Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №14/2009

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

 

5-й класс

 

Развивающие тесты по русскому языку

По учебнику под ред. В.В. Бабайцевой

Тесты – эффективный вид контроля, так как они позволяют за небольшой промежуток времени проверить знания школьников по нескольким темам и направлениям.

«Развивающие тесты по русскому языку» содержат задания по всем разделам школьного курса русского языка.

Выполняя тесты, ребята не только применяют заученные правила, но и осознают грамматическую систему языка, развивают языковое чутье.

Задания в тестах разбиты на пять блоков.

I. Проверьте себя

Задания этого блока позволяют учителю проверить общую осведомленность – теоретические и практические знания учеников.

В блоке пять заданий:

1, 2 – выбрать правильный ответ;

3, 4 – дописать правило, высказывание;

5 – кратко ответить на вопрос.

II. Выполните задания по предложенному образцу (допишите по аналогии)

Во втором блоке пять заданий. В каждом из них приведен образец выполнения задания.

III. Разделите на группы (классификация)

В этом блоке учащимся предлагаются задания двух видов: «Назовите лишнее», «Разделите на две группы», которые проверяют умение классифицировать. Для успешного выполнения заданий этого блока ученик должен правильно определить (или выбрать) критерии классификации (т.е. основания для разделения на группы).

IV. Обобщите

Задания этого блока носят традиционный характер. Здесь предлагается либо подробно ответить на теоретический вопрос, либо, например, показать свою орфографическую подготовку (вставить пропущенные буквы, графически объяснив орфограммы).

V. Сравните

Учащимся необходимо определить критерий сравнения и дать верную характеристику (по каждому критерию) каждой единицы речи.

Например, два предложения надо сравнить по:

а) наличию грамматических основ;

б) цели высказывания;

в) наличию второстепенных членов;

г) наличию главных членов;

д) эмоциональной окраске;

е) наличию однородных членов предложения и т.д.

* * *

Система оценивания тестов может быть выбрана учителем самостоятельно; например, задания первого, второго, третьего блоков оцениваются так: 1 балл – верный ответ; 0 баллов – неверный ответ; 0,5 балла – частично верный ответ. Таким образом, максимальная сумма баллов за выполнение тестов каждого блока будет равна пяти баллам.

Например, первый блок:

1-е задание – 1 балл

2-е задание – 0,5 балла

3-е задание – 1 балл

4-е задание – 0 баллов

5-е задание – 1 балл

|

|

|

|

|

3,5 балла 4

Развивающие тесты могут быть использованы как в период промежуточной аттестации, так и в качестве дидактического материала не только обучающимися по учебнику под редакцией В.В. Бабайцевой, но и теми, кто работает и учится по традиционным программам и учебникам.

 

ТЕСТ 1

Вводный курс. Орфография и морфология

I. Проверьте себя

1. В каком слове все согласные обозначают твердые звуки?

а) Дело, б) звук, в) мир.

2. В каком слове нулевое окончание?

а) Топорик, б) подписали, в) посадка.

3. Чем отличаются звуки от букв? Допишите предложение:

Звуки мы ________, а буквы ________.

4. Допишите предложение:

Для проверки безударного гласного в корне надо подобрать такое однокоренное слово или так…

5. Какие орфограммы встречаются в словах (подчеркните) счастливый, чудесный?

II. Выполните задания по предложенному образцу

1. Морфология – раздел науки о языке, изучающий части речи.

Орфография – …

2. Рассказать – корень -сказ-.

Рассада – …

3. Ночь – чертеж.

Речь – …

4. Видишь – видеть.

Пиш_шь – …

5. Просьба – просить.

Молотьба – …

III. Разделите на группы

1. Назовите лишнее:

а) прекрас_ный, б) прелес_ный, в) влас_ный.

2. Назовите лишнее:

а) пестрый, б) сестра, в) солнце.

3. Разделите на две группы:

а) кое(кто), б) кто(нибудь), в) вряд(ли), г) кто(либо), д) все(же), е) как(будто).

4. Разделите на три группы:

а) скобка, б) чувствовать, в) лестница, г) рассвирепеть, д) оттащить, ж) рассказать, з) беседка, е) пробка.

IV. Обобщите

Почему нужно знать правила орфографии?

V. Сравните

Сравните предложения, дайте каждому характеристику, укажите их сходства и различия.

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. (А.Пушкин)

Я помню чудное мгновенье. (А.Пушкин)

 

ТЕСТ 2

Cловосочетание. Предложение. Пунктуация

I. Проверьте себя

1. Раздел науки о языке, изучающий знаки препинания и их постановку, называется:

а) орфография, б) синтаксис, в) пунктуация.

2. Если в предложении сообщается о чем-либо, то такое предложение:

а) побудительное, б) повествовательное, в) вопросительное.

3. Допишите предложение:

Сказуемое отвечает на вопросы…

5. Для чего в речи используются второстепенные члены предложения?

II. Выполните задания по предложенному образцу

1. Сейчас рано темнеет – повествовательное предложение.

… – вопросительное предложение.

2. Промокнуть под осенним дождем – под дождем (каким?) осенним.

Ехать в опустевш_м вагоне – …

3. Оплатить проезд – оплатить (что?) проезд.

Заплатить… – …

4. Шагать уверенно – шагать (как?) уверенно.

Говорить … – …

5. В предложении Пятиклассники учатся хорошо после слова пятиклассники не ставим запятую, потому что это слово – подлежащее.

В предложении Пятиклассники, учитесь хорошо ставим запятую, потому что …

III. Разделите на группы

1. Назовите лишнее:

а) увидеть фейерверк, б) удивиться новости, в) бегать быстро.

2. Назовите лишнее:

а) кажется, б) который, в) потому что.

3. Разделите на три группы:

а) Малыш знал, что в комнате никого нет.

б) Миша полз бесшумно, сучья не задевали его.

в) На улице зажглись фонари, и окна домов засветились.

г) Вдали показался остров, который охотник выбрал для ночлега.

4. Разделите на две группы.

Составьте по одному предложению к каждой схеме:

а) А: «П».

б) «П», – а.

5. Составьте по одному предложению к каждой схеме:

а) ________, (которые) ________.

б) ________, и ________________.

в) ________, ++++++, __________.

IV. Обобщите

Чем может быть осложнено простое предложение? Приведите примеры.

V. Сравните

Сравните предложения, дайте каждому характеристику, укажите их сходства и различия.

Я хорошо помню подмосковный лес, ночную свежесть, веселый костер.

Я хорошо помню все: подмосковный лес, ночную свежесть, веселый костер.

 

ТЕСТ 3

Орфография

I. Проверьте себя

1. На конце слова невтерпеж не пишется ь, потому что это:

а) существительное 2-го склонения; б) наречие-исключение; в) краткое прилагательное.

2. В каком слове согласный произносится звонко?

а) Робкий, б) просьба, в) чуткий.

3. В корне слова пом_рить (друзей) надо написать гласную ___, потому что …

4. После ц пишется ы в _______, а и – в ______.

5. Когда буквы я, ю, е, ё обозначают два звука?

II. Выполните задания по предложенному образцу

1. Бережешь – глагол.

… – наречие.

2. Содружество – корень -друж-.

Окружность – …

3. Печальный – веселый.

Безобразный – …

4. Разъяренный – бьется.

Подъем – …

5. В слове больно пишу ь для обозначения мягкости л перед любой согласной.

В слове ручка не нужен ь, потому что …

III. Разделите на группы

1. Назовите лишнее:

а) путник, б) привратник, в) огородник.

2. Назовите лишнее:

а) прик_сновение, б) к_сательная, в) непри-к_сновенный.

3. Разделите на две группы:

а) г_реть, б) з_ря, в) з_рька, г) разг_рается, д) з_-гар, е) з_рница.

4. Разделите на две группы:

а) р_стение, б) р_сли, в) выр_стать, г) взр_слеть, д) ср_щение, е) отр_сль.

5. Разделите на три группы:

а) видеть, б) замереть, в) диван, г) ненавидеть, д) отпереть, е) вагон, ж) убирать, з) обидеть, и) пассажир.

IV. Обобщите

Когда употребляется приставка при-, а когда приставка пре-?

V. Сравните

Перечислите орфограммы, встречающиеся в словах: разбежаться, подытожить, подъехать.

 

ТЕСТ 4

Существительное

I. Проверьте себя

1. Раздел науки, изучающий словарный состав языка, называется:

а) лексика, б) морфология, в) орфография.

2. Лексическое значение слова можно узнать:

а) в этимологическом словаре; б) в толковом словаре; в) в орфоэпическом словаре.

3. Какие слова называются синонимами? – …, антонимами? – …, омонимами? – …

Приведите примеры.

4. Какие слова называются неологизмами? – …, архаизмами? – …

II. Выполните задания по предложенному образцу

1. Москвич – нарицательное существительное.

… – собственное имя.

2. Подберезовик– суффиск -овик-.

Подосиновик – …

3. Несчастье – радость.

Невезение – …

4. Благодарность – соединяет два корня гласная о

Землетрясение – …

5. Существительное ненастье пишется с не слитно, потому что без не не употребляется.

В предложении Нас подстерегала неудача в последнем слове не пишется слитно, потому что…

III. Разделите на группы

1. Назовите лишнее:

а) клоч_к, б) комоч_к, в) флаж_к.

2. Назовите лишнее:

а) ключ_к, б) замоч_к, в) уголоч_к.

3. Разделите на две группы:

а) город, б) Москва, в) журнал, г) «Юность», д) дом.

4. Разделите на две группы:

а) развед_ик, б) разнос_ик, в) сплав_ик, г) перебеж_ик, д) смен_ик.

5. Разделите на три группы:

а) ночка, б) рожь, в) ночь, г) вьюга, д) вьется, е) бульон, ж) ручка, з) окончание, и) фальшь.

IV. Обобщите

Словарный диктант, вставьте пропущенные буквы.

Уч_ствовать в соревновании, чу_твовать усталость, в_схищаться к_ртиной, тр_н_роваться в зале, ш_пящий согласный, с_нонимы и антонимы, сп_ртивный флаж_к, ра_читать время, по_п_рать д_ревья.

V. Сравните

Сравните существительное рожь и незнакомка, укажите морфологические признаки каждого, найдите сходства и различия.

А.Ю. БАГРАМЯН,
школа № 3,
г. Абинск,
Краснодарский край

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru