Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №13/2009

ЖИЗНЬ ЯЗЫКА

 

Как научиться говорить убедительно?

Многие люди, наверное, задавались вопросом: почему речь одного учителя, писателя, публициста, священника, ведущего теле- или радиопрограммы нравится, а речь другого – нет? Какими качествами должна обладать речь публичного человека, чтобы привлечь внимание школьника, студента, да и просто обывателя, который из потока «всего слышимого» за день отбирает только то, что захватывает его «драгоценное» внимание и время? Какая речь производит впечатление на современного, «торопящегося жить» слушателя?

Часто ученики называют учителя сильным. Когда узнаешь, кого из коллег они так именуют, то понимаешь, что речь идет о человеке, умеющем хорошо, убедительно говорить, преподносить материал, захватывая внимание учащихся и заставляя эмоционально сопереживать. Вы скажете, что это верно в ситуации с преподаванием таких предметов, как история, литература, МХК, и понятно почему. Но, оказывается, это также может быть верно и в случае, когда объясняет новый материал физик, химик, географ и т.п. Значит, нужно не только знать свой предмет, но и уметь представить его, владеть способами захвата внимания с целью максимального воздействия на аудиторию и достижения эффективности обучения школьников. Поданный по-особому, с душой, с желанием быть услышанным и понятым, учебный материал лучше запоминается. И к такому учителю на урок дети идут с удовольствием. И такой учитель пользуется авторитетом среди учащихся и их родителей.

Можно ли научиться говорить так, чтобы тебя слушали со вниманием? Есть ли какие-то приемы, которыми уже пользуются другие для достижения цели воздействия в речи?

Мы попытались найти ответы на эти вопросы, исследовав тексты публичных выступлений таких мастеров слова, чья устная речь заставляет многомиллионную публику слушать их с большим вниманием, о чем свидетельствуют высокие рейтинги их программ и большая популярность среди зрителей различных профессий и возрастов. Кстати, в вопросах культуры исследователи всегда ориентировались на образцы звучащей речи.

К числу таких авторов (а их 42) можно отнести Э.Радзинского с его циклом передач «Загадки русской истории», «История галантного века», «Загадки Сталина», В.Вульфа с «Моим серебряным шаром», Ю.М. Лотмана с «Очерками о русской интеллигенции», митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (ныне Патриарха Московского и всея Руси) со «Словом пастыря», М.Леонтьева с передачей «Однако» и многих других. Все они разные, но у них есть что-то общее, что притягивает внимание и производит благоприятное впечатление на слушателя.

Анализ интонации позволяет подняться над текстом и услышать нечто общее для всех текстов (будь то рассказ о творчестве Н.В. Гоголя, или увлекательный рассказ о свойствах механических волн, или лекция о географическом положении Австралии).

Мы проанализировали устные тексты (около 100) ярких авторов с точки зрения интонации, употребления логических ударений, особенностей паузирования и создания ритмичности текста. В ходе исследования мы пришли к выводу о том, что все авторы владеют приемами создания выразительности на уровне интонации. И появляются эти приемы там, где есть какие-то нарушения. Нарушения бывают неосознанные (это ошибка в речи говорящего) и сознательно создаваемые, когда автор вносит в речь оттенки экспрессивности, эмоциональности, интонационно выделяет дополнительные смыслы. И это верно для всех уровней языка.

Уровень интонации

l. Мы отмечаем нарушение интонационной нормы: у ярких ораторов в среднем 1 фраза из 10 интонируется неправильно (здесь термин «фраза» в том же значении, что и термин «синтагма», в соответствии с рекомендациями Московской фонологической школы). И почти половина нарушений (42%) приходится на ИНТ – интонему нисходящего типа.

Примечание. Интонема – это фраза, оформленная интонационным контуром. В русском языке существуют три интонемы: интонема восходящего типа (ИВТ), выражающая значение зависимости и незаконченности, интонема нисходящего типа (ИНТ), выражающая значение независимости и законченности, и интонема ровного типа (ИРТ), которая передает значение незаконченности и независимости и законченности и зависимости. Подробнее смотри книгу Г.Н. Ивановой-Лукьяновой «Культура устной речи. Интонирование, паузирование, логическое ударение, темп, ритм. Учебное пособие». М.: Флинта, Наука, 1998.

Оформляя конечную фразу, ИНТ требует понижения тона как маркера законченности мысли. И если мы произносим конечную фразу с ровной или восходящей интонацией, то это является нарушением. Яркие ораторы делают это сознательно, чтобы заставить нас искать дополнительные смыслы, эмоционально сопереживать автору.

А. Ораторы используют ровный или нисходящий тон при ИНТ. Например:

Или:

Примечание. В статье приняты следующие условные обозначения:

– ИНТ – интонема нисходящего типа, ИВТ – интонема восходящего типа, ИРТ – интонема ровного типа – согласно концепции Г.Н. Ивановой-Лукьяновой;

– слово, насыщенное логическим ударением, выделено жирным шрифтом;

– ИК-5 – интонационная конструкции в системе Е.А. Брызгуновой, обозначающая такой способ выделения логического ударения в слове, при котором в слове или словосочетании с двумя логическими центрами на первом акценте тон повышается, на втором – понижается;

– логическое ударЕние – длительность ударного гласного в слове с логическим ударением;

– | – реальная грамматическая пауза;

– ¦ – психологическая пауза;

(¦) – дикторская пауза;

– пропуск грамматической паузы;

– движение тона вверх;

– движение тона вниз;

– ровное движение тона во фразе.

Свое неравнодушие к предмету и теме повествования говорящий передает в состоянии крайнего эмоционального напряжения. Возбуждение автора сообщается слушателям и вызывает их напряженное внимание.

Иногда крайняя степень взволнованности сказывается на характере реализации каждой ИНТ текста. Например:

Часто заданность нарушений обусловлена наличием ряда однородных членов, которые требуют интонацию перечисления. В этом случае в ряду однородных членов оказывается фраза, которая требует иной интонации, чем предыдущие. Автор же наделяет одинаковой интонацией каждую фразу (даже если это в нарушение нормы), подтверждая тем самым идею однородности (все однородно, и интонация в том числе). Например:

Скорее всего, автор по аналогии произносит конечную фразу с той же интонацией, что и предыдущие, и подобные нарушения – результат спонтанного характера выступления и эмоционального напряжения говорящего, а слушающими воспринимается как прием создания выразительности.

Индивидуальное начало проявляется в речи ярких ораторов как сознательное нарушение нормы, как намеренно создаваемый прием для решения различных задач публичного выступления.

Наибольшее количество нарушений ИНТ зафиксировано у признанного мастера слова – Э.Радзинского. В текстах его выступлений 61% составляют ненормативные реализации ИНТ. Особую индивидуальность выступлениям Э.Радзинского придают неповторимые и характерные для его текстов реализации ИНТ ровным тоном. Это явление редкое. И мастерство автора состоит в умелом использовании этих нарушений в качестве приема выразительности. Это, пожалуй, самый прогнозируемый способ воздействия на слушателя. Например:

Ровный тон имеет оттенок незавершенности, недосказанности, и этой невыраженностью тона Радзинский помогает представить трагедию женщины, матери, всю ее боль и горечь, ее боязнь при мысли об утрате сына. Автор как будто предлагает нам заглянуть в подтекст. Мысль закончена, но развертывание всех ее смыслов производит глубокое впечатление на слушателя.

Но не только конечные фразы подвергаются ненормативному интонированию. Начальные фразы также могут быть произнесены с неверной интонацией, не отражающей реальных грамматических и синтаксических связей. Например:

Б. ИВТ (интонему восходящего типа) ораторы реализуют нисходящим или ровным тоном. Часто говорящего на подобные нарушения провоцируют однородные члены – элементы перечисления, наделенные одинаковой интонацией (как в случае с ИНТ), особенно в тех случаях, когда в каждой фразе с ИВТ есть слово с логическим ударением. Например:

Такое интонирование отличается уверенностью, авторитетностью высказывания, предполагает серьезные темы и намерения говорящего. Часто именно такой интонации требует речь учителя, например, во вступительном слове по важной теме или в заключительном слове, в выводах к уроку.

Индивидуальное в нарушении ИВТ мы отмечаем в тех случаях, когда ровный или нисходящий тон обусловлен не только логическим ударением в слове и наличием однородных членов в предложении. Часто это – прием. Например, в речи мастера публичных выступлений В.Вульфа:

Или:

Ровный тон при ИВТ объясним особой манерой В.Вульфа. Спокойное, ровное повествование (в отличие от Э.Радзинского) достигается во многом за счет ровного тона. На его фоне последующая фраза кажется наиболее значимой по мысли и выделенной за счет предыдущей.

И вот тогда, когда вы захватили внимание учащихся, обманув их ожидания подъемом тона в конце фразы или заинтриговали их невыраженностью ровного тона, где ожидалась законченность мысли, вот тогда вы можете поэкспериментировать с ровным и нисходящим тоном и в начальных фразах. Попробуйте выразить свою мысль, опуская тон вниз не на конечных фразах (т.е. не там, где в письменной речи мы поставили бы точку). И если это будет уместно, вы придадите своей речи особую значимость. Умелая реализация ИВТ ровным и нисходящим тоном как индивидуальная черта наблюдается и в речи профессора МГЛУ В.И. Овчаренко, на лекции которого студенты, аспиранты и преподаватели специально приходят, чтобы послушать, как он говорит. Например:

Убедительность выступлений этого автора достигается при помощи различных средств. И ненормативная интонация при ИВТ – один из приемов эффективности речи, при котором у слушателя создается ощущение убедительности, уверенности в истинности услышанного. По данным нашего эксперимента, 80% информантов определили нарушение нормы (нисходящий тон при ИВТ) как более выразительный вариант произношения, а речь автора авторитетной и убедительной.

2. ИРТ (интонема ровного типа – часто это фразы в середине сложного предложения) может быть реализована всеми возможными вариантами: восходящим, нисходящим и ровным тоном. На выбор говорящего оказывает влияние и смысловая наполненность текста, и характер синтаксических связей во фразах, и случаи совпадения тона со способом выделения слова, и сознательное намерение автора использовать экспрессивные возможности того или иного варианта интонирования.

По данным нашего анализа, распределение вариантов ИРТ от общего количества всех ИРТ в текстах публичных выступлений составило:

ИРТ – 52%,

ИРТ – 38%,

ИРТ – 10%.

Использование восходящего и нисходящего тона у большинства говорящих, скорее всего, свидетельствует о стремлении выразиться как можно яснее, отразить характер синтаксических связей и малейшие оттенки смысла внутри фразы. И в этом проявляются общие свойства речи. Индивидуальное же появляется как раз у тех авторов, которые стремятся к ровным реализациям. При этом эффект достигается за счет невыраженности, «смазанности» тона, и говорящий заставляет слушателя активизировать внимание. Например, у о. Валериана Кречетова при упоминании дорогих ему имен, образов появляется ровный тон при ИРТ с целью передать особое благоговейное отношение к святыням:

Интересно, что при анализе текстов публичной речи обнаружились незначительные количественные колебания того или иного тона при ИРТ в зависимости от профессиональной принадлежности говорящего:

Тип реализации ИРТ

Профессиональная
принадлежность
говорящего

ИРТ ИРТЇ ИРТ®
Священники 51,2% 38,4% 10,5%
Журналисты 59,7% 31,9% 8,2%
Актеры 44,5% 47,2% 10,8%
Писатели, поэты 56,2% 32,1% 12,4%
Ученые 50% 42,5% 7,4%

Интересным показался тот факт, что актеры при выборе тона ориентируются на нисходящую интонацию при ИРТ. Известно, что такая интонация требует более продолжительной паузы в конце фразы, а длительная пауза по сравнению с краткой воспринимается как более выразительная. Возможно, актеры понимают силу и преимущества нисходящего тона. Результаты эксперимента подтверждают эту мысль: 57% информантов признали именно этот вариант наиболее выразительным, 34% – ровный и лишь 14% – восходящий.

Приведем пример, в котором семь из восьми ИРТ реализованы нисходящим тоном, и это придает особую убедительность, значимость сказанному:

Таким образом, мы можем отметить те особенности интонирования, с помощью которых создаются приемы выразительности в речи и достигается эффективность общения:

1. Нарушение интонационной нормы.

А. Ровный и восходящий тон при ИНТ (эксперимент показал, что 74% опрошенных предпочли этот вариант как наиболее выразительный);

Б. ровный и нисходящий тон при ИВТ (77% информантов оставили свой выбор за этими вариантами как наиболее убедительными и значимыми).

2. Предпочтение нисходящему тону как наиболее выразительному при равных возможностях всех вариантов ИРТ.

Предпочтение этоу тону позволяет передать различные оттенки чувств говорящего, дополнительные смыслы, подтекст.

Помимо интонации, нашей речи придает выразительность и умелое использование логических ударений.

Логическое ударение в слове предполагает его особую выделенность как чего-то важного в смысловом отношении. Это некая смысловая опора, которой говорящий стремится снабдить адресата, актуализировать и закрепить в памяти аудитории нужное понятие. Также логическое ударение может передавать особую экспрессию говорящего и различные оттенки смысла, создавать подтекстовость.

Этим умело пользуются яркие ораторы. Они удлиняют ударный гласный, растягивают слово, делают выразительную (психологическую) паузу перед словом, повышают тон на ударном гласном выделенного слова (самый высокий подъем тона). По данным нашего исследования, в текстах публичных выступлений лишь 15% слов с логической выделенностью создается нейтральным способом (ровное движение тона).

А более сильного эффекта воздействия говорящий достигает тогда, когда пользуется одновременно несколькими способами. Например:

Словосочетание убивают тысячи выделено, во-первых, движением тона по типу ИК-3 (стилистически окрашенным), во-вторых, растягиванием и, в-третьих, психологической паузой.

По данным нашего исследования, в речи ярких ораторов наиболее яркие приемы связаны с интонированием и выделением однородных структур: например, если в ряду однородных членов в каждой фразе есть слово, выделенное логически нейтральным способом, а последнее – экспрессивным (резким повышением тона вверх на ударном гласном), то этому последнему слову достается вся значимость: как смысловая, так и эмоциональная. Например:

Интересен прием, позволяющий усиливать синтаксический параллелизм за счет интонационного:

Некоторую интонационную волнообразность мы наблюдаем в этом случае: первое слово выделяется экспрессивно-окрашенным способом, второе – нейтральным, третье – снова тем же движением тона вверх, четвертое – снова тоном вниз и т.п. В итоге у слушающего все шесть акцентно выделенных слов остаются в памяти как ключевые слова, передающие идею соотносительности, сопоставимости, сопряжения тех явлений, о которых повествует автор. Интонационный уровень поддерживает лексический и синтаксический.

Также эффективным оказывается способ создания логического ударения путем растягивания слова и выделения его тоном по типу (т.е. в слове с двумя центрами на первом акценте тон повышается, на втором – понижается), что усиливает семантику слова и несет особую оценочность и значимость. Этот способ логической выделенности достаточно популярен у авторов публичных выступлений. Например:

Или:

Паузы также могут участвовать в создании приемов выразительности, особенно те, которые несут дополнительную экспрессивную нагрузку, – психологические паузы. Их количество в текстах ярких ораторов достаточно: например, у Э.Радзинского их 47% от общего количества пауз, у Е.Евтушенко – 33%, у митрополита Кирилла – 22,5%, у Н.Сванидзе – 15% и т.д.

Таким образом, на уровне паузирования отмечаем:

1. Использование психологической паузы на границе синтагматического членения, что увеличивает длительность перерыва в звучании (т.е. совмещение реальной грамматической и психологической паузы). При этом, если обе паузы оказываются еще и перед словом с логическим ударением, то выразительность приему обеспечена, чем успешно пользуются такие мастера слова, как Э.Радзинский. Например:

Или:

2. Случаи, когда психологическая пауза компенсирует отсутствие обязательной грамматической, что создает благоприятные условия для восприятия текста:

При нормативном:

3. Использование дикторских пауз с целью достижения большей ясности, отчетливости звучания. Например, устранение помех при восприятии звучащего текста в случае скопления одинаковых согласных:

Дикторские паузы в большом количестве присутствуют в речи священников. Низкий темп речи провоцирует их использование. Эти паузы, как правило, короткие, не создают впечатления прерывистости речи, к тому же способствуют лучшему восприятию текста.

Подсчет ритмических характеристик текстов публичных выступлений показал неожиданный результат: анализируемые нами тексты отличаются высокими показателями ритмичности, особенно тексты актеров, писателей, поэтов, чья профессиональная деятельность связана с особым отношением к звучащему слову. Во многом именно нарушение интонационной нормы способствует созданию механизмов выравнивания и упорядочивания ритма, т.е. нарушения как бы компенсируют заданную автором неритмичность при появлении одинаковых интонаций.

Таким образом, анализ текстов публичных выступлений показал, что публичная речь в своих наиболее ярких проявлениях использует весь потенциал экспрессивно-выразительных средств языка на суперсегментном уровне и дает возможность каждому публично выступающему использовать эти приемы и с большей эффективностью воздействовать на слушающих. Например, готовясь к лекции, выступлению на педсовете или любому публичному слову, можно определить для себя ключевые слова и выражения и украсить их экспрессивной интонацией: продумать длительную остановку перед словом – психологическую паузу – там, где требуется сделать акцент, или в конце фразы поднять тон, а не опустить, как того требует норма, или даже заинтриговать слушателя недосказанностью ровного тона, однородные члены предложения оформить однородной интонацией, а для большей убедительности – снизить темп и в начальных фразах сложных предложений отдать предпочтение нисходящему тону. Попробуйте, поэкспериментируйте с интонацией.

Например, можно попробовать выполнить следующие задания:

1. Запишите текст.

Я сейчас, пользуясь вашей передачей, ему скажу, что мне интересно его слушать и смотреть. Да, это – совершенно другая крайность. Я думаю, Боже мой, до чего может дойти человек.

(В.Гафт)

2. Расставьте паузы ( | ) в соответствии с перерывом в звучании, т.е. разделите предложения на синтагмы – ритмико-смысловые группы (примерно 7–10 слогов в каждой).

3. В каждой синтагме выделите слово, на котором меняется движение тона, передающего значения законченности/незаконченности и зависимости/независимости, над ударным гласным поставьте стрелочку: .

У вас должно было получиться примерно следующее:

Скорее всего, вы стремились максимально точно выразить смысл и создали правильный с точки зрения нормы интонационный рисунок: т.е. в конечных фразах (его слушать и смотреть, это совершенно другая крайность, до чего может дойти человек) вы тон опустили вниз (мысль закончена). Это ИНТ. И ее основная реализация – тон вниз . В начальных фразах (я сейчас, пользуясь вашей передачей) мысль не закончена и движение тона пойдет вверх. Это ИВТ, которая допускает только повышение тона.

4. Теперь поменяем стрелочки – нарушим интонационную норму в конечных синтагмах каждого предложения: в первом случае тон сделайте ровным (так, как это сделал актер Гафт), во втором – выделите слово крайность логически самой высокой реализацией тона на ударном гласном, перед этим словом сделайте выразительную паузу (подчеркнем степень взволнованности говорящего). И если последняя ИНТ также будет реализована с нарушением – ровным тоном, то тем самым мы выразим эмоции, связанные с предложением говорящего попробовать развернуть смысл сказанного (до чего же может дойти человек). Словосочетание Боже мой, выделенное логически путем растягивания слова, будет выражать сильное эмоциональное напряжение и сделает неожиданным появление ровного тона в следующей конечной синтагме.

5. Сравните оба варианта. Наверное, вы обратили внимание, что в этом тексте уже заложена некая недосказанность, невыраженность всех смыслов. Мы же вторым вариантом только подчеркнули это средствами интонации.

Каждому человеку хочется быть понятым, хочется говорить так, чтобы его слушали, отзывались на его слова. Современному учителю это просто необходимо.

Ю.КОЧЕНКОВА,
г. Москва

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru