их по видам
орфограмм:
1) правописание окончаний прилагательных;
2) правописание личных безударных окончаний
глаголов;
3) безударная гласная в корне;
4) правописание непроизносимых согласных в
корне.
5. Произведите морфологический разбор
выделенного слова.
3. Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Сказки Андерсена – одно из
значительнейших явлений мировой литературы
XIX века. (2) Великий датский писатель
обогатил литературную сказку, сделал ее
одинаково интересной как для взрослых, так и для
детей. (3) Удивительное смешение забавного и
серьезного, смешного и печального, обыденного и
чудесного составляет особенность стиля
Андерсена. (4) Его сказки проникнуты верой в
победу доброго, истинно человеческого начала над
силами зла.
(Е.П. Брандис)
Задания
1. Определите тему и главную мысль текста.
2. Какие сказки Андерсена вы читали? Есть ли у
вас любимая сказка Андерсена? Чем интересны
сказки Андерсена?
3. Как вы понимаете значение выражений: мировая
литература, литературная сказка.
4. Выпишите из текста антонимы-прилагательные.
5. Подберите синонимы к словам: забавный,
серьезный.
6. Выпишите словосочетание «сущ.+прил.».
4. Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Солнце скрылось за снеговыми хребтами и
бросало последние розовые лучи на длинное,
тонкое облако, остановившееся на ясном
прозрачном горизонте. (2) Снеговые горы начинали
скрываться в лиловом тумане. (3) Только верхняя
линия их обозначалась с чрезвычайной ясностью на
багровом свете заката. (4) Давно взошедший месяц
начинал белеть на темной лазури.
(Л.Н. Толстой)
Задания
1. Определите тему и главную мысль текста.
2. Определите стиль текста. Аргументируйте свой
ответ.
3. Объясните значение слова лазурь.
4. Подберите синонимы к словам: багровый, лиловый.
5. Выпишите слово, соответствующее
характеристике: обозначает признак предмета,
стоит в форме мн. ч., вин. пад.
6. Выпишите прилагательные с безударными
окончаниями и объясните их написание.
5. Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Чудесен, сказочен русский лес зимой.
(2) Белый, пушистый повис на ветвях снег.
(3) По осыпанным смолистыми шишками вершинам
перелетают красногрудые клесты-еловики. (4) Тихо
попискивая, возятся в сучьях хлопотливые,
шустрые синицы. (5) На пухлых сугробах хитрым
узором написаны заячьи и лисьи следы.
(И.С. Соколов-Микитов)
Задания
1. Определите тему и главную мысль текста.
2. Определите стиль текста.
3. Какие средства художественной
выразительности использовал автор?
4. Подберите синонимы к словам: хлопотливые,
хитрый (узор).
5. Объясните значение выражений: пухлые
сугробы, следы написаны хитрым узором.
6. Согласны ли вы с автором в том, что «чудесен,
сказочен русский лес зимой»? Обоснуйте свой
ответ.
7. Выпишите прилагательные, окончания которых
нельзя проверить вопросом. Укажите форму этих
прилагательных.
Л.НИКОНОВА,
г. Москва
|