Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №12/2009

КУЛЬТУРА РЕЧИ
Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН

 

Вас постричь или подстричь?

Известный своей рассеянностью профессор садится в кресло парикмахера. – Прошу подстричь. – Охотно, господин профессор, но сначала я попросил бы вас снять шляпу. Хоть это и анекдот, важно, что не кто-нибудь, а профессор, априори человек образованный, хотел именно подстричься, а не постричься. Да и парикмахеры говорят, как в романе А.Н. Толстого «Хождение по мукам»: «Позвольте вам подстричь а ля бокс, если желаете, осталось у меня немного заграничной краски – вороньего крыла?».

Иногда приходится слышать, что литературная форма глагола – постричь, а подстричь – глагол просторечный. Или что подстригают что-то чуть-чуть, а постричь что-либо можно радикально. На самом деле это не так.

Современный глагол постричь означает, во-первых, «обрезая, укоротить, подровнять, придать определенную форму», а, во-вторых – «совершить над кем-либо постриг, обряд принятия в монашество, сопровождаемый обрезанием волос». Если заглянуть в классическую литературу, придется констатировать: глагол этот до конца XIX в. употреблялся именно в «ритуальном», а не в «парикмахерском» своем значении. В «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина есть упоминание о том, как князь Святослав, «громко читая: верую во единого, отправил гонца за Рюриком, велел постричь себя в монахи и преставился»... Но не только в буквальном смысле употребляется этот глагол. В частности, А.С. Пушкин в одной из своих поэм так оправдывал свое «немонашеское» поведение: «Я молод, не пострижен / И счастием нимало не обижен». Не пострижен – значит, не давал обета безбрачия, не обрекал себя и на аскезу. А значит, и не чувствовал себя ни в чем ущемленным и никому не завидовал. А вот характеристика другого писателя – Горького, данная ему одним из современников: «Он похож на семинариста, которого насильно постригли в монахи и этим обозлили его на все». Только в начале века начали постригать то, что раньше только подстригали. Вот, к примеру, свидетельство С.Н. Плеханова о дворянах Чухломского уезда, выглядевших, мягко говоря, неухожеyнно: «лица обветренные, волосы, постриженные какой-нибудь бабой-домоводительницей, торчали космами, голоса застуженные, срезанные ножом ногти на руках в трещинах и заусеницах, сюртучишки перепачканы...». Сегодня постричь и подстричь уже синонимы.

Подстричь значит, прежде всего, «подрезая, укоротить, подровнять» и тем самым «придать опрятный вид или необходимую форму», чтобы было «как надо». В этом смысле употребляет глагол писатель Н.Садур, рассказывая о кавказском «занебесном мальчике», ожидающем поселения в квартиру: «тогда Феликса придется хотя бы подстричь, потому что у прописанных мальчиков волосы до ниже спины в Москве не разрешаются». Чаще всего подстригают волосы, бороды, усы, ногти. Или животных. И.Е. Репин вспоминает, как мастерил игрушку: «Я подбираю на полу обрезки меха для моего коня; из них делаю уши, гриву, а на хвост мне обещали принести, как только будут подстригать лошадей у дяди Ильи, настоящих волос из лошадиного хвоста». Можно еще вспомнить рассказ дрессировщика В.Запашного, решившего от греха подстричь когти льву – трудней всего было его поймать, «пришлось морить льва голодом, пока он не зашел в тесную клетку за кроликом»...

Есть и еще одно значение у глагола подстригать: «придавать кустам, деревьям необходимую форму, обрезая, укорачивая ветви, сучья».

Подстриженные французские парки когда-то очень ценились. А вот С.Т. Аксаков с нежностью вспоминал о садике своего детства: деревья, кусты, грядки – «вся эта некрасивая смесь мне очень понравилась, нравится даже и теперь, и, конечно, гораздо более подстриженных липовых или березовых аллей...».

Есть и такое выражение: стричь под одну гребенку. Фильм «Стиляги» напомнил нам о тех временах, когда сердитые дяденьки ловили на улицах и насильно стригли молодых людей с волосами «под Битлз», не понимая, что прическа соответствует тому, что в голове, а мысли подстричь невозможно! Не читали они В.В. Вересаева, задававшегося вопросом: «Неужели жизнь и среда – парикмахеры, которые сидят в разных комнатах, и вот человек, который хочет свою “душу” подстричь известным образом, идет к определенному парикмахеру?». Душа у каждого – своя. А подстрижен человек или пострижен – не так уж и важно.

Ольга СЕВЕРСКАЯ,
кандидат филологических наук,
старший научный сотрудник ИРЯ РАН,
ведущая программы «Говорим по-русски!»
на радио «Эхо Москвы»

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru