МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Работа с текстом в 9-м классе
по теме «Повторение в начале года»
Вариант I
Прочитайте текст и выполните задания.
Знакомство с жизнью моря уб_дило меня, что
здесь, в подводных пещерах и среди скал, живут в
сумр_ке и тишине стра_ые существа являющиеся
переходной формой от р_стения к животному. В море
много р_стений умеющих двигат_ся, подобно
животным, и много животных (не)подвижных и
пр_крепле)ых к одному месту, подобно р_стениям.
Когда я впервые увидел актинию – ее зовут еще
морской анемоной, – я никак не мог поверить, что
это не цветок, а животное.
Актиния похожа на цветок, растущий на толстом
стебле. Она неподвижно живет, или, вернее, растет,
на скалах и морских берегах. Венчик ее вместо
лепестков окружен множеством ярких красных
щупалец, покрытых синими точками. В щупальцах
хранится яд. Им актиния убивает животных и
съедает их огромным ртом, похожим на щели в
пестике цветка.
А1. Определите стиль текста.
1) Публицистический;
2) научный;
3) художественный;
4) научно-популярный.
А2. Укажите тип речи.
1) Описание;
2) повествование;
3) рассуждение;
4) повествование с элементами описания.
А3. Укажите средства связи предложений в
3-м абзаце.
1) Лексический повтор;
2) местоимение;
3) синонимы;
4) однокоренные слова.
А4. Выберите наиболее подходящий
заголовок, отражающий основную мысль текста.
1) Актиния.
2) Странное морское существо.
3) Цветок, растущий на толстом стебле.
4) Встреча в море.
А5. К какой части речи относится слово среди
(первое предложение)?
А6. Замените словосочетание увидел
впервые на синонимичное с управлением.
А7. Укажите способ образования слова знакомство.
А8. Спишите первый абзац. расставляя знаки
препинания.
Вариант II
1
Прочитайте текст и выполните задания.
Месяц светил в окна и луч его играл по земл_ному
полу хаты. Вдруг на яркой полосе пересекающей пол
промелькнула тень. Я пр_встал и взглянул в окно:
кто(то) вторично пробежал и скрылся бог знает
куда. Я (не)мог пол_гать что(б) это существо
(с,з)бежало по отвесу берега; однако ему (н_)куда
было дет_ся.
Я встал, накинул бешмет, опоясал кинжал и тихо
вышел из хаты; навстречу мне слепой мальчик. Я
притаился у забора, и он верной, но осторожной
поступью прошел мимо меня. Под мышкой он нес
какой-то узел, и, повернув к пристани, стал
спускаться по узкой крутой тропинке. (М.Ю. Лермонтов)
А1. Определите тип речи.
1) Описание;
2) рассуждение;
3) повествование;
4) представлены разные типы речи.
А2. Укажите стиль текста.
1) Публицистический;
2) научный;
3) художественный;
4) официально-деловой.
А3. Выпишите из текста олицетворения и
эпитеты.
А4. Какое основное средство связи
предложений использовано в тексте?
1) Лексический повтор;
2) личное местоимение;
3) синонимы.
А5. Спишите первый абзац, расставляя знаки
препинания и вставляя буквы.
А6. К какой части речи относится слово навстречу
(вышел навстречу мне)?
А7. Определите способ связи слов в
словосочетании осторожной поступью.
А8. Укажите способ образования слова промелькнула.
Н.А. ЗАЙЦЕВА,
пос. Жуково,
Смоленская обл.
|