МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
8-й классОбособленные и уточняющие члены предложения
Загадка 1. Задумано слово из девяти букв.
В «Большом толковом словаре современного русского языка» Д.Н. Ушакова одно из двух его значений определяется так: «Отделить, выделить из чего-нибудь общего, поставить в особое положение» (с. 572). В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля к нему приводится следующий ряд: обокромить, отделить особо, окроме; выделить, выгородить, исключить из общего; противоположное по значению – обобщать. Что же это за слово? (Обособить.) Загадка 2. В природе участок, выделяющийся чем-нибудь среди других или окруженный водой, называется
(остров) В обществе о человеке, который отделился от других говорят, что он
(обособился). Загадка 3. Как, при помощи чего можно выделить слово, смысловой отрезок внутри предложения а) в устной речи, б) на письме? (Интонацией, запятыми, тире.) Задание 1. Выделите интонационно и запятой (запятыми) слова, отрезки предложения. 1) Обращение: Вечерний ветер тише вей! 2) Вводное слово: Кажется до колокольчиков, ландышей 3) Деепричастие: Холмов тяжелые горбы 4) Деепричастный оборот: Белым пламенем горит калина 5) Причастный оборот: Дождь по кустам пробегавший и падавший 6) Одиночные определения (прилагательные), соединенные союзом и: В саду всю ночь костры горят, 7) Существительные после местоимения (приложение): Так вот оно мгновение (Примеры из стихотворений Н.И. Рыленкова) Задание 2. 1) Вспомните, являются ли обращения и вводные слова членами предложения. (Нет.) 2) Проанализируйте примеры из задания 1 и ответьте, когда и для чего обособляются члены предложения, т.е. укажите цель, причины и условия обособления.
3) Перечислите, какие члены предложения обособляются и когда (5-й и 6-й пункты дополняются учителем). Обособляются 1. Определения и приложения, относящиеся к личному местоимению. 2. Распространенные определения и приложения, стоящие после определяемого слова. 3. Приложения, определения с добавочным обстоятельственным значением (условия, уступки, причины). 4. Два или более одиночных определения после определяемого слова с другим определением перед ним. 5. Одиночные определения, отделенные от определяемого слова другими словами. 6. Дополнения, выраженные существительными с предлогами: наряду с, вместо, кроме, за исключением, помимо, сверх, включая и др. 7. Обстоятельства (деепричастия, деепричастные обороты, обороты с предлогом несмотря на). Не обособляются 1. Одиночные деепричастия, перешедшие в наречия или входящие в состав сказуемого (стоя, не глядя, молча, сидя и др.):
2. Фразеологизмы с деепричастиями: сломя голову, спустя рукава, раскрыв рот. 3. Приложения с союзом как, со значением «в качестве»: Мы знаем Н.И. Рыленкова как поэта советской эпохи. Задание 3. Прочитайте текст, найдите обособление. В 2009 году исполнится 100 лет со дня рождения Николая Ивановича Рыленкова (1909–1969), поэта, известного многим со школьной скамьи по стихотворению «Все в тающей дымке…». Признанный мастер стиха, он унаследовал лучшие традиции русской классики и фольклора. В основе его творчества – любовь к родной природе, раздумья об истории и современности; поэт поднимает нравственно-этические проблемы. Лирике поэта свойственны песенный характер и афористичность. Задание 4. Составьте по данной схеме лингвистический текст и приведите в качестве примеров стихотворные строки. Обособленные члены предложения 1. Выраженные прилагательным: 2. Прилагательными: 3. Причастным оборотом: 4. Существительным (приложение): 5. Выраженные одиночным деепричастием: 6. Деепричастным оборотом: 7. Существительным (авторское выделение): 8. Наречием (авторское выделение): Задание 5. Прочитайте примеры, найдите обособленные члены предложения. Определите причину и условия обособления. Там все сулило день чудес: Все: и вечерних облаков изломы, Пусть осень, завершая круг забот, Как мне близки, как мне родны Ловит тень свою березка, Мастер, творящий свой мир, как бог, Не бойся показаться старомодным, Когда ученикам От встречи с зимой зардевшиеся, Чтоб
страшный сон, мечты губя, (Примеры из стихотворений Н.И. Рыленкова.) Задание 6. Выберите подходящее по смыслу продолжение. 1) Читая роман, а) у меня бежали слезы; б) я очень сильно переживал за героев. 2) Гавкая, а) Коля отмахивался от Тузика; б) Тузик бежал за Колей. 3) Добежав до дыры в заборе, а) поросенок юркнул в соседский двор; б) соседский двор огласился визгом поросенка. Задание 7. Придумайте предложения по данному началу. 1) Туман, густой и холодный… 2) Туман, окутавший яблоневый сад… 3) Туман, расстилаясь… 4) Над рекой, в тумане… 5) В тумане над рекой… Уточняющие члены предложения В какую часть таблицы вы отнесете следующие предложения? 1) В подлеске, над плеском 2) День пришел тропинкой заревою, Сравните: Мы придем поздно, в одиннадцать вечера (уточнение). Мы придем поздно – в одиннадцать (пояснение). Вскоре приступили к самому главному – строительству реабилитационного центра (пояснение). Еще один тип пояснительных отношений – включение: Давайте встретимся в библиотеке, в отделе периодики. Уточняться могут как главные члены предложения, так и второстепенные. 1) Есть Рим и Вена, Лондон и Париж, 2) Ветер улегся, даже затих. 3) Я люблю ягоду, особенно землянику. 4) Августовской ночью на поле, Задание 8. Определите: двойное обозначение избыточно или нет, то есть оправданно ли оно функционально. 1) Изюбр, или пятнистый олень, обитает в лесах Забайкалья и Дальнего Востока. 2) В урожайные годы, или грибные годы, грибы часто попадаются кучками, семьями, даже растут двойничками. 3) В одном месте на прогалинку выбежал ушкан, то есть заяц, сел на задние лапки и стал умываться. Задание 9. Составьте предложения, в которых второе обозначение используется для раскрытия сущности явления, разъяснения, более точного обозначения. Определите стиль речи составленных вами предложений. Задание 10. Составьте предложения а) со значением конкретизации, используя для этого союзы: а именно, как то, будь то; б) с отношением включения, выраженным с помощью слов: в том числе, особенно, в частности. Задание 11. Спишите предложения, вставьте на месте пропусков уточняющие слова, а заодно проверьте свои знания по биологии. Карточка 1 1) Вот на фотографии орангутанг, то есть __________, встречающаяся только на Суматре и Калимантане. 2) Любимая еда этих геркулесов – растительная пища, в первую очередь – __________. 3) При хорошем содержании в неволе орангутанг живет долго – _________. 4) Спит он на деревьях, __________. Возможные варианты ответа: 1) Исключительно древесная обезьяна. 2) Фрукты. 3) До тридцати лет. 4) В гнезде из листьев и сучьев. Карточка 2 1) Попугай кеа обитает в Новой Гвинее, в Зеландии, в ________ над уровнем моря. 2) В глубоких, до __________, расщелинах скал он устраивает гнездо из сухих листьев, мха. 3) Основной зимний корм северных оленей – ________ – растет медленно. 4) Стадо, ________, кормится на ходу. 5) Живут олени не только в высоких широтах Заполярья, но также на юге Сибири – _______. Возможные варианты ответа: 1) В горах, на высоте до 2000 м. 2) Полутора – двух метров. 3) Ягель. 4) Порой тысячное. 5) В горах Прибайкалья, Саянах, на Алтае. Задание 12. Придумайте рассказ, включив в него предложения со следующими уточняющими членами предложения. Вариант 1. Горе-рыболовы • Рано утром, еще на заре… • Немного позже, примерно через полчаса… • Сбоку, в карман… • У самой воды, на песке… • Обеими руками, крепко-крепко… • Кроме ерша да мелкого окуня… Вариант 2. Кладоискатели. • Однажды вечером, после захода солнца… • У самой изгороди, с правой стороны, под дубом… • Тут, в стороне от дороги… • Окончательное, единственное условие… • На лбу, над правой бровью… • На левой ноге, под коленом… • …, особенно тетя Даша. Задание 13. Однажды ученик, придя в школу без учебника по русскому языку, показал учителю, что в его портфеле только атлас по географии. Учитель не растерялся и предложил забывчивому дитяти составить предложения с обособленными и уточняющими членами, используя карты. Проверьте: все ли предложения без ошибок? 1) Каспийское море находится около Кавказских гор, рядом с Прикаспийской низменностью. 2) Полуостров Таймыр, достигавший высокой отметки на ртутном столбе, занимал первое место. 3) Природная зона, в частности степь, является средой обитания птиц: орлов, беркутов. 4) На полуострове Камчатка и ныне есть действующие и потухшие вулканы. 5) Плотность населения ливийцев, живущих в Африке, колеблется от одного до десяти человек на квадратный метр. 6) Охотники, убивая в Уссурийской тайге опасных, но уникальных хищников, уссурийских тигров, пополняют Красную книгу. Задание 14. Исправьте неправильно составленные предложения из задания 13 или составьте предложения с обособленными и уточняющими членами по атласу к учебнику истории. Задание 15. Спишите текст, вставьте вместо пропусков подходящие по смыслу обособленные и уточняющие члены предложения, расставьте знаки препинания. Встреча с коброй В самом радужном настроении я шагал по холмам ________ с проворным мальчиком с копной курчавых волос на голове. Неожиданно я провалился в пустой колодец ________. Свистнул тишина. Негромко крикнул никто не откликался. Мальчик ________ испугался и побежал домой рассказать что случилось. Надо выбираться самому подумал я. Вдруг сверху ________ послышался тонкий свист и прямо передо мной в _________ закачалась страшная треугольная голова ____________. Ведь это кобра. Страшная и опасная тварь мелькнуло у меня в голове. Змея ритмично раскачивалась холодные ________ глаза смотрели на меня не _________. Через мгновение последует бросок удар ядовитыми зубами и конец. Вот где настигла смерть пронеслось в сознании. Пройти всю войну и умереть на дне заброшенного колодца. Вдруг слышу Здесь он Здесь Сюда ребята! К ногам упал тонкий канат. Ты жив Юра Хватай веревку. Рывок подтягивание и я на твердой земле среди друзей. Ну вот и все бормочу я _______. Ох как устал. Пить шепчут губы и я бессильно опускаюсь на камень. Задание 16. Решите, будете или нет вы обособлять второстепенные члены предложения в следующих примерах. 1) Ветер злой и холодный уныло запел свою песню похожую на вой голодного волка. 2) Злой и холодный ветер дул прямо в лицо. 3) Свежий ветер доносил глухие раскаты грома. 4) Ветер свежий и порывистый доносил раскаты грома. 5) В углу у окна стоял новый компьютер. 6) В углу у окна за шкафом стоял новый компьютер. 7) Две старушки пили чай с ватрушками за столом с длинной до пола скатертью. Напоминание: в основе обособления – необособления – намерение говорящего, пишущего. Однажды, вечером, все собрались в гостиной. – Уточняющее обстоятельство обособляется. Однажды вечером все собрались в гостиной. – Второе обстоятельство не обособлено, так как автор не хотел придать ему уточняющее значение. Т.В. СЕНЮШКИНА, |