Я ИДУ НА УРОК
5–й классЗагадки синтаксисаПрограмма В.В. БабайцевойЗагадка мала, но в ней все признаки
настоящего огня. Цели: 1. На материале загадок как жанра фольклора попытаться отгадать загадки синтаксиса. 2. Обратиться к одному из разделов русского синтаксиса – учению о грамматической основе предложения. 3. Развивать образное и логическое мышление учащихся. Оборудование: 1. Текст сказки о главных членах предложения. 2. Слайды для интерактивной доски. 3. Портрет В.И. Даля. 4. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля. ХОД УРОКА I. Работа по новой теме. 1. Словарно-орфографическая работа с загадками (слайд) как введение в тему. Прочитайте и отгадайте загадки. Словарно-орфографическая работа с загадками 1. В тесной избушк_ ткут х_лсты старушки. 2. В ногах полза_т, а за пятку хв_та_т. 3. Лежит брус во всю Русь, а стан_т – до неба д_стан_т. 4. В ма_ месяц_, по восьмой тысяче, родился конь крылатый, не б_ится царя в палат_. 5. Р_дился, не крестился; умер, не спасся, а Христа н_сил. – Понравились ли вам загадки и почему? (Своей необычностью и поэтичностью.) А каковы же отгадки? (1. Пчелы; 2. Змея; 3. Дорога; 4. Комар; 5. Ослик.) – Эти загадки взяты из четырех томов «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля. (Учитель показывает портрет русского лексикографа и один из томов его собрания.) – Более подробно с Далем и его наследием мы познакомимся на занятиях кружка «Юный лексикограф». – Вставьте пропущенные буквы, объясните эти орфограммы в загадках. (Ученики поочередно выходят к интерактивной доске и выбирают нужную букву, комментируя ее.) – Что представляют собой эти загадки с точки зрения языка, синтаксиса? (Это предложения.) – Докажите, что каждое из них является предложением. (Содержит сообщение, в устной речи характеризуется интонацией конца предложения, в письменной речи – знаками препинания в конце предложения, имеет грамматическую основу.) – Итак, важнейшим признаком предложения является наличие грамматической основы. И сегодня на уроке на материале загадок как жанра фольклора мы попробуем отгадать загадки синтаксиса, обратившись к одному из его разделов – учению о грамматической основе предложения. Запишите тему урока и эпиграф, который содержит главную мысль занятия. 2. Работа с эпиграфом. Учитель читает его вслух, дети объясняют смысл высказывания фольклориста М.А. Рыбниковой. – Я надеюсь, что настоящий огонь мы высечем своими знаниями, умением мыслить на уроке. 3. Составление синонимического ряда. – Подберите синонимы к термину «грамматическая основа предложения», оформим этот ряд слов (грамматическая основа – главные члены предложения – подлежащее и сказуемое). В лингвистике грамматическая основа называется и по-другому – синтаксической основой. – Почему подлежащее и сказуемое названы главными членами предложения? (На них, как на фундаменте, держится предложение. И неслучайно грамматическая основа – это уже предложение.) 4. Повторение ранее изученных сведений о главных членах предложения. – На какие вопросы отвечает подлежащее? – Какими частями речи оно может быть выражено? – На какие вопросы отвечает сказуемое? – Какой частью речи чаще всего оно выражено? 5. Знакомство со сказкой о подлежащем и сказуемом (с демонстрацией слайдов). СКАЗКА О ГЛАВНЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В стране Предложение жили король Подлежащее и королева Сказуемое. Они не могли жить друг без друга и очень редко оставались в одиночестве. Но занятия у них были разные. Король Подлежащее отвечал на вопросы кто? и что? А королева Сказуемое была болтушкой и сразу отвечала на много вопросов: что делает? каков? (какой?) кто таков? что такое? И одевались они тоже по-разному. Король Подлежащее любил костюм из существительного и местоимения в именительном падеже, реже надевал плащ из цельного словосочетания. А королева Сказуемое чаще всего бывала в платье из глагола, иногда из краткого прилагательного, из имени существительного в именительном падеже, из полного прилагательного, реже – из других частей речи. (Слайд) 6. Работа над содержанием сказки. – Понравилась ли вам сказочная история о главных членах предложения? – Что нового о подлежащем и сказуемом вы узнали из сказки? (Многообразие способов выражения их.) – А сейчас соединим сведения о подлежащем и сказуемом из сказки с материалом § 17. 7. Работа с учебником. Первоначальное самостоятельное чтение учащимися параграфа, фронтальная беседа по теории: – Дайте определение подлежащего. На какие вопросы оно отвечает? Чем обычно выражено? – Представим полученные сведения о подлежащем с помощью слайда. Эту таблицу оформим в тетрадь. (Слайд) СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ГЛАВНЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПОДЛЕЖАЩЕЕ 1. Существительное в именительном падеже.
2. Местоимение в именительном падеже.
3. Цельное словосочетание.
– Дайте определение сказуемого. На какие вопросы оно отвечает? Какие имеет способы выражения? Продолжим с помощью слайдов работу по заполнению таблицы. (Слайды) СКАЗУЕМОЕ 1. Глагол.
2. Краткое прилагательное.
3. Существительное в именительном падеже (постановка тире).
4. Полное прилагательное (находится после подлежащего).
8. Эксперимент. – Эксперимент – это научный опыт. Проведем его со знаменитой фразой академика Льва Владимировича Щербы. Запишем это предложение: «Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка». – Бессмысленная фраза? Как будто да. Но все же мы ее в какой-то степени понимаем. – Что же позволяет нам это делать? (Грамматика, грамматическая основа предложения. Куздра – это предмет речи, подлежащее, а будланула и кудрячит – сказуемые, рассказывающие о подлежащем.) Мы доказали, проведя эксперимент, что синтаксический анализ может быть независимым, автоматическим, что грамматическую основу предложения можно найти без опоры на значение составляющих ее слов, только с учетом грамматических свойств. II. Итоговая часть занятия. 1. Домашнее задание. Для всех – таблица в тетради, § 17. Разноуровневые письменные задания по желанию учащихся: 1-й уровень – упражнение 176; 2-й уровень – выписать из русских народных сказок примеры на каждый способ выражения подлежащего и сказуемого. 2. Заключительное слово учителя. Русский язык неизмеримо богат, разнообразны его тайны. Я надеюсь, что сегодняшнее знакомство с грамматической основой предложения поможет вам в дальнейшем отгадывать с успехом великое множество и других языковых загадок. Н.А. ЯНЦЕР, |