Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №15/2009

Я ИДУ НА УРОК

 

Уважаемая редакция!

С большим интересом читаю вашу газету, являюсь вашим подписчиком с 1998 года, а последние два года приобретаю ваши диски. Очень часто пользуюсь вашими материалами в своей работе. В этом учебном году участвовала в конкурсе «Открытый урок» и «Портфолио». И вот хочу представить вашему вниманию урок по теме «Союз. Понятие о союзе». Это первый урок по данной теме в 7-м классе с использованием компьютерных технологий. Программное обеспечение урока мне помогал создать мой ученик 11-го класса Валеев Данил, ныне студент Самарской аэрокосмической академии.

 

7-й класс

Союз. Понятие о союзе

(Урок с применением компьютерных технологий)

Урок по программе В.В. Бабайцевой

Цели урока: расширить, углубить знания по теме «Союз», сформировать полное представление о союзе как о части речи, выяснив ее значение, морфологические признаки, синтаксическую роль; выработать умения классифицировать союзы по составу, по значению; правильно употреблять союзы в синтаксических конструкциях.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя.

Дорогие ребята! На предыдущих уроках мы подробно изучили предлоги. А сегодня нас ждет встреча с еще одной служебной частью речи – союзом. Мы выясним значения союзов, их морфологические признаки, синтаксическую роль; узнаем, на какие группы делятся союзы. Работать будем в парах, используя компьютерную презентацию.

2. Работа на компьютере с презентацией.

1-й слайд

Дорогой друг!

Ты уже познакомился с такой частью речи, как предлог. Сегодня мы начнем изучать еще одну служебную часть речи, которая называется союз.

2-й слайд

Меню выбора.

1. Союз как часть речи.

2. Сочинительные союзы.

3. Подчинительные союзы.

4. Правописание союзов.

3-й слайд

Виды программ.

• Обучающая.

• Тренировочная.

• Проверочная.

– Ребята, давайте познакомимся с основным материалом обучающей программы. Нажмите клавишу «пробел», и перед вами откроется опорный конспект по теме «Союз как часть речи».

4-й слайд

Понятие о союзе

Союз – служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного

Через его неведомые воды плывет рыбак и тянет за собой убогий невод.

И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал...

5-й слайд

По строению союзы бывают

Простые (состоят из одного слова): а, и, но, когда, если, что...

Составные (состоят из 2-х и более слов): потому что, так как, как будто, оттого что, вследствие того что, с тех пор как и др.

6-й слайд

По значению союзы бывают

Сочинительные – и, да, или, либо, но, также, тоже и др.

Подчинительные – когда, если, пока, едва, лишь только, словно, хотя и др.

7-й слайд

Сочинительные союзы

Связывают и однородные члены предложения, и простые предложения в составе сложного Умный знает и спросит, а глупый не знает и не спрашивает
По значению делятся на три разряда:

соединительные: и, да, ни – ни, и – и, не только – но и, как – так и, тоже, также;

противительные: а, но, да (= но), зато;

разделительные: или, либо, то – то, не то – не то, или – или и др.

 

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы.

Любовь еще, быть может, в душе моей угасла не совсем; но пусть она вас больше не тревожит...
Приедет издали в кибитке иль возке нежданная семья.

8-й слайд

Подчинительные союзы

Связывают простые предложения в сложноподчиненное

И вкруг нее засуетились, чтоб на ночь пышный снять убор.

По значению делятся на разряды:

временные (указывают на время): когда, пока, едва, лишь, лишь только и др.

причинные (указывают на причину): потому что, так как, оттого что, ибо и др.

целевые (указывают на цель): чтобы, для того чтобы, с тем чтобы и др.

•  условные (указывают на условие): если, раз, если бы и др.

уступительные (указывают на противоречие одного события другому): хотя, несмотря на то что; пускай и др.

сравнительные (указывают на сравнение): как, как будто, словно и др.

следственные (указывают на следствие): так что;

изъяснительные (указывают на то, о чем говорят): что, чтобы, будто и др.

 

Тебя я сонну застаю, когда свершают суд свирепый...

Я взял зонтик, потому что шел дождь.


Всякое дело надо любить, чтобы хорошо его делать.

Если солнце не потушат, будут зайчики всегда.


Пускай еще не высохли чернила, словам уже бессмертие дано.

Журавли кричали грустно, будто звали за собой.


В сенях дуло со всех сторон, так что едва не погасла свеча.

Мы знаем, что ты несчетно был богат.

9-й слайд

Правописание союзов

Союзы тоже, также, чтобы и части союзов оттого (оттого что), потому (потому что) пишутся слитно.

Дождь прекратился, ветер тоже затих (...и ветер затих). Мы пошли дальше, потому что (так как) дождь прекратился.

3. Беседа по опорному конспекту.

– Посмотрите на первую часть опорного конспекта и скажите, что называется союзом.

– На какие группы делятся союзы по строению?

– На какие группы делятся союзы по значению?

– Обратимся к примерам. (Анализ примеров.)

4. Тренировочная работа.

– Включите тренировочную программу.

Задание 1. Пользуясь опорным конспектом, укажите в данных предложениях союзы.

1. Гроза прошла, и ветка белых роз в окно мне дышит ароматом,

2. Мягка у рыси лапка, да коготок остер.

3. Волк не собак боится, а лая.

4. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

5. Нельзя проходить мимо всего, что губит природу.

(Учащиеся подводят курсор к союзу в предложении. Если союз указан правильно, звучит веселый сигнал. Если неправильно, то высвечивается сообщение: «Ошибка! Попробуй еще раз!». Если ученику не удается самостоятельно исправить ошибку, то следует комментарий: «Опять ошибка! Посмотри правильный ответ». Компьютер выдает правильный ответ (красным цветом выделяются союзы: и, да, а, но, чтобы, что).

Задание 2. Распределите союзы из данных предложений в зависимости от их значения в две колонки: сочинительные и подчинительные.

1. Когда я открыл окно, моя комната наполнилась ароматом цветов.

2. Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро.

3. В комнате было тихо, в доме тоже не начиналось движение.

4. Не забывай, что после вьюги опять в цветах приходит май.

5. Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят.

6. Чтение – труд, но труд радостный.

Сочинительные
союзы
Подчинительные
союзы

(Если дважды ученик сделал неправильно, то по команде «Проверь по ключу» появляется таблица с правильным ответом:

Сочинительные
союзы
Подчинительные
союзы
Тоже, а, но Когда, пока, что

5. Проверочная работа.

Ребята! А теперь перейдите к проверочной программе. Проверочную работу вы будете выполнять на оценку, а оценивать вас будет компьютер. Если все задания выполнены правильно, то оценка – 5, два задания правильно – 4, одно задание – 3, нет правильных ответов – 2. Но я уверена, что вы справитесь с работой на 5 и 4.

Задание 1. В каком предложении есть сочинительный союз?

А. Всякий труд важен, ибо облагораживает человека.

Б. Чтобы сохранить и укрепить здоровье, надо заниматься спортом.

В. Здесь мой голос на редком ветру загрубел, да и сердце мое огрубело.

Г. Если хочешь узнать человека, посмотри на его друга.

Задание 2. В каком предложении есть подчинительный союз?

A. Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало.

Б. Либо рыбку съесть, либо на мель сесть.

B. Не по словам судят, а по делам.

Г. Молчание тоже ответ.

Задание 3. В каком предложении есть и сочинительный, и подчинительный союз?

А. Всю ночь огонь то разгорается, то гаснет.

Б. Солнце спряталось за холодные вершины и беловатый туман начинал расходиться в долинах, когда на улице раздался звук дорожного колокольчика.

В. Уже смеркалось, и в комнате стало темно.

Г. Словарь нужен для того, чтобы отучить людей от скудоумной речи.

Ключ: 1 – В, 2 – А, 3 – Б.

6. Домашнее задание. § 148, упр. 335.

Литература

1. Русский язык. Теория. 5–9-е классы; учебн. для общеобразоват. учреждений / В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. М.: Дрофа, 2002.

2. Русский язык: Практика. 7-й класс; Пособие для общеобразоват. учреждений / С.Н. Пименова, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова и др. М.: Дрофа, 2000.

М.Ф. БОЙКОВА,
МОУ Лицей № 60,
г. Тольятти

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru