МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
10-й класс
Работа с текстом при изучении сложноподчиненных предложений
Прочитайте текст и выполните задания. 1) Степь. 2) Во все стороны далеко-далеко раскинулась земля родная – не покрытая ни строениями, ни лесами, ничем, кроме низкой поросли диких трав и сельских хлебов. 3) Ветер в степи как песни, и его можно слушать часами. 4) Днем, когда знойный воздух тяжел и неспокоен, только и слышен ветер. 5) И лишь вечером, когда воздушный океан, омывающий землю, постепенно успокаивается, в прозрачной тишине становятся слышны и другие звуки. 6) Много жизни в этих пустынных равнинах, называемых степью. 7) И среди голосов живой природы звучит в бескрайних просторах новая, не так давно ворвавшаяся в степной хор песня машин. 8) Прочно и неотъемлемо они вошли в степной пейзаж: 9) Куда бы ни забрели вы, по полям всюду журавлиному курлыканью и пению жаворонков вторит металлическая, мягкая, рокочущая песня машин. (В.Овечкин) А1. Определите тип речи и стиль текста. 1) Художественный, повествование; 2) научный, описание; 3) публицистический, описание; 4) художественный, описание; 5) художественный, описание с повествованием. А2. Определите тему текста. A3. Определите основную мысль текста. А4. Сформулируйте и запишите микротемы текста. А5. Определите средства связи предложений 1-го абзаца. 1) Местоимение; 2) семантический ряд; 3) синонимы; 4) лексический повтор. А6. Как связаны предложения 2-го абзаца? 1) Синонимы; 2) лексический повтор; 3) антонимы; 4) семантический ряд. А7. Укажите предложения третьего абзаца, которые связаны личным местоимением. 1) 6 и 7; 2) 7 и 8; 3) 8 и 9. А8. Из предложений 1–2 выпишите инверсию. А9. Во втором абзаце укажите номер односоставного безличного предложения или части сложного предложения. А10. Из второго абзаца выпишите художественные средства. Сравнение: _____________________. Эпитеты: _______________________. Метафора: ______________________. Перифраз: ______________________. А11. Из третьего абзаца выпишите выразительные средства. Метафоры: _________________________. Гипербола: _________________________. Олицетворение: _____________________. Эпитеты: ___________________________. A12. Укажите слово, которое обозначает «Описание природы». А13. Как называется первое предложение текста? А14. Из текста выпишите слова с чередующимися гласными в корне. А15. Во втором абзаце укажите предложения(е) с составным именным сказуемым. А16. Какой частью речи является слово днем? А17. Из абзаца 1-2 выпишите все частицы. А19. Укажите номера сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными. А20. Укажите номер сложноподчиненного предложения с придаточным определительным. А21. Из предложений 2-го абзаца выпишите словосочетания с примыканием. А22. Укажите способ образования слова омывающий. А23. Из третьего абзаца выпишите сложное предложение, одна часть которого – безличное предложение. А24. Из предложений 7–9 выпишите притяжательное прилагательное. А25. Замените словосочетание в бескрайних просторах на словосочетание с управлением. А26. Среди предложений 3-го абзаца укажите номер простого предложения с обособленным определением. А27. Среди предложений 3-го абзаца укажите номер предложения с несколькими рядами однородных членов предложения. Н.А. ЗАЙЦЕВА, |