ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ
Образовательная технология преподавания
русского языка в старших классах
Я хочу рассказать об образовательной
технологии преподавания русского языка в
старших классах, которая позволяет добиться
высоких устойчивых результатов в обучении
школьников.
Несмотря на обилие учебных пособий, блестяще
разработанных методических рекомендаций,
справочной литературы, реальный уровень
обученности русскому языку у выпускников школ,
мягко говоря, оставляет желать лучшего. Убеждена,
что ни одна учебная программа не может
обеспечить качественный результат сама по себе
без включения в систему работы учителя.
В своей образовательной технологии я выделяю
три составляющих, абсолютно равноценных,
взаимодополняющих и взаимообуславливающих.
1. Создание осознанной учебной
мотивации.
К окончанию основной школы ученик имеет
своеобразный «ярлык» о предельно достижимом
уровне собственной грамотности, подкрепленный
учительской и родительской оценками. К тому же к
этому возрасту, как правило, уже исчерпан ресурс
воздействия на ученика общеизвестных истин о
том, что «надо учиться». Соответственно, нужна
новая мотивация, ориентированная на конкретного
ученика, работающая «здесь и сейчас»,
позволяющая уйти от стереотипа оценки
собственных возможностей. Я называю ее ситуативной
мотивацией.
Работа ведется по следующим направлениям:
– повышение или коррекция самооценки учащихся;
– создание условий, позволяющих осознать
востребованность знаний;
– привлечение к конструктивному диалогу
родителей для решения общей задачи.
Я преподаю русский язык в старших классах,
спрофилированных на Высшую школу экономики и
Университет управления, где для большинства
старшеклассников приоритетными школьными
дисциплинами являются другие предметы. Но когда
ученик начинает понимать, что грамотная устная и
письменная речь является важнейшим условием
реализации жизненных планов, независимо от
будущей профессии и сферы деятельности, его
отношение к занятиям в школе и – что очень
существенно – к самообразованию меняется в
лучшую сторону.
Формирование учебной мотивации охватывает
урочную и внеурочную деятельность. Нельзя
ограничиваться только уроками русского языка,
потому что зачастую у детей формируется
ошибочное представление о том, что уроки
русского языка и окружающая их жизнь –
непересекающиеся миры. Деловые игры, круглые
столы, тематические классные часы, коллективные
и индивидуальные беседы с учащимися и родителями
– вот неполный перечень внеклассных
мероприятий, помогающих учителю сделать из
пассивных учеников-исполнителей активных
соучастников учебного процесса. Если для
учеников становится аксиомой мысль о том, что
знания по русскому языку нужны не только для
сдачи ЕГЭ, но и необходимы в ежедневной жизни,
начиная с умения правильно сформулировать свои
мысли, высказать и отстоять свое мнение и
заканчивая потребностью отправить грамотную
sms-ку любимой девушке, то заинтересованность в
результате обучения резко возрастает.
2. Актуальное содержание учебного материала.
В качестве материала для упражнений в учебных
пособиях предлагаются очень хорошие тексты
публицистического и художественного стилей,
подобраны примеры, помогающие приобщить
школьников к образцам русского литературного
языка. Однако опора только на эту языковую базу
создает разрыв между предметом изучения и
жизнью, особенно в представлении
старшекласников.
Наши дети растут в другом информационном
пространстве, в том числе и в другой языковой
среде. Можно спорить до хрипоты о том, насколько
это хорошо или насколько плохо, однако неразумно
не принимать как данность тот факт, что активный
речевой запас и востребованная форма письменной
речи у современных учеников отличаются от
предыдущих поколений. Считаю, что замена
привычного учебного материала на другой,
актуальный в объеме 15–20 % (без ущерба для
знакомства с образцами отечественной
словесности) позволяет не только активизировать
внимание учащихся на уроках, но и помогает на
практических примерах решать проблемы,
связанные с культурой речи. Эти же реальные
примеры из актуальной для школьников речевой
среды служат для выработки орфографических и
пунктуационных навыков, тренируют
орфографическую наблюдательность, а иногда дают
возможность написать исследовательскую работу.
Конечно, тексты с актуальной тематикой и
проблематикой должны быть лишь дополнением к
базовому содержанию, ни в коем случае не вместо
него, но как элемент нашей совместной с учениками
деятельности они помогают решать задачи сразу
нескольких уровней и эффективно работают на
конечный результат.
3. Элементы «нетрадиционной» методики.
Целью курса практического русского языка в
общеобразовательных классах старшей школы
является «систематизация и повторение
изученного», так как изучение базового курса
заканчивается в 9-м классе. Однако на практике
получается, что не усвоенный ранее материал не
дает возможности систематизировать знания,
умения и навыки и работа для части учащихся
похожа на строительство одной крыши без
фундамента и стен самого дома. Поэтому я
использую методику объяснения разделов русской
орфографии и пунктуации, учитывающую несколько
факторов одновременно:
1) «блоковую» подачу материала, рассчитанную на
разный уровень подготовки учащихся;
2) неповторяющийся способ объяснения,
учитывающий разницу в восприятии девочек и
мальчиков;
3) учет преобладающего слухового или
зрительного восприятия учащихся и создание
ассоциативных связей.
Например, часть правила о чередующейся гласной
в корне слова звучит так: «В корнях -бир- –
-бер-, -мир- – -мер-, -дир- – -дер-, -пир- – -пер-
и т.д. в корне пишется буква и, если после
корня стоит суффикс -а-, если его нет,
пишется буква е. Например, собирать –
соберемся». Однако эту же часть орфограммы
можно назвать «правилом осла»: собирать
– Иа! Иа! Разные типы объяснений с таблицей
и озвученными примерами помогают разным
учащимся запомнить, а самое главное, применить
правило на практике. Отсутствие запятой в
сложносочиненном предложении с общим
второстепенным членом предложения нужно
объяснить наличием детерминанта, а еще можно
привести для ассоциативного запоминания пример
с коммунальной квартирой, где не ставится дверь
(т.е. запятая) посередине общего коридора. И так
далее.
Конечно, в такой методике есть отступления от
традиционной, но много элементов придумано уже
до меня, сама жизнь подсказывает учителям пути
оптимизации учебного процесса.
Данная образовательная технология дает
возможность достичь реальных результатов. В
начале работы в качестве точки отсчета я провожу
диктант повышенной сложности «на засыпку»: среди
80 учеников последнего выпуска в начале 10-го
класса минимальное количество ошибок – 1/2,
максимальное – 28/11. В конце 11-го класса диктант
дается повторно: минимальное количество ошибок
– 1/1, максимальное – 12/5. Реальные изменения
видят и сами ученики.
Эти результаты не повод останавливаться на
достигнутом, безусловно, есть нерешенные вопросы
и проблемы, над которыми надо работать. Мне
хочется, чтобы грамотных людей в нашей стране
стало значительно больше!
В.В. КИРИЧЕНКО,
школа № 1479,
г. Москва,
|