МЕТОДИЧЕСКИЕ
РАЗРАБОТКИ
Практическое применение технологии
проектной деятельности на уроках русского языка
Тема: «Односоставные предложения»
Методика проекта может быть применена
краткосрочно и долгосрочно. Для организации
проектной деятельности на уроке предлагается
технология под названием «Развитие критического
мышления через чтение и письмо» (РКМЧП). Один из
ее принципов – не делать за человека, не решать
за него проблемы, а разбудить его собственную
активность – как нельзя лучше подходит для
развития исследовательских навыков учащихся.
Один из вариантов проведения урока – работа над
теоретической статьей, содержащей разные точки
зрения на учебную тему и – как итог работы на
уроке – составление кластера, который содержит
основные выводы по теме.
Я расскажу о другом варианте проведения
урока-проекта, который возможно использовать при
подготовке как урока русского языка (иногда
приходится подбирать научный текст), так и урока
литературы (возможно использование текста
учебника).
Технология РКМЧП использует базовую модель:
вызов – осмысление – рефлексия (вызов –
процесс актуализации знаний и формирование
интереса к его изучению; осмысление –
получение новой информации и осознавание ее; рефлексия –
стадия включения нового знания в собственную
систему знаний).
На уроке возможно следующее: класс разбивается
на группы, каждая группа учащихся получает одну
часть научного текста и готовится представить
теоретический материал в виде рисунка, схемы или
таблицы. Затем они выполняют практическую и
творческую часть задания. После представления
работы каждой группы все слушатели получают
(например, на следующем уроке) весь материал в
виде общей таблицы или схемы.
Полнота восприятия обеспечивается за счет
неоднократного прочтения материала,
представления его в устной и письменной форме и
графической записи, которая отсеивает все
лишнее. Индивидуализация обучения
обеспечивается набором предлагаемых каждой
группе заданий, оказанием консультаций,
стимулированием творческой активности
школьников.
Проведение урока-проекта по русскому языку с
использованием материала учебника возможно,
например, при изучении темы «Односоставные
предложения» (8-й класс). (Приложение № 1:
«Технологическая карта проекта».) Класс
разбивается на группы в зависимости от
количества изучаемых групп предложений (на 5 – с
назывными, на 4 – с главным членом сказуемым).
Каждая группа готовит объяснение материала об
одном из видов односоставных предложений,
выбирая примеры из 20–30 предложений,
подготовленных учителем. (Приложение № 2.) Затем,
используя полученные знания, учащиеся создают
текст-миниатюру. (Приложение № 3.) Подобные
задания позволят учителю исподволь приучать
учащихся к самостоятельной работе с учебным
материалом. Практическим результатом урока (а
для урока-проекта это непременное условие)
станет, например, сводная таблица с краткими
теоретическими записями и самыми яркими
примерами, выбранными проектантами. (Приложение
№ 4.)
Одним из принципов работы по новым технологиям
является изменение взаимоотношений «учитель –
ученик»: на уроке учителю – в идеале –
достается роль координатора. Конечно, вначале,
когда учащиеся только начинают проектную
деятельность, учителю приходится помогать
ученикам формулировать тему, цели и задачи
проекта, вместе систематизировать материал.
Начиная следующий проект, учащиеся уже более
самостоятельно готовят материалы для него.
Приложение № 1
Технологическая карта проекта по теме
«Односоставные предложения»
№ п/п |
Этап проектной деятельности |
Алгоритм деятельности
учащихся |
Алгоритм деятельности
учителя |
1 |
Поисково-исследовательский этап |
Знакомство с целями и задачами
проекта. Анализ теории и разработка схемы
односоставного предложения |
Формулирование целей и задач.
Руководство деятельностью учащихся |
2 |
Технологический этап |
Из предложенных текстов выбрать
те предложения, о которых группа готовит
сообщение |
Корректирует и контролирует
выполнение |
3 |
Практическая реализация проекта |
Создание собственного
(творческого) текста на заданную тему |
Направляет и контролирует
выполнение |
4 |
Внесение необходимых изменений |
Анализ текстов, внесение
исправлений |
Корректирует деятельность |
5 |
Презентация проекта |
Представление проекта; само- и
взаимооценка работ |
Помогает готовить презентацию,
формулировать выводы |
Приложение № 2
Выберите односоставные предложения для
презентации из следующих текстов:
1. Первые книги Руси. До изобретения печатного
станка их переписывали и заботливо хранили. Чаще
всего книги сберегались в монастырях и церквях.
Здесь же их переплетали. Тут же пряли нити для
сшивания холстов.
2. Волшебная осень парков. Дивная тишина.
Бредешь по извилистым тропинкам и ощущаешь
необыкновенную легкость. Тихо. Чуть сыровато.
Листья словно повисают в воздухе. Хочется
сказать садовнику, чтобы он их не подметал.
Приятно слышать легкий шелест листвы. Но как
поймаешь дыхание осени?
Вот девочка подняла голову и следит за полетом
листа. Рядом женщина под зонтом*. В ее руках книга. Но ей не
читается.
3. Не торопись, не спеши, подождем.
Забудем на миг неотложное дело.
Смотри: ожила трава под дождем,
И старое дерево помолодело.
(К.Симонов)
Приложение № 3
Созданная учащимися миниатюра может быть
похожа на следующую, написанную группой,
представлявшей назывные предложения.
Вечернй город. Он твой, если тебе уютно в
многолюдном потоке.
Яркие огни витрин. Легкий стук каблучков.
Улыбка незнакомой девушки. Свет фар. Вокруг
непрерывное движение. Моя живая ночная Москва.
Приложение № 4
Вариант сводной таблицы на тему
«Односоставные предложения»
Вид предложения |
Способ выражения главного
члена |
Примеры |
Назывное |
Им. падеж сущ. или местоимения |
Дивная тишина. |
* Предложения дают
возможность сообщить о научной дискуссии,
являются ли назывными те предложения, которые
начинаются с обстоятельства.
И.А. ШЕВЦОВА,
гимназия № 1538,
г. Москва
|