МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Продолжение. См. № 13/2009
Н. Гоголь на уроках русского языка8-й класс Словарный диктант Монолог, диалог, реплика, мимика, жест, психологическая пауза, дикция, интонация, жанр, пьеса, комедия, репертуар, драма, драматический театр. Вопросы и задания 1. Какой темой объединены данные слова? 2. Дайте толкование терминов. В случае затруднения воспользуйтесь толковым словарем. 3. Составьте с данными словами предложения. Объяснительный диктант Городничий, уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно, довольно сурьезен; несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого, начавшего тяжелую службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от низости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души. Он одет, по обыкновению, в своем мундире с петлицами и в ботфортах со шпорами. Волоса на нем стриженые, с проседью. (90 слов) Повторяем орфограммы и пунктограммы: • безударные гласные в корне; • о – е после шипящих; • суффиксы причастий; • правописание наречий; • пунктуация сложного предложения; • предложения с однородными членами. Вопросы и задания 1. Найдите слова, которые являются ключевыми для раскрытия образа городничего. 2. Найдите в тексте слова с устаревшим написанием. Объяснительный диктант Хлестаков, молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, – один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет. Одет по моде. (70 слов) Повторяем орфограммы и пунктограммы: • безударные гласные в корне; • суффиксы прилагательных; • правописание наречий; • пунктуация сложного предложения; • предложения с однородными членами. Вопросы и задания 1. Найдите слова, которые являются ключевыми для раскрытия образа Хлестакова. 2. Найдите и выпишите из текста авторский неологизм, объясните его значение. Изложение Второй месяц пошел, как уже из Питера! Профинтил дорогою денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул, и не горячится. Вишь ты, нужно в каждом городе показать себя! «Эй, Осип, ступай посмотри комнату, лучшую, да обед спроси самый лучший: я не могу есть дурного обеда, мне нужен лучший обед». Добро бы было в самом деле что-нибудь путное, а то ведь елистратишка простой! С проезжающими знакомится, а потом в картишки – вот тебе и доигрался! Эх, надоела такая жизнь! А все он виноват. Что с ним сделаешь? Батюшка пришлет денежки, чем бы их попридержать – и куды!.. пошел кутить: ездит на извозчике, каждый день ты доставай в кеятр билет, а там через неделю, глядь – и посылает на толкучий продавать новый фрак. Иной раз все до последней рубашки спустит, так что на нем всего останется сертучишка да шинелишка... Рублев полтораста ему один фрак станет, а на рынке спустит рублей за двадцать: а о брюках и говорить нечего – нипочем идут. А отчего? – оттого, что делом не занимается: вместо того чтобы в должность, а он идет гулять по прешпекту, в картишки играет. Эх, если б узнал это старый барин! Он не посмотрел бы на то, что ты чиновник, а, поднявши рубашонку, таких бы засыпал тебе, что дня б четыре ты почесывался. Коли служить, так служи. (207 слов) Повторяем орфограммы и пунктограммы: • безударные гласные в корне; • не – ни с разными частями речи; • о – е после шипящих; • имена собственные; • пунктуация конца предложения; • обращение; • пунктуация сложного предложения. Вопросы и задания 1. Определите тип, стиль речи данного отрывка. Обоснуйте свое мнение. 2. Изложите текст подробно. 3. Какими словами Осип выражает свое отношение к Хлестакову? 4. Что вы узнали о Хлестакове из монолога Осипа? 5. Выпишите просторечные слова с искаженным написанием. Изложение Как я – нет, как я, старый дурак? Выжил, глупый баран, из ума! Тридцать лет живу на службе; ни один купец, ни подрядчик не мог провести; мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду. Трех губернаторов обманул! Что губернаторов! Нечего и говорить про губернаторов... Вот смотрите, смотрите, весь мир, все христианство, все смотрите, как одурачен городничий! Эх ты, толстоносый! Сосульку, тряпку принял за важного человека! Вон теперь по всей дороге заливает колокольчиком! Разнесет по всему свету историю. Мало того что пойдешь в посмешище – найдется щелкопер, бумагомарака, в комедию тебя вставит. Вот что обидно! Чина, звания не пощадит, и будут все скалить зубы и бить в ладоши. Чему смеетесь? – Над собою смеетесь!.. Эх вы!.. У, щелкоперы, либералы проклятые! Узлом бы вас всех завязал, в муку бы стер. До сих пор не могу прийти в себя. Вот, подлинно, если Бог хочет наказать, так отнимет прежде разум. Ну что было в этом вертопрахе похожего на ревизора? Ничего не было! Вот просто на полмизинца не было похожего... (169 слов) Повторяем орфограммы и пунктограммы: • безударные гласные в корне; • не – ни с разными частями речи (слитно – раздельно); • суффиксы имен существительных; • пунктуация конца предложения; • пунктуация сложного предложения; • предложения, осложненные однородными членами. Вопросы и задания 1. Изложите текст подробно. 2. Определите стиль данного текста. 3. Дайте развернутый ответ на вопрос: «Как характеризует городничего его речь?». 4. Что означают слова щелкопер и вертопрах? К какому слою лексики они относятся? 9-й класс Объяснительный диктант Когда и в какое время он поступал в департамент и кто определил его, этого никто не мог припомнить. Сколько ни переменялось директоров и всяких начальников, его видели все на одном и том же месте, в том же положении, в той же самой должности, тем же чиновником для письма, так что потом уверились, что он, видно, так и родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове. В департаменте не оказывалось ему никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто через приемную пролетела простая муха. Начальники поступали с ним как-то холодно-деспотически. Какой-нибудь помощник столоначальника прямо совал ему под нос бумаги, не сказав даже «перепишите», или «вот интересное, хорошенькое дельце», или что-нибудь приятное, как употребляется в благовоспитанных службах. И он брал, посмотрев только на бумагу, не глядя, кто ему подложил и имел ли на это право. Он брал и тут же пристраивался писать ее. Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия, рассказывали тут же перед ним разные составленные про него истории... (180 слов) Вопросы и задания 1. Расскажите, какие орфографические и пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста? 2. Выполните разные виды разбора (фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический). 3. Что означает слово столоначальник? К какому слою лексики оно относится? Творческий диктант Акакий Акакиевич если и глядел на что, то видел на всем свои чистые, ровным почерком выписанные строки. И только разве если, неизвестно откуда взявшись, лошадиная морда помещалась ему на плечо и напускала ноздрями целый ветер в щеку, тогда только замечал он, что он не на середине строки, а скорее на середине улицы. Приходя домой, он садился тот час за стол, хлебал наскоро свои щи и ел кусок говядины с луком, вовсе не замечая их вкуса, ел все это с мухами и со всем тем, что ни посылал Бог на ту пору. Заметивши, что желудок начинал пучиться, вставал из-за стола, вынимал баночку с чернилами и переписывал бумаги, принесенные на дом. Если же таких не случалось, он снимал нарочно, для собственного удовольствия, копию для себя, особенно если бумага была замечательна не по красоте слога, но по адресу к какому-нибудь новому или важному лицу. (141 слово) Вопросы и задания 1. Какие орфографические и пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста? 2. Ответьте на вопрос: «Как характеризуется в данном фрагменте главный герой повести Н.Гоголя “Шинель” А.А. Башмачкин?». 3. Как вы думаете: почему словосочетание тот час написано в тексте раздельно? (Сейчас это наречие мы пишем слитно.) Объяснительный диктант Итак, половина была в руках, но где же взять другую половину? Где взять другие сорок рублей? Акакий Акакиевич думал, думал и решил, что нужно будет уменьшить обыкновенные издержки, хотя, по крайней мере, в продолжение одного года: изгнать употребление чаю по вечерам, не зажигать по вечерам свечи, а если что понадобится делать, идти в комнату хозяйки и работать при ее свечке; ходя по улицам, ступать как можно легче и осторожнее по камням и плитам, почти на цыпочках, чтобы таким образом не истереть скоровременно подметок; как можно реже отдавать прачке белье, а чтобы не занашивалось, то всякий раз, приходя домой, скидать его и оставаться в одном только демикотоновом* халате. Очень давнем и щадимом даже самим временем. Надобно сказать правду, что сначала ему было несколько трудно привыкать к таким ограничениям, но потом как-то привыклось и пошло на лад; даже он совершенно приучился голодать по вечерам; но зато питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели. (154 слова) Вопросы и задания 1. Озаглавьте текст. 2. Какие орфографические и пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста? 3. Выполните разные виды разбора (фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический). 4. Найдите неологизм (авторское употребление слова) в тексте, выделите в нем морфемы. Объяснительный диктант Как сошел с лестницы, как вышел на улицу, ничего уж этого не помнил Акакий Акакиевич. Он не слышал ни рук, ни ног. В жизнь свою он не был еще так сильно распечен генералом, да еще и чужим. Он шел по вьюге, свистевшей в улицах, разинув рот, сбиваясь с тротуаров; ветер, по петербургскому обычаю, дул на него со всех четырех сторон, из всех переулков. Вмиг надуло ему в горло жабу, и добрался он домой, не в силах будучи сказать ни одного слова; весь распух и слег в постель. Так сильно иногда бывает надлежащее распеканье! На другой же день обнаружилась у него сильная горячка. Благодаря великодушному вспомоществованию петербургского климата болезнь пошла быстрее, чем можно было ожидать, и когда явился доктор, то он, пощупавши пульс, ничего не нашелся сделать, как только прописать припарку, единственно уже для того, чтобы больной не остался без благодетельной помощи медицины. (142 слова) Вопросы и задания 1. Озаглавьте текст. 2. Какие орфографические и пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста? 3. В каком значении употреблено здесь слово жаба? * Демикотоновый и демикотонный – сделанный из демикотона – плотной хлопчатобумажной ткани, употреблявшейся в XIX в.
Л.В. МАНОГАРОВА, |