Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №19/2009

ЖИЗНЬ ЯЗЫКА

 

Как я провела лето

Впервые я всерьез задумалась о будущей профессии лет пятьдесят назад, когда учительница начальных классов поручила мне красным карандашом исправлять ошибки одноклассников. Знала бы я, чем обернется это увлекательное занятие… Давно уже каждая новая ошибка в тетради ученика вызывает досаду, а не радость охотника. Но это бы еще полбеды. Как мифический царь Мидас обращал в золото все, к чему прикасался, так для учителя все, что он читает и слышит, становится объектом проверки и, что еще хуже, вызывает желание все немедленно исправить. В юности я писала вежливые записочки водителям автобуса, призывавшим пассажиров оплачивать за проезд. Сейчас в московском транспорте стерильные дикторские голоса разъясняют необходимость пропускать проездные документы через валидатор – многословно, не очень понятно, но безусловно правильно. Стал ли мир лучше? Вряд ли, но это соображение редко нас останавливает.

Совсем не хотелось исправлять на рыночном прилавке кривовато написанное чудесное слово перцик. Или текст на красивом полиграфическом изделии – плакате с рекламой туристической фирмы: «Позвоните нам – и ваше путешествие станет мечтой». Сложнее было, когда в течение нескольких лет я по дороге на почту проходила мимо дома с большими красными буквами на стене: «Евреи вон из Росии!!!». Борьба в моей душе совершалась нешуточная: очень хотелось добавить если не запятую, то хотя бы вторую с. Благоразумие победило. Но вот когда мы с классом стояли в Севастополе перед памятником катерам, затонувшим в Великую Отечественную войну, я не удержалась и нарушила печальную торжественность минуты: «Только имейте в виду, смышленый пишется с одной н, а не как здесь!», – и в ответ получила: «Ну зачем вы на памятниках-то ищете!..». Поди объясни, что ничего не ищешь, что рада бы не видеть, но оно само… Я оправдывалась: о вашей же грамотности забочусь.

Время идет, но источник не иссякает. Вот впечатления последнего лета.

На Большой Полянке большое рекламное объявление: «Все для беременных от производителя».

На презентации программ некоей туристической фирмы показывают рекламный ролик – под фотографией счастливой семьи на фоне моря текст: «Без зазрения совести, от чистого сердца всем советуем отдыхать так, как отдыхаем мы». Пытаюсь объяснить сопровождавшей нас девушке, что именно означает выражение без зазрения совести. Девушка поджала губы: «Не хотите смотреть – могу выключить». И выключила.

А на другой день прихожу в пенсионный фонд и в ожидании своей очереди читаю все, что на стенах. Бегущая строка на электронном табло сообщает, что в соответствии с таким-то постановлением от такого-то числа предусмотренно повышение пенсии до таких-то размеров. А кругом расклеены листики А4 с напечатанными текстами. Я запомнила два. Первый выглядел так:

Берегите друг друга,
Ведь у мира мы – малая часть.
Вы кому то ответили грубо, –
Чья то жизнь
Сократилась на час!!!

Другой, более пространный, был написан прозой и заканчивался словами: «Если администратора, нет на рабочем месте, значит, он занят, более важными делами!!! Подождите…»

Выйдя из кабинета, где мне сообщили, что приезжала я напрасно и что с сегодняшнего дня все, что мне нужно, оформляется иначе и по другому адресу, я решила, что должна же быть какая-то польза от моего пребывания здесь, подошла к молодому человеку – администратору (он как раз находился на своем рабочем месте) – и сказала ему, что вокруг очень много ошибок и я могу помочь их исправить.

– Женщина! А вам-то что? – Не знаю, чего больше было в его голосе – изумления или раздражения.

– Ну, я думала, может, вам будет интересно… Все-таки государственное учреждение…

Он посмотрел на меня так, что я заторопилась и, пожелав ему всего хорошего, это государственное учреждение покинула.

Н.А. ШАПИРО,
г. Москва

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru