ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ
Письменные домашние задания
по русскому языку: система требований
и оценивание
Методические рекомендации
1. Принцип взаимных обязательств
Первый урок в новом классе или первый урок в
начале каждого учебного года – это разговор о
взаимных обязательствах учителя и учеников.
Начинаю разговор с того, что урок – это общение,
в процессе которого учитель учит, а ученики
учатся, то есть учат себя. Чтобы этот процесс не
нарушался конфликтами и обидами, надо
договариваться так, чтобы соблюдались интересы
обеих сторон.
Знакомлю учеников с тремя правилами, которые
помогают деловому общению:
1) нет вины и нет виноватых;
2) никто никому ничего не должен;
3) каждый сам несет ответственность за себя и за
свои действия.
Мы обговариваем каждое из этих правил. Затем я
знакомлю учеников с «Правами и обязанностями
учителя и ученика», которые сложились за годы
практики и имеют разумное объяснение.
Кстати,
полезно комментировать любое свое требование,
толковать значение слов. Тогда ученики осознают,
что требование учителя вполне справедливо и
приносит им пользу.
Читая «Права и обязанности учителя и ученика»,
обращаем внимание на значение слов: права –
см. словарь; обязанности – обязан.
Права учителя
1. Ставить оценку за работу ученика в
соответствии с «Нормами оценок».
2. Требовать определенный объем работы:
5-е классы – 3–5 предложений или строк;
6-е классы – 7–8 строк;
7–8-е классы – 0,5 страницы (11 строк);
9–10-е классы – 1 страница (22 строки);
11-е классы – 1–1,5 страницы.
Если объем работы не выдержан, учитель вправе
снизить оценку.
3. К ученикам, которые претендуют на «4» или «5»,
предъявлять более жесткие требования.
Обязанности учителя
1. Домашнее задание давать в начале или середине
урока.
2. Домашнее задание записывать на доске и
проговаривать вслух, комментируя.
3. Проверять домашнее задание к понедельнику.
Если одна из трех обязанностей будет нарушена,
ученики вправе не выполнять домашнее задание.
4. Аргументировать оценку по просьбе ученика.
Если ученик убедит учителя в ошибочности
оценки, оценку нужно будет исправить.
Права учеников
1. Выполнять домашнее задание только в течение
учебной недели, то есть на выходной домашнее
задание не задается.
Количество и общий объем домашних заданий в
течение недели:
5-й класс – 6 уроков – 4 д/з по 3–5 строчек = 20
строчек;
6-й класс – 5 уроков – 4 д/з по 7–8 строчек = 32
строчки;
7-й класс – 5 уроков – 4 д/з по 0,5 страницы = 2
страницы;
8-й класс – 3 урока – 2 д/з по 0,5 страницы = 1
страница;
9-й класс – 2 урока – 1 д/з по 1 странице = 1
страница;
10-й класс – 1 урок – 1 д/з по 1 странице = 1
страница;
9-й класс – 2 урока – 1 д/з по 1 странице = 1
страница;
10-й класс – 1 урок – 1 д/з по 1 странице = 1
страница;
11-й класс – 1 урок – 1 д/з по 1 д/з по 1–1,5 страницы
= 1–1,5 страницы.
2. Если ученика не устраивает тема домашнего
задания, можно предложить свою тему или свою
форму.
3. Сдать тетрадь с домашним заданием в течение
недели вплоть до 20:00 воскресенья (хотя нести
тетрадь с домашним заданием домой к учителю –
самый крайний вариант).
4. Если все же тетрадь с домашним заданием по
какой-либо причине была не сдана, написать
объяснительную, чтобы не получить двойку.
Обязанности учеников
1.
Выполнять все домашние задания и сдавать тетрадь
вовремя.
2. Выдерживать объем домашнего задания и
качество работы (почерк, графическая работа).
3. Пользуясь объяснительными как средством
спасения от двойки, увеличивать объем
объяснительной на 0,5 страницы (1-й раз – 0,5
страницы, 2-й раз – 1 страница, 3-й – раз – 1,5
страницы и т.д.).
Объясняя права и обязанности каждой стороны, в
ходе беседы с классом выясняю, насколько глубоко
учащиеся осознают правомерность моих требований
и выгоду своего положения.
В качестве домашнего задания ученики
обдумывают «Права и обязанности…», вносят свои
предложения и дают согласие.
В течение учебного года несколько раз провожу
опрос, как ученики оценивают предъявляемые к ним
требования. Обычно регулируем темы домашнего
задания. В остальном претензий не возникает.
Ученики чувствуют, что учитель несет
ответственность за свой участок работы наравне с
ними, прислушивается к их замечаниям. Конфликты
не возникают даже при выставлении двойки за
отсутствующее домашнее задание, так как ученик
осознает свою вину. Кроме этого, ученик знает, что
он всегда может эту двойку исправить.
2. Принцип четких требований к оценке
Оговаривая обязанности учеников при
выполнении домашнего задания, обозначаю
критерии оценки.
К ним относятся:
1) четкий разборчивый почерк;
2) аккуратно, без помарок, выполненная работа;
3) выдержанный объем работы;
4) графическая работа по мере необходимости;
5) выполнение работы над ошибками из
предыдущего домашнего задания.
Если какой-то критерий не выдержан, оценка
снижается. Обязательно указывается причина.
Например:
П – 3 (почерк).
Оф. – 4 (есть помарки).
V мал (не выдержан объем работы).
Нет гр. р. (отсутствует графическая работа).
Нет р/ош 4 – 1 балл = 3 (за отсутствие работы над
ошибками от оценки отнимается один балл).
За домашнее задание может ставиться двойная
оценка. Это бывает в нескольких случаях:
1. Если содержание очень интересное, а
грамотность или оформление работы на низком
уровне. Или наоборот.
2. Если у ученика проблемы с почерком или
аккуратностью при выполнении работы.
Например:
4 4
Оф. – 3 П – 3
В таком случае у ребенка появляется надежда на
хорошие оценки, несмотря на почерк, который
улучшить сразу не удается.
За каждые пять домашних работ выставляется
итоговая оценка, которая идет в журнал. Это
среднее число от пяти оценок. На странице учета
оценок эта колонка выставляется пастой зеленого
цвета. В журнале колонка оценок подписывается
«итог – домашнее задание».
Если домашняя работа выполнена с превышением
требований (оригинальное содержание, большой
объем), оценка за домашнее задание может быть
сразу выставлена в журнал. В тетради ученика
возле оценки ставится восклицательный знак (5! 4!),
а на странице учета оценка пишется красной
пастой.
Оценки за домашние задания анализируются на
первом уроке недели в самом начале урока. Анализ
начинается с «красных» оценок. С разрешения
учеников зачитываются лучшие работы и
отмечаются их достоинства. В 5–6-х классах даже
аплодируем авторам лучших работ. Затем
зачитываются фамилии тех, кто получил итоговые 5
и 4 (если подошел срок выставления оценок).
Отмечаются успехи некоторых учеников. Наконец
называются фамилии тех, кто не сдал тетради для
домашних работ или не выполнил какое-то домашнее
задание.
При этом важно не обвинить ученика, а выразить
недоумение, удивление. Эти ученики имеют право в
течение дня написать объяснительную и
освободить себя от двойки. Напоминаю, что объем
объяснительной неуклонно растет (по 0,5 страницы
каждый раз).
Постоянно пользоваться этим средством ученику
невыгодно.
Тем, кто не воспользовался правом объясниться,
в журнал выставляются двойки за каждое
отсутствующее домашнее задание. Возле оценки
ставится точка. Это помогает вспомнить, за что
выставлена двойка.
Конечно, находятся ученики, которые
систематически не выполняют домашнее задание.
Чаще всего это второгодники. Они испытывают
отвращение к любому труду. Такие ученики
подходят в конце триместра с вопросом: «Что
делать для исправления оценок?». В первую очередь
им предлагается выполнение домашнего задания.
Подобное оценивание работ обладает рядом
преимуществ. Так как оценивается вся работа
ученика, итоговые оценки более объективны.
Ученики систематически поощряются за
творческий подход к работе. Это стимулирует
развитие творческих способностей.
Вовремя фиксируется проявление лени,
забывчивости, безответственности учеников и
принимаются меры для устранения этих
недостатков.
Четкие критерии оценки избавляют от конфликтов
с учениками. Ученику понятно, почему оценка ниже,
чем он рассчитывал. А если непонятно, он вправе
выяснить. Бывают ситуации, когда учитель
повышает оценку, убедившись в своей ошибке. Для
этого ученик должен привести весомые аргументы.
В последнее время у учеников возникает
единственная претензия. Они спрашивают, почему
за отсутствующее домашнее задание двойка
выставляется в журнал. Я объясняю, что получают
двойку те, кто категорически отказывается
работать. А я не умею учить тех, кто совсем не
работает. Если же ученикам удастся найти способ,
который заставит выполнять домашние задания
всех, включая лентяев, я с удовольствием откажусь
от двоек. Пока этого способа мы не нашли.
Возможно, для этого следует серьезно
задуматься над содержательной стороной
домашнего задания. Если по сути своей домашнее
задание не будет вызывать интерес у ученика, его
выполнение превратится в пустую формальность.
Тогда домашнее задание как вид ученической
работы перестанет развивать способности
ребенка.
Система контроля знаний
У меня всегда с собой тетрадь, в которой я веду
учет работы учеников. Это помогает мне
регулировать наши отношения. На каждый класс
отведено определенное количество страниц.
Первая страница – это учет выполненных домашних
заданий.
Принцип систематической проверки
Я проверяю все работы и у каждого ученика, хотя
этого не требуют нормативные документы.
Согласна, что такая проверка поглощает время. И
все же плюсов значительно больше. Итак, на первой
странице список учащихся, число домашней работы
указано вверху, а внизу – тема мини-сочинения или
номер упражнения. Если работа не сдана, в строке
появляется кружок. Если работа выполнена на
двойку, ставлю точку. Оценки 3, 4, 5 пишу синей
пастой. За каждые пять работ ученики получают
итоговую оценку в журнал. В моей тетради итоговые
оценки пишу зеленой пастой. Такая колонка оценок
хорошо видна.
Если ученик выполнил работу с превышением
требований, он получает оценку сразу в журнал. У
себя в тетради он видит такую оценку с
восклицательным знаком, а в моей тетради оценка
пишется красной пастой.
Глядя на страницу учета домашних работ, я имею
возможность проанализировать массу информации.
Сразу бросаются в глаза лодыри и проблемные дети.
Могу оценить позитивные или негативные
изменения в работе каждого ученика. Начинаю
размышлять, как добиться, чтобы дома работали
все. Сейчас предлагаю на выбор два, три, а иногда и
четыре работы, чтобы лишить возможности заявить,
что задание не вызывает интереса или трудное.
Кроме этого, подобные записи помогают все
помнить. Не остается никаких лазеек для
бездельников. Им тоже приходится работать. Нет
повода для споров с учителем. Ведь дети имеют
право смотреть мою тетрадь на перемене. Они
знают: я ничего не забуду. Родители, придя в школу,
получают полную достоверную информацию о
ребенке. Мы вместе просматриваем мою тетрадь. Так
я избегаю конфликтов. Согласитесь, это дорогого
стоит в наше время.
Точно так же я веду учет классных работ на
следующих страницах. Правда, оценки за
письменные работы обозначаю в своей тетради
значками, чтобы не путать их с оценками за работу
на уроке. Пятерка – плюс. Четверка – половина
плюса. Тройка – черта. Двойка – точка. Не работал
– н.р., мало работал – м.р. Итоговые оценки
отмечаю зеленой пастой.
Ученики понимают, что работать гораздо
выгоднее, чем бездельничать. Они понимают, что
мои требования разумны, легко подчиняются этим
требованиям. Так достигаются хорошие результаты.
Тетрадь учета знаний помогает учителю следить
за развитием ученика. Да и сам ученик может это
легко сделать по моей тетради.
Повторюсь, что проверка всех ученических работ
отнимает много времени, но плюсы этой работы
превышают минусы.
Все классы, которые попадают ко мне, учатся в
этой системе контроля, и все в результате
начинают работать значительно лучше.
Себя я поддерживаю мыслью, что мои дети никогда
не будут в жизни халтурить.
Е.А. КОКОВИХИНА,
г. Губаха,
Пермская обл.
|