ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
9-й классТакие знакомые словосочетания…(Подготовка к государственной итоговой аттестации)Задание В8 второй части гиа по русскому языку предполагает подбор синонимичных словосочетаний, основанных на разных видах подчинительной связи. Сначала это задание вызывает у учеников непонимание, но после выполнения разного рода упражнений ребята успешно с ним справляются. Экзаменационные задания могут иметь следующие формулировки: • Замените словосочетание человеческая личность, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. • Замените словосочетание говорить радостно, построенное на основе подчинительной связи примыкание, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. Прежде всего вспоминаем, какие виды подчинительной связи существуют. Для этого ученики анализируют следующую таблицу.
Перечислим те сочетания слов, которые не рассматриваются как подчинительные словосочетания: • сочетание подлежащего и сказуемого (я ушел, папа вернулся); • фразеологизмы (не на жизнь, а на смерть; как кур в ощип); • сочетание служебного слова со знаменательным (около школы, словно друг). Тренировочные упражненияУпражнение 1. Запишите данные словосочетания в три столбика в соответствии с видом подчинительной связи. Крошечный медвежонок, незнакомая местность, невероятно интересно, сидеть вполоборота, на краю тарелки, тетрадь Вани, случайно узнать, умеющий (уметь) говорить, на опушке леса, морская пучина, хижина охотника, лечь навзничь, индивидуальный подход, абсолютно справедливо, рассмотреть (рассматривающий) цветок, фотография друга, вернувшись (вернуться) домой, фиксирующий (фиксировать) события. – Замените словосочетания на опушке леса, хижина охотника, тетрадь Вани, построенные на основе подчинительной связи управление, синонимичными словосочетаниями со связью согласование. Напишите получившиеся словосочетания. Упражнение 2. Прочитайте текст. Представим себе бескрайний летний лес с его то затухающим, то вновь нарастающим, бесконечно широким шумом, с тревожными редкими вскриками то ли дятлов, то ли зайчат, с едва уловимым звоном комариных оркестров. И вдруг в этот широкий вселенский шум будто вплетается пение какой-то удивительно музыкальной птицы. Печальный и нежный голос пастушьего рожка так необходимо-естественен среди этих теплых лесов! Он ведет свою мелодию, и она, словно тонкая нить, связывает безбрежность мира с душой человека. (В.Белов) – Выпишите из второго предложения все словосочетания. Их должно быть 10. – Замените словосочетания комариные оркестры, вселенский шум, построенные на основе подчинительной связи согласование, синонимичными словосочетаниями со связью управление. Напишите получившиеся словосочетания. Упражнение 3. Прочитайте текст. Настоящий литературный талант немыслим без тяжкого, беспощадного труда, без всепоглощающей одержимости… Только одержимый может обладать стойким терпением ловца жемчуга, который, как говорил когда-то молодой Флобер, способен нырять в океанские глубины тысячекратно, чтобы только однажды вернуться не с пустыми руками…. Писателя должна необоримо манить страсть к этим океанским глубинам, где скрыты редчайшие жемчужины человеческого прозрения. А эти глубины принадлежали и принадлежат только сильным талантам. (Ю.Бондарев) – Определите тип связи в словосочетании человеческого прозрения. – Словосочетание человеческого прозрения замените синонимичным словосочетанием со связью управление. – Найдите и выпишите из текста словосочетание со связью согласование, которое можно заменить синонимичным словосочетанием со связью управление. (Океанские глубины.) Упражнение 4. Прочитайте текст. Надо уважать запятую. Союз «и» умаляет то, что следует за ним. Читатель привык, что «и» только слегка усиливает то, что ему известно до союза. О запятую он спотыкается… и готов воспринимать дальнейшее с новым вниманием. «Было пасмурно и неуютно». «Было пасмурно, неуютно». (В.Шукшин) – Определите виды связи в составном словосочетании (или в цепочке словосочетаний) надо уважать запятую. – Можно ли в этом тексте словосочетание воспринимать с вниманием заменить словосочетанием воспринимать внимательно? Мотивируйте свой ответ. Упражнение 5. Прочитайте текст. Человеку дается имя, когда он еще лежит в колыбели, и трудно представить, каким он вырастет, – будет «подобным ангелу», «победителем» или тихоней, «котенком». Только наивный человек может думать, что все Александры – это обязательно «защитники» и что благодаря имени они по характеру и судьбе отличаются от Михаилов, Антонов, Сергеев… Разумеется, имена здесь никакой роли не играют. (А.Пасхалов) – Замените словосочетание трудно представить, построенное на основе подчинительной связи примыкание, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. Д.А. ХАУСТОВА, |