Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №12/2009

ИНФОРМАЦИЯ

 

Кишиневские школьники на XIII конференции
«Языкознание для всех»

В феврале 2009 года в Москве состоялась XIII научно-практическая конференция старшеклассников «Языкознание для всех», и в четвертый раз в ней принимали участие кишиневские школьники. Конференция 2009 года собрала 139 юных исследователей из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Минска, Львова, Усть-Каменогорска. Делегация из Кишинева оказалась самой многочисленной: на конференции было представлено одиннадцать работ, и все одиннадцать докладов были отмечены наградами жюри. Большинство работ (7 из 11) были выполнены в Русском интеллектуальном центре Республики Молдова (РИЦ).

Поддерживать одаренную русскоязычную молодежь, привлекая ее к участию в различных российских образовательных программах, – это основная задача РИЦ. Далеко не все, кто сегодня принимает участие в филологических или лингвистических исследованиях, станут филологами, они даже не все гуманитарии. Но мы исходим из того, что, вкусив «сладостные муки творчества» в подростковом возрасте, наши воспитанники навсегда сохранят уважение к образованию и к интеллектуальному труду. Кем бы они ни стали в дальнейшем, можно быть уверенным, они никогда не будут воровать чужие мысли или механически исполнять чьи-то необдуманные решения.

Благодаря участию в Московской научно-практической конференции старшеклассников «Языкознание для всех» мы поняли, что русский язык предоставляет неограниченные возможности для творческих исследований, которые можно проводить уже в школьном возрасте.

И еще один важный вывод мы смогли сделать вместе с учениками, участвуя в различных российских образовательных проектах: «Уметь грамотно строить гладкие фразы – важный жизненный навык как для гуманитария, так и для любого специалиста, но… демагогия, не подкрепленная фундаментальными знаниями, к успеху в жизни не приведет». Поэтому все занятия, в том числе и подготовка лингвистических проектов на конференцию, в первую очередь посвящены глубокому изучению предмета исследований.

Прежде чем сформулировать тему и приступить к проектному исследованию, ученики слушают в РИЦ лекции и изучают основы языкознания и других смежных наук под руководством старшего преподавателя Современного гуманитарного института О.В. Думитраш. В 2008 году при подготовке к конференции, направление которой определялось названием «Языковой вкус эпохи», тематика лекций ограничивалась областью лингвопоэтики. Тема конференции 2009 года – «Язык и норма» – озадачила нас и заставила расширить круг изучаемых вопросов. Для выполнения проекта юным лингвистам пришлось постигать основы научных знаний по психо- и социолингвистике, методике и психологии, философии и социологии, этнопсихологии и лингвокультурологии, лингвостилистике и теории перевода… Особое внимание мы уделяем культуре письменной научной речи. Такой подход, несомненно, способствовал тому, что все семь проектов, подготовленных в РИЦ, были отмечены жюри.

Благодаря организации лингвистических исследований в РИЦ русский язык перестал быть скучным предметом даже в обычных учебных группах, где старшеклассники просто повышают свою грамотность, готовятся к ЕГЭ. Ведь у нас все ребята, как одна семья, волнуются за товарищей, участвующих в конференции, видят, как те работают, помогают проводить опросы и тем самым тоже невольно приобщаются к творческому постижению тайн русского языка.

Е.М. БУРАКОВА,
директор Русского
интеллектуального центра,
г. Кишинев,
Молдавия

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru