Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №19/2009

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ

 

Образовательная технология преподавания
русского языка в старших классах

Я хочу рассказать об образовательной технологии преподавания русского языка в старших классах, которая позволяет добиться высоких устойчивых результатов в обучении школьников.

Несмотря на обилие учебных пособий, блестяще разработанных методических рекомендаций, справочной литературы, реальный уровень обученности русскому языку у выпускников школ, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Убеждена, что ни одна учебная программа не может обеспечить качественный результат сама по себе без включения в систему работы учителя.

В своей образовательной технологии я выделяю три составляющих, абсолютно равноценных, взаимодополняющих и взаимообуславливающих.

1. Создание осознанной учебной мотивации.

К окончанию основной школы ученик имеет своеобразный «ярлык» о предельно достижимом уровне собственной грамотности, подкрепленный учительской и родительской оценками. К тому же к этому возрасту, как правило, уже исчерпан ресурс воздействия на ученика общеизвестных истин о том, что «надо учиться». Соответственно, нужна новая мотивация, ориентированная на конкретного ученика, работающая «здесь и сейчас», позволяющая уйти от стереотипа оценки собственных возможностей. Я называю ее ситуативной мотивацией.

Работа ведется по следующим направлениям:

– повышение или коррекция самооценки учащихся;

– создание условий, позволяющих осознать востребованность знаний;

– привлечение к конструктивному диалогу родителей для решения общей задачи.

Я преподаю русский язык в старших классах, спрофилированных на Высшую школу экономики и Университет управления, где для большинства старшеклассников приоритетными школьными дисциплинами являются другие предметы. Но когда ученик начинает понимать, что грамотная устная и письменная речь является важнейшим условием реализации жизненных планов, независимо от будущей профессии и сферы деятельности, его отношение к занятиям в школе и – что очень существенно – к самообразованию меняется в лучшую сторону.

Формирование учебной мотивации охватывает урочную и внеурочную деятельность. Нельзя ограничиваться только уроками русского языка, потому что зачастую у детей формируется ошибочное представление о том, что уроки русского языка и окружающая их жизнь – непересекающиеся миры. Деловые игры, круглые столы, тематические классные часы, коллективные и индивидуальные беседы с учащимися и родителями – вот неполный перечень внеклассных мероприятий, помогающих учителю сделать из пассивных учеников-исполнителей активных соучастников учебного процесса. Если для учеников становится аксиомой мысль о том, что знания по русскому языку нужны не только для сдачи ЕГЭ, но и необходимы в ежедневной жизни, начиная с умения правильно сформулировать свои мысли, высказать и отстоять свое мнение и заканчивая потребностью отправить грамотную sms-ку любимой девушке, то заинтересованность в результате обучения резко возрастает.

2. Актуальное содержание учебного материала.

В качестве материала для упражнений в учебных пособиях предлагаются очень хорошие тексты публицистического и художественного стилей, подобраны примеры, помогающие приобщить школьников к образцам русского литературного языка. Однако опора только на эту языковую базу создает разрыв между предметом изучения и жизнью, особенно в представлении старшекласников.

Наши дети растут в другом информационном пространстве, в том числе и в другой языковой среде. Можно спорить до хрипоты о том, насколько это хорошо или насколько плохо, однако неразумно не принимать как данность тот факт, что активный речевой запас и востребованная форма письменной речи у современных учеников отличаются от предыдущих поколений. Считаю, что замена привычного учебного материала на другой, актуальный в объеме 15–20 % (без ущерба для знакомства с образцами отечественной словесности) позволяет не только активизировать внимание учащихся на уроках, но и помогает на практических примерах решать проблемы, связанные с культурой речи. Эти же реальные примеры из актуальной для школьников речевой среды служат для выработки орфографических и пунктуационных навыков, тренируют орфографическую наблюдательность, а иногда дают возможность написать исследовательскую работу.

Конечно, тексты с актуальной тематикой и проблематикой должны быть лишь дополнением к базовому содержанию, ни в коем случае не вместо него, но как элемент нашей совместной с учениками деятельности они помогают решать задачи сразу нескольких уровней и эффективно работают на конечный результат.

3. Элементы «нетрадиционной» методики.

Целью курса практического русского языка в общеобразовательных классах старшей школы является «систематизация и повторение изученного», так как изучение базового курса заканчивается в 9-м классе. Однако на практике получается, что не усвоенный ранее материал не дает возможности систематизировать знания, умения и навыки и работа для части учащихся похожа на строительство одной крыши без фундамента и стен самого дома. Поэтому я использую методику объяснения разделов русской орфографии и пунктуации, учитывающую несколько факторов одновременно:

1) «блоковую» подачу материала, рассчитанную на разный уровень подготовки учащихся;

2) неповторяющийся способ объяснения, учитывающий разницу в восприятии девочек и мальчиков;

3) учет преобладающего слухового или зрительного восприятия учащихся и создание ассоциативных связей.

Например, часть правила о чередующейся гласной в корне слова звучит так: «В корнях -бир- – -бер-, -мир- – -мер-, -дир- – -дер-, -пир- – -пер- и т.д. в корне пишется буква и, если после корня стоит суффикс -а-, если его нет, пишется буква е. Например, собирать – соберемся». Однако эту же часть орфограммы можно назвать «правилом осла»: собирать – Иа! Иа! Разные типы объяснений с таблицей и озвученными примерами помогают разным учащимся запомнить, а самое главное, применить правило на практике. Отсутствие запятой в сложносочиненном предложении с общим второстепенным членом предложения нужно объяснить наличием детерминанта, а еще можно привести для ассоциативного запоминания пример с коммунальной квартирой, где не ставится дверь (т.е. запятая) посередине общего коридора. И так далее.

Конечно, в такой методике есть отступления от традиционной, но много элементов придумано уже до меня, сама жизнь подсказывает учителям пути оптимизации учебного процесса.

Данная образовательная технология дает возможность достичь реальных результатов. В начале работы в качестве точки отсчета я провожу диктант повышенной сложности «на засыпку»: среди 80 учеников последнего выпуска в начале 10-го класса минимальное количество ошибок – 1/2, максимальное – 28/11. В конце 11-го класса диктант дается повторно: минимальное количество ошибок – 1/1, максимальное – 12/5. Реальные изменения видят и сами ученики.

Эти результаты не повод останавливаться на достигнутом, безусловно, есть нерешенные вопросы и проблемы, над которыми надо работать. Мне хочется, чтобы грамотных людей в нашей стране стало значительно больше!

В.В. КИРИЧЕНКО,
школа № 1479,
г. Москва,

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru