Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №13/2009

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ

 

Вместо предисловия

Мастер-класс «Как найти свой стиль преподавания» проводился для учителей – филологов и историков – города Губахи.

Каждый урок мастер-класса демонстрировал мои любимые методы и приемы преподавания.

Цель – показать систему своей работы, показать, какими разнообразными средствами можно пользоваться при обобщении педагогического опыта. Присутствующие стали активными участниками мастер-класса: в этом помогал раздаточный материал. Это «учебник» в формате общешкольной газеты «Дело № 15» и рабочая тетрадь.

Описывать ход уроков сложно – ведь лучше «один раз увидеть, чем сто раз прочитать». Подробный комментарий поможет читающему представить, как все происходило.

Е.А. Коковихина,
г. Губаха,
Пермская обл.

 

Мастер-класс
«Как найти свой стиль преподавания»

Педагогическая лаборатория

Добрый день, уважаемые гости! Я рада видеть вас в своей педагогической мастерской. Мы проживем вместе целый шестичасовой рабочий день, ровно столько, сколько находятся в школе наши ученики.

Я предложу вам множество ролей, но об этом чуть позже. Обратите внимание на эти учебные пособия (показываю раздаточный материал). Это очень тоненький «учебник» – теория и рабочая тетрадь – практика.

Изучите наше расписание (см. рабочую тетрадь).

Приступаем к работе!

Примечание

Работаем с первой страницей рабочей тетради. Проверяю эмоциональную готовность педагогов к восприятию информации. Два левых квадрата заполним в начале занятий, а два правых квадрата – в конце. Такой прием помогает оценить, насколько интересной и полезной была полученная информация.

Кроме этого способа, показываю еще один. Термометр интереса и пользы помогает понять, какие уроки мастер-класса особенно запомнились. Заполнение такой своеобразной таблицы невольно заставляет педагогов периодически оценивать происходящее, то есть помогает «не выпадать из урока».

Обратите внимание на левый квадратик вверху страницы (показываю первую страницу). Спросите себя, с каким настроением вы зашли в кабинет, и нарисуйте свое настроение.

А сейчас посмотрите на нижний левый квадратик. Спросите себя, а чего же ожидаете вы от предстоящего учебного дня? Напишите только одно слово (читаем по цепочке или по желанию).

Обратите внимание на нижнюю часть страницы. Здесь изображен термометр интереса и пользы.

Надеюсь, что и температура пользы будет высокой.

Спросим себя: «Что такое обобщение опыта работы?». Вот эти три слова мысленно подержите в руках (несколько человек жестами показывают всем), постарайтесь увидеть в цвете (несколько человек вслух называют цветовую гамму).

У многих учителей, особенно нефилологов, эти слова вызывают страх. Учитель не знает, как рассказать о своем педагогическом опыте. Его бесценный опыт лежит в душе, как надежно спрятанный клад, до которого не добраться. Сегодня я покажу один из вариантов выполнения подобной работы.

Примечание

Во вступительном слове я использовала те приемы, которые применяю в работе с учениками, начиная тему. Доброжелательный тон, объединение себя и слушателей (мы проживем вместе целый день), небольшая интрига (я предложу вам множество ролей), фиксирование эмоционального настроя на работу (заполнение квадратиков), образное восприятие отвлеченных понятий (держим в руках и представляем в цвете).

Создавая образ педагогической лаборатории, я буду поочередно то магистром наук, то субъектом Е.А.К. Такой игровой прием помогает переключать внимание слушателей, снимает напряжение и вызывает искренний интерес. Менять облик мне поможет обычная шапочка магистра наук.

Как-то я спросила себя: как личность учителя выражается в стиле его работы? И решила проверить эту зависимость опытным путем, пригласив вас на семинар в качестве независимых экспертов.

(Открываем вторую страницу в рабочей тетради. Я в шапочке магистра наук.)

Коллеги, перед вами поставлена интереснейшая научная задача – исследовать субъект Е.А.К. и определить, каким образом стиль преподавания Е.А.К. зависит от черт ее личности.

Одновременно исследуем и свои особенности.

С родителями и детьми я знакомлюсь всегда одинаково: честно рассказываю им о своих чертах характера. А начинаю так: «Не бывает хорошего, не бывает плохого. Всякое плохое содержит в себе хорошее. Всякое хорошее содержит в себе плохое». Это как две стороны (показываю ладонь и тыльную сторону ладони.)

Думаю, что я добрая. Дети чувствуют это сразу. Даже если хмурю брови и стараюсь смотреть зло, они не верят. Когда-то, очень давно, одна ученица посоветовала мне «выпить озверинчику», чтобы я справлялась с шалунами. Я научилась это делать, но другими способами. Моя доброта многим нравится.

Доброта не исключает требовательности. Если ученик, например, не сдаст вовремя работу, это ему обязательно аукнется: откажусь проверять, не приму тетрадь, и тогда появляются недовольные.

Об аккуратности. У меня всегда все разложено, расписано, отмечено. Я никогда ни о чем не забываю. Это удобно.

Вероятно, многих раздражает моя «занудливость»: заставлю обозначить все признаки орфограммы. Сто раз напомню.

Отношу себя к творческим людям: люблю импровизировать, проводить театрализованные праздники, на уроках представать в самых разных образах. Это интересно и забавно.

Стараюсь быть внимательной и наблюдательной: только ученик придумает хитрость, как ему на моем уроке побездельничать, а я уже новый прием использую, чтобы такой ленивец поработал. Бездельникам со мной трудно.

Люблю рассказывать о своем детстве или юности. Выросла в селе. У нас не принято хитрить. Много рассказываю о себе, о своих ошибках. Детям нравится слушать, потому что их родители молчат об этом.

Конечно, не всем нравится такая искренность и открытость.

Сейчас у вас одна минута на выполнение самостоятельной работы. Напишите о плюсах и минусах своего характера.

Думаю, что нашла способ защиты от ученической агрессии. Пройдемте этот путь вместе со мной.

1. Обратите внимание на начало фразы «Что сделалось смешным, …». Продолжите фразу. (Читаем вслух два-три варианта. Сравниваем со словами Вольтера «Что сделалось смешным, не может быть опасным».)

Я не стыжусь быть смешной. (Рассказываю учителям о том, в каких ситуациях на уроках я выгляжу комично и как реагирую на реплики детей).

У меня выразительная мимика, жестикуляция. Я спокойно рассматриваю шаржи на себя, которые нарисовали дети (показываю рисунки). Следовательно, становлюсь неопасной для учеников.

2. Продолжите еще одну фразу «Чтобы над тобой не смеялись другие, …».

(Читаем вслух два-три варианта. Сравниваем со словами моего текста «Чтобы над тобой не смеялись другие, научись смеяться сам(а) над собой».)

На уроках я часто рассказываю о себе много смешных случаев. Но это не значит, что точно так же я могу смеяться над другими.

«Осмеивать и вышучивать нужно так, чтобы осмеянный не мог рассердиться». (Шамфор)

Мне долго пришлось избавляться от иронии, которая очень часто сквозила в обращениях к ученикам.

(Я снова в шапочке магистра наук.)

– Е.А.К. научилась снимать напряжение, которое возникало между учителем и учениками. Но этого явно было недостаточно, чтобы общаться без конфликтов. Тогда она стала приучать себя нормально реагировать на критику (см. слово критика).

Допишите фразу «Порицать человека для его же пользы – значит, не… (хулить) его, а… (вразумлять). (Исократ)

(Снимаю шапочку магистра наук).

Знакомясь, сразу показываю: критиковать не просто можно, а нужно. Естественно, речь идет не об оскорбительной критике, а о деловых замечаниях в мой адрес.

У меня есть жалобная книга, в которой дети жалуются мне на меня. Я читаю и стараюсь быстро реагировать. За свои ошибки публично прошу прощения. Если с претензией ученика согласиться не могу, пишу ответ. Такая книга очень хорошо помогает, когда берешь класс после другого учителя. Если это семиклассники или еще более взрослые ученики, конфликт неизбежен, поскольку меняется стиль преподавания. Подростки агрессивно отстаивают свои права на привычные формы урока. Такая жалобная книга помогает снимать негатив.

Спокойно относиться к критическим замечаниям в свой адрес я научилась не сразу. Легче стало тогда, когда я осознала суть слова ошибка (см. слово ошибка).

Проверьте себя, продолжите предложение. «Когда я вижу свою ошибку, я…».

(Читаем вслух два-три варианта. Мой вариант – «Когда я вижу свою ошибку, я стараюсь понять ее причину».)

Пишем под диктовку и вдумываемся:

«Все, с чем в жизни сталкивается человек, для чего-нибудь ему и нужно. Всякая трудность – следствие неправильной мысли. Ошибка – это хорошо. Научился ли я на ошибке?».

Слово демократ в наше время воспринимается неоднозначно. (Показываю жест. Одна рука символизирует учителя, другая – ученика. Располагаю руки на одном уровне.)

Не все ученики готовы к общению на равных.

В самом начале года я договариваюсь с учениками, познакомив их с правилами общения.

Вот эти правила.

1. Нет вины и нет виноватых.

Комментарий. В любой ситуации не обижайтесь, а спросите себя: «Почему со мной так поступили?».

Не надо обвинять других. Принимайте поступки людей как факт.

Я не чувствую себя виноватой, потому что учу так, как умею на данном этапе. А если ученик не учится, несмотря на все мои усилия, значит, так ему в жизни нужно.

2. Никто ничего никому не должен.

Комментарий. Ученики не должны читать, учить. Их учеба – это их право, а не обязанность. Я даю им возможность выбора. Они этой возможностью пользуются или не пользуются.

Точно так же я ничего не должна ученикам. Например, договариваясь о дне зачета, мы учитываем интересы обеих сторон. Если ученик не пришел в этот день, он сам несет ответственность.

3. Каждый сам несет ответственность за свои действия и поступки.

Комментарий. Я не заставляю ученика делать что-нибудь через «не хочу» и не грызу себя, если не удалось научить его так, как хотелось бы мне. Жизнь – самый лучший учитель.

Чем чаще общаешься, тем лучше понимаешь других.

Я успеваю поговорить со всеми учениками. Вы спросите, как я успеваю это делать? С помощью тетради.

1. Я собираю и проверяю тетради после каждого урока. Классную работу мы всегда начинаем с анализа. Ставим на строке букву А, затем я задаю вопросы, а дети отвечают. Проверяя тетради, я прочитываю ответы ребят, и многое становится понятно.

Вопросы могут быть самого разного содержания: поняли или нет материал, как восприняли какое-либо событие, в каком настроении находятся и так далее.

2. Общение с помощью тетради может носить психотерапевтический характер.

В восьмом классе у меня училась девочка, которая на уроках совершенно не работала. Я использовала самые разные приемы, но ничего не помогало. Однажды я написала в ее тетради: «Лена, напиши в газету о том, что тебя больше всего волнует, с какими проблемами ты сталкиваешься, как ты их решаешь. Я надеюсь прочитать твои размышления о жизни».

На следующем уроке, получив тетрадь и прочитав мое обращение, Лена написала в тетради две страницы. Это была настоящая исповедь.

«Я часто ничего не делаю на уроках. Как говорят учителя, я “сплю” или “летаю в облаках”.

Да, на самом деле я постоянно отвлечена своими мыслями, и иногда наступает такое, что я вообще не могу, вернее, не хочу ничего делать. Наступает лень. Я постоянно думаю о своих проблемах. Иногда меня не вытащить на улицу даже самым близким друзьям. …Родные меня не понимают, почему я так учусь, да и сама я себя временами не понимаю. Просто я давно уже решила, что зря живу на этом свете, хотя другие люди считают, что жизнь прекрасна. Но как она может быть прекрасной, если в мире почти не осталось добра. …Даже про себя я не могу сказать, что я добрая. …Хотя я знаю, что если мне дальше так себя вести, из этого ничего хорошего не будет, но почему-то не могу освободиться от таких мыслей».

С этого дня мы стали переписываться с Леной. За урок она успевала написать полторы-две страницы. И огромную радость принесла мне ее работа.

3. С помощью тетради осуществляется связь с родителями. Одно из домашних заданий выполняли не ученики, а их родители. Нужно было оценить работы своих детей. Я получила разнообразнейшие ответы взрослых. По ответам можно было понять характеры пап и мам, их отношение к детям. Вот некоторые из ответов.

«Работы моей дочери мне нравятся. Видно, что Лена старается. Почерк заметно улучшился. Все задания выполняются карандашом. Плохи работы тем, что Лена делает исправления. Мама.

Я согласен с мнением мамы. Папа».

«Работы моего сына меня не устраивают. В них очень много ошибок. Новый материал в школе он сразу не понимает, но не просит о помощи. Не последнюю роль играет его невнимательность.

Родителей устраивает Димин почерк.

Мы решили заниматься с сыном дополнительно. Папа».

«Посмотрел тетрадь. Напоминает поле битвы, но до Бородинского еще далеко. Радует аккуратность и неплохой почерк. Есть одна пятерка. Это вселяет надежду. Нравится, как он работает с карандашом и линейкой. Огорчает его невнимательность. Одни и те же ошибки повторяются, несмотря на указания учителя. Но надежда умирает последней. Хочется верить, что в чем-то он изменится в лучшую сторону. Папа».

(Снова в шапочке магистра наук.)

Коллеги, пора сделать первые выводы.

В каких приемах проявился логический тип мышления Е.А.К.?

В каких приемах проявился образный тип мышления Е.А.К.?

Использовались элементы театрализации с помощью шапочки магистра наук.

С помощью мимики и жестикуляции педагог создавал образы абстрактных понятий (руки-весы, чашечки которых символизировали преподавателя и ученика, показывали характер взаимоотношений взрослого и ребенка; слова «обобщение опыта».)

Посмотрите на термометр. Какова у вас температура интереса и пользы? Отметьте на первой странице в своей рабочей тетради.

Наш лабораторный эксперимент завершен.

Комментарий

Продумывая ход занятий в педагогической лаборатории, я решала несколько задач.

Во-первых, я начала мастер-класс с самого главного, а именно: с описания своих взаимоотношений с учениками, так как без хороших отношений, без понятных «правил игры» невозможно достичь результатов в современной школе.

Многие педагоги, впитав в себя атмосферу авторитарной школы, с трудом отказываются от ложных стереотипов. Например, не умеют публично признаваться в своих ошибках, думая, что таким образом сохраняют авторитет. Или никак не могут признать за учеником право на ошибку, воспринимая эту ошибку как собственное поражение. Или слишком опекают школьников, искренне считая, что без вмешательства учителя жизнь ребенка не сложится.

Думаю, что ход занятия смог убедить педагогов в ложности подобных убеждений.

Во-вторых, я постаралась вовлечь своих слушателей в работу. С помощью раздаточного материала я добилась того, что мои «ученики» не имели возможности меня не слушать. Им постоянно приходилось думать, отвечать, слушать других, сравнивать свои представления с представлениями окружающих. И хотя я не читала их записи в тетрадях, а отвечали они по желанию, уверена: мнения педагогов не совпадали.

В-третьих, учителя увидели, как именно работают мои любимые приемы. Мне нравится классифицировать материал, располагать его в таблицах или на схемах, так как у меня хорошо развито зрительное восприятие.

Я всегда разъясняю лексическое и этимологическое значение слов. Мне кажется, что это помогает более глубокому пониманию смысла сказанного или написанного. Не люблю говорить много и навязывать свою точку зрения, поэтому даю возможность дописать, сказать. Выслушиваем только по желанию. Ученики знают, что я никогда никому не расскажу о том, что они мне доверили. В данной работе я указала фрагменты исповеди Лены только лишь потому, что для читающего имя ученицы незнакомо.

Для меня важно обязательно создать образ какого-либо понятия. Делаю я это с помощью жестов, мимики, привлекаю цвет. звук, использую возможности голоса, паузы и прочее. Все это педагоги могли наблюдать в ходе занятия.

Е.А. КОКОВИХИНА,
г. Губаха,
Пермская обл.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru