Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №20/2009

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

 

9-й класс

 

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительнымии изъяснительными

Контрольная работа

ЧАСТЬ 1

Прочитайте предложения и выполните задания А1–А14.

А. Рассказывают люди о том, что после войны фронтовик надумал голыми руками пруд копать возле своего дома.

Б. Долгие годы копал, а как закончил дело, принялся по берегу пруда деревья сажать.

В. О человеке, к которому я направился, ходят легенды.

Г. У дома Николая Григорьевича Шахтарина, что стоит неблизко от железной дороги, я остановился пораженный.

А1. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

1) А, Б, В, Г; 2) В, А, Б, Г; 3) Г, В, А, Б; 4) Г, В, Б, А.

А2. Какие грамматические основы верно указаны в одном из предложений?

A) Люди рассказывают, пруд копать;

Б) закончил дело, принялся сажать деревья;

B) ходят легенды, я направился;

Г) я остановился, стоит неблизко.

A3. Какая характеристика соответствует предложению Г?

1) Бессоюзное сложное;

2) сложносочиненное;

3) сложноподчиненное;

4) бессоюзное сложное и сложноподчиненное.

А4. Какой частью речи является слово возле в предложении Г?

1) Местоимение; 2) наречие;

3) частица; 4) предлог.

А5. В каком ряду фамилии расположены строго в алфавитном порядке?

1) Гринев, Шалашнов, Савельев;

2) Шахтарин, Швабрин, Широкобоков;

3) Муравьев, Михайлов, Мартынов;

4) Яковлев, Пушкин, Соколов.

А6. В каком слове произносится звук [с]?

1) Просьба; 2) позже;

3) косьба; 4) неблизко.

А7. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква е?

1) Р_сницы, л_генда, бл_снуть;

2) бл_стать, ч_ствовать, оз_ро;

3) бл_стающий, зам_рать, зам_реть.

А8. Найдите верное объяснение слитного написания слова неблизко в предложении Г.

1) Нет противопоставления с союзом а;

2) нет поясняемого слова с приставкой или частицей ни;

3) без не не употребляется;

4) можно подобрать синоним без не.

А9. Найдите слова, от которых можно образовать краткую форму.

1) Пораженный;

2) желанный;

3) незваный;

4) нежданный.

А10. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) К двум тысячам тридцати прибавить четыреста восемьдесят;

2) много вишен;

3) опытные шоферы;

4) не ложите портфели на парту.

А11. Укажите предложения, в которых допущены ошибки в употреблении деепричастного оборота.

1) Сидя у окна, бабушка сматывала шерсть в клубок.

2) Открывая дверь, она тихонько скрипнула.

3) Очутившись на Красной площади, взоры невольно обращаются к Успенскому собору.

4) Принимая участие в олимпиаде, перед тобой открываются огромные возможности.

А12. Какое лексическое значение слова голыми в предложении А?

1) Не имеющий на себе одежды;

2) не имеющий на себе покрова, нагой;

3) чистый, без всяких примесей;

4) перен., данный сам по себе, без добавлений, без прикрас.

А13. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении Б./p>

1) Сложносочиненное предложение с противительным союзом а и бессоюзное;

2) бессоюзное сложное предложение, состоящее из двух простых предложений;

3) простое предложение с однородными членами, в которых первое и второе сказуемое соединены противительным союзом а;

4) сложносочиненное предложение с противительным союзом а, вторая часть этого предложения имеет однородные сказуемые.

А14. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые предложения Г?

1) Запятыми выделяются уточняющие члены предложения;

2) запятыми выделяется придаточное изъяснительное, стоящее в середине главного;

3) запятыми выделяется придаточное определительное, стоящее в середине главного;

4) запятыми отделяются однородные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами.

А15. В каком предложении используется приложение?

ЧАСТЬ 2

Прочитайте текст и выполните задания В1–В8.

1) Пруд, очертания которого с трудом угадывались под снегом, был не так велик. 2) Были на берегу ели, сосны, тополя, кедры, не такие высокие, какими рисовала их фантазия. 3) Только те из них, что успели уже окрепнуть, налиться силой, не просто росли. 4) Каждое на своем ровном стволе, как медаль на груди, несло небольшую овальную жестяную табличку с фразой, начало которой повторялось везде дословно: «Пусть растет в честь Аркадия Андреевича Шалагинова. Погиб под Москвой в 1942 году».

5) Деревья долговечней людей. 6) Я знаю, что придут люди поклониться деревьям-памятникам. 7) Придут и постоят молча на этой аллее, где у каждого дерева – свое имя. (По В.Булычеву)

В1. Определите основную мысль текста.

1) Пруд был не так велик.

2) Деревья долговечней людей.

3) Каждое на своем ровном стволе, как медаль на груди, несло небольшую овальную жестяную табличку с надписью.

4) Деревья-памятники.

В2. В каком предложении заключена мысль о том, что необходимо увековечить память о фронтовике Аркадии Андреевиче Шалагинове?

В3. Определите стиль и тип речи.

1) Художественный, описание и повествование;

2) публицистический, повествование и рассуждение;

3) художественный, описание, повествование, рассуждение;

4) разговорный, описание, повествование, рассуждение.

В4. Найдите в тексте предложение, в котором есть сравнительный оборот.

1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 4.

В5. Какие грамматические средства использованы автором в тексте?

1) Прилагательные в сравнительной степени;

2) предложения с прямой речью;

3) безличные предложения;

4) сравнения.

В6. Укажите номера сложноподчиненных предложений с придаточными определительными во всем тексте.

В7. Начертите схему шестого предложения. Определите вид придаточного.

В8. Какую роль выполняет первое предложение во втором абзаце?

С1. Напишите небольшое сочинение-рассказ с обрамлением о фронтовой жизни ветерана, с которым вы когда-либо встречались.

Н.А. ЗАЙЦЕВА,
пос. Жуково,
Смоленская обл.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru